Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г. Слюдянка
10 ноября 2011 года Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Жулидовой Н.Г.,
при секретаре Резвановой В. с участием прокурора Слюдянского района Афанасьевой Е. И.,
Администрации Слюдянского муниципального образования в лице представителя по доверенности Игонина А. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1099-11 по заявлению прокурора Слюдянского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, Слюдянского муниципального образования
о признании незаконным бездействия администрации Слюдянского муниципального образования, выразившегося в непринятии мер по учету и включению в реестр муниципальной собственности автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах населенных пунктов Слюдянского муниципального образования, возложении обязанности включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные в границе Слюдянского муниципального образования,
у с т а н о в и л :
Прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Слюдянского муниципального образования, не обратившейся с заявлением в Слюдянский отдел Росреестра по Иркутской области о постановке на учет автомобильных дорог местного назначения, расположенных в границах населенных пунктов "АДРЕС", "АДРЕС", возложении на администрацию обязанности обратиться в Росреестр с заявлением о постановке на бесхозяйного имущества- автомобильных дорог общего пользования местного назначения.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что согласно п. 5 ч.1 ст. 14, п.1 ч.1 ст. 50, п.2 ч.2 ст. 50 Федерального Закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.1 ст. 6 Федерального закона « Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» автомобильные дороги могут находиться в собственности муниципальных образований. К вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении указанных дорог, включая создания и обеспечение функционирования парковой, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог. Муниципальные образования владеют дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Проведенной проверкой установлено, что в реестрах объектов муниципальной собственности Слюдянского муниципального образования автомобильные дороги не значатся. Администрация не является владельцем автомобильных дорог на вещном праве. 1.02.2007 г. муниципальный район в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации района заключил договор № *** безвозмездного пользования имуществом со Слюдянским муниципальным образованием, согласно которого передал поселению в числе прочего имущества муниципальные автомобильные дороги общего пользования.
Пунктом 2.3 договора предусмотрено, что поселение обязуется использовать имущество для выполнения полномочий, предусмотренных Федеральным законом № 131-ФЗ. Вместе с тем, передать дороги по договору безвозмездного пользования муниципальное образование Слюдянский район не мог, т.к. не являлся собственником. Таким образом, автомобильные дороги являются фактически бесхозяйным имуществом. Вместе с тем единственным доказательством права муниципальной собственности является реестр муниципальной собственности.
В то же время администрация Слюдянского городского поселения осуществляет некоторые полномочия собственника в отношении автомобильных дорог, являющихся бесхозяйным имуществом.
Тот факт, что у автомобильных дорог нет собственника, свидетельствует о бездействии поселения. В результате в нарушение ст. 13 п.п.1,2,5,11, ч.2 стю 17, ст. 18 Закона « Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» администрацией не осуществляется контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, не разработаны основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог, не утвержден перечень автомобильных дорог, не утверждены нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, содержание дорог и правила расчета ассигнований местного бюджета на указанные цели, не установлен порядок содержания и ремонта автомобильных дорог. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств и безопасных условий движения, а также обеспечения сохранности дорог.
Обращение дорог местного значения в муниципальную собственность позволит Слюдянскому городскому поселению осуществлять правомочия собственника автомобильных дорог.
Поэтому с учетом уточнений прокурор просил признать бездействия администрации незаконными и возложить на администрацию обязанность обратиться с заявлением в Росреестр по Иркутской области о постановке на учет бесхозяйных дорог, поименованных в уточненном заявлении ( л.д. 125-126).
В настоящем судебном заседании прокурор, не изменяя оснований заявленных требований, просил признать незаконным бездействие Администрации Слюдянского муниципального образования, выразившееся в непринятии мер по учету и включению в реестр муниципальной собственности автомобильных дорог общего пользования местного назначения, расположенных в границах населенных пунктов Слюдянского муниципального образования, возложении обязанности включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные в границе Слюдянского муниципального образования, а именно улиц "Названия улиц".
Старший помощник прокурора Афанасьева Е.И. поддержала данные требования прокурора, указывая, что отсутствие дорог общего пользования местного значения в реестре муниципального имущества не позволяет администрации принимать меры по самостоятельному решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и надлежащего содержания автомобильных дорог в границах поселения, а также принимать участие в реализации федеральных целевых программ, в том числе на предоставление средств федерального бюджета на осуществление реконструкции автомобильных дорог.
Администрация Слюдянского муниципального образования в лице представителя по доверенности Игонина А.В. не согласилась с уточненными требованиями прокурора, указывая, что прокурором не представлены факты, подтверждающие нарушение прав неопределенного круга лиц тем, что автомобильные дороги не включены в реестр муниципальной собственности. Во-вторых, по смыслу ст. 225 Гражданского Кодекса Российской Федерации это прав, а не обязанность органа местного самоуправления признавать в установленном порядке право муниципальной собственности на эти объекты. Федеральный закон « Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» не обязывает утверждать перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения. Пунктом 8 ст. 6 указанного Закона к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Привлеченный по инициативе суда в качестве заинтересованного лица МКУ « Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования Слюдянский район» просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя и полагал, что заявленные требования прокурора являются обоснованными, поскольку в соответствии с п. 5 ч.1 ст. 14 Федерального закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорого местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог является вопросом местного значения поселения. Слюдянское муниципальное образование не проводило техническую инвентаризацию дорог, не располагает всей информацией об автомобильных дорогах. Таким образом, автомобильные дороги общего пользования, находящиеся в границах Слюдянского городского поселения, фактически являются бесхозяйным имуществом. КУМИ считает, что у Слюдянского муниципального образования не имеется препятствий по признанию указанных автомобильных дорог бесхозяйными и в дальнейшем регистрации права собственности на них. В связи с чем этот факт следует расценивать, как бездействие ( л.д.121-122).
Выслушав пояснения и возражения сторон, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования с учетом уточнений подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 14 ч.1 п. 5 Федерального Закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: 1) осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; 2) разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; 3) принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования; 3.1) принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования; 3.2) установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; 3.3) установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; 4) определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; 5) утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; 6) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; 7) определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения; 8) установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения; 9) использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; 10) информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; 11) утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; 12) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу п. 5 ст. Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, доводы прокурора о том, что бездействия поселения, выразившиеся в не включении автомобильных дорог в реестр муниципальной собственности и в неоформлении в установленном порядке вещного права на указанные дороги, нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку не обеспечивают безопасность дорожного движения, являются обоснованными. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется и достигается прежде всего путем управленческой деятельности соответствующих субъектов, уполномоченных ан осуществление властных функций в такой социальной сфере, как сфера дорожного движения. Потребность в комплексном подходе к обеспечению безопасности дорожного движения предполагает не только адекватную организационную структуру, но и оптимальную систему субъектов управления, наделенных необходимыми административными правовыми полномочиями. Поэтому доводы поселения о том, что это право, а не обязанность органа местного самоуправления принимать дороги в муниципальную собственность поселения, противоречат принципу организации местного самоуправления, как неотъемлемого структурного звена в системе обеспечения безопасности дорожного движения.
Анализ представленных суду доказательств позволяет прийти к выводу, что Администрация Слюдянского муниципального образования в нарушение требований вышеуказанных законов бездействует и не отрицает факта не принятии автомобильных дорог в муниципальную собственность любым способом.
Так, из Реестра недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, видно, что автомобильные дороги действительно не включены в реестр ( л. Д. 92-11).
Между тем, с 01.02.2007 г. Муниципальное поселение в лице главы муниципального образования приняло в пользование муниципальные автомобильные дороги, что подтверждается договором № *** передачи имущества в безвозмездное пользование, передаточным актом ( л.д. 54-56).
Впоследствии городское поселение утвердило муниципальную целевую программу « Ремонт автомобильных дорог и внутриквартальных проездов на территории Слюдянского муниципального образования на период до 2012 года (л.д. 38-43).
Приложением 3 1 к постановлению администрации Слюдянского городского поселения от 24.05.2010г. № *** утвержден перечень муниципальных автомобильных дорог Слюдянского муниципального образования и придомовых территорий, подлежащих ремонту в 2010-2012 гг. ( л.д. 44-45).
В указанном перечне поименовано 39 наименований улиц, 9 наименованирй переулков, придомовые территории по одиннадцати улицам, устройство искусственных дорожных неровностей по пяти улицам, а именно улицы "Названия улиц".
Таким образом, поселение действительно частично исполняет полномочия, возложенные на него ст. 14 ч.1 п. 5 Федерального Закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Между тем, реализация соответствующих управленческих решений в области дорожной деятельности в полном объеме требует включения объектов в реестр муниципальной собственности в соответствии с п. 5 ст. 51 Федерального закона « Об общих принципах организации местного самоупаравления в Российской Федерации», поскольку учет муниципального имущества путем ведения Реестра позволяет поселению определить автомобильные дороги общего пользования, предназначенные для решения вопросов местного значения поселения.
В силу ст. 258 ч.1,2,3 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления, должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что заявленные требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-197, 258 ч.1,2,3 ГПК РФ,
Р е ш и л :
Заявление прокурора Слюдянского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, Слюдянского муниципального образования о признании незаконным бездействия администрации Слюдянского муниципального образования, выразившегося в непринятии мер по учету и включению в реестр муниципальной собственности автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах населенных пунктов Слюдянского муниципального образования, возложении обязанности включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные в границе Слюдянского муниципального образования, а именно улиц "Названия улиц".
В силу ст. 258 ч. 3 ГПК РФ в суд должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья : подпись. Копия верна. Судья: