03 августа 2011 года город Слюдянка Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ореховой В.В., при секретаре Шведовой А.Ю., с участием истца Павлова В.О., представителей ответчика ОГУ «Центр занятости населения Слюдянского района» Некрыловой Т.Д., действующей на основании доверенности от 01.02.2011 г., Горбуновой Г.Н., действующей на основании доверенности от 19.07.2011 г., представителя Думы МО Слюдянский район Титовой Н.Л., действующей на основании доверенности от 22.07.2011 г. б/н, рассмотрев гражданское дело № 2-875/11 по исковому заявлению Павлова В.О. к Областному государственному учреждению «Центр занятости населения Слюдянского района» о признании права на получение среднего месячного заработка в течение четвертого месяца после увольнения и обязании ответчика выдать соответствующую справку, компенсации морального вреда, 3-е лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Дума муниципального образования Слюдянский район, У С Т А Н О В И Л: В первоначальном и уточненном исковом заявлении истец просил признать право на получение среднего месячного заработка в течение четвертого месяца после увольнения и обязать ответчика выдать соответствующую справку, возместить моральный вред в размере 500000 рублей. В обоснование иска указал, что 10 февраля 2011 г. он был уволен из МУ Дума МО Слюдянский район по п.2 ст. 81 Трудового кодекса РФ, где проходил муниципальную службу в должности консультанта (по сокращению штата работников организации). Он (истец) был поставлен на учет в ЦЗН Слюдянского района, регулярно являлся в Центр для регистрации, однако вакансий для трудоустройства не было. Согласно справке ЦЗН за ним (истцом) в течение трех месяцев сохранялась средняя заработная плата. 14 июня 2011 года в выдаче справки за четвертый месяц было отказано. Ответчик свой отказ мотивировал тем, что Слюдянский район не относится к районам Крайнего Севера и приравненных к нему местностям. В связи с чем положения ст. 318 ТК РФ в данном случае не могут быть применимы. Он (истец) полагает данную позицию ошибочной, поскольку государственные гарантии в виде обязании по выплаты средней заработной платы на период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев, сохраняются в районах, где начисляется районный коэффициент и процентная надбавка. В Иркутской области данные надбавки к заработной плате имеются. В судебном заседании истец Павлов настаивал на удовлетворении исковых требований по вышеуказанным доводам и основаниям. Павлов также пояснил, что исключительность случая заключается в том, что он не был трудоустроен в течение трех месяцев, его супруга занимается бизнесом, однако доходов от своей деятельности не имеет, в настоящее время он находится в трудном материальном положении, поскольку имеет обязательства по ипотечному кредиту. Представители ОГУ «Центр занятости населения в Слюдянском районе» Некрылова и Горбунова исковые требования не признали по тем основаниям, что Слюдянский район не относится к районам Крайнего севера и приравненных к нему местностям. В связи с чем при разрешение настоящего спора применение ч.2 ст. 318 ТК РФ недопустимо. Кроме того, Павлов был уволен по сокращению численности штата, а не по ликвидации предприятия. Центр правомерно руководствовался положениями ст. 178 ТК РФ, при котором выплата среднего заработка уволенному по сокращению численности штата работнику производится за два месяца со дня увольнения, и в исключительных случаях - за третий месяц. При этом, согласно позиции Верховного суда РФ за работником сохраняется право на получение заработной платы в течение четвертого месяца после увольнения, если работник был уволен по ликвидации предприятия или реорганизацией юридического лица. Павлов же был уволен по сокращению численности штата Думы МО Слюдянский район. К тому же, Центр занятости может только выдать соответствующую справку, но выплата среднего заработка будет производиться непосредственно работодателем, в связи с чем именно к Думе МО Слюдянский район и должен был обратиться с иском Павлов. Представитель Горбунова также пояснила, что Павлов после увольнения встал на учет в ЦЗН Слюдянского района, получал пособие от Центра занятости в течение трех месяцев - с 10 февраля по 10 мая 2011года. 11 мая 2011 года Павлову назначено пособие по безработице в размере 5580 рублей, денежные средства перечислены на его счет. 12 мая 2011 года Павлов обратился с заявлением о выдаче справки за третий месяц по сохранению за ним среднего месячного заработка по тем основаниям, что встал на учет в течение двух недель с момента увольнения, не был трудоустроен. Данная справка гражданину была выдана, поскольку имелись основания для удовлетворения заявления. 15 июня 2011 года Павлов вновь обратился в Центр занятости, так как полагал, что имеются основания для сохранения за ним права на получение среднего месячного заработка за четвертый месяц, о чем просил выдать справку. Центр занятости в письменном виде дал мотивированный ответ об отказев выдаче справки, не усмотрев исключительность случая. Представитель Думы МО Слюдянский район Титова в исковых требованиях просила отказать и также полагала, что при настоящем споре следует руководствоваться положениями ст. 178 ТК РФ, так как Слюдянский район не находится в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях. В соответствии с данной нормой права при увольнении работника по п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ средний заработок сохраняется за работником только за два месяца после увольнения, и в исключительных случаях - за третий месяц. В настоящее время оснований для оплаты Павлову за четвертый месяц среднего заработка у работодателя не имеется, поскольку Центр не выдал соответствующую справку, то есть не подтвердил наличие у Павлова данного права. Центр занятости не нарушал трудовых прав истца, в связи с чем нет оснований для удовлетворения требований о компенсации морального вреда. Суд, проверив материалы дела и доказательства по нему, пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям. Судом установлено, что 10 февраля 2011 года Павлов В.О. был уволен с должности консультанта Думы МО Слюдянский район по п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ на основании Распоряжения № *** от 10.февраля 2011 г., о чем в трудовой книжке истца имеется запись за № *** (л.д.10). 17 февраля 2011 года Павлов В.О. обратился в Центр занятости населения Слюдянского района как лицо, ищущее работу, предоставил необходимый пакет документов, в связи с чем Центром было заведено Личное дело № ***. Павлов оспаривает действия Центра занятости населения Слюдянского района, который в нарушение требований ст. 318 ТК РФ не представил справку о сохранении за работником среднего заработка за четвертый месяц после увольнения. Отказ ответчика, полагавшего необходимым в данном случае применять положения ст. 178 ТК РФ суд находит необоснованным по следующим основаниям. В силу ст. 178 Трудового кодекса РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Однако в силу ст. 318, предусматривающего государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя. Постановлением Совета Министров СССР 10 ноября 1967 г. за № 1029 утвержден «Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях". Слюдянский район Иркутской области в данном Перечне не поименован. Вместе с тем, 04 февраля 1991 года Совет министров РСФСР принял Постановление № 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера". Согласно данному нормативному акту Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами предоставлялось право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществлялись за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов (п.13 Постановления). Пунктом 14 постановления указывалось на необходимость сохранения за работниками, высвобождаемыми в связи с реорганизацией, ликвидацией объединений, предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в районах и местностях, где надбавки выплачиваются в порядке и на условиях, определенных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. N 255, на период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев, непрерывный трудовой стаж и среднюю заработную плату по прежнему месту работы. Указанные выплаты должны были производиться за счет средств предприятий и организаций, высвобождающих работников. Из принятого 06 апреля 1972 года № 255 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС "О льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР" следовало, что в том числе к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР (за исключением районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, а также Койгородского и Прилузского районов Коми АССР) за непрерывный стаж работы на этих предприятиях, в учреждениях и организациях вводилась выплата процентных надбавок; определялся порядок и условия выплаты данных надбавок. В соответствии с Законом СССР "О Государственном плане экономического и социального развития СССР на 1986 - 1990 годы" и в целях закрепления кадров в южных районах Иркутской области и Красноярского края Совет Министров СССР и Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов 24 сентября 1989 года принял Постановление № 794 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края". Пунктом 1 постановил ввести выплату процентных надбавокк заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, которым выплата таких надбавок в настоящее время не установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка. Было указано, что надбавки к заработной плате выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. N 255 "О льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР". Таким образом, на территории Слюдянского района Иркутской области Федеральным законом предусматривались государственные гарантии и компенсации в виде начислений районных коэффициентов и процентных надбавок. Как следует из Федерального закона от 19.06.1996 N 78-ФЗ "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации", действовавшего до 01 января 2005 года (отмене в связи с принятием 22.08.2004 г. ФЗ № 122), предоставление государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих на Севере, в области занятости, оплаты труда, отпусков, жилищных отношений, компенсаций транспортных расходов, социального страхования, пенсионного обеспечения и других обеспечивается в соответствии с ЗакономРоссийской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Гарантии и компенсации лицам, работающим и проживающим на Севере, устанавливаются дифференцированно с учетом его районирования по дискомфортности условий жизнедеятельности населения. Федеральным законом гарантии и компенсации могут быть распространены на лиц, проживающих в иных районах с дискомфортными условиями проживания (ст.8). Федеральный закон РФ № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" был принят 19.02.1993. При этом п.3 Постановления ВС РФ от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" устанавливалось, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным вышеуказанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Кроме того статьей 13 Федерального закона № 78-ФЗ предусматривалось, что гарантии и компенсации лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленные законодательством Российской Федерации, предоставляются впредь до принятия федерального закона, определяющего гарантии и компенсации лицам, работающим и проживающим в районах с дискомфортными условиями проживания. Однако в настоящее время федеральный закон, регулирующий предоставление гарантий и компенсаций лицам, проживающим в районах с дискомфортными условиями, не принят. Таким образом, предоставление социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, но где выплачиваются районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, объясняется положениями ч. 2 ст. 423 Трудового кодекса РФ, согласно которой изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов. Таким образом, суд находит, что к спорным отношениям применимы положения ст. 318 ТК РФ. Из пояснений ответчика следовало, что Павлов обратился в Центр в месячный срок после увольнения (17 февраля 2011г.), в течение трех месяцев трудоустроен не был. Данные обстоятельства прослеживаются также из Личного дела Павлова за № ***; Павлов не трудоустроен до настоящего времени. В нарушение ст. 56 ГПК РФ истец не предоставил суду доказательств того, что в отношении гражданина Павлова не может быть сохранен средний заработок в течение четвертого месяца со дня его увольнения. Под исключительностью случая суд понимает отсутствие свободных вакансий по профессии истца в условиях региона с дискомфортными условиями жизнедеятельности населения. В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Суд находит, что в результате неправомерных действий ответчика Павлов был лишен возможности получить заработок за более длительный период отсутствия трудоустройства. В результате лишения права на получение государственных гарантий истец, не имеющий иного источника дохода и проживающий в регионе, где условия жизнедеятельности населения не являются комфортными, претерпевал определенные нравственные страдания, связанные с невозможностью надлежащего материального обеспечения семьи, в которой имеются несовершеннолетние дети. Таким образом, в результате незаконного лишения права на получение среднего заработка за четвертый месяц после увольнения истцу причинен моральный вред. С учетом требований ч. 2 ст. 151 и ст. 1101 ГК РФ суд приходит к убеждению, что компенсация морального вреда подлежит взысканию в сумме двух тысяч рублей, то есть в размере, позволяющем в достаточной степени восстановить душевное равновесие истца, а также способствовать его личному удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Павлова В.О. удовлетворить частично. Признать право Павлова В.О. на получение среднего месячного заработка в течение четвертого месяца после увольнения. Обязать Областное государственное учреждение «Центр занятости населения Слюдянского района» принять соответствующее решение и выдать документ, свидетельствующий о сохранении за Павловым В.О. средней заработной платы за четвертый месяц со дня увольнения, то есть за период с 10 мая 2011 года по 09 июня 2011 г. Взыскать с Областного государственного учреждения «Центр занятости населения Слюдянского района» в пользу Павлова В.О. компенсацию морального вреда в размере двух тысяч рублей. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме. Судья: