о признании незаконным и отмене предписания



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 августа 2011 года                                                      город Слюдянка                                                                  

Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ореховой В.В., при секретаре Шведовой А.Ю.,

с участием заявителя - глава Быстринского муниципального образования Матеканист А.А., его представителя по доверенности от 09 августа 2011 года Мамедовой С.В.,

представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области Слюдянского МРО Кашина Е.И. по доверенности от 10 августа 2011 года за № ***, Фесик А.П. по доверенности от 27 января 2011 года за № ***,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-961/11 по заявлению главы Быстринского муниципального образования о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области, Слюдянского межрайонный отдел от 14 июля 2011 года,

У С Т А Н О В И Л:

Глава Быстринского муниципального образования Матеканист А.А. просил признать незаконным и недействительным Предписание № *** от 14 июля 2011 года государственного инспектора ветеринарного надзора Слюдянского межрайонного отдела Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области.

В обоснование заявления указал, что 15 июля 2011 года в администрацию Быстринского МО по факсимильной связи поступило вышеуказанное предписание. Из предписания следовало, что 14 июля 2011 года в 30 м от автодороги Култук-Монды в районе 13-го км (карьер) государственным инспектором Кашиным Е.И. были обнаружены биологические отходы (труп теленка 4-х месяцев), о чем составлен акт. Поскольку отходы расположены на территории Быстринского сельского поселения, в соответствии со ст. 9 Федерального закона «О ветеринарии», пунктов 1.4, 2,3 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов должностное лицо вынесло предписание, которым обязывало главу администрации:

1) ликвидировать свалку биологических отходов путем сжигания или уничтожения в Яме Беккари п.Талая, срок исполнения - немедленно;

2) предоставить акт, подтверждающий факт ликвидации указанно свыше свалки, в течение трехдневного срока.

Подлинник предписания в администрацию не поступал.

Он (глава Быстринского муниципального образования Матеканист А.А.) не согласен с выданным предписанием, поскольку в соответствии со ст. 18 ФЗ «О ветеринарии» ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы; также владельцы животных должны соблюдать установленные ветеринарно - санитарные правила перевозки и убоя животных. Ответственность за нарушение ветеринарного законодательства несут должностные лица и граждане, виновные в нарушении данного законодательства.

Он (заявитель) как глава сельского поселения не может нести ответственность за ненадлежащее исполнение ветеринарно-санитарных правил по уничтожению биологических отходов, так как не являлся владельцем животного; на администрацию поселения не возложены функции службы коммунального хозяйства по организации утилизации и переработки промышленных отходов. Кроме того, территория карьера находится в границах городских лесов.

В настоящее время по факту обнаружения трупа животного и непринятия мер по его утилизации административным органом решается вопрос о привлечении его (Матеканиста) к административной ответственности по ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ. В связи с чем, полагал заявитель, незаконно принятое предписание нарушает его права, поскольку в ходе административного производства он может быть признан виновным за неисполнение в срок законного предписания должностного лица.        

В судебном заседании Матеканист А.А., его представитель Мамедова С.В. заявление поддержали по изложенным доводам и основаниям.

Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области Фесик А.П. и Кашин Е.И. в удовлетворении заявления просили отказать по следующим основаниям.

Ликвидация несанкционированных свалок биологических отходов является важной мерой по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений. Согласно подпункту 18 пункта 1 статьи 14 вышеуказанного закона в обязанности главы муниципального образования входит организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Ссылка заявителя на то, что земли относятся к лесному фонду, не имеет оснований, так как согласно пункту 3.4 статьи 11 ФЗ№ 131 в состав территорий поселений входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Обязанность администрации по сбору и утилизации, уничтожения биологических отходов, охраны окружающей среды от загрязнения определена и пунктом 1.11 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» от 04.12.1995 г. № 13-7-2/469.

Кроме того, ранее глава Быстринского МО уже привлекался к административной ответственности по ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ в связи с неисполнением предписания от 27 мая 2011 года по факту обнаружения несанкционированной свалки биологических отходов. Поскольку до настоящего времени свалка не ликвидирована, имеется угроза возникновения чрезвычайных ситуаций; в связи с чем Управлением Россельхознадзора по Иркутской области направлено письмо прокурору Слюдянского района для принятия мер прокурорского реагирования.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению на основании следующего.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих").

14 июля 2001 года на территории Быстринского сельского поселения Слюдянского муниципального образования в 30 м от автодороги Култук-Монды в районе 13 км (в карьере) обнаружен труп теленка (возраст около 4 месяцев). Владельца животного установить не удалось. У трупа взят паталогический материал для исследования на сибирскую язву. По данному факту начальником Слюдянского МРО Россельхознадзора, государственным инспектором ветеринарного надзора Слюдянского МРО Россельхознадзора, заведующим лабораторией ветеринарно-санитарной экспертизы г.Слюдянка 14 июля 2011 года составлен Акт за № ***.

Согласно акту от 14 июля 2011 года, государственный инспектор ветеринарного надзора Слюдянского Межрайонного отдела Россельхознадзора Кашин Е.И. вынес главе Быстринского муниципального образования Матеканист А.А. предписание за № *** от 14 июля 2011 года по факту нарушений пунктов 1.5,1.8 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» от 04.12.1995 г. № 13-7-2/469. Руководствуясь пунктами 1.4, 2.4 «Правил…», должностное лицо обязало главу сельского поселения ликвидировать свалку биологических отходов путем сжигания или уничтожения в Яме Беккари в п.Талая, срок исполнения - немедленно; предоставить Акт о ликвидации свалки - в течение трех дней с момента получения предписания.

Вышеуказанное Предписание суд расценивает как акт должностного лица, содержащее властное волеизъявление; в силу ст. 254 ГПК РФ законность данного решения может быть оспорена в судебном порядке.

Как следует из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" (п.25), выяснению подлежат вопросы:

- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;

- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами;

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Обнаруженная 14 июля 2011 года свалка биологических отходов расположена на территории Быстринского сельского поселения, что видно из картографического описания границ Быстринского муниципального образования.

Наличие у государственного инспектора полномочий на вынесение обжалуемого предписания определено ФЗ от 14 мая 1993 года за № 4979-1 «О ветеринарии», Положением об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области, утвержденным Приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 29.04.2008 № 70.

Вместе с тем суд находит, что Предписание от 14 июля 2011 года выдано главе Быстринского муниципального образования Маиеканист А.А. незаконно и необоснованно по следующим основаниям.

Сбор, утилизация, уничтожение биологических отходов осуществляются в порядке, установленном Ветеринарно-санитарными правилами, утвержденными приказом Минсельхозпрода РФ от 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469, и принятыми в его развитие иными нормативными правовыми актами.

Пунктом 1.1 «Правил…» установлено, что данные правила являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями (в дальнейшем организациями) всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения. Биологическими отходами, в том числе, признаются трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных (п.1.2 абз 2).

Согласно пункту 1.3 Правил, владельцы животных, в срок не более суток с момента гибели животного, обнаружения абортированного или мертворожденного плода, обязаны известить об этом ветеринарного специалиста, который на месте, по результатам осмотра, определяет порядок утилизации или уничтожения биологических отходов.

Определяя порядок уничтожения биологических отходов, специалист отдела ветеринарного надзора в своем Предписании от 14 июля 2011 года обязательства по ликвидации свалки биологических отходов возложил на главу местного самоуправлении. Вместе с тем, пунктом 1.4 Правил определено, что обязанность по доставке биологических отходов для переработки или захоронения (сжигания) возлагается на владельца (руководителя фермерского, личного, подсобного хозяйства, акционерного общества и т.д., службу коммунального хозяйства местной администрации). Согласно п.2.3 Правил, сбор и уничтожение трупов диких (бродячих) животных проводится владельцем, в чьем ведении находится данная местность (в населенных пунктах - коммунальная служба).

Как следует из Акта № ***, 14 июля 2011 года был обнаружен труп теленка (то есть домашнего животного), владелец животного не установлен. Из пояснений главы администрации Матеканиста следовало, что в структуре органов Быстринского сельского поселения служба коммунального хозяйства не предусмотрена; служба Жилищно-коммунального хозяйства имеется только в ведении муниципального образования Слюдянский район.

Возражая против заявления, государственный инспектор указал, что обязанность по сбору и утилизации биологических отходов на главу органа местной власти предусмотрена Федеральными законами «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».

В силу пп.18 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года за № 131-ФЗ, п.1 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года за № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Устава Быстринского сельского поселения к вопросам местного значения относится, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Однако, как следует из п.1.5 «Ветеринарно-санитарных правил…», биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах. С введением настоящих Правил уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается (п.1.7); категорически запрещается сброс биологических отходов в бытовые мусорные контейнеры и вывоз их на свалки и полигоны для захоронения (п.1.8). Кроме того, наличие на территории Быстринского сельского поселения чрезвычайной ситуации в связи с обнаружением 14 июля 2011 года трупа теленка не установлено.

Кроме того суд учитывает следующее.

Согласно п.2 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года за № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Мероприятиями межпоселенческого характера по охране окружающей среды могут быть различные мероприятия, проводимые органами местного самоуправления, по соблюдению правил, норм и нормативов в области экологической безопасности. Исходя из смысла п.1 указанной статьи органы местного самоуправления поселений осуществляют только сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, их утилизация и переработка возложены на органы местного самоуправления муниципального района. Во исполнение возложенных полномочий органами местного самоуправления создаются пункты утилизации и переработки бытовых отходов, определяется порядок их деятельности. В ст. 87 Бюджетного кодекса РФ закреплено, что организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных) финансируется исключительно за счет средств местного бюджета (в данном случае - районного). Дополнительные обязанности возложены на органы местного самоуправления в области утилизации и уничтожения биологических отходов Ветеринарно-санитарными правиламисбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. 13-7-2/469.

Таким образом, суд находит, что Предписание государственного инспектора по ветеринарному надзору, направленное в адрес главы администрации Быстринского сельского поселения с требованием ликвидировать свалку биологических отходов не основано на законе, поскольку руководитель органа местного самоуправлении не является субъектом ответственности за неисполнение требований по сбору и утилизации биологических отходов - трупов домашних животных.

Кроме того, суд принимает во внимание следующее.

19 октября 1998 года Минсельхозприрода РФ принял приказ N 42 "Об усилении государственного ветеринарного надзора за сбором и утилизацией биологических отходов", которым предписывалось Главным государственным ветеринарным инспекторам субъектов Российской Федерации внести предложения в администрации субъектов РФ об утверждении соответствующими постановлениями: порядка сбора и утилизации биоотходов, где предусмотреть зоны обслуживания каждого ветсанутильзавода; планов строительства в этих зонах необходимого количества пунктов сбора биологических отходов (п.2.3); обязать все хозяйственные структуры, подконтрольные государственной ветеринарной службе, частных лиц - владельцев животных: организовать доставку биоотходов из пунктов сбора до ветсанутильзавода спецавтотранспортом, а при отсутствии такового осуществлять транспортом ветсанутильзаводов (п.2.4.3); расходы, связанные с транспортировкой трупов животных и других биоотходов, их хранением, экспертизой, использованием и уничтожением, относить в соответствии с "Положениемо проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании и уничтожении", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 1263 от 29.09.97г (п.2.4.4); издать приказы о порядке сбора и утилизации биоотходов с указанием ответственных по данному вопросу лиц (п.2.4.5).

Письмом Россельхознадзора от 23.01.2007 N ФС-СД-2/451 "О принятии мер по утилизации биоотходов", принятого в целях обеспечения эпизоотического благополучия по заразным болезням, в т.ч. общим для человека и животных, обязывалось: пунктом 4 проверить наличие разработанного муниципальными образованиями и хозяйствующими субъектами порядка сбора, хранения, транспортировки и захоронения (утилизации) биологических отходов; пунктом 5 провести совместно с органами управления ветеринарией субъекта Российской Федерации проверку соблюдения хозяйствующими субъектами, органами местного самоуправления ветеринарно-санитарных правил при осуществлении сбора, утилизации и уничтожении биологических отходов. Результаты проверки предписывалось рассмотреть в органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, выдавая предписание от 14 июля 2011 года, государственный инспектор ссылался на пункты 1.4, 2.3 «Ветеринарно-санитарных правил…»; на иные нормативные акты, обязывающие главу сельского поселения совершить действия по сбору и утилизации свалки биологических отходов, специалист отдела ветеринарного надзора не сослался.

В настоящем судебном заседании представителем Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области не предоставлено доказательств тому, что Предписание, выданное главе Быстринского сельского поселения Матеканист А.А. и обязывающее совершить определенные действия, основано на действующем законодательстве о ветеринарном надзоре. Так, не представлен порядок сбора, утилизации биологических отходов; порядок организации доставки биоотходов на пункты их утилизации, иные нормативные акты, возлагающие на главу сельского поселения обязанности по сбору и утилизации свалки биологических отходов домашних животных.

Таким образом, суд приходит к выводу, что должностным лицом - государственным инспектором ветеринарного надзора Слюдянского межрайонного отдела Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области Кашиным Е.И. 14 июля 2011 года в адрес главы Быстринского муниципального образования Матеканист А.А. было выдано Предписание № ***, не соответствующее требованиям закона, регулирующим правоотношения в области деятельности по обращению с биологическими отходами.

Руководствуясь ст.ст.258, 194-198, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление главы Быстринского муниципального образования (сельское поселение) Матеканист А.А. удовлетворить.

Признать незаконным и недействительным Предписание № *** от 14 июля 2011 года государственного инспектора ветеринарного надзора Слюдянского межрайонного отдела Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области, выданного главе Быстринского муниципального образования (сельское поселение) Матеканист А.А..

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течение десяти дней с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья: