о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости на земельные участки



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 декабря 2011 года г.Слюдянка

Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ореховой В.В., единолично, при секретаре Шведовой А.Ю.,

с участием истцов Быковой С.П., Быкова А.А.,

директора МУП «Центр землеустройства Слюдянского района» ФИО1,

главы администрации Утуликского сельского поселения ФИО2,

представителя администрации МО Слюдянский район Лазаревой Н.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1006/11 по иску Быковой С. П., Быкова А. А. к директору Муниципальному унитарному предприятию «Центр землеустройства Слюдянского района» ФИО1, главе администрации Утуликского сельского поселения ФИО2, администрации муниципального образования Слюдянский район об обязании выполнить работы по Договору от 20 октября 2009 года, о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости на земельные участки с кадастровым № *** и с кадастровым № ***,

У С Т А Н О В И Л:

В первоначальных и уточненных требованиях истица Быкова С.П. просила обязать МУП «Центр землеустройства Слюдянского района» выполнить работы по договору от 20 октября 2009 года – провести землеустроительные работы по уточнению границ земельных участков, расположенных по адресу"АДРЕС", "АДРЕС" по фактическому использованию данных участков.

При дополнении требований истица просила внести изменения в государственный кадастр недвижимости на земельный участок с кадастровым № ***, изменив размер площади - 820 кв.м. на 1929 кв.м. по адресу: "АДРЕС".

Впоследствии в дело вступил второй истец – Быков А.А. с иском к директору Муниципальному унитарному предприятию «Центр землеустройства Слюдянского района» ФИО1 главе администрации Утуликского сельского поселения ФИО2, в котором просил провести землеустроительные работы по уточнению границ земельного участка, расположенного по адресу: "АДРЕС" площадью 1500 кв.м. по фактическому использованию данного участка; внести изменения в государственный кадастр недвижимости на земельный участок с кадастровым № ***, изменив размер площади - 1500 кв.м на 1929 кв.м по адресу: "АДРЕС".

В связи с характером спорных правоотношений на стороне ответчика по инициативе суда привлечена администрация муниципального образования Слюдянский район.

Исковые требования обоснованы тем, что истица Быкова С.П. унаследовала жилой дом, расположенный по адресу: "АДРЕС", расположенный на земельном участке общей площадью 2320 кв.м., состоящем из площади двух земельных участков, имеющих меру 1500 кв.м. и 820 кв.м., которые были оформлены в собственность истицы, о чем истице выданы Свидетельства о праве собственности, на каждый участок составлен кадастровый план. Согласно кадастровым паспортам на земельные участки (15000 кв.м. и 820 кв.м.), их границы в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены. В октябре 2009 года Быкова С.П. обратилась в Муниципальное унитарное предприятие «Центр землеустройства Слюдянского района» для проведения работ по уточнению границ принадлежащих ей земельных участков, формированию землеустроительных дел с целью дальнейшей постановки земельных участков на кадастровый учет по результатам межевания с учетом фактического землепользования. Межевые планы были подготовлены и направлены в администрацию Утуликского сельского поселения для согласования местоположения границ. Утуликской администрацией было отказано в согласовании местоположения границ земельного участка. Площадь фактически занимаемого земельного участка превышает площадь земельных участков, указанных в правоподтверждающих документах. От получения межевых планов Быкова С.П. отказалась, полагая МУП ЦЗС обязанным в силу договорных отношений к согласованию границ земельного участка по фактическому использованию с указанием фактически используемой площади земельных участков. В феврале 2010 года истица подарила супругу Быкову А.А. земельный участок площадью 1500 кв.м., на котором был построен новый жилой дом, собственником которого является Быков А.А.

В судебном заседании Быкова С.П. поддержала заявленные требования и указала, что её родителям местными властями был выделен земельный участок для строительства жилого дома, вначале площадью 1500 кв.м., затем 820 кв.м., что видно по похозяйственным книгам. Кроме того, родители пользовались прилегающим земельным участком мерою около 1500 кв.м., что видно из похозяйственной книги за 1967 год. Данные участки (1500, 820 и около 1500) образовывают единый земельный участок, который огорожен забором, и вся его фактическая площадь до настоящего времени используется под эксплуатацию двух жилых домов (унаследованный дом и вновь возведенный дом) и огород. При заключении договоров на проведение землеустроительных работ директор центра землеустройства ФИО1 обещал выполнить землеустроительные работы с учетом фактических размеров участков, однако взятые обязательства не исполнил. 29 января 2010 года ФИО1 сообщил, что глава Утуликской администрации не подписал Акт согласования границ земельных участков, указав, что размер земельного участка Быковой превышает допустимые нормы (2000 кв.м.), в связи с чем работы по договорам от 20 октября 2009 года выполнены по площадям, указанным в кадастровых планах, но не по фактическому положению земельных участков. После чего она подарила супругу Быкову А.А. земельный участок мерою 1500 кв.м., сама является собственником участка мерою 820 кв.м,, поэтому имеет право обратиться с заявлением об учете изменений (ст. 20 ч.3 Федерального закона № 221-ФЗ) и уточнить границы земельного участка, существующего на местности 15 и более лет (ст. 38 п.9 Федерального закона № 221-ФЗ), на что не требуется правоустанавливающих документов, поскольку на каждом из участков возведены жилые дома. Кроме того, сведения о земельном участке имеются в похозяйственной книге за 1967 год. С учетом положений Федерального закона «О введении в действие земельного кодекса РФ» граждане, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них домами, имеют право зарегистрировать право собственности на земельные участки, приобретенные ими до 1990 года, если такие участки не были надлежаще оформлены. В связи с чем МУП «ЦЗУ» обязан выполнить работы с учетом фактических границ земельного участка. Кроме того, необходимо установить юридический факт владения и пользования недвижимым имуществом - земельным участком, неоформленным в настоящее время, по фактическим границам. Разделить неоформленный земельный участок и дооформить существующие земельные участки (1500 кв.м. и 820 кв.м.) до пределов допустимых.

Истец Быков А.А. поддержал заявленные требования по доводам и основаниям, указанным истицей Быковой С.П., а также указал, что он как собственник земельного участка с расположенным на нем жилым домом, вправе обратиться с заявлением об учете изменений. Орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка на основании материалов работ по такому уточнению. На каждом из участков возведены жилые дома, в связи с чем превышения норм площади земельного участка из расчета на одного собственника не имеется. МУП «Центр землеустройства» проводили замеры земельного участка по фактическому использованию, и согласно Договорам от 20 октября 2009 года обязаны провести согласование по границам участка со всеми соседями. В связи с чем необходимо обязать директора МУП «ЦЗС» ФИО1 провести землеустроительные работы по земельному участку в границах, фактически используемых истцами.

Ответчик – директор МУП «ЦЗУ» ФИО1 с иском не согласился по тем основаниям, что при заключении с Быковой С.П. договоров на проведение землеустроительных работ по земельным участкам № ***, № ***, расположенным по адресу: "АДРЕС", истица представила правоустанавливающие документы, кадастровые выписки. С Заказчиком было оговорено, что работы будут произведены по фактическому размеру участка, используемому Быковыми. Если размер участка по факту будет иметь превышение, то при отсутствии возражений всех заинтересованных лиц и служб, размер участков может быть увеличен до 4-х соток, то есть предельного допуска для ИЖС. Но если неоформленный участок по факту превышает более 4-х соток, то в этом случае на данный участок оформляется право собственности в установленном законом порядке. Администрация Утуликского сельского поселения отказала в согласовании границ земельных участков Быковых по фактически занимаемым размерам, в связи с чем землеустроительное дело было изготовлено по границам, указанным в представленных правоустанавливающих документах. Заявитель Быкова отказалась получать данные землеустроительные дела. Вместе с тем, после положительного решения вопроса о праве собственности истцов на дополнительный земельный участок, работы по их межеванию могут быть продолжены. Но поскольку произошла смена собственника одного из участков (1500 кв.м.) без уведомления сторон по договору, необходимо заключить дополнительное соглашение на выполнение работ с дополнительной оплатой, о чем истице были даны разъяснения.

Представитель администрации МО Слюдянский район Лазарева Н.Л. полагала, что интересы администрации, являющейся учредителем МУП «ЦЗУ», при настоящем споре не затронуты, поскольку договорные отношения возникли между Быковой С. П. и директором муниципального предприятия, касались вопроса по межеванию земельных участков. По существу спора заявила, что Договоры были заключены с Быковой С. П., а не с Быковым А.А. По закону допускается уточнение границ земельных участков в границах существующей застройки в сторону увеличения до 4-х соток. В связи с чем директор МУП «ЦЗС» ФИО1 не уполномочен решать вопрос об увеличении площади земельных участков, занимаемых семьей Быковых.

Глава администрации Утуликского сельского поселения ФИО2 дал суду пояснения о том, что отцу Быковой С.П.ФИО3 принадлежал на праве собственности земельный участок мерою 1500 кв.м. В 1988 году площадь участка увеличилась до 2300 кв.м. Позже ФИО3 самовольно захватил участок площадью примерно 8 соток, расположенный перед жилым домом, являющийся территорией улицы. Органом местного самоуправления соответствующего решения о выделении ФИО3 дополнительного земельного участка не выносилось. В конце 2009 года в администрацию обратилась наследница ФИО3 - гражданка Быкова С.П., которой были даны разъяснения об оформлении прав на земельный участок площадью 2300 кв.м., на которые имелись правоустанавливающие документы. Но Быкова решила стать собственником всего фактически занимаемого земельного участка, для чего просила выделить дополнительный участок ей на праве собственности. Администрация поселения возражала против требования, поскольку ФИО3 пользовался данным участком, не имея на то правовых оснований, кроме того норма площади земельных участков по ИЖС по Слюдянскому району составляет 2000 кв.м.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В силу ст.36 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан и их объединений иметь в собственности землю.

Земля и другие природные ресурсы являются особым объектом гражданского оборота. Гражданское законодательство распространяется на эти объекты в той мере, в какой вопросы их оборота не урегулированы законодательством о земле и других природных ресурсах.

Согласно п.5 ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все, прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.36 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений, которое осуществляется на условиях, установленными настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно п.7 ст.36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В соответствии с п.9 ст.38 Федерального закона №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

При этом фактическое пользование земельным участком означает отсутствие претензий по границе земельного участка со стороны собственников сопредельных территорий.

В силу п.1 ч.5 ст.27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если: в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Согласно ст.33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно решению "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" районной Думы № *** от 24 апреля 2008 года, предельный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность на территории Утуликского сельского поселения под индивидуальный жилой дом не должен превышать на одного владельца 2000 кв.м.

Из материалов дела установлено, что Быкова С.П. вступила в права наследования на жилой дом, расположенный на земельном участке по указанному адресу, и оформила право собственности на земельный участок, ранее предоставленный отцу ФИО3 под индивидуальное жилищное строительство на праве собственности площадью 1500 кв.м., в постоянное (бессрочное) пользование площадью 820 кв.м., всего площадью 2320 кв.м. (Свидетельство на право собственности ФИО3 на землю от 20 сентября 1993 года л.д.40, похозяйственные книги л.д. 89-91, 96-107), в связи с чем Быковой С.П. выданы соответствующие свидетельства о государственной регистрации права.

Из свидетельских показаний ФИО4 и ФИО5 следует, что ранее дом на участке и сам участок принадлежали родителям Быковой. Земельный участок использовался в тех же площадях, что и в настоящее время. Забор, в том числе со стороны улицы, где Быковы построили новый жилой дом, был возведен при жизни родителей истицы.

Вместе с тем, согласно свидетельству о государственной регистрации права 38 АГ № *** от 02 сентября 2009 года Быкова С.П. является собственником жилого дома с кадастровым № ***, лит. А, по адресу: "АДРЕС"(л.д.14), а также является собственником земельного участка с кадастровым № *** из земель населенного пункта с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство общей площадью 820 кв.м. (Свидетельство 38 АГ № *** л.д.15). Согласно кадастровому плану от 20 апреля 2007 года (л.д.16) границы и площадь земельного участка не определены.

