Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 января 2012 года г. Слюдянка
Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ореховой В.В., единолично, при секретаре Мишиной Г.Н.,
с участием истца Насырова Р.Х., его представителя Шендрик А.А. (доверенность от 26.12.2011г.),
представителя ответчика ОАО «Байкальский ЦБК» - Аникиевой Я.В., действующей на основании доверенности от 31.10.2011г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-48/12 по исковому заявлению Насырова Р. Х. к Открытому акционерному обществу «Байкальский ЦБК» о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Насыров просил взыскать с ОАО «БЦБК» денежную компенсацию морального вреда в сумме один миллион семьсот тысяч рублей в связи с причинением вреда здоровью профессиональным заболеванием.
В обоснование иска указал, что с февраля 1970 года по май 1973 года работал на ОАО «БЦБК» слесарем КИПиА на очистных сооружениях, с декабря 1981 года по февраль 2009 года – старшим машинистом котельного оборудования котельного цеха № 1 ТЭЦ. В течение 26 лет 10 месяцев работа производилась в условиях воздействия вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов. Вследствие чего он приобрел профессиональное заболевание: "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", что подтверждается Актом о случае профессионального заболевания от 26 октября 2009 года и заключением Клиники "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" от 02 октября 2009 года. Заболевание прогрессирует, о чем свидетельствует Заключение Клиники "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" от 28 октября 2011г. и Программа реабилитации пострадавшего от 08 ноября 2011 года, определена нуждаемость в мощном цифровом слуховом аппарате. Степень утраты профессиональной трудоспособности составляет 40%. Заболевание причиняет ему (истцу) физические страдания, которые заключаются в претерпевании чувства неполноценности, доставляет массу неудобств и проблем в быту при общении с близкими и в обществе. Причинителем вреда явился ответчик, поскольку профессиональное заболевание возникло в результате длительного воздействия шума с превышением предельно допустимых уровней на 22 дБА в течение всей рабочей смены. Поэтому ответчик должен нести ответственность по компенсации морального вреда за причиняемые истцу нравственные страдания.
В судебном заседании Насыров, его представитель Шендрик поддержали исковые требования.
Насыров пояснил, что в соответствии с Заключением № *** Клиники "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" ему запрещена работа на предприятиях, где есть шум. Запрет на работу приносит ему нравственные страдания, поскольку чувствует себя неполноценным человеком. От постоянного шума в ушах невозможно нормально спать, что вызывает болезненное состояние, раздражительность. Из-за неполноценного слуха испытывает пренебрежение со стороны окружающих, что не способствует улучшению морального состояния. Из-за слабого слуха он опасается пропустить телефонные звонки, не услышать стук в дверь. Кроме того наличие тугоухости мешает ему, человеку активному и пользующемуся доверием людей, вести общественную работу, так как из-за заболевания приходится переспрашивать людей, что приводит к раздражительности собеседников и к конфликтным ситуациям. В настоящее время у него имеется в пользовании слуховой аппарат, но он не современен, при наличии постороннего шума собеседника не слышно.
Шендрик пояснил, что наличие вины в причинении вреда здоровью истца ответчик не отрицает. Однако ссылка ОАО «Байкальский ЦБК» на тяжелое финансовое положение не состоятельна. Так, по информации управляющего директора ОАО «Байкальский ЦБК» ФИО1, прозвучавшей на заседании Думы Байкальского городского поселения 5 сентября 2011 года и опубликованной в газете «Байкал Новости» № 37 от 09 сентября 2011 года предприятие работает стабильно. Сейчас на производстве наметился рост, увеличился объем товарной продукции. Цена на целлюлозу возросла в полтора раза, что позволило впервые за три года повысить заработную плату работникам комбината на 6 %. Сейчас на комбинате работает 1900 работников. Прибыль от продаж составила 270 миллионов рублей. Кроме того согласно выписке из протокола № 8 заседания Думы Байкальского городского поселения докладчик ФИО1 указал, что все заработанные деньги идут на погашение налоговых долгов (около 200 млн. погашено), подготовка к зиме (потрачено около 100 млн. рублей), реконструкция производства (затраты составляют более 40 млн. рублей). Согласно информации внешнего управляющего ОАО «Байкальский ЦБК» ФИО2 (опубликовано в газете «Байкал новости» от 16 сентября 2011 года) «комбинат работает в сложных условиях, но производственные данные комбината за первое полугодие 2011 года в сравнении с 2010 годом показывают положительную динамику. Рост объемов производства за 2011 год составит 274 % по товарной целлюлозе и 41.6 % по лесохимической и бумажной продукции». В соответствии с информацией пресс-службы ОАО «Байкальский ЦБК» («Байкальская газета» № 27 от 15 июля 2011 года) предприятие в августе 2011 года полностью восстановило текущие платежи в соответствии с Налоговым Кодексом РФ. То есть финансовое положение ответчика устойчивое, ведутся плановые работы по модернизации производства.
Из-за полученного профессионального заболевания Насыров вынужден постоянно проходить амбулаторное, санаторно-курортное лечение; определена нуждаемость его в мощном цифровом аппарате.
Представитель ответчика ФИО3 не оспаривала факт наличия у истца профессионального заболевания, возникшего у него по вине работодателя – ОАО БЦБК. Однако с иском не согласилась по тем основаниям, что размер компенсации морального вреда завышен, поскольку истцом не доказан факт причинения нравственных страданий по вине ответчика на заявленную сумму – 1700000 рублей. При определении размера компенсации морального вреда судом должны быть учтены требования разумности и справедливости, в том числе, материальное положение причинителя вреда. В настоящее время ОАО БЦБК находится в тяжелом материальном положении, поскольку выпуск основного вида продукции целлюлозы был приостановлен в период с 02 октября 2008 года по 01 ноября 2009 года. Данная ситуация привела к банкротству предприятия, вследствие чего на предприятии была введена процедура наблюдения и внешнего управления. По итогам работы за первое полугодие 2011 года убытки составили 276412,00 рублей; по итогам работы за 9 месяцев 2011 года – 317203,00 рублей. В связи с чем удовлетворение исковых требований Насырова в полном объеме еще более ухудшит материальное положение на предприятии. Представитель ответчика полагала соразмерным удовлетворение иска на сумму 100000 рублей.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования истца подлежащими удовлетворению частично.
Факт наличия у Насырова профессионального заболевания – "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", а также сопутствующих заболеваний, приобретенных им за время работы на ОАО «БЦБК», ответчиком не оспаривается и подтверждается Заключением № *** Клиники "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", где Насыров находился на лечении и обследовании в период с 17 октября по 28 октября 2011 года. Согласно Заключению основное заболевание – профессиональное (л.д.17).
Заболевание "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", а также сопутствующие заболевания были установлены Насырову Клиникой "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", о чем выдано Заключение № ***. На обследовании и лечении в клинике пациент находился с 21 сентября по 02 октября 2009 года. Установлено, что Насыров является работником Байкальского ЦБК (старший машинист котельного оборудования); основное заболевание профессиональное. Рекомендовано санаторно-курортное лечение, оздоровление в профилактории. Срок повторного обследования – через год (л.д.16).
26 октября 2009 года Центом госсанэпиднадзора "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" утвержден Акт о случае профессионального заболевания Насырова Р.Х., старшего машиниста котельного оборудования ТЭЦ, котельного цеха № 1 ОАО «Байкальский ЦБК». Установлено, что заболевание "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" выявлено 01 октября 2009 года (хроническое) при медицинском осмотре. Профессиональное заболевание возникло в результате длительного контакта с профессиональными вредностями: с шумом ПДУ 60 дБА, фактически 82 дБА, в течение всей рабочей смены. Вследствие чего причиной профессионального заболевания послужило длительное воздействие шума - класс условий труда 3.3; вина работника не установлена.
Согласно Справке МСЭ № *** Насырову на период с 03 ноября 2011 года по 01 декабря 2012 года установлена степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 40 % (л.д.15).
Таким образом, судом установлено и ответчиком не оспорено, что истцу Насырову был причинен вред здоровью, и причинителем вреда являлся ОАО «Байкальский ЦБК».
Право работника требовать компенсацию морального вреда в случае нарушения его трудовых прав неправомерными действиями или бездействием работодателя предусмотрено ст. 21 ч.1 абз 14, ст. 237 ТК РФ. Обязанность возместить моральный вред работодатель несет при условии наличия в его действии (бездействии) вины.
Как указано выше, вина работодателя ОАО БЦБК в нарушении трудовых прав Насырова подтверждена Актом о случае профессионального заболевания, Заключением "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ".
Кроме того, обязанность работодателя компенсировать моральный вред предусмотрена Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", поскольку согласно ст. 8 Закона возмещение застрахованному морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, осуществляется причинителем вреда. Данное положение нашло отражение в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Судом установлено, что профессиональное заболевание у истца возникло 01 октября 2009 года. Причина возникновения профессионального заболевания – длительное воздействие шума.
Также суд принимает во внимание доводы истца о том, что в связи с имеющимся профессиональным заболеванием он испытывает физические страдания, проходит длительное и специфическое лечение. Из-за имеющихся физических ограничений (снижение слуха) он лишен возможности нормально общаться с людьми, пользоваться благами цивилизации (телефоном, телевизором), поэтому живет с постоянным ощущением своей неполноценности.
Тот факт, что Насыров в связи с причинением вреда здоровью проходит длительные медицинские обследования и лечение подтверждено амбулаторной картой больного за № ***, Заключениями Клиники "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" за 2009-2011 годы.
Как следует из «Программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания» (карта № *** к акту освидетельствования № ***-П от 03 ноября 2011 года), составленной Филиалом № *** "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", больного рекомендовано в целях реабилитации обеспечить слуховым аппаратом (ЭАКС цифровой слуховой аппарат мощный с изготовлением индивидуального ушного вкладыша; исполнитель – Фонд социального страхования) (л.д.18).
Кроме того суд учитывает материальное положение истца, который, являясь пенсионером (пенсионное удостоверение № ***, выдан "ДАТА") получает пенсию по старости в размере 11898,55 рублей. Из удостоверения депутата Думы Байкальского городского поселения видно, что 02 декабря 2007 года Насыров Р.Х. избран депутатом Думы Байкальского городского поселения по многомандатному избирательному округу № 2 Байкальского МО. Это подтверждает тот факт, что истец имеет активную жизненную позицию, занимается общественной деятельностью, и наличие такого заболевания, как "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" не может не сказаться на качестве общественной жизни истца.
В ходе судебного заседания была допрошена свидетель ФИО4, которая пояснила, что из-за имеющегося профессионального заболевания у мужа значительно снизилось качество жизни. Он неловко чувствует себя в компании людей, так как не может понять их речь, теряется, из-за этого становится раздражительным. По телефону вынужден громко разговаривать, при просмотре телевизора также громко включает звук, что приносит определенные неудобства окружающим. Истцу более комфортно разговаривать с собеседником наедине, при отсутствии постороннего шума, но такие условия бывают редко. Ежегодно Насыров ездит на санаторно-курортное лечение, наблюдается амбулаторно по месту жительства.
Исследованные доказательства суд принимает как относимые, допустимые и достоверные, которые в совокупности являются достаточными и взаимно связанными, что приводит к убеждению о наличии у истца профессионального заболевания, приобретенного им по вине работодателя ОАО БЦБК, вследствие чего истец испытывает нравственные и физические страдания.
Таким образом, действиями ответчика истцу причинен не только вред здоровью, но имеет место и причинение морального вреда. В связи с чем имеются основания для возмещения компенсации вреда здоровью истца.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает также финансовое положение ответчика. Из представленной бухгалтерской отчетности видно, что, несмотря на введение внешнего управления в порядке Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» по решению Арбитражного суда Иркутской области от 22 декабря 2010 года в срок до 22 июня 2012 года, предприятие ОАО БЦБК за 9 месяцев 2011 года получил чистую прибыль в размере 317203 тыс. рублей; по состоянию на 30 сентября 2011 года по сравнению с периодом по состоянию на 31 декабря 2010 года и 31 декабря 2009 года увеличило свои оборотные активы.
Поэтому, учитывая то обстоятельство, что профессиональное заболевание привело к резкому ухудшению качества жизни истца, а также принимая во внимание конкретные обстоятельства по делу, в том числе наличие реальной возможности компенсировать истцу моральный вред, суд, исходя из требований разумности и справедливости, считает справедливым и разумным взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 400000 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Насырова Р. Х. удовлетворить частично.
Взыскать с Открытого акционерного Общества «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат» в пользу Насырова Р. Х. компенсацию морального вреда, причиненного профессиональным заболеванием, в размере 400000 рублей 00 копеек (четырехсот тысяч рублей 00 копеек).
Взыскать с Открытого акционерного Общества «Байкальский ЦБК» государственную пошлину в доход государства в размере 4000 рублей 00 копеек (четырех тысяч рублей 00 копеек).
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: