Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 12 июля 2011 года город Слюдянка Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ореховой В.В., единолично, при секретаре Шведовой А.Ю., с участием старшего помощника прокурора Слюдянского района Афанасьевой Е.И., представителя Службы занятости населения Иркутской области Некрыловой Т.Д. по доверенности от 13.06.2011 г., ответчика Воронкова Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-813/11 по иску прокурора Слюдянского района, действующего в интересах субъекта Российской Федерации (Иркутской области) к Воронкову Ю. А. о взыскании денежных средств, третьи лица не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Министерство финансов Иркутской области, Центр занятости населения Иркутской области, У С Т А Н О В И Л: В обоснование иска указано, что 19.07.2010 г. между Воронковым, являющимся безработным, и ОГУ ЦЗН Слюдянского района заключен Договор № ***с «О предоставлении субсидии на организацию самозанятости безработного гражданина и создания дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан». Согласно Договору гражданину 12.10.2010 г. были перечислены денежные средства в размере 117600 рублей - субсидии на развитие малого предпринимательства и самозанятости в размере 58800 рублей, а также на создание дополнительных рабочих мест в размере 58800 рублей. Воронков зарегистрирован в качестве ИП 19.08.2010 г. Вместе с тем ответчик не выполнил п. 2.1.6 Договора, а именно: в течение 3-х месяцев с момента получения субсидии не представил в Центр занятости документы, подтверждающие произведенные в соответствии с бизнес-планом затраты. Согласно п. 3.1 Договора в случае нарушения гражданином условий, установленных при ее предоставлении, субсидия подлежит возврату в 30-дневный срок с момента выявления нарушения. Однако предложение ОГКУ ЦЗН в добровольном порядке вернуть денежные средства ответчик не исполнил. Как указано в иске, предоставление субсидии осуществлялось в рамках федеральной программы по реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ. Принятое Правительством Иркутской области постановление № 9-пп от 01.02.2010 г. определяло, что обеспечение мероприятий программы осуществляется за счет средств областного бюджета, включая субсидии из областного бюджета, и возлагалось на Службу занятости населения Иркутской области. В связи с неисполнением Воронковым обязательств по возврату в бюджет области полученных финансовых средств субъекту РФ - Иркутской области причинены убытки в размере 117600 рублей. В судебном заседании старший помощник прокурора Афанасьева Е.И. от исковых требований в части взыскания с гражданина Воронкова в бюджет Иркутской области денежных средств, предоставленных в виде субсидии на организацию самозанятости безработного гражданина в размере 58800 рублей, отказалась. Отказ от иска принят судом, о чем вынесено определение. В остальной части Афанасьева Е.И. иск поддержала по тем основаниям, что Воронков не исполнил условия Договора, поскольку не создал дополнительное рабочее место. Действительно, в декабре 2010 года был заключен Трудовой договор с гражданином ФИО1, однако фактически данный гражданин до настоящего времени не трудоустроен, за него не уплачиваются страховые взносы. В Центр занятости с предложением трудоустроить иного лица, состоящего на учете в качестве безработного, ответчик не обращался. Таким образом, имеет место нецелевое использование бюджетных средств. Представитель Министерства финансов Иркутской области ФИО2, действующий на основании доверенности от 28.12.210 г., исковые требования просил удовлетворить и указал, что на Службу занятости населения Иркутской области, как исполнительный орган государственной власти Иркутской области, возложены обязанности по распределению лимитов бюджетных обязательств между получателями бюджетных средств. Постановлением Правительства Иркутской области от 19.02.2010 г. № 20-пп предусмотрено, что в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, субсидии подлежат возврату в областной бюджет в тридцатидневный срок с момента выявления нарушения. Таким образом, ответчиком субъекту РФ (Иркутской области) причинены убытки. ФИО2 просил дело рассмотреть в отсутствие представителя Министерства финансов Иркутской области. Представитель Службы занятости населения Иркутской области Некрылова Т.Д. исковые требования в части взыскания с ответчика денежных средств в размере 58800 рублей, то есть предоставленной субсидии на создание дополнительных рабочих мест, полагала подлежащими удовлетворению по тем основаниям, что предоставленная гражданину Воронкову субсидия являлась целевой и предоставлялась на условиях, обусловленных Договором. Так, Воронков принял на себя обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности сохранять дополнительно созданные рабочие места на период не менее одного года со дня внесения записи в ЕГРИП. Ответчик нарушил условия договора, так как принятый им работник фактически не был трудоустроен, о данном факте Центр занятости Воронков не известил. В этом случае субсидия подлежит возврату в областной бюджет в тридцатидневный срок, что ответчиком не было исполнено. Ответчик Воронков суду пояснил, что действительно им была получена субсидия по договору от 19 июля 2010 года в размере 117600 рублей. Он произвел затраты на организацию предпринимательской деятельности, о чем имеет соответствующие платежные документы. Однако данные документы не предоставил в установленный Договором срок в Центр занятости, полагая, что Центр сам запросит необходимые документы. В настоящее время претензий от Центра занятости к нему не имеется, так как он отчитался на всю сумму по предоставленной субсидии по самозанятости. Кроме того согласно Договору он обеспечил рабочим местом гражданина ФИО1 - принял его на работу в качестве бухгалтера. Однако ФИО1 не пожелал работать, на работу не являлся, в связи с чем заработная плата ему не выплачивалась, страховые взносы за него не вносились. Трудовой договор с ФИО1 не расторгнут по той причине, что тот на работу он не является, сам же Воронков его не разыскивал. Он (ответчик) в Центр занятости по вопросу трудоустройства иного гражданина, состоящего на учете в качестве безработного, не обращался. Вместе с тем с иском о взыскании денежной суммы в размере 58800 рублей не согласен, поскольку он создал дополнительное рабочее место, и его вины в том, что работник не желает работать, нет. Заслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление прокурора Слюдянского района подлежащим удовлетворению на основании следующего. Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует гражданам как свободу труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, так и право на защиту от безработицы и право на социальное обеспечение (статья 34, часть 1; статья 37, части 1 и 3; статья 39, часть 1). В силу указанных конституционных положений в их взаимосвязи с положениями статей 7 (часть 2), 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункт "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции РФ установление государственных гарантий социальной защиты от безработицы, включая правовые основания обеспечения такой защиты и механизм ее осуществления, круг лиц, на который она распространяется, условия и порядок предоставления, относится к компетенции законодателя. В связи с чем законодатель, реализуя предоставленные ему полномочия по регулированию данной сферы общественных отношений, определил в Законе РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы. Защита от безработицы, как следует из положений вышеуказанного Закона, обеспечивается государством посредством разработки и осуществления мер по содействию полной, продуктивной и свободно избранной занятости и предотвращения возможной безработицы, а также специальных мер, направленных на нейтрализацию нежелательных последствий, связанных с потерей работы, и социальной поддержки граждан, не имеющих работы и заработка (трудового дохода) и официально признанных безработными. В силу ст. 7 ч.2 ФЗ 1032-1 Правительство Российской Федерации в связи с осложнением ситуации на рынке труда в отдельных субъектах Российской Федерации вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда этих субъектов Российской Федерации. В соответствии с вышеуказанной нормой права постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 за № 1011 утверждены «Правила предоставления в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений - 19.07.2010 г.). Настоящими «Правилами…» определялся порядок и условия предоставления в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации. В п.2 пп. «е» «Правил…» указано, что субсидии предоставляются на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих следующие дополнительные мероприятия (далее - региональные программы) - содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. В целях принятия мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в Иркутской области Правительством Иркутской области принято постановление от 01.02.2010 N 9-пп "Об утверждении Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Иркутской области на 2010 год". Основанием для разработки Программы явились нормативные акты - Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации". В п. 3 «Программы…» указано, что финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, включая предоставленные областному бюджету субсидии из федерального бюджета. В соответствии с Программой уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области, ответственным за реализацию мероприятий Программы, является Служба занятости населения Иркутской области. Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан осуществляется путем предоставления субсидий индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг, ранее являющимся безработными гражданами, а также юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) - производителям товаров, работ, услуг, созданным гражданами, ранее являющимися безработными, в целях возмещения затрат, связанных с развитием самозанятости безработных граждан и стимулированием создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан (абз. 13 п.3 «Программы…»). Постановлением Правительства Иркутской области от 19.02.2010 N 20-пп утвержден «Порядок реализации мероприятий Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Иркутской области на 2010 год". Согласно п. 40 «Порядка…» размер субсидии на реализацию данного мероприятия определяется исходя из суммы 12-кратной максимальной величины пособия по безработице без учета районного коэффициента. Размер субсидии увеличивается на сумму 12-кратной максимальной величины пособия по безработице без учета районного коэффициента за каждого безработного гражданина, трудоустроенного на дополнительно созданное рабочее место в рамках технико-экономического обоснования проекта (бизнес-плана) (далее - бизнес-план). Судом установлено, что гражданин Воронков, "ДАТА" рождения, был поставлен на учет в ОГУ ЦЗН Слюдянского района (учредителем которого согласно Уставу является СЗН Иркутской области) в качестве нуждающегося в государственной услуге содействия в поиске подходящей работы, вследствие чего 22.03.2010 г. заведено Личное дело № *** (л.д. 9). 19.07.2010 г. независимая комиссия в составе членов - начальника отдела торговли малого и среднего предпринимательства и муниципального заказа управления экономики администрации МО Слюдянский район; начальника сектора кредитования юридических лиц УДО № *** Шелеховского ОСБ № ***; начальника отдела по социально-экономическому развитию, малому бизнесу и потребительскому рынку комитета по экономике и финансов администрации Байкальского городского поселения; временно замещающей должность директора ОГУ ЦЗН Слюдянского района; начальника отдела содействия трудоустройству ОГУ Ц311 Слюдянского района вынесла Итоговый протокол. Как следует из Протокола, рассмотрев представленный Воронковым Ю.А. бизнес-план на тему "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" с созданием дополнительного рабочего места, личное дело получателя государственных услуг, комиссия решила: заключить с Воронковым договор по представлению субсидии на организацию предпринимательской деятельности с созданием дополнительного рабочего места (л.д. 35). В связи с чем 19.07.2010 г. ОГУ Центр занятости населения Слюдянского района (далее - Центр занятости) заключил с Воронковым Договор № ***с «О предоставлении субсидии на организацию самозанятости безработного гражданина и создания дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан» (л.д. 37-39). Согласно п. 1.1, предметом договора являлось предоставление Центром занятости Воронкову субсидии на организацию самозанятости, а также предметом договора являлась организация гражданином, ранее являющимся безработным, предпринимательской деятельности (открытие собственного дела) и создание дополнительного рабочего места для трудоустройства безработных граждан на условиях настоящего Договора. Пунктом 2.2.1 Договора предусматривалась обязанность Центра занятости о перечислении гражданину субсидии в размере 117600 рублей в месячный срок после государственной регистрации физического лица в качестве ИП. При этом согласно п. 2.1.3 Воронков был обязан организовать в соответствии с бизнес-планом одно дополнительное рабочее место в течение 14 дней, направить в Центр занятости сведения о потребности в работниках (п.2.1.3); трудоустроить на дополнительно созданные рабочие места безработных граждан, направленных Центром занятости (п.2.1.4); сохранять созданные дополнительные рабочие места в рамках выполнения обязательств, предусмотренных п. 2.1.7 Договора № ***с (п. 2.1.8), то есть в срок не менее 12 месяцев. Кроме того, согласно п. 2.1.6 Договора, гражданин обязан был предоставить в Центр занятости в течение 3-х месяцев со дня получения субсидии документы, подтверждающие произведенные в соответствии с бизнес-планом затраты (договоры, счета-фактуры, копии чеков, кассовые чеки, копии трудовых договоров в случае создания дополнительных рабочих мест, документы, подтверждающие затраты на дополнительно созданные рабочие места и др.). Договором было предусмотрено, что он вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует в течение года с даты получения Свидетельства о государственной регистрации юридического лица в качестве ИП (п. 4.3 Договора). Договор № ***с вступил в законную силу с момента его подписания сторонами. Воронков был ознакомлен с условиями Договора, принял данные условия, что подтверждено наличием его подписи в данном документе. Во исполнение Договора № ***с Воронков 19.08.2010 г. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, о чем выдано Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве ИП серии 38 № *** (л.д. 40); поставлен как ИП на учет в налоговом органе на территории РФ (л.д. 41). Кроме того, ИПБОЮЛ Воронков заключил с ФИО1 Трудовой договор сроком действия с 22.12.2010 г. (на неопределенный срок), согласно которому гражданин принимался на работу к ИП в качестве бухгалтера (л.д. 49). 10.09.2010 г. Воронковым подано заявление о предоставлении субсидии на организацию предпринимательской деятельности (л.д. 13). Факт исполнения Центром занятости своих обязанностей по перечислению ответчику денежных средств в размере 117600 рублей ответчик не отрицал, и подтвержден Актом о выполнении условий договора от 08.07.2011 г., подписанного сторонами, платежным поручением № *** от 12.10.2010 г. (л.д. 45). Вместе с тем, в ходе осуществления Центром занятости контроля установлено невыполнение ИП Воронковым условий Договора № ***с. Так, Центром занятости было установлено, что за работника ФИО1 не зачисляются страховые взносы в пенсионный фонд. Из пояснений ответчика Воронкова следовало, что данный гражданин фактически у него не работает, в связи с чем страховые взносы за него не платятся. Данный факт подтвержден сообщением Управления пенсионного фонда в Слюдянском районе, согласно которому за 2011 год ИП Воронков не производил отчисления по страховым взносам за работников. Кроме того Воронков не отрицал, что в Центр занятости с предложением трудоустроить иного безработного гражданина он не обращался. Данное обстоятельство суд расценивает как нарушение Воронковым условий Договора № ***с, поскольку полученная им субсидия на создание дополнительного рабочего места не была использована по назначению. Так, заработная плата безработному гражданину не начисляется, страховые взносы за него не вносятся за период более полугода. Позицию Воронкова, полагавшего отсутствие в его действиях вины, суд находит несостоятельной, поскольку ответчик не поставил в известность Центр занятости об отказе ФИО1 заниматься трудовой деятельностью; а также о том, что у него (ответчика) фактически имеется свободное рабочее место. Пунктом 3.1 Договора № ***с предусматривалось, что в случае нарушения гражданином условий, установленных при ее предоставлении, субсидия подлежит возврату Гражданином в областной бюджет в тридцатидневный срок с момента выявления нарушения. В связи с чем 02.03.2011 г. (т.е. по истечении 3-х месяцев со дня получения субсидии) Центр занятости обратился к Воронкову с Претензией о неисполнении условий договора, в котором обязывал ответчика предоставить финансовый отчет по использованию субсидии либо возврате в областной бюджет денежных средств в размере 117600 рублей (л.д. 67). Доказательств, свидетельствующих о возврате ответчиком в областной бюджет денежных средств, предоставленных гражданину на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработного гражданина в размере 58800 рублей, суду не представлено. Вместе с тем суд находит требование Областного государственного учреждения Центр занятости населения Слюдянского района законными на основании следующего. Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ определено, что субсидия - имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг (ст. 1). За нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, статьей 289 Бюджетного кодекса РФ предусмотрена ответственность, а именно: наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации. При этом из смысла статьи 289 БК РФ следует, что нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Согласно ст. 49 «Порядка реализации мероприятий Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Иркутской области на 2010 год", утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 19.02.2010 N 20-пп в случае неиспользования (неполного использования) субсидии, а также в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, субсидии подлежат возврату в областной бюджет в тридцатидневный срок с момента выявления нарушения. Таким образом, судом установлено, что субсидия, предоставленная гражданину Воронкову на создание дополнительного рабочего места, была использована им не по назначению. То есть денежные средства были использованы ответчиком не на создание дополнительного рабочего места, поскольку принятый им работник фактически не был трудоустроен; средства субсидии были направлены не на производство оплаты труда данного работника и соответствующих страховых выплат. Принимая во внимание назначение предоставляемых государством бюджетных средств (субсидии), суд находит, что с ответчика Воронкова подлежат взысканию денежные средства в виде предоставленной субсидии в полном объеме - 58800 рублей. В силу ст. 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб). Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В связи с тем, что субъект Российской Федерации - Иркутская область - понес убытки в размере 58800 рублей, указанная сумма подлежит возмещению с ответчика Воронкова. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Вместе с тем Воронков не предоставил доказательств, свидетельствующих об отсутствии его вины по неисполнению условий ст. 2.1.3, 2.1.4, 2.1.5, 2.1.6, 2.1.8 Договора, то есть обязательств, определенных сторонами договора. Согласно статье 103 части 1 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с тем, что истец был освобожден от уплаты государственного сбора на основании п. 19 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, в сумме 1964,00 рубля. На основании изложенного, руководствуясь ст.253 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора Слюдянского района, действующего в интересах субъекта Российской Федерации (Иркутской области), к Воронкову Ю. А. о взыскании денежных средств, третьи лица Министерство финансов Иркутской области, ОГУ Служба занятости населения Иркутской области удовлетворить. Взыскать с Воронкова Ю. А. в бюджет Иркутской области денежные средства в размере 58800 (пятьдесят восемь тысяч восемьсот) рублей 00 копеек. Взыскать с Воронкова Ю. А. в доход государства государственную пошлину в размере 1964,00 (одна тысяча девятьсот шестьдесят четыре) рубля 00 копеек. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течение десяти дней с момента изготовления решения в окончательной форме. Судья: