о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Слюдянка

10 ноября 2011 года Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Жулидовой Н.Г.,

при секретаре Сидоровой В.Л.,

с участием прокурора Слюдянского района Автозамена: Фамилия И.О.,

истца Автозамена: Фамилия И.О.,

ответчика администрации муниципального образования Слюдянский район в лице представителя Автозамена: Фамилия И.О., действующей на основании доверенности от 11.01.2011 года № ***,

третьего лица на стороне ответчика Муниципального Казенного учреждения « Комитет по социальной политике и культуре муниципального образования Слюдянский район» в лице представителя по доверенности от 28.03.2011 г. № *** Автозамена: Фамилия И.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 1134 /11 по иску прокурора Слюдянского района в интересах малолетней ФИО1 к администрации муниципального образования Слюдянский район о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в пределах Слюдянского муниципального образования,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование иска прокурор Слюдянского района указал, что в прокуратуру района в интересах малолетней ФИО1, "ДАТА"года рождения, обратился отец ребенка Автозамена: Фамилия И.О. с заявлением о нарушении прав на дошкольное образование.

В ходе проверки установлено, что ФИО1 с момента рождения на основании заявления родителей МКУ «Комитет по социальной политике и культуре МО Слюдянский район» была поставлена в очередь на предоставление места в дошкольном образовательном учреждении. Однако, при достижении ФИО1 возраста 1,5 лет, последней место в детском дошкольном образовательном учреждении на разумном удалении от места проживания предоставлено не было.

Важнейшей функцией Российской Федерации как-социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное.

Закрепляя право на образование и право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.

В соответствии с п. 11 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.2 ч.1 ст.31 Закона РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе и организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Следовательно, на органы местного самоуправления возложена обязанность создания сети дошкольных образовательных учреждений.

На основании Устава муниципального образования Слюдянский район администрация МО Слюдянский район является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Слюдянский район и обладает полномочиями по решению вопросов местного значения Слюдянского муниципального района в сфере организации предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории МО Слюдянский район.

Зачисление детей в детские сады осуществляется в соответствии с Порядком комплектования муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования МО Слюдянский район.

Согласно указанному Порядку комплектования муниципальных
образовательных учреждений, комплектование дошкольных

образовательных учреждений, расположенных на территории МО Слюдянский район, осуществляет постоянно действующая комиссия, которая создается приказом начальника управления образования. Предоставление мест в дошкольных образовательных учреждений МО Слюдянский район осуществляется в порядке очередности. По каждому образовательному учреждению формируется три очереди: внеочередная, первоочередная и общая. В образовательные учреждения принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Комплектование образовательного учреждения детьми на новый учебный год осуществляется Комиссией в июне текущего года, в остальное время проводится доукомплектование.

Не предоставление Администрацией МО Слюдянский район ФИО1 места в дошкольном образовательном учреждении влечет нарушение ее конституционных прав на бесплатное дошкольное образование.

В судебном заседании прокурор Слюдянского района Автозамена: Фамилия И.О.уточнил исковые требования и просил суд обязать администрацию муниципального образования Слюдянский район предоставить ФИО1 место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в пределах Слюдянского муниципального образования незамедлительно с момента вступления решения суда в законную силу.

Истец Автозамена: Фамилия И.О., привлеченный к участию в деле в порядке ст. 38 ГПК РФ, поддержал исковые требования и доводы прокурора Слюдянского района.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Слюдянский район Автозамена: Фамилия И.О., действующая на основании доверенности от 11.01.2011 года № ***, с исковыми требованиями прокурора Слюдянского района не согласилась и пояснила, что в соответствии с Положением «О порядке комплектования, приема и отчисления детей в муниципальных образовательных учреждениях муниципального образования Слюдянский район, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования» комплектование учреждений на новый учебный год производится с июня текущего года.

Очередность предполагает предоставление места не только лицу, которое первым встало на учет, т.е. в порядке очереди, но и в силу положений отдельных федеральных законов: ст. 44 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 07.02.2011) "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 19 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 28.12.2010, с изм. от 29.12.2010) "О статусе судей в Российской Федерации",ст. 35, Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации",- предусматривающие внеочередной порядок предоставления мест в детских дошкольных учреждениях детям прокуроров, судей, сотрудников Следственного комитета.

ФИО1, "ДАТА" года рождения, на основании заявления от 28.10.2008г. в МДОУ № *** "АДРЕС" поставлена на учет в муниципальном учреждении «Управление образования муниципального образования Слюдянский район» для определения в указанном муниципальное дошкольное образовательное учреждение.

30.06.2011г. на заседании комиссии по комплектованию дошкольных учреждений г.Слюдянка, на 2011-2012 учебный год были представлены списки детей, стоящих на очереди в дошкольные учреждения. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.09.08 № 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» в группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей и составляет: от 1 года до 3 лет - 15 детей; от 3 лет до 7 лет - 20 детей.

На день работы комиссии по комплектованию дошкольных учреждений на 2011-2012г.г. номер очереди в МДОУ № *** ФИО1 № ***. В первую очередь были зачислены дети, чьи родители имеют преимущественные права, определенные федеральным законодательством и органами местного самоуправления. В связи с указанным, зачисление у ФИО1 возможности не имелось.

Администрация муниципального образования Слюдянский район полагает, что предоставление ребенку места в детском саду ранее детей, зарегистрированных на очередь до "ДАТА", повлечет нарушение прав других граждан, а также в случае превышения наполняемости учреждения будут нарушены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10, что может привести к приостановлению деятельности соответствующего учреждения.

Третье лицо на стороне ответчика Муниципальное Казенное учреждение « Комитет по социальной политике и культуре муниципального образования Слюдянский район» в лице представителя по доверенности от 28.03.2011 г. № *** Автозамена: Фамилия И.О. полагало, что исковые требования являются необоснованными.

Суд, заслушав стороны, представителя третьего лица на стороне ответчика - Муниципального Казенного учреждения « Комитет по социальной политике и культуре муниципального образования Слюдянский район» Автозамена: Фамилия И.О.,свидетеля ФИО2, исследовав материалы гражданского дела, приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Слюдянского района подлежат удовлетворению, поскольку администрация муниципального образования Слюдянского района обязана обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая была избрана родителями ребенка, то есть в форме посещения муниципального дошкольного учреждения.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266 - 1 « Об образовании» ( в редакции от 18.07. 2011 года) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся :

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования;

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2006 N 242-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

5) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10. 2003 года к вопросам местного значения муниципального района относится, в т.ч, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Таким образом, организация предоставления дошкольного образования относится к вопросам местного значения муниципального района, что фактически ответчиком не оспаривалось.

Так. согласно свидетельства о рождении ФИО1 родилась "ДАТА", отцом указан - Автозамена: Фамилия И.О., матерью - ФИО3 ( л.д. 7)

Автозамена: Фамилия И.О. 28.10.2008 года было подано заявление на имя заведующей детским садом № *** с просьбой принять его дочь ФИО1 в детский сад № ***. ( л.д. 38)

Из списка детей стоящих на очереди по состоянию на 01.06.2011 года, видно, что ФИО1 стоит в очереди в ДОУ № *** под номером № ***, а согласно списка по состоянию на 01.09.2011 года под номером № ***. Дата постановки на учет указана 28.10.2008 года.( л.д. 39 - 42).

Из справки муниципального казенного учреждения « Комитет по социальной политике и культуре муниципального образования Слюдянский район» следует, что наполняемость групп детьми осуществляется в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства     Российской     Федерации     от     12.09.2008г.     N     666,     Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.2660 - 10, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от «22» июля 2010 г. № *** и составляет в дошкольных учреждениях г.Слюдянка: с 1.5 до 2-х лет -15 детей, с 2-х до 3-х - 15 детей, с 3-х до 4-х - 20 детей, с 4-х до 5-ти - 20 детей, с 5-ти до 6-ти - 20 детей. По состоянию на 10.11.2011 года в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г.Слюдянка все места в учреждениях заняты и нет возможности принять ребенка дополнительно. ( л.д. 43).

Между тем, важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Судом установлено, что малолетняя ФИО1 не обеспечена местом в детском саду, то есть правом на общедоступное бесплатное дошкольным образование. Поэтому исковые требования о возложения на администрацию обязанности обеспечить предоставление места в дошкольном образовательном учреждении основаны на законе и подлежат удовлетворению.

Доводы представленные администрацией муниципального образования Слюдянский район о том, что в случае превышения наполняемости учреждения будут нарушены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10, что может привести к приостановлению деятельности соответствующего учреждения, суд не может принять их во внимание, поскольку они не имеют значения для дела.

Кроме того, администрация не оспорила, что именно к вопросам местного значения района относится обязанность предоставить ребенку место в дошкольном учреждении, а также не оспорила право малолетнего ребенка истца на получение дошкольного образования путем предоставления места в детском саду. Доводы администрации об отсутствии свободных мест в функционирующих дошкольных учреждениях не могут быть приняты судом, как юридически значимое обстоятельство, поскольку, реализуя предоставленные муниципальному образованию полномочия, орган местного самоуправления обязан предвидеть существующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях и своевременно принимать меры к увеличению вместимости существующих образовательных учреждений. Поэтому в соответствии с абз. 7 ст. 12 Гражданского Кодекса РФ ответчик обязан предоставить ребенку место в дошкольном учреждении.

Место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 197 ГПК РФ,

РЕШИЛ :

Исковые требования прокурора Слюдянского района в интересах малолетней ФИО1 к администрации муниципального образования Слюдянский район о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в пределах Слюдянского муниципального образования удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Слюдянский район предоставить ФИО1, "ДАТА" года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в пределах Слюдянского муниципального образования.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья