Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Слюдянка 17 января 2012 года
Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующей судьи Казариной Н.А., при секретаре Поповой Т.В., с участием помощника прокурора Слюдянского района Ворониной О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-56/12 по иску прокурора Слюдянского района в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица Велиевой И. В. о проведении аттестации рабочих мест, третье лицо Государственная инспекция труда в Иркутской области,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Слюдянского района Иркутской области обратился с иском в суд в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица Велиевой И. В. о возложении обязанности по проведению аттестации рабочих мест.
В обоснование исковых требований указал, что в ходе проверки соблюдения ИПБЮЛ Велиевой И.В. трудового законодательства прокуратурой района совместно с инспекторами государственной инспекции труда в Иркутской области 23 ноября 2011 года выявлены нарушения требований охраны труда, выразившиеся в отсутствии аттестации рабочих мест по условиям труда.
Выявленные в ходе проверки нарушения требований трудового законодательства ИПБЮЛ Велиевой И.В. свидетельствуют о безразличном отношении к работникам организации и создают предпосылки для производственного травматизма, что является недопустимым.
Конституция РФ и ТК РФ гарантируют каждому гражданину РФ право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются в целях обоснования льгот и компенсаций работникам.
Отсутствие аттестации рабочих мест впоследствии может лишить права работников, работающих на предприятии, уволенных, вновь принятых, на получение дополнительных льгот, также ущемляет права и законные интересы неопределенного круга лиц - возможных работников данного предприятия, то есть затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц - всего населения города.
Аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте. Проведение аттестации призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать.
Кроме того, в случае причинения в результате несчастного случая на производстве вреда жизни и здоровью работника затрагиваются законные интересы неограниченного круга членов его семьи, которые в результате не обеспечения безопасных условий труда могут потерять кормильца либо тратить часть совокупного дохода.
Отсутствие аттестации рабочих мест на данном предприятии противоречит интересам государства.
Таким образом, ИПБЮЛ Велиевой И.В. не обеспечено право работников на безопасные, соответствующие нормам закона, условия труда.
Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного крута лиц или интересов Российской Федерации. В соответствии с действующим законодательством на прокуратуру возложена обязанность по осуществлению государственного надзора за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
На основании изложенного, прокурор просит обязать ИПБЮЛ Велиеву И.В. провести аттестацию рабочих мест, согласно штатному расписанию в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения.
Помощник прокурора Слюдянского района Воронина О.Н. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объеме.
ИПБЮЛ Велиева И.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась, сведений о причинах неявки и возражений по иску не предоставила.
Представитель третьего лица – Государственной инспекции труда в Иркутской области, в судебное заседание не явился. Представлено ходатайство, в котором заместитель руководителя инспекции в Иркутской области ФИО1 поддержал исковое требование прокурора и просил рассмотреть дело в отсутствии их представителя.
В связи с чем, руководствуясь частями 3 и 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие ответчика и представителя третьего лица и направлении им копии решения суда.
Суд, выслушав помощника прокурора Слюдянского района Воронину О. Н., исследовав материалы дела, находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
Статьей 353 ТК РФ на органы прокуратуры возложена обязанность по осуществлению государственного надзора за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Поскольку, в соответствии с ч. 1 с. 45 ГПК РФ и п. 4 ст. 27, п.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе выступать в суде представителем неопределенного круга лиц, исковое заявление прокурора в интересах неопределенного круга лиц к организации о понуждении проведения аттестации рабочих мест подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.
Аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте, поскольку в результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте могут работать разные лица. Проведение аттестации призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать.
Кроме того, в случае причинения в результате несчастного случая на производстве вреда жизни и здоровью работника затрагиваются законные интересы неограниченного круга членов его семьи, которые в результате не обеспечения безопасных условий труда могут потерять кормильца либо тратить часть совокупного дохода.
Согласно акту проверки Государственной инспекцией труда в Иркутской области соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих норму трудового права, от 23 ноября 2011 года №16-78-2011/2 Индивидуальным предпринимателем Велиевой И. В., выявлено следующее:
Специалисты не прошли обучение и проверку знаний по охране труда в установленном порядке, отсутствует утвержденная Программа обучения по охране труда для руководителей и специалистов согласно п. 2.3.2 «Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утвержденный Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 года №1/29,
Не назначена приказом по организации постоянно действующая экзаменационная комиссия по проверке знаний требований охраны труда работников организации в составе 3-х человек, которые прошли обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда,
Не разработаны Программы первичного инструктажа на рабочем месте по охране труда с работниками по профессиям,
Инструкции по охране труда для всех профессий и видов работ не разработаны, отсутствует Перечень, утвержденный работодателем,
Работодатель не разработал Программу специального обучения по охране труда и не провел периодическое обучение работников, принятых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с разработанной Программой,
Работодатель за счет собственных средств не обеспечил проведение предварительных и периодических медосмотров работников, психиатрического освидетельствования водителей при приеме на работу, не разработан Перечень профессий, при поступлении на которые работник должен пройти предварительный медосмотр; не определен перечень контингентов и поименный список лиц, подлежащих периодическим медосмотрам, согласованный с центром Роспотребнадзора,
Не разработаны Нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организации,
Работодатель не обеспечил работников спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ,
С работниками не проведен инструктаж с присвоением 1 группы по электробезопасности и оформлением результатов в специальном журнале,
Работодатель не обеспечил проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Отсутствие аттестации рабочих мест противоречит интересам государства.
Так, согласно статье 2 Конституции Российской Федерации соблюдение прав и свобод человека является обязанностью государства. В соответствии со ст. 210 Трудового кодекса РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.
Статьей 37 Конституции РФ каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В силу ст.22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, а также обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
На основании ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, а также обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда, согласно статье 209 ТК РФ – это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Согласно п.п. 1,2 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда", требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.
В силу п. 4 указанного Порядка аттестации подлежат все рабочие места работодателя.
Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.
Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации.
Согласно представленным свидетельствам Велиева И.В. зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, постановлена на учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, в качестве налогоплательщика.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на 07.06.2011 года, Велиева И.В. является индивидуальным предпринимателем.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым обязать Индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Велиеву И. В. провести аттестацию рабочих мест.
Согласно ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
С учетом того, что аттестация рабочих мест требует времени и финансирования, суд считает возможным предоставить Индивидуальному предпринимателю Велиевой И. В. срок в три месяца для проведения аттестации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 45, 194, 196-198, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Слюдянского района в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица Велиевой И. В. о проведении аттестации рабочих мест удовлетворить.
Обязать Индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Велиеву И. В. провести аттестацию рабочих мест в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения.
Судья: подпись Копия верна. Судья