Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Слюдянка 21 июля 2011 года Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего федерального судьи Жулидовой Н.Г., с участием истца помощника Иркутского транспортного прокурора Восточно - Сибирской транспортной прокуратуры Малых Н. Ю., представителя ответчика негосударственного дошкольного образовательного учреждения « Детский сад № 213 ОАО «РЖД» - в лице заведующей Корытовой Н. В., при секретаре Сидоровой В.Л, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-879-11 по иску Иркутского транспортного прокурора Восточно- Сибирской транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к негосударственному образовательному учреждению « Детский сад № 213 ОАО «РЖД» о возложении на ответчика обязанности обеспечить разработку примерного меню питания детей в соответствии с требованиями действующего законодательства, У с т а н о в и л : В обоснование искового заявления и уточнении к нему прокурор указал, что в соответствии с планом работы на 2 квартал 2011 года с привлечением главного специалиста эксперта Роспотребнадзора ФИО1 проведена проверка соблюдения норм санитарного законодательства в негосударственном дошкольном образовательном учреждении « Детский сад № 213 ОАО «РЖД», юридический адрес: "АДРЕС". В результате проверки выявлено, что в детском учреждении по адресам "АДРЕС" допущены нарушения санитарных норм и правил содержания детей в детских учреждениях. В нарушении п.п. 16.9, 16.10, 16.14 « Санитарно - эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» ( далее СанПин 2.4.1.2660-10) перспективное меню не приведено в соответствие с формой, утвержденной СанПин 2.4.1.2660-10 ( приложение 9). В перспективном меню указаны дата, прием пищи, наименование блюд, не указаны номер рецептурной карты блюд, масс пропорции, содержание пищевых веществ( белки, жиры, углеводы), энергетическая ценность (калорийность), содержание витаминов В1, В2, С, минеральных веществ кальция, железа. Отсутствие меню с указанием содержания пищевых вещетсв, энергетическойценности и содержания витаминов создает угрозу безопасности здоровья детей, которые в силу своего возраста самостоятельно не могут защищать в суде свои законные права и интересы. В судебном заседании истец помощник Иркутского транспортного прокурора Восточно - Сибирской транспортной прокуратуры Малых Н. Ю. поддержала исковые требования в полном объеме, уточняя, что дети проводят в саду длительное время около 10 часов в сутки, физиологические потребности детей в основных пищевых веществах и энергии должны неукоснительно соблюдаться. Нарушения в организации питания детей отрицательно отражаются на статусе растущего организма. Представитель ответчика негосударственного дошкольного образовательного учреждения « Детский сад № 213 ОАО «РЖД» в лице заведующей Корытовой Н. В. исковые требования признала, указывая, что СанПин 2.4.1.2660-10 « Санитарно - эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» действуют с 2010 года, поэтому администрация дошкольного образования принимает все меры к тому, чтобы разработать примерное меню в соответствии с требованиями санитарных норм. Содействие в этом им оказывает Восточно-Сибирский территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту. В этих целях разрабатываются меню, проводятся соответствующие консультации в Иркутском государственном медицинском университете. Трудности в разработке меню возникли из-за режима 10-часового пребывания детей в саду и отсутствия в связи с этим ужина. Заслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52- ФЗ « О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» в образовательных учреждениях независимо от организационно- правовых норм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. В силу ст. 51 Закона Российской Федерации от 19 июля 1992 года № 3266-1 « Об образовании» образовательное учреждение обязано создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательное учреждение. Требования СанПин 2.4.1.2660-10 « Санитарно - эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровления в дошкольных организациях независимо от их вида, организационно- правовых форм и форм собственности. В п. 16.9 «Санитарно - эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» указана примерная форма примерного меню в Приложении 9 настоящих санитарных норм. В соответствии с положениями п. 16.10 «Санитарно - эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» примерное меню должно содержать информацию о количественном составе основных пищевых веществ и энергии по каждому блюду, приему пищи, за каждый день и в целом за период его реализации Обязательно приводят ссылки на рецептуры используемых блюд и кулинарных изделий в соответствии со сборниками рецептур. Наименование блюд и кулинарных изделий, указываемых в примерном цикличном меню, должны соответствовать их наименованиям, указанным в используемых сборниках рецептур. В соответствии с положением п. 16.14 СанПин 2.4.1.2660-10, в целях профилактики недостаточности микронутриентов ( витаминов и минеральных веществ ) в питании детей круглогодично используют пищевые продукты, обогащенные микронутриентами, в том числе быстрорастворимые ( инстантные) витаминизированные напитки. При этом обязательно проводится количественная оценка содержания витаминов в суточном рационе питания. В нарушении указанных выше требований закона в негосударственном дошкольном образовательном учреждении « Детский сад № 213 ОАО «РЖД» нет меню, которое бы соответствовало приложению № 9 СанПин 2.4.1.2660-10, утвержденного 20.12. 2010 года, в котором должны быть указаны не только витамины и минеральные вещества, но и содержание в граммах белков, жиров и углеводов. Из справки по соблюдению требований закона к качеству и безопасности пищевых продуктов в детских образовательных учреждениях главного Восточно - Сибирского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту следует, что перспективное меню не приведено в соответствие с формой, утвержденной СанПин 2.4.1.2660-10 ( приложении 9) ), нарушение п.п. 16.9, 16.10, 16.14 СанПин 2.4.1.2660-10. По данным накопительной ведомости за период 29.03.2011 г -11.04.2011 г фактический рацион не соответствовал рекомендуемому набору продуктов, так овощей получено 152, 52 г, отклонение - 107, 48 г. ( норма 260г), творога получено 24, 11г, отклонение - 15,89 г ( норма 40 г), сока получено 60,91 г, отклонение - 39,09 г ( норма 100г) нарушение п. 16.8 СанПин 2.4.1.2660-10 ( л.д. 39) В судебном заседании установлено и не оспаривалось представителем ответчика, что перспективное меню действительно не приведено в соответствие с формой, утвержденной СанПин 2.4.1.2660-10 ( приложение 9). Тот факт, что отсутствие меню с указанием содержания в нем необходимых пищевых веществ, витаминов и т.д. влечет ненадлежащую организация питания детей, а соответственно отрицательно отражается на физиологическом развитии каждого ребенка, сомнения не вызывает, поскольку это очевидно, что полноценное питание составляет основу жизнедеятельности организма, определяет возможность переносить заболевания, физические и психоэмоциональные нагрузки. Ошибки в организации питания детей дошкольного возраста могут повлечь функциональные расстройства растущего организма, т.е. напрямую отрицательно отразиться на здоровье детей. Таким образом, у суда есть все основания признать, что отсутствие меню нарушает права детей на здоровое питание. Сам факт длительности пребывании детей в саду в соответствии с учредительными документами учреждения не освобождают администрацию от обязанности сбалансировать меню или организовать ужин в дошкольном образовании, что следует из письма руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 01/4340-1-32 « О разъяснении требований санитарных правил СанПин 2.4.1.2660-10. Руководствуясь ст. ст. 194 -197 ГПК РФ, РЕШИЛ: Иск Иркутского транспортного прокурора Восточно- Сибирской транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к негосударственному образовательному учреждению « Детский сад № 213 ОАО «РЖД» о возложении на ответчика обязанности обеспечить разработку меню питания детей в соответствии с требованиями действующего законодательства удовлетворить. Возложить на негосударственное образовательное учреждение « Детский сад № 213 ОАО «РЖД» обязанность обеспечить разработку меню питания детей в соответствии с требованиями действующего законодательства и СанПин 2.4.1.2660-10 ( приложение № 9). Взыскать с негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 213 ОАО «РЖД» государственную пошлину в размере 4000 рублей. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья : подпись Копия верна судья