о признании незаконным бездействия КУМИ



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

         г.Слюдянка

                     

         04 августа 2011 года Слюдянский районный суд Иркутской области

в составе председательствующего судьи Жулидовой Н.Г.,

при секретаре Меркурьевой М.А.,

с участием ст. помощника прокурора Слюдянского района Афанасьевой Е.И.,

представителя администрации муниципального образования Слюдянский район- в лице председателя муниципального казенного учреждения « Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования Слюдянский район» - Стаценской Л.В., по доверенности от 30 марта 2011 г. № ***,

представитель заинтересованного лица ОАО « РЖД» - Бузунов А.И. действующий на основании доверенности от 06 декабря 2010 года № ***,

представителя заинтересованного лица глава Администрации Новоснежнинского муниципального образования Молчанов О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2- 918/11 по заявлению прокурора Слюдянского района в защиту интересов Новоснежнинского муниципального образования о признании незаконным бездействия Муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования Слюдянский район», выразившегося в неприятии в муниципальную собственность объектов, понуждении муниципального образования в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования Слюдянский район принять объекты сооружения в муниципальную собственность, включив в реестр объектов недвижимого имущества,

             Установил:

В обоснование исковых требований прокурор указал, что распоряжением Правительства РФ № 249-р от 28 февраля 2003г. с учетом предложений органов местного самоуправления Иркутской области, Минимущества России, согласованных с Минфином России, МПС России, Администрацией Иркутской области и ФГУП «Восточно- Сибирская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации» предусмотрена передача безвозмездно     в муниципальную собственность находящихся в хозяйственном ведении указанного предприятия объектов коммунально - бытового и социально - культурного назначения согласно приложений № 1и 2.

          Пунктом 2 распоряжения предписано Минимуществу России совместно с МПС России и органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований осуществить в установленном порядке передачу объектов, указанных в пункте 1 распоряжения.

          Приложением № 2 к распоряжению - «Перечень передаваемых в собственность муниципальных образований Иркутской области относящихся к федеральной собственности объектов социально- культурного и коммунально- бытового назначения, находящихся в хозяйственном ведении федерального государственного унитарного предприятия «Восточно- Сибирская железная     дорога Министерства путем сообщения Российской Федерации» муниципальному образованию «Слюдянский район» предусмотрена передача     здания водозабора ( инв. № ***),     здания водонапорной башни (инв. № ***), сетей водоснабжения протяженностью 6505, 5 м, сетей канализации протяженностью 7м, расположенных в "АДРЕС".

Проведенной проверкой установлено, что     вышеперечисленные объекты не внесены в реестр муниципальной собственности. В реестре объектов недвижимого имущества муниципального образования     Слюдянский район по состоянию на 1.01.2006г., 1.01.2011г. здание водозабора ( инв. № ***),     здание водонапорной башни (инв. № ***), сети водоснабжения протяженностью 6505, 5 м, сети канализации протяженностью 7м, расположенные в "АДРЕС", не значатся.

          Согласно договора № *** от 4 июля 2006г., заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом района и Новоснежнинским муниципальным образованием о передаче имущества в безвозмездное пользование, муниципальный район передал поселению имущество для выполнения возложенных на него полномочий в соответствии с требованиями ФЗ № 131- ФЗ, в числе которого водонапорная башня и здание     водозабора, расположенные в "АДРЕС". Договор действует до принятия закона области, в соответствии с которым имущество будет передано в порядке разграничения муниципального имущества в соответствии с требованиями ст. 85 ФЗ № 131- ФЗ.            

Кроме того, письмом от 19 февраля 2010г. за исх. № ***, направленным в прокуратуру района, Комитет по управлению муниципальным имуществом      администрации района сообщил,     что водонапорная башня и здание водозабора, расположенные в "АДРЕС", в реестре объектов недвижимого имущества     муниципального образования Слюдянский район не значатся, на балансе КУМИ администрации района не состоят.

          В силу ст. 690 ГК РФ право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит ее собственнику и иным лицам, управомоченным на то законом или собственником.

Бездействие муниципального образования Слюдянский район в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом ( в настоящее время Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям»), которому были переданы       согласно акта - приема передачи от 02.04.2002г. насосная станция, береговой водозабор, водонапорные башни, водопроводная напорно- разводящая сеть, самотечная канализационная сеть, расположенные в "АДРЕС" в соответствии с распоряжением Правительства № 249-р от 28.02.2003г., не принявшего мер к оформлению необходимой технической документации, не включившего объект недвижимости в реестр объектов недвижимого имущества муниципального образования Слюдянский район, нарушает интересы Новоснежниснкого муниципального образования.

Поскольку все вышеперечисленные объекты должны поступить в муниципальную собственность Новоснежниснкого муниципального образования в рамках разграничения имущества,     установленного ч 8 ст. 85 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».         Согласно пп.6 п.2 ст. 4 Закона области «О порядке согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядке направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Иркутской области уполномоченному органу государственной власти Иркутской области и перечне документов, необходимых для принятия правового акта Иркутской области о разграничении      муниципального имущества» для принятия закона Иркутской области о разграничении имущества между соответствующими муниципальными образованиями необходимы, в том числе, справки организации, осуществляющей государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности, о технических характеристиках и адресах предлагаемых к передаче объектов недвижимого имущества (в случае передачи отдельных помещений в зданиях), выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах муниципального образования, владеющего имуществом, подлежащим передаче, на предлагаемое к передаче недвижимое имущество, выданные не ранее чем за один месяц до их направления в уполномоченный орган.         

Поступление в муниципальную собственность недвижимого имущества, в частности, берегового водозабора, водонапорных башен, водопроводной напорно-разводящей сети, самотечной канализационной сети, и последующая их передача в соответствии с Законом области Новоснежнинскому муниципальному образованию не только позволит сохранить от разрушения, но и даст возможность использовать это имущество, что, в свою очередь, служит источником пополнения местного бюджета. Это выражается в арендных платежах за недвижимое имущество, налогах и сборах, поступающих от предпринимательской деятельности, осуществляемой с использованием объектов, поступивших в муниципальную собственность, это может быть продажа недвижимого имущества либо иные сделки с ним, предусмотренные действующим законодательством.

Не оформление права муниципальной собственности района на переданные объекты недвижимости создает препятствия для осуществления Новоснежнинским муниципальным образованием полномочий по решению вопросов местного значения, закрепленных ст. 14, 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Передача объектов ВСЖД осуществлялась в порядке разграничения государственной собственности на федеральную государственную собственность, государственную собственность субъектов РФ, муниципальную собственность. Данный порядок приобретения муниципальной собственности регулируется Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".

Согласно Постановлению объекты государственной собственности, указанные в приложении 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность. Оформление передачи данных объектов в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

     Из содержания Постановления Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 235 следует, что обязанность по передаче и принятию объектов определена императивно и не обусловлена возложением на передающую сторону дополнительных обязанностей в виде предоставления технической документации.

         В соответствии с п. 5 Положения о порядке передачи объектов социально- культурного и коммунально- бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность,утвержденного Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 235 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в государственную (муниципальную) собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема - передачи по утверждаемой Министерством строительства Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации форме.

         Согласно письма      заместителя главного инженера филиала ОАО «РЖД» ВСЖД      от 27.06.2011г. за исх. № *** в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28.02.2003г. № 249-р все указанные в нем объекты были переданы из федеральной собственности в собственность соответствующих муниципальных образований, в том числе, Слюдянского района. При этом, в соответствии с установленным порядком передавалась вся имеющаяся техническая документация.

Отсутствие надлежащего оформления передачи объектов недвижимости в муниципальную собственность не может служить основанием для отказа от приобретения собственником вещных прав на объекты муниципального имущества.

В судебном заседании помощник прокурора Слюдянского района Афанасьева Е.И. заявленные требования уточнила и пояснила, что здания водозабора и водонапорной башни не передавались в муниципальную собственность Слюдянского района, 30.11.2006 года были списаны Открытым акционерным обществом «Российские железные дороги». Поэтому прокурор просит удовлетворить заявленные требования только в отношении канализационной сети и сети водоснабжения.                                                                                 

Представитель администрации муниципального образования Слюдянский район- в лице председателя муниципального казенного учреждения « Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования Слюдянский район» - Стаценская Л.В., по доверенности от 30 марта 2011 г. № *** с требованиями прокурора Слюдянского района согласилась в части включения в реестр объектов муниципального имущества МО Слюдянский район :

- сети водоснабжения протяженностью 6 505, 5 метров

-сети канализации протяженностью 7 метров, расположенные в "АДРЕС".

Представитель заинтересованного лица глава Администрации Новоснежнинского муниципального образования Молчанов О.Н. полагал, что заявленные требования прокурора являются обоснованными.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица ОАО « РЖД» - Бузунов А.И. действующий на основании доверенности от 06 декабря 2010 года № ***, пояснил, что согласно распоряжения Правительства Российской федерации от 28.02 2003 года № 249 - р ФГУП « ВСЖД» должно было безвозмездно передать в муниципальную собственность Слюдянского района следующее имущество, находящееся на территории Слюдянского района в "АДРЕС" :

- здание водозабор;

- здание водонапорной башни;

-сети водоснабжения протяженностью 6505, 5 метров;

-сети канализации протяженностью 7м.

Фактически, согласно акту приема- передачи от 02.04.2002 года в муниципальную собственность Слюдянского района, безвозмездно было передано имущество:

- водопроводная напорно - разводящая сеть;

-самотечная канализационная сеть 7 м.

Что касается зданий водозабора и водонапорной башни постройки 1904 года, то данные объекты не передавались в муниципальную собственность Слюдянского района по причине ветхости. В 2003 году эти объекты вошли в уставной капитал ООО « РЖД» и поставлены на баланс учет ВСЖД - филиала ОАО «РЖД». 30.11.2006 года эти здания были списаны с бухгалтерского учета.

Суд, заслушав стороны, проанализировав представленные в дело доказательства, в их совокупности, приходит к выводу о том, что заявление прокурора Слюдянского района подлежит удовлетворению исходя из следующего.

Порядок передачи объектов в муниципальную собственность установлен Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 года № 235, в силу п. 5, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в государственную (муниципальную) собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема - передачи.      

В силу ст. 51 ч. 5 Федерального закона № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (часть пятая введена Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

Согласно «Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования Слюдянский район», утвержденного решением районный Думы от 23.01.2009г., разделом № 8 установлен порядок приема имущества в муниципальную собственность МО Слюдянский район, из пункта 4 которого следует, что прием в муниципальную собственность имущества от юридических и физических лиц осуществляется на основании перечня этого имущества, утвержденного постановлением мэра МО Слюдянский район, договора приема - передачи и акта приема - передачи.

Согласно распоряжения Правительства РФ № 249-р от 28 февраля 2003г. с учетом предложений органов местного самоуправления Иркутской области, Минимущества России, согласованных с Минфином России, МПС России, Администрацией Иркутской области и ФГУП «Восточно- Сибирская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации» предусмотрена передача безвозмездно     в муниципальную собственность находящихся в хозяйственном ведении указанного предприятия объектов коммунально - бытового и социально - культурного назначения согласно приложений № 1 и № 2. ( л.д. 10)

Приложением № 2 к распоряжению - «Перечень передаваемых в собственность муниципальных образований Иркутской области относящихся к федеральной собственности объектов социально- культурного и коммунально- бытового назначения, находящихся в хозяйственном ведении федерального государственного унитарного предприятия «Восточно- Сибирская железная     дорога Министерства путем сообщения Российской Федерации» муниципальному образованию «Слюдянский район» предусмотрена передача     здания водозабора ( инв. № ***),     здания водонапорной башни (инв. № ***), сетей водоснабжения протяженностью 6505, 5 м, сетей канализации протяженностью 7м, расположенных в "АДРЕС". ( л.д.9)

Согласно письма      заместителя главного инженера филиала ОАО «РЖД» ВСЖД от 27.06.2011г. за исх. № *** в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28.02.2003г. № 249-р все указанные в нем объекты были переданы из федеральной собственности в собственность соответствующих муниципальных образований, в том числе, Слюдянского района. При этом, в соответствии с установленным порядком передавалась вся имеющаяся техническая документация. ( л.д. 15)

В судебном заседании представитель заинтересованного лица ОАО « РЖД» - Бузунов А.И. уточнил, что во исполнения Распоряжения Правительства Российской Федерации, фактически, согласно акту приема - передачи от 02.04.2002 года в муниципальную собственность Слюдянского района, безвозмездно, были переданы водопроводная напорно - разводящая сеть, и самотечная канализационная сеть 7м.

Согласно справки от 26 июля 2011 года, выданной Иркутск- пассажирской дистанцией гражданских сооружений и водоснабжения, филиал ОАО «РЖД» Восточно- Сибирская железная дорога, объекты водонапорная башня № *** "АДРЕС" инв. № *** и водонапорная башня № *** "АДРЕС" инв. № *** вошли в Уставной капитал ОАО «РЖД» 30.09. 2003 года. Данные объекты числились на балансовом счете Иркутск-пассажирской дистанции гражданских сооружений и водоснабжения. 30.11.2006 года были списаны (л.д. 126).

            Из письма     от 19 февраля 2010г. исх. № ***, направленным в прокуратуру района, Комитетом по управлению муниципальным имуществом      администрации района следует, что водонапорная башня и здание водозабора, расположенные в "АДРЕС", в реестре объектов недвижимого имущества     муниципального образования Слюдянский район не значатся, на балансе КУМИ администрации района не состоят ( л.д. 12).

Согласно акта приема передачи жилищно-коммунального назначения, согласованного председателем Комитета по Управлению имущества Слюдянского района ФИО1 02.04.2002 года, а также согласованного мэром Слюдянского района ФИО2, объект : коммуникации и сети водоснабжения, находящийся в ведении Иркутск- пассажирской дистанции гражданских сооружений и водоснабжения передается УМП «Жилищно- коммунальное хозяйство» г. Байкальск, к которому прилагается акт технического состояния объектов жилищно-коммунального хозяйства, где указаны водопроводная напорно-разводящая сеть 6505, 5 м, и самотечная канализационная сеть 7м. (л.д. 92-100)

Из актов приемки- передачи основных средств от 2002 года, утвержденных заместителем начальника ВСЖД ФИО3, также следует, что Иркутск - пассажирская дистанция гражданских сооружений и водоснабжения ФГУП ВСЖД передала на баланс Байкальского ЖКХ водопроводную напорно-разводящую сеть, и самотечную канализационную сеть 7м. ( л.д. 102-105)

В то же время из реестра объектов недвижимого имущества муниципального образования Слюдянский район, по состоянию на 1 января 2006 года и по состоянию на 01 января 2011 года, следует, что объекты недвижимого имущества, а именно, сети водоснабжения протяженностью 6 505, 5 метров, сети канализации протяженностью 7 метров, в реестры не включены. ( л.д. 19 - 58)

Учитывая изложенное, судом установлен факт бездействия муниципального образования Слюдянский район в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям, выразившегося в не оформлении технической документации и не включении в реестр объектов недвижимого имущества муниципального образования Слюдянский район сетей водоснабжения протяженностью 6 505, 5 метров, сетей канализации протяженностью 7 метров, расположенные в "АДРЕС", Слюдянского района, Иркутской области, несоответствия данного бездействия требованиям указанных выше нормативно правовых актов и нарушения этим бездействием прав и законных интересов Новоснежнинского муниципального образования.

В связи с этим, суд учитывает доводы прокурора о том, что создаются препятствия для осуществления Новоснежнинским муниципальным образованием полномочий по решению вопросов местного значения, закрепленных ст. 14, 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

На основании вышеизложенного требования прокурора Слюдянского района являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь 258 ч.1, 2,3 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать      незаконным бездействие муниципального образования Слюдянский район в лице МКУ « Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования Слюдянский район», выразившееся в не оформлении технической документации и не включении в реестр объектов недвижимого имущества муниципального образования Слюдянский район сетей водоснабжения протяженностью 6505,5м, сетей канализации протяженностью 7м, расположенных в "АДРЕС".

        Понудить муниципальное образование Слюдянский район в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования Слюдянский район принять     в муниципальную собственность, включить в реестр     объектов недвижимого имущества сети водоснабжения протяженностью 6505,5м, сети канализации протяженностью 7м, расположенные в "АДРЕС".

В силу ч. 3 ст. 258 ГПК РФ в суд и муниципальному образованию должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья : подпись:

Копия верна. Судья: