Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г. Слюдянка
30 декабря 2011 года Слюдянский районный суд Иркутской области
в составе председательствующего судьи Жулидовой Н.Г.,
при секретаре Меркурьевой М.А.,
с участием помощника прокурора Слюдянского района Чепурыгина Д.М., ответчика Алексеева Б. А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2- 1218\11 по исковому заявлению прокурора Слюдянского в интересах Российской Федерации, Иркутской области, Слюдянского муниципального образования, неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица Алексееву Б. А. о возложении обязанности разработать паспорта безопасности и произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Установил:
Прокурор Слюдянского района обратился в суд в интересах Российской Федерации, Иркутской области, Слюдянского муниципального образования и неопределенного круга лиц.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства и установлено, что ответчик размещает отходы производства и потребления, являющиеся видами негативного воздействия на окружающую среду. Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Установлена обязанность плательщиков платы за негативное воздействие за окружающую среду по окончании отчетного периода ( квартала) предоставлять в территориальные органы Ростехнадзора расчет указанной платы по форме и в порядке, установленном действующим законодательством. Ответчик же не произвел расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и не представил его в органы Ростехнадзора.
Согласно заключения Службы охраны природы и озера Байкал Иркутской области индивидуальный предприниматель Алексеев Б.А. ( ОГРН № ***, ИНН № ***) осуществляет деятельность по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, торговли автомобильными деталями, узлами и принадлежностями. Образование отходов у предпринимателя связано с эксплуатацией и техническим обслуживанием автотранспорта.
В ходе осмотра территории установлено, что в результате хозяйственной деятельности предпринимателя образуются следующие виды отходов: 1 класс опасности - ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (эксплуатация бытовых помещений); 2 класс опасности – отработанные аккумуляторы ( ремонт автотранспорта); 3 класс опасности - отработанные моторные гидравлические масла, масла индустриальные отработанные, масла автомобильные отработанные (ремонт автотранспорта); 4 класс опасности - мусор от бытовых помещений организаций несортированный, отработанные покрышки, опилки, загрязненные маслами, отработанные масляные фильтры, обтирочный материал, загрязненный маслами (ремонт автотранспорта) ; 5класс опасности – строительные отходы, металлолом, тормозные колодки отработанные (ремонт автотранспорта), электрические лампы накаливания (эксплуатации бытовых помещений). Места для временного накопления опасных отходов не предусмотрены, отработанные покрышки складируются на земле, на территории сервиса.
Места для временного накопления опасных отходов не предусмотрены, отработанные покрышки складируются на земле, не территории сервиса. Контейнерная площадка под ТБО не оборудована в соответствии с требованиями, имеется два железных ящика.
ИП Алексеевым Б.А. представлены договора: с МУП « Информационно- расчетный центр Слюдянского муниципального образования» от 01.02.2011 года на предоставление услуг по вывозу и утилизации мусора», договор с ИП ФИО1 от 12.02.2010 года № *** « на утилизацию промышленных отходов», акты-приемки передачи, справки о передаче отходов в 2011 году отсутствуют.
Территория СТО захламлена металлоломом, строительными отходами. На территории отмечено складирование отработанных автопокрышек в количестве 30 штук.
На момент проверки выявить количество образовавшихся отходов различного вида не представляется возможным, так как Алексеевым Б.А. не ведется в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Кроме того, ответчиком не производится расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007г. № *** «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду». Оплата за 2010г, 1,2,3 квартал 2011г. не производилась.
В судебном заседании помощник прокурора Слюдянского района Чепурыгин Д.М. уточнил исковые требования и пояснил, что отходы 2 класса опасности при осуществлении предпринимательской деятельности не образуются. Поэтому просит возложить на ответчика обязанность в течение месяца разработать паспорта безопасности на отходы 1,3 и 4 класса опасности, произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и представить расчет в Прибайкальское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Ответчик Алексеев Б.А. исковые требования признал и пояснил, что в процессе его деятельности образуются отходы 1,3,4 и 5 класса. Отработанных аккумуляторов у него нет, следовательно, отсутствуют отходы 2 класса опасности. Также пояснил, что заключен договор на вывоз и утилизацию мусора с МУП « Информационно- расчетный центр Слюдянского муниципального образования», также заключен договор с ИП ФИО1 на утилизацию промышленных отходов. Обязуется выполнить все требования прокурора в полном объеме.
Третье лицо Прибайкальское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ( Ростехнадзор) в судебное заседание не явилось, представив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Третье лицо Служба охраны природы и озера Байкал Иркутской области в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания извещены надлежаще.
В соответствии со ст. 167 п.п. 3,4 и 5 ГПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц.
Суд заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Слюдянского района в интересах Российской Федерации, Иркутской области, Слюдянского муниципального образования и неопределенного круга лиц, с учетом уточнений являются обоснованными и подлежат удовлетворению на основании следующего.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 11, 16, 51 п. 2 Федерального закона « Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту ль негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, на возмещение вреда окружающей среде. Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета. Указанные сборы зачисляются в доходную часть Федерального бюджета по нормативу - 20%, в бюджет Иркутской области по нормативу – 40%, в бюджет Слюдянского муниципального образования по нормативу - 40 % ( ст.ст. 51,57, 62 Бюджетного Кодекса РФ).
В соответствии со ст. 14 п. 3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "Об отходах производства и потребления") на отходы 1-1У класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов 1-1у класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы определяет Правительство Российской Федерации.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "Об отходах производства и потребления") индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду" плату за негативное воздействие на окружающую среду надлежит вносить по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом является квартал.
В соответствии с Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 г. № 204 « Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета за негативное воздействие на окружающую среду на ответчика, как на плательщика возложена обязанность применять формы расчета и порядок заполнения формы расчета в своей практической деятельности.
Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2010 года № 780 Федеральной службе по надзору в сфере природопользования переданы функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы.
В соответствии с Инструкцией по заполнению формы паспорта опасного отхода, утвержденной Министерства природных ресурсов Российской Федерации приказом от 2 декабря 2001 г. № 785 утверждена форма паспорта опасного отхода
в целях реализации Федерального закона "Об отходах производства и потребления". Паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом МПР России по соответствующему субъекту Российской Федерации. Паспорт опасного отхода составляется: на отходы, обладающие опасными свойствами (токсичность, пожароопасность, взрывоопасность, высокая реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней); на отходы I - IV класса опасности для окружающей природной среды. Форма паспорта опасного отхода заполняется отдельно на каждый вид отходов.
Судом установлено, что 28 сентября 2011 года прокуратурой Слюдянского района совместно со Службой охраны природы и озера Байкал Иркутской области в лице государственного инспектора Иркутской области по охране природы проведана проверка исполнения требований природоохранного законодательства.
По результатам проверки выявлено, что Алексеев Б.А. ( ОГРН № ***, ИНН № ***) зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляет деятельность по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, торговли автомобильными деталями, узлами и принадлежностями.
Образование отходов связано с техническим обслуживанием автотранспорта. В результате хозяйственной деятельности предпринимателя образуются следующие виды отходов:
1 класс опасности - ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (эксплуатация бытовых помещений); 3 класс опасности - отработанные моторные гидравлические масла, масла индустриальные отработанные, масла автомобильные отработанные (ремонт автотранспорта); 4 класс опасности - мусор от бытовых помещений организаций несортированный, отработанные покрышки, опилки, загрязненные маслами, отработанные масляные фильтры, обтирочный материал, загрязненный маслами (ремонт автотранспорта); 5
класс опасности - металлолом, тормозные колодки отработанные (ремонт автотранспорта), электрические лампы накаливания (эксплуатации бытовых помещений). Паспорта опасных отходы отсутствуют. Места для временного накопления опасных отходов не предусмотрены, отработанные покрышки складируются на земле, на территории сервиса. Контейнерная площадка под ТБО не оборудована в соответствии с требованиями, имеется два железных ящика.
ИП Алексеевым Б.А. представлены договора: с МУП « Информационно- расчетный центр Слюдянского муниципального образования» от 01.02.2011 года на предоставление услуг по вывозу и утилизации мусора», договор с ИП ФИО1 от 12.02.2010 года № *** « на утилизацию промышленных отходов», акты- приемки передачи, справки о передаче отходов в 2011 году отсутствуют.
Территория СТО захламлена металлоломом, строительными отходами. На территории отмечено складирование отработанных автопокрышек в количестве 30 штук.
На момент проверки выявить количество образовавшихся отходов различного вида не представляется возможным, так как Алексеевым Б.А. не ведется в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Кроме того, ответчиком не производится расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007г. №204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду». Оплата за 2010г, 1,2,3 квартал 2011г. не производилась. ( л.д. 7-8).
Ответчиком в судебном заседании результаты проверки не оспорены.
Из материалов дела следует, что ИП Алексеев Б.А. не производит расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 г, 1,2,3 квартал 2011 года. Ответчик не производит расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и не вносит такую плату, тем самым препятствует реализации принципов окружающей среды в виде обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Прокурором избран состоятельный способ защиты права, поскольку в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 76 Федерального закона "Об охране окружающей среды" споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Неисполнение ответчиком требований законодательства об охране окружающей среды, выразившееся в отсутствии учета образовавшихся вредных отходов, а также в отсутствии паспортов и др. может привести к негативным изменениям качества окружающей среды, в том числе, к ее загрязнению, а следовательно, воздействию на здоровье людей. На ответчика возложена обязанность по ведению паспортов безопасности, а также обязанность учета образовавшихся опасных отходов и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, что ответчиком не исполняется, поэтому бездействия ответчика в этой части являются незаконными.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ,
Решил:
Исковые требования прокурора Слюдянского района в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области, Слюдянского муниципального образования, неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица Алексееву Б. А. о возложении обязанности разработать паспорта безопасности на отходы 1,3 и 4 класса опасности, произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и представить расчет в компетентный орган удовлетворить.
Возложить на индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Алексеева Б. А. обязанность в течение месяца с момента принятия решения судом разработать паспорта безопасности на отходы 1,3 и 4 класса опасности, произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и представить расчет в компетентный орган в сфере природопользования.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья