Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г. Слюдянка
11 января 2012 года Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Жулидовой Н.Г.,
при секретаре Меркурьевой М.А. с участием прокурора Слюдянского района Афанасьевой Е. И.,
Администрации Утуликского муниципального образования в лице главы ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-69-12 по заявлению прокурора Слюдянского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, Утуликского униципального образования о признании незаконным бездействия администрации Утуликского муниципального образования, выразившегося в непринятии мер по учету и включению в реестр муниципальной собственности автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах населенных пунктов Утуликского муниципального образования, возложении обязанности включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные в границах населенных пунктов "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" Утуликского муниципального образования,
у с т а н о в и л :
Прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Утуликского муниципального образования, выразившегося в непринятии мер по учету и включению в реестр муниципальной собственности автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах населенных пунктов Утуликского муниципального образования, возложении обязанности включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные в границах населенных пунктов "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" Утуликского муниципального образования.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что согласно п. 5 ч.1 ст. 14, п.1 ч.1 ст. 50, п.2 ч.2 ст. 50 Федерального Закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.1 ст. 6 Федерального закона « Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» автомобильные дороги могут находиться в собственности муниципальных образований. К вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении указанных дорог, включая создания и обеспечение функционирования парковок, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог. Муниципальные образования владеют дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением Думы Утуликского сельского поселения № *** от 31 мая 2011 года утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования, вместе с тем, в реестре объектов муниципальной собственности Утуликского муниципального образования автомобильные дороги местного значения не значатся. Администрация не является владельцем автомобильных дорог на соответствующем вещном праве. Автомобильные дороги общего пользования местного значения в реестре муниципальной собственности района не значится. Таким образом, автомобильные дороги являются фактически бесхозяйным имуществом. Вместе с тем единственным доказательством права муниципальной собственности является реестр муниципальной собственности.
Тот факт, что у автомобильных дорог нет собственника, свидетельствует о бездействии поселения. В результате в нарушение ст.13 п.п.1,2,5,7,11, ч.2 ст. 17, ст. 18 Закона « Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» администрацией не осуществляется контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, не разработаны основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог, не утвержден перечень автомобильных дорог, не утверждены нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, содержание дорог и правила расчета ассигнований местного бюджета на указанные цели, не установлен порядок содержания и ремонта автомобильных дорог, определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств и безопасных условий движения, а также обеспечения сохранности дорог.
Обращение дорог местного значения в муниципальную собственность позволит Утуликскому городскому поселению осуществлять правомочия собственника автомобильных дорог.
Отсутствие дорог в реестре муниципального имущества не позволяет администрации Утуликского муниципального образования принимать меры по самостоятельному решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и надлежащего содержания автомобильных дорог общего пользования в границах поселения, а также принимать участие в реализации федеральных целевых программ, в том, числе на предоставление федерального бюджета на осуществление реконструкции автомобильных дорог в рамках действия подпрограммы « Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы « Развитие транспортной системы России» ( 2010 – 2015 г).
Законом Иркутской области № 93 – ФЗ « О дорожном фонде Иркутской области», предусмотрено предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области, связанных с осуществлением органами местного самоуправления Иркутской области полномочий по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Вместе с тем, отсутствие дорог в реестре муниципального имущества не позволит поселению получить названную субсидию.
По информации от 8.12.2011 года, предоставленной ОМВД России "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", отдельные автомобильные дороги не отвечают требованиям безопасности дорожного движения, создают угрозу нарушения прав неограниченного круга лиц пользователей автомобильных дорог.
Бесхозяйное состояние автомобильных дорог в границах поселения нарушает интересы Утуликского муниципального образования, поскольку отсутствие учета муниципального имущества создает угрозу отчуждения данного вида имущества и препятствует реализации права собственности Утуликского муниципального образования, лишает возможности осуществлять эффективное управление имуществом.
Старший помощник прокурора Афанасьева Е.И. поддержала заявленные требования прокурора, указывая, что отсутствие дорог общего пользования местного значения в реестре муниципального имущества не позволяет администрации принимать меры по самостоятельному решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и надлежащего содержания автомобильных дорог в границах поселения, а также принимать участие в реализации федеральных целевых программ, в том числе на предоставление средств федерального бюджета на осуществление реконструкции автомобильных дорог.
Администрация Утуликского муниципального образования в лице главы ФИО1 согласилась с заявленными требованиями прокурора.
Выслушав пояснения сторон, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 14 ч.1 п. 5 Федерального Закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: 1) осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; 2) разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; 3) принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования; 3.1) принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования; 3.2) установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; 3.3) установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; 4) определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; 5) утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; 6) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; 7) определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения; 8) установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения; 9) использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; 10) информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; 11) утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; 12) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу п. 5 ст. 51 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, доводы прокурора о том, что бездействия поселения, выразившиеся в не включении автомобильных дорог в реестр муниципальной собственности и в неоформлении в установленном порядке вещного права на указанные дороги, нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку не обеспечивают безопасность дорожного движения, являются обоснованными. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется и достигается прежде всего путем управленческой деятельности соответствующих субъектов, уполномоченных на осуществление властных функций в такой социальной сфере, как сфера дорожного движения. Потребность в комплексном подходе к обеспечению безопасности дорожного движения предполагает не только адекватную организационную структуру, но и оптимальную систему субъектов управления, наделенных необходимыми административными правовыми полномочиями.
Анализ представленных суду доказательств позволяет прийти к выводу, что Администрация Утуликского муниципального образования в нарушение требований вышеуказанных законов бездействует и не отрицает факта не принятия автомобильных дорог в муниципальную собственность любым способом.
Так, из Реестра недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, видно, что автомобильные дороги действительно не включены в реестр ( л. д. 12-14).
Из Устава Утуликского муниципального образования с изменениями и дополнениями от 08.04. 2011 года, глава 8 экономическая основа местного самоуправления, ст. 53 Муниципальная собственность, ч. 1 п. 2 следует, что в собственности поселения может находится имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения поселения, в том, числе: автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог( л.д. 20 – 22)
Согласно решения Думы Утуликского сельского поселения второго созыва от 31.05.2011 года № *** утвержден перечень автомобильных дорог местного значения, расположенных на территории населенных пунктов Утуликского муниципального образования.
В указанном перечне поименовано 22 наименований улиц в "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", а именно: "УЛИЦЫ".
В указанном перечне поименовано 11 наименований улиц в "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", а именно: "УЛИЦЫ". ( л.д. 15- 16 ).
Согласно информации от 8.11.2011 года, предоставленной отделом МВД России "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", следует, что главой Утуликского сельского поселения утвержден перечень из 44 автомобильной дороги местного значения, протяженностью 20227 метров. Только 9 дорог имеют асфальтовое покрытие. Автомобильные дороги, с асфальтовым покрытием проходящие по улицам Утуликского сельского поселения : "УЛИЦЫ" не соответствуют предъявляемым требованиям по безопасности дорожного движения. На данных улицах отсутствует освещение, дорожное покрытие имеет выбоины, не перекрестках отсутствуют дорожные знаки. ( л.д. 17 – 18).
Реализация соответствующих управленческих решений в области дорожной деятельности в полном объеме требует включения объектов в реестр муниципальной собственности в соответствии с п. 5 ст. 51 Федерального закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку учет муниципального имущества путем ведения Реестра позволяет поселению определить автомобильные дороги общего пользования, предназначенные для решения вопросов местного значения поселения.
В силу ст. 258 ч.1,2,3 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления, должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что заявленные требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-197, 258 ч.1,2,3 ГПК РФ,
Р е ш и л :
Заявление прокурора Слюдянского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, Утуликского муниципального образования о признании незаконным бездействия администрации Утуликского муниципального образования, выразившегося в непринятии мер по учету и включению в реестр муниципальной собственности автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах населенных пунктов Утуликского муниципального образования, возложении обязанности включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные в границах населенных пунктов "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" Утуликского муниципального образования, а именно : автомобильных дорог общего пользования в "АДРЕС" протяженностью 0, 806м, по "АДРЕС" протяженностью 0,302м, по "АДРЕС" протяженностью 0, 581 м, по "АДРЕС" протяженностью 0, 214 м, по "АДРЕС" протяженностью 1,079м, по пе"АДРЕС" протяженностью 0, 429 м, по "АДРЕС" протяженностью 0,186м, по пе"АДРЕС" протяженностью 0,205м, по "АДРЕС" протяженностью 0, 737 м, по "АДРЕС", протяженностью 0, 435м, по "АДРЕС" протяженностью 0, 368м, по "АДРЕС" протяженностью 0,588м, по "АДРЕС" протяженностью 1, 132м, по "АДРЕС" протяженностью 0, 510м, по "АДРЕС" протяженностью 0,195м, по "АДРЕС" протяженностью 0, 414 м, по "АДРЕС" протяженностью 1, 906м, по "АДРЕС" протяженностью 0, 476м, по "АДРЕС" протяженностью 0, 693м, по "АДРЕС" протяженностью 0, 467 м, по пе"АДРЕС" протяженностью 0, 376м, по "АДРЕС" протяженностью 0, 256 м, по "АДРЕС" протяженностью 0, 492м, пе"АДРЕС" протяженностью 0, 212м, по "АДРЕС" протяженностью 0, 411м, по "АДРЕС" протяженностью 0, 455м.; в "АДРЕС" протяженностью 0,924м, пе"АДРЕС" протяженностью 0, 128м, по "АДРЕС" протяженностью 0,328м, по "АДРЕС" протяженностью 0, 535м, пе"АДРЕС", протяженностью 0, 094м, по "АДРЕС" протяженностью 0, 194м, по "АДРЕС" протяженностью 0, 487м, по пе"АДРЕС" протяженностью 0,167м, по "АДРЕС" протяженностью 0,375м, по пе"АДРЕС" протяженностью 0,270м, по "АДРЕС" протяженностью 0,287м, по "АДРЕС" протяженностью 0, 537м. удовлетворить.
Признать незаконными бездействия администрации Утуликского муниципального образования, выразившиеся в непринятии мер по учету и включению в реестр муниципальной собственности автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах населенных пунктов Утуликского муниципального образования, возложить обязанность включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные в границах населенных пунктов "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" Утуликского муниципального образования, а именно : автомобильных дорог общего пользования в "АДРЕС" протяженностью 0, 806м, по "АДРЕС" протяженностью 0,302м, по "АДРЕС" протяженностью 0, 581 м, по "АДРЕС" протяженностью 0, 214 м, по "АДРЕС" протяженностью 1,079м, по пе"АДРЕС" протяженностью 0, 429 м, по "АДРЕС" протяженностью 0,186м, по пе"АДРЕС" протяженностью 0,205м, по "АДРЕС" протяженностью 0, 737 м, по "АДРЕС", протяженностью 0, 435м, по "АДРЕС" протяженностью 0, 368м, по "АДРЕС" протяженностью 0,588м, по "АДРЕС" протяженностью 1, 132м, по "АДРЕС" протяженностью 0, 510м, по "АДРЕС" протяженностью 0,195м, по "АДРЕС" протяженностью 0, 414 м, по "АДРЕС" протяженностью 1, 906м, по "АДРЕС" протяженностью 0, 476м, по "АДРЕС" протяженностью 0, 693м, по "АДРЕС" протяженностью 0, 467 м, по пе"АДРЕС" протяженностью 0, 376м, по "АДРЕС" протяженностью 0, 256 м, по "АДРЕС" протяженностью 0, 492м, пе"АДРЕС" протяженностью 0, 212м, по "АДРЕС" протяженностью 0, 411м, по "АДРЕС" протяженностью 0, 455м.; в "АДРЕС" протяженностью 0,924м, пе"АДРЕС" протяженностью 0, 128м, по "АДРЕС" протяженностью 0,328м, по "АДРЕС" протяженностью 0, 535м, пе"АДРЕС", протяженностью 0, 094м, по "АДРЕС" протяженностью 0, 194м, по "АДРЕС" протяженностью 0, 487м, по пе"АДРЕС" протяженностью 0,167м, по "АДРЕС" протяженностью 0,375м, по пе"АДРЕС" протяженностью 0,270м, по "АДРЕС" протяженностью 0,287м, по "АДРЕС" протяженностью 0, 537м.
В силу ст. 258 ч. 3 ГПК РФ в суд должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.
Апелляционная жалоба на решение может быть сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд, принявший решение, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен судом.
Судья :