Согласно свидетельству 38 АГ № *** о государственной регистрации права от 02 сентября 2009 года (л.д.18) Быкова С.П. является собственником земельного участка с кадастровым № *** из земель населенного пункта с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство общей площадью 1500 кв.м.

Согласно кадастровому плану от 31 июля 2008 года (л.д.22) границы и площадь указанного земельного участка не определены.

Из свидетельства о государственной регистрации права 38 АД № *** (л.д.27) следует, что право собственности на указанный земельный участок площадью 1500 кв.м. перешло к Быкову А. А. на основании договора дарения от "ДАТА".

Из свидетельства 38АД № *** о государственной регистрации права следует, что по адресу: "АДРЕС" расположен жилой дом с кадастровым № *** лит.А, введен в эксплуатацию в 2010 году, собственником которого является Быков А.А. (л.д.26).

Таким образом, судом установлено, что по адресу: "АДРЕС" находятся два земельных участка, собственниками которых являются Быкова С.П. (820 кв.м.) и с февраля 2009 года Быков А.А.(1500 кв.м.).

Из ситуационного плана (л.д.57) Технического паспорта на индивидуальный жилой дом № *** литера А (собственник Быков А.А.) видно, что указанный жилой дом расположен на земельном участке площадью 1500 кв.м.

Согласно техническому паспорту по состоянию на 12 апреля 2007 года на жилой дом № *** по "АДРЕС" (собственник Быкова С.П.), указанный жилой дом значится расположенным на земельном участке площадью 2320 кв.м.

В силу ст.4 ФЗ «О землеустройстве» основаниями для проведения землеустроительных работ являются, в частности, договоры о проведении землеустройства.

Статья 17 названного Закона предписывает, что порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно п.2 Правил установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 года № 688, установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства.

Быкова С.П. с целью установления границ земельных участков по фактическому землепользованию обратилась в МУП ЦЗС, где были заключены договоры на выполнение геодезических работ с установлением границ и формированием межевых планов на земельные участки № *** и № ***.

В результате были проведены землеустроительные работы по межеванию земельных участков, подготовлены межевые планы. По результатам проведенных работ выяснилось, что фактическая площадь земельного участка, находящегося в пользовании семьи Быковых, на 1596 кв.м. больше площади земельных участков, на которые оформлено право собственности. Администрацией Утуликского сельского поселения было отказано в согласовании фактического местоположения границ земельного участка в связи с самозахватом части земельного участка и в связи с превышением предельно допустимого размера (более 2000 кв.м.), имеющегося в собственности истицы земельного участка площадью 2320 кв.м.

Согласно договорам от 20 октября 2009 года на выполнение (оказание геодезических работ) услуг (л.д.5-8, 9-12), Быкова С.П. (Заказчик) поручила муниципальному унитарному предприятию «Центр землеустройства Слюдянского района» (Исполнитель) выполнить геодезические работы с установлением границ и формированием межевых планов на земельные участки № *** и № ***, расположенные по адресу: "АДРЕС", за что оплатила согласно квитанции от 30 октября 2009 года 18550 рублей (л.д.13).

Согласно условиям договоров Исполнитель принял на себя обязанность выполнить кадастровые работы по исходным данным в соответствии с действующим законодательством; согласовать местоположение границ каждого земельного участка в администрации муниципального образования и с отделом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Слюдянский район; передать Заказчику все исполненное по договору.

Заказчик принял на себя обязанность представить правоустанавливающие документы; уплатить установленную цену; принять от исполнителя результаты выполненных работ.

29 января 2010 года Директор МУП «ЦЗС» ФИО1направил в адрес Быковой С.П. письменное уведомление о том, что акты согласования местоположения границ спорных земельных участков не согласованы главой администрации Утуликского сельского поселения (л.д.78).

Из письменного уведомления главы администрации Утуликского сельского поселения от 29.01.2010 № ***, направленного в адрес Директора МУП «ЦЗС» ФИО1 (л.д.73), следует, что Акт согласования местоположения границ спорного земельного участка не согласован по причине самозахвата земельных участков гражданкой Быковой С.П., а также по причине того, что, согласно решению Районной Думы № *** от 24.04.2008 г. предельный размер земельного участка не должен превышать на одного владельца 2000 кв.м., а Быкова С.П. имеет земельные участки в размере 2320 кв.м.

Из подлинников межевых планов, подготовленных 17 февраля 2010 года в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади спорных земельных участков, следует, что межевые планы изготовлены на основании исходных данных – кадастровых паспортов земельных участков, свидетельств о государственной регистрации права, и в указанных площадях согласованы смежными правообладателями.

Согласно межевым планам спорных земельных участков их площадь составляет 1500 кв.м.+/- 27 кв.м. и 820 +/-20 кв.м.

Уведомительным письмом № *** от 03 марта 2010 года директор МУП «ЦЗС» ФИО1 просил Быкову С.П. забрать Межевые планы спорных земельных участков, подготовленных в полном объеме согласно заключенным договорам и представленным правоустанавливающим документам. Письмо возвращено без вручения по причине истечения срока хранения почтовой корреспонденции.

Согласно плану земельного участка, изготовленного в результате производства съемки фактически используемого истцами земельного участка (л.д.25) площадь неоформленного земельного участка составила 1596 кв.м.(л.д. ).

Исследовав представленные в материалы дела межевые планы на спорные участки, суд приходит к выводу, что межевание земельных участков и землеустроительные дела выполнены в соответствии с требованиями норм, регулирующих вопросы землеустройства.

Так, в силу ст.4 ФЗ «О землеустройстве» основаниями для проведения землеустроительных работ являются, в частности, договоры о проведении землеустройства.

Статья 17 названного Закона предписывает, что порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно п.2 Правил установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 года № 688, установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства.

Согласно Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996 года, межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади (п.1.1). Установление и закрепление границ на местности выполняют, в частности, по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности (п.1.2).

Порядок согласования и утверждения землеустроительной документации установлен Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 514 «Об утверждении Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства». Согласно указанному порядку землеустроительная документация в зависимости от вида подлежит согласованию с территориальными органами Росреестра, органами санитарно-эпидемиологического надзора, органами охраны памятников культуры, органами местного самоуправления.

Согласование иной землеустроительной документации с заинтересованными органами исполнительной власти и органами местно самоуправления осуществляется её разработчиком совместно с заказчиком в соответствии с договором о проведении землеустройства.

Факт дарения истицей Быковой С.П. своему супругу Быкову А.А. земельного участка площадью 1500+/-27 кв.м., не колеблет выводов суда об отсутствии оснований для выполнения новых землеустроительных работ по ранее заключенным договорам от 20 октября 2009 года.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Вместе с тем, доказательств того, что действиями ответчика в лице директора МУП «ЦЗС» ФИО1, выполнившего по заказу истицы землеустроительные дела, последней причинен вред, нарушены её права и законные интересы, не представлено и судом не добыто.

Как установлено судом истица, являясь собственником жилого дома, реализовала принадлежащее ей право на оформление в собственность двух земельных участков общей площадью 2320 кв.м., распорядилась одним из участков, подарив супругу Быкову А.А.

Учитывая, что истцы свои требования предъявили к двум ответчикам, в том числе к главе администрации Утуликского сельского поселения ФИО2, однако не сформулировали свои требования к данному ответчику и в ходе судебного разбирательства настаивали на заявленных требованиях к ответчику ФИО1, у суда отсутствуют основания для принятия правового решения в отношении ответчика – главы администрации Утуликского сельского поселения.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197, 258 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Быковой С. П., Быкова А. А. к директору Муниципальному унитарному предприятию «Центр землеустройства Слюдянского района» ФИО1, главе администрации Утуликского сельского поселения ФИО2, администрации муниципального образования Слюдянский район об обязании выполнить работы по Договору от 20 октября 2009 года, о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости на земельные участки с кадастровым № *** и с кадастровым № *** отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: