Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 06 сентября 2011 года город Слюдянка Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ореховой В.В., при секретаре Шведовой А.Ю., с участием старшего помощника прокурора Слюдянского района Афанасьевой Е.И.. представителя Култукского городского поселения Азарова В.И. по доверенности от 31 декабря 2010 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-985/11 по заявлению прокурора Слюдянского района о признании незаконным бездействие главы Култукского муниципального образования, обязании совершить действия, У С Т А Н О В И Л: Прокурор просил признать незаконным бездействие главы Култукского муниципального образования по тем основаниям, что он не обратился с заявлением в Слюдянский отдел Госреестра по Иркутской области с заявлением о постановке на учет недвижимого имущества: артезианских скважин (водозаборных сооружений), расположенных по адресу: "АДРЕС", "АДРЕС", "АДРЕС", "АДРЕС", "АДРЕС"; "АДРЕС", "АДРЕС"; "АДРЕС", "АДРЕС"; помещения электробойлерных, расположенного по адресу: "АДРЕС", № ***,№ ***; тепловых сетей, расположенных в "АДРЕС", "АДРЕС", В обоснование заявления указано, что в реестре муниципального имущества Култукского МО значится 13 объектов недвижимости, из которых 5 объектов относится к объектам жилищно-коммунального комплекса: котельная "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", очистные сооружения в "АДРЕС" артезианские скважины в п.Култук, на которые зарегистрировано право муниципальной собственности. Вместе с тем на территории муниципального образования находятся еще 23 объекта коммунальной инфраструктуры, которые не имеют собственника, но используются предприятиями ООО "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", ООО "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", осуществляющими деятельность по предоставлению населению Култукского муниципального образования коммунальных услуг. Данные объекты не имеют собственника, не осуществляется их капитальный и текущий ремонт; предприятия, их использующие, не несут бремя их содержания. В связи с чем эксплуатация данных объектов нарушает интересы населения муниципального образования, поскольку ненадлежащее состояние бесхозяйного имущества в силу отсутствия собственника создает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, и как следствие - угрозу жизни и здоровью людей. Администрацией Култукского МО объявлен конкурс на право заключения договора безвозмездного пользования имуществом в целях оказания коммунальных услуг, где объектами торгов являются, в том числе объекты, не имеющие собственника. При этом администрация Култукского городского поселения не решает вопрос о постановке данных бесхозяйных объектов на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для решения в дальнейшем о признании муниципальной собственности на данные объекты. В судебном заседании Афанасьева Е.И. заявление поддержала в полном объеме и суду пояснила, что администрация не занимается выявлением бесхозяйных объектов, постановкой их на учет, хотя данную проблему уже должны были решать с 2006 года. Администрация свое бездействие объясняет отсутствием денежных средств на составление технических паспортов; однако орган местной власти не использовал все имеющиеся возможности для решения данного вопроса, в том числе не обращался в Правительство Иркутской области для получения субсидий. Бесхозяйные объекты расположены на территории Култукского городского поселения, в связи с чем финансирование программы по выявлению бесхозяйного имущества не может быть возложено на районную администрацию. Представитель Култукского МО Азаров В.И. не отрицал того, что на территории городского поселения имеются бесхозяйные объекты. Однако составление технических паспортов требует материальных затрат, таких денежных средств у поселения нет и администрация района не оказывает финансовую помощь в решении данного вопроса. Вместе с тем администрация Култукского муниципального образования не проявляла бездействия. Так, получив информацию в 2011 году о наличии на территории поселения бесхозяйных объектов, администрация провела работу, в результате которой на ряд объектов из названного прокурором перечня бесхозяйных объектов уже изготовлены технические паспорта, и на ряд объектов находятся в стадии изготовления. В настоящее время ведется необходимая работа, предшествующая бесхозяйных объектов на учет, которые были выявлены только в 2011 году в результате подготовительных мер районной администрации к проведению конкурса на право заключения договора безвозмездного пользования имуществом в целях оказания населению коммунальных услуг. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению на основании следующего. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 определено, что к бездействию органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.Как следует из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (п.25), при рассмотрении заявления выяснению подлежат вопросы: - имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; - соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами; - соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). Согласно Уставу муниципального образования Култукского городского поселения Култукское МО является самостоятельным муниципальным образованием, находится в границах Слюдянского муниципального района Иркутской области (ст.2 п.1 Устава). В состав территории поселения входят земли населенных пунктов: поселок Ангасольская, поселок железнодорожной станции Ангасолка, поселок железнодорожной станции Андрияновская, поселок Широкая, рабочий поселок Култук (ст.3 п.2 Устава). К вопросам местного значения поселения, в том числе относятся: организация в границах поселения электро-тепло-газо-водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (пп. 4,3 п.1 ст. 9 Устава). Органы местного самоуправления поселения вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, и не исключенные из их компетенции федеральными законами, законами Иркутской области, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений (п.2 ст. 9.1 Устава). Прокурор обратился в суд с заявлением об обжаловании бездействия органа местного самоуправления, который не совершил определенные действия в отношении бесхозяйных объектов, расположенных на территории муниципального образования. В силу ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Как усматривается из материалов дела - Реестра имущества, находящегося в муниципальной собственности Култукского городского поселения Слюдянского района (л.д.10), Списка водозаборных скважин, расположенных в р.п.Култук и п.Ангасолка (письмо ФГУНПГП "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" от 20 апреля 2010 года № *** на л.д. 11), Перечня муниципального имущества МО Слюдянский район, передаваемого в безвозмездное пользование Култукскому МО (приложение к Договору № *** передачи имущества в безвозмездное пользование от 04 июля 2006 года на л.д. ), Перечню объектов ЖКХ, расположенных на территории Култукского МО, подлежащих передаче по договору безвозмездного пользования (приложение к доверенности № *** от 18.07.2011г.), на территории Култукского муниципального образования расположены недвижимые объекты, которые не имеют собственников: артезианские скважины (водозаборных сооружений) по адресу: "АДРЕС", "АДРЕС", "АДРЕС", "АДРЕС", "АДРЕС", "АДРЕС"; "АДРЕС", "АДРЕС"; "АДРЕС", "АДРЕС"; помещения электробойлерных по адресу: "АДРЕС", № ***,№ ***; тепловые сети в "АДРЕС", "АДРЕС", Наличие данных бесхозяйных объектов на территории поселения представитель Култукской администрации Азаров не отрицал. В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, что нашло отражение и в п.п. 9 ч. 1 ст. 9 Устава Култукского МО. Вместе с тем, как указал прокурор, проверкой установлено, что вышеуказанные бесхозяйные объекты в силу того, что не имеют собственника, не содержатся надлежащим образом, их капитальный и текущий ремонт не проводится в установленные сроки. В связи с чем техническое состояние бесхозяйных вещей таково, что данные объекты создают угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, что повлечет негативные последствия для жизни и здоровья жителей Култукского городского поселения. Так, отсутствие у артезианских скважин собственника влечет невозможность обеспечения сохранности данных объектов и месторождения источника, что ставит под угрозу экологическое благополучие на территории Култукского МО и может привести к негативным последствиям для окружающей среды и населения. Доводы прокурора суд находит обоснованными, поскольку с учетом сложившейся обстановки принятие мер по безопасности вышеуказанных объектов, контроль за их состоянием, финансовое обеспечение, организация эксплуатации не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности данного имущества. Данное обстоятельство не исключает возможности возникновения чрезвычайной ситуации в случае, если объекты придут в ненадлежащее техническое состояние. Рассматриваемые объекты расположены в административных границах Култукского городского поселения, следовательно, бездействие администрации в части обращения в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии объектов на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положения ч. 3 ст. 225ГК РФ. Для решения вопроса о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь в силу части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей урегулированы «Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года N 580. Так, согласно пунктам 4,5 данного Положения, органы местного самоуправления должны обратиться в Федеральную регистрационную службу с заявлением о принятии на учет объекта недвижимого бесхозяйного имущества. В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Таким образом, появление у спорных объектов собственника, в том числе обращение данных объектов в муниципальную собственность, повлечет за собой обязанность данного собственника содержать имущество в надлежащем состоянии, что отразится на безопасности данных объектов, их использованию с учетом назначения. Следовательно, принадлежность спорных объектов определенному собственнику будет способствовать обеспечению безопасного проживания населения Култукского муниципального образования. В связи с чем бездействие администрации Култукского муниципального образования по непринятию мер по решению вопроса о бесхозяйных объектах являются незаконными. В силу ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав. Пункт 3 данной статьи возлагает на данный орган обязанность сообщить в суд и гражданину об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса. Руководствуясь ст.ст.258, 194-198, ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора Слюдянского района о признании незаконным бездействие главы Култукского муниципального образования, обязании совершить действия удовлетворить. Возложить па администрацию Култукского муниципального образования обязанность обратиться в Управление Федеральной Обязать главу Култукского городского поселения ФИО1 не позднее месячного срока со дня получения решения сообщить в суд и прокурору Слюдянского района об исполнении настоящего решения суда. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течение десяти дней с момента принятия решения в окончательной форме. Судья:
"АДРЕС", в "АДРЕС", "АДРЕС", в районе домов № ***,№ ***,№ ***; водопроводных сетей, расположенных
в "АДРЕС", "АДРЕС",
"АДРЕС"; "АДРЕС",
"АДРЕС", в районе домов № ***,№ ***,№ ***; здания насосной станции
подкачки с накопительной емкостью на котельную, здания нacoсной
станции подкачки с накопительной емкостью на водноразводящую сеть, pacпoложeнныx в "АДРЕС"; по указанным основаниям прокурор просил возложить па администрацию Култукского муниципального образования обязанность обратиться в Управление Федеральной
регистрационной службы с заявлением о постановке на учет вышеуказанных объектов бесхозяйного недвижимого имущества.
"АДРЕС", в мкр. Мясокомбинат по "АДРЕС", мкр. 4-ый участок, в районе домов 1,2,3; водопроводные сети
в "АДРЕС", мкр.«Автовнештранс» по "АДРЕС", Лесников,
Автомобилистов; "АДРЕС", мкр.«Мясокомбинат» по "АДРЕС",
мкр.4-ый участок, в районе домов ],2,3; здания насосной станции
подкачки с накопительной емкостью на котельную, здания нacoсной
станции подкачки с накопительной емкостью на водноразводящую
сеть в п.Aнracoлкa; здания котельной «Автовнештранс» по "АДРЕС".
регистрационной службы с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества: артезианских скважин (водозаборных сооружений), расположенных по адресу: "АДРЕС", "АДРЕС"; "АДРЕС"; "АДРЕС", "АДРЕС"; помещения электробойлерных, расположенных по адресу: п.
"АДРЕС", № ***,№ ***; тепловые сети, расположенные в "АДРЕС", по "АДРЕС", "АДРЕС",
"АДРЕС", в "АДРЕС", "АДРЕС", в районе домов № ***,№ ***,№ ***; водопроводных сетей, расположенных
в "АДРЕС", "АДРЕС",
"АДРЕС"; "АДРЕС",
"АДРЕС", в районе домов № ***,№ ***,№ ***; здания насосной станции
подкачки с накопительной емкостью на котельную, здания нacoсной
станции подкачки с накопительной емкостью на водноразводящую
сеть, pacпoложeнныx в "АДРЕС".