признании незаконным выплату районного коэффициента, процентной надбавки, доплаты за вредность, доплаты за замещение и стимулирующей выплаты в составе минимального размера оплаты труда, взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Слюдянка 28 декабря 2011 года

Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующей судьи Тюменцевой Т.В., при секретаре Бураковой Н.А., с участием истца Красавиной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1263/11 по иску Красавиной Т. А. к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида № 9 «Светлячок» (далее МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 9 «Светлячок») о признании незаконным выплату районного коэффициента, процентной надбавки, доплаты за вредность, доплаты за замещение и стимулирующей выплаты в составе минимального размера оплаты труда, взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы с учетом индексации, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Красавина Т.А. обратилась в суд с иском к МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 9 «Светлячок» о признании незаконным выплату районного коэффициента, процентной надбавки, доплаты за вредность, доплаты за замещение и стимулирующей выплаты в составе минимального размера оплаты труда, взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы с учетом индексации, компенсации морального вреда за октября и ноябрь 2011 года.

В обоснование требований истец указала, что до 1 декабря 2011 года она работала в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 9 «Светлячок» поваром. Заработная плата с июня 2011 года составляет 4 611 рублей, с сентября 2011 года -5121 рубль и включает в себя: оклад 3 525 рублей, доплату за вредность, доплату из фонда оплаты труда (далее ФОТ), надтарифный фонд (ежемесячную премию), районный коэффициент и северную надбавку.

Ссылаясь на ст. ст. 129, 133, 135 Трудового кодекса РФ истец указала, что установленный размер заработной платы нарушает ее трудовые права и не соответствует положениям Конституции и трудового законодательства, так как именно размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части первой ст. 133 ТК РФ, без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.

Истец Красавина Т. А. просила взыскать с ответчика недополученную заработную плату с учетом индексации за период с 01.10.2011 по 30.11.2011года в размере 3 133, 31 рублей.

Кроме того, истец просила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 15000 рублей, обосновывая это тем, что в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком требований Конституции РФ и Трудового кодекса РФ по начислению ей заработной платы, она вынуждена затрачивать время и средства для защиты своих нарушенных прав. Выплата заработной платы не в полном размере, которого требует законодательство о труде, поставило ее в сложное материальное положение.

Также истец ссылается на тот факт, что заработная плата начислялась ей не в полном размере, данное нарушение носило длящийся характер. Она уже несколько раз обращалась в суд, исковые требования о выплате недополученной заработной платы судом удовлетворены, однако ответчик не предпринял никаких мер для исправления нарушений трудового законодательства.

Кроме того, в их учреждении распространена информация о том, что затраты на оплату госпошлины и выплаты по решениям суда высчитываются из фонда оплаты труда учреждения, что повлечет за собой недостаточное количество средств на выплату заработной платы к концу года, что в свою очередь вылилось в негативное отношение и конфликтные ситуации с сотрудниками. Не выдержав давления со стороны администрации, уволилось шесть человек, в том числе она.

В судебном заседании истец Красавина Т.А. поддержала исковые требования по изложенным в заявлении основаниям в полном объеме.

Представитель ответчика – муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 9 «Светлячок» и представитель третьего лица - муниципального казенного учреждения «Комитет по социальной политике и культуре муниципального образования Слюдянский район» в суд не явились, обратившись с заявлением о рассмотрении дела в их отсутствие. ФИО1, действующая на основании доверенностей, в письменном отзыве исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении на основании следующего.

Согласно статье 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 20.04.2007 N 54-ФЗ) месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Такие выплаты, как районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка за работу в соответствующих местностях, по общим правилам включаются в минимальный размер оплаты труда и соответствуют требованиям закона.

Согласно расчетным листам заработная плата истца за октябрь 2011 года составляет 7503,40 рублей, ноябрь 2011 года – 7780, 21 рублей, то есть была начислена и выплачена не ниже минимального размера оплаты труда за отработанный период.

В соответствии с Федеральным законом от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из ст. 129 ТК РФ было исключено понятие минимального размера оплаты труда, при этом была ликвидирована его взаимосвязь с базовыми ставками (базовыми должностными окладами) заработной платы.

Прямое толкование изменения законодательства приводит к выводу о том, что доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера являются составной частью заработной платы, а значит, входят в общую сумму месячной заработной платы работника, которая не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В ходе совершенствования трудового законодательства федеральный законодатель, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу ч. 4 ст. 133 ТК РФ, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже МРОТ, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие - заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.

Конституционный Суд РФ в Определении от 01.10.2009 N 1160-О-О разъяснил, что изменения, внесенные в ст. 129 ТК РФ Федеральным законом N 54-ФЗ (п. 1 ст. 2), не затрагивают правила определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила ст. ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

8 июня 2011 года заключено Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2011 год. В соответствии со ст. 1 соглашения в размер минимальной заработной платы в Иркутской области включаются компенсационные и стимулирующие выплаты.

В связи с подписанием Регионального соглашения и принятием постановления Правительства Иркутской области от 6 июня 2011 года № 142-пп « О доплате работникам государственных учреждений Иркутской области» мэрам области были направлены разъяснения министерства экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области по вопросу повышения минимальной заработной платы о том, что компенсационные и стимулирующие выплаты включаются в размер минимальной заработной платы в Иркутской области. Согласно указанным актам уровень заработной платы в Слюдянском районе с 1 сентября 2011 года установлен не ниже 5 121 рублей с включением в него северного и районного коэффициентов.

В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области №142- пп было принято постановление администрации МО Слюдянский район от 20. 06. 2011 года № 781 «О доплате работникам муниципальных учреждений, находящихся в ведении муниципального образования Слюдянский район».

Представитель ответчика и третьего лица считает, что при начислении заработной платы ответчик действовал правомерно, факт причинение ответчиком морального вреда не подтвержден истцом.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, представитель ответчика и третьего лица просила отказать истцу в удовлетворении исковых требований.

Заслушав истца, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства в совокупности между собой, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Согласно статье 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации была исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала на то, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).

Действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть первая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы, который не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

8 июня 2011 года заключено Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2011 год, в соответствии с которым установлен размер минимальной заработной платы для каждого муниципального образования. Для муниципального образования Слюдянский район установлен размер минимальной заработной платы с 1 июня 2011 года – в сумме 4611 рублей, с 1 сентября 2011 года – в сумме 5121 рубль. При этом Региональным соглашением установлено, что месячная заработная плата работника не может быть ниже размера минимальной заработной платы, установленного Соглашением, при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В силу ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 № 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 января 2009 года по 31 мая 2011 года был установлен в сумме 4330 рублей в месяц. Федеральным законом № 106- ФЗ с 1 июня 2011 года минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации установлен в сумме 4611 рублей в месяц.

В силу главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.

Статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации находятся в Особенной части Кодекса; устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда; не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 3 Постановления Верховного Совета РФ от 19.02.1993 № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусмотренные данным законом государственные гарантии и компенсации распространяются на районы, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Как видно из Постановления мэра муниципального образования Слюдянский район № 752 от 09.07.2010 «Об установлении размера районного коэффициента к заработной плате работников, финансируемых из бюджета муниципального образования Слюдянский район», установлен размер районного коэффициента к заработной плате работников организаций, финансируемых за счет средств местного бюджета в размере 1,3 (30%).

Судом исследованы постановление мэра от 30.09.2009 № 1019 «О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, находящихся в ведении муниципального образования Слюдянский район, согласно которому с 1 сентября 2009 года тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений составляет 1600,73 рублей; постановление мэра от 28.01.2010 № 73 «О размерах, порядке и условиях применения стимулирующих и компенсационных выплат работникам муниципальных образовательных учреждений, и порядке формирования фонда оплаты труда в муниципальных образовательных учреждениях, находящихся в ведении муниципального образования Слюдянский район», утвердившее Положение, в соответствии с которым условия оплаты труда работников образовательных учреждений, в том числе тарифные ставки (оклады), их увеличение, доплаты и надбавки стимулирующего и компенсационного характера указываются в трудовом договоре. Работникам образовательных учреждений в силу п. 18, п. 20 указанного Положения выплачиваются компенсационные выплаты за работу с вредными условиями труда в размере до 12% к тарифной ставке (окладу) при условии, что они не менее 50% рабочего времени заняты на указанных работах.

Постановление правительства Иркутской области от 6 июня 2011 года №142-пп «О доплате работникам государственных учреждений Иркутской области» признано утратившим силу с 1 сентября 2011 года в связи с изданием Постановления Правительства Иркутской области от 05.08.2011 года №239-пп.

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Законодатель в качестве дополнительной гарантии работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районные и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются элементами вознаграждения за труд, механизм и размер которых не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории всей Российской Федерации. Вышеуказанные надбавки не входят в минимальный размер оплаты труда, а начисляются к заработной плате и являются дополнительной компенсацией в связи с проживанием в неблагоприятных климатических условиях. В противном случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентной надбавки месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местности с особыми условиями труда, оказалась бы равной минимальному размеру оплаты труда работников, не работающих в таких условиях. Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета особых условий труда.

Вместе с тем, в состав МРОТ включаются выплаты, предусмотренные статьями 60.2, 97, 149 ТК РФ, в частности выплаты за условия работы, отклоняющиеся от нормальных условий труда. В данном случае такие условия не относятся к особым условиям, предусмотренным статьями 146-148 ТК РФ.

Таким образом, повышенная оплата должна производиться на основе районных коэффициентов и процентных надбавок, которые применяются именно к заработной плате тем, кто работает в регионах с неблагоприятными климатическими условиями.

Исходя из указанных правовых норм, минимальный размер заработной платы истца при условии выработки нормы рабочего времени на одну ставку с начислением 30% районного коэффициента и северной надбавки 30% должен составлять с 01 июня 2011 года не менее 7 377,6 рублей (4611 + 30% + 30%).

При этом, в связи с установлением с 1 июня 2011 года минимального размера оплаты труда в сумме 4611 рублей и принятием 8 июня 2011 года Регионального соглашения, в котором для муниципального образования Слюдянский район установлен размер минимальной заработной платы с 1 июня 2011 года – в сумме 4611 рублей, с 1 сентября 2011 года – в сумме 5121 рубль, месячная заработная плата истца при условии выработки нормы рабочего времени на одну ставку с начислением 30% районного коэффициента и северной надбавки 30% должна составлять с 01 сентября 2011 года не менее 8 193,6 рублей (5121+30%+30%).

Из материалов дела, в частности Устава в новой редакции, установлено, что МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 9 «Светлячок» является юридическим лицом; может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет.

Учредителем МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 9 «Светлячок» является муниципальное образование Слюдянский район; функции и полномочия учредителя осуществляются муниципальным казенным учреждением «Комитет по социальной политике и культуре муниципального образования Слюдянский район».

Согласно приказу № *** от 22.04.1991 года Красавина Т. А. была принята на работу в должности повара на 1 ставку с оплатой по 6 разряду, с окладом 2252,23, с северной надбавкой 30%, надбавкой за вредность 12 %. Трудовой договор № *** от 01. 11. 2010 года устанавливает те же пункты оплаты труда.

Трудовые отношения между Красавиной Т. А. и ответчиком прекращены 1 декабря 2011 года, о чем имеется запись под № *** в трудовой книжке, согласно которой истец уволена по ст. 77 п. 3 ТК РФ, по собственному желанию.

Судом исследованы расчетные листки начисленной истцу заработной платы в спорный период работы – за октябрь и ноябрь 2011 года, из которых следует, что законный порядок начисления заработной платы в спорный период не соблюдался.

Красавина Т. А. отработала в октябре 152 часа, при норме 168 часов и должна была получить 7 413,2 (8193,6/168*152) руб. Ей фактически начислили 6 524,2 руб (3189,29+382,71)*1,6+809). Разница в оплате составила 889 руб (7413,2-6524,2).

В ноябре 2011 года истец отработала норму, то есть 167 часов. Ей должны были начислить 8193,6 руб, фактически начислили 6779,8 руб (3525+423)*1,6+463). Разница в оплате составила 1413,8 руб (8193,6-6779,8).

За два месяца Красавиной Т.А. не начислили 2302,8 руб (889+1413,8).

Исходя из установленных фактических обстоятельств, суд находит доводы стороны ответчика необоснованными, а исковые требования истца о взыскании недополученной заработной платы за октябрь и ноябрь 2011 года подлежащими частичному удовлетворению.

В связи с неполной отработкой рабочего времени по совмещаемым должностям, суд считает возможным удовлетворить требования истца только по основной должности.

Рассматривая требование истца об индексации недополученной заработной платы, суд приходит к выводу об его удовлетворении.

Согласно ст.236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты, по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Взысканию с ответчика подлежит денежная компенсация (проценты) за задержку причитающихся выплат исходя из 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день задержки, с учетом изменения ставки. Компенсация определяется путем деления процентной ставки за соответствующий период на 300 и умножения на количество дней (за период действия ставки в данном размере).

Процентная ставка рефинансирования Банка России установлена с 03.05.2011 года -8,25%. Расчет индексации должен быть следующим:

- за период с 1 ноября 2011 года по 28 декабря 2011 года, то есть за 58 дней, при ставке рефинансирования ЦБ РФ 8, 25% и размера индексации 1/300 часть за каждый день просрочки – 14,2 руб (889 х 8,25% : 300 х 58);

- за период с 1 декабря 2011 года по 28 декабря 2011 года, то есть за 28 дней, при ставке рефинансирования ЦБ РФ 8,25% и размера индексации 1/300 часть за каждый день просрочки – 10,9 руб (1413,8 х 8,25% : 300 х 28).

Денежная компенсация за задержку выплат составит 25,10 руб (14,2+10,9).

Рассматривая требование о компенсации морального вреда, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований, так как недоначисление и невыплата истцу заработной платы в полном объеме, несомненно, причиняет ей нравственные страдания и переживания, порождает неуверенность в завтрашнем дне. Кроме того, данные отношения породили конфликтную ситуацию в коллективе и привели к тому, что истец была вынуждена уволиться.

Учитывая, что Трудовой Кодекс не содержит ограничений для компенсации морального вреда в иных случаях нарушения трудовых прав работников, кроме требований незаконно уволенных работников, суд в силу ч. 1 ст. 21 ТК РФ (абзац 14) и ст. 237 ТК РФ вправе удовлетворить требования работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя.

Согласно ст.237 ТК РФ, моральный вред, причинённый работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

При этом, суд полагает, что нарушение имущественных прав истца относится к неправомерным действиям ответчика по отношению к истцу, что влечёт за собой возмещение морального вреда.

Вместе с тем, размер компенсации, указанный истцом, по мнению суда, не соответствуют степени и характеру их нравственных страданий и не подтвержден какими-либо доказательствами.

Согласно ст. 151 ГК РФ, при определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

При этом, согласно ст.1101 ГК РФ при определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

При таких обстоятельствах, с учетом характера причиненных истцу нравственных страданий, а так же степени вины ответчика, суд считает разумным и справедливым определить компенсацию морального вреда в размере 200 рублей каждому истцу.

Истцом заявлено также требование признать незаконным выплату районного коэффициента, процентной надбавки, доплаты за вредность, доплаты за замещение и стимулирующей выплаты в составе минимального размера оплаты труда.

Суд обращает внимание истца на то, что к компетенции суда не относится установление тарифной системы оплаты труда работников, а величина МРОТ не является тарифной ставкой.

В связи с этим не подлежит удовлетворению требование о признании незаконным выплаты районного коэффициента 30% и надбавки 30%, доплаты за вредность, доплаты за замещение, а также стимулирующей надбавки в составе минимального размера оплаты труда.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Требования истца являются требованиями имущественного характера, соответственно с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере 400 руб, от которой истец освобожден на основании п.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ и ст.89 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 196-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Красавиной Т. А. удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждению «Детский сад общеразвивающего вида № 9 «Светлячок» в пользу Красавиной Т. А. недополученную заработную плату за период с 1 октября по 30 ноября 2011 года (включительно) в сумме 2 302,8 рублей, индексацию в размере 25,10 рублей и компенсацию морального вреда в размере 200 рублей.

Отказать Красавиной Т. А. в удовлетворении исковых требований о признании незаконной выплату за вредность, за замещение и стимулирующей надбавки в составе минимального размера оплаты труда.

Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 9 «Светлячок» госпошлину в доход государства в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения в мотивированной форме.

     Судья: подпись