о признании незаконным бездействия



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г. Слюдянка

24 января 2012 года Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Жулидовой Н.Е.,

при секретаре Меркурьевой М.А.,

с участием прокурора Слюдянского района Афанасьевой Е. И., Администрации Байкальского муниципального образования в лице представителя по доверенности Плеховой Н. Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 78/ 12 по заявлению прокурора Слюдянского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, Байкальского муниципального образования о признании    незаконным бездействия администрации Байкальского муниципального образования, выразившегося в непринятии мер по учету и включению в реестр муниципальной собственности автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах населенных пунктов Байкальского муниципального образования, возложении обязанности включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные в границе Байкальского муниципального образования,

установил:

Прокурор обратился в суд в порядке ст. 45, ст. 254 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц, Байкальского муниципального образования о признании незаконным бездействия администрации Байкальского муниципального образования выразившегося в непринятии мер по учету и включению в реестр муниципальной собственности автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах населенных пунктов Байкальского муниципального образования, возложении обязанности включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные в границе Байкальского муниципального образования.

    В обоснование заявленных требований прокурор указал, что согласно п. 5 ч.1 ст. 14, п.1 ч.1 ст. 50, п.2 ч.2 ст. 50 Федерального Закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.1 ст. 6 Федерального закона « Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» автомобильные дороги могут находиться в собственности муниципальных образований. К вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении указанных дорог, включая создания и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также иных полномочий в области использования автомобильных дорог. Муниципальные образования владеют дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Проведенной проверкой установлено, что в реестрах объектов муниципальной собственности Байкальского муниципального образования автомобильные дороги не значатся. Администрация не является владельцем автомобильных дорог на вещном праве.

    В то же время администрация Байкальского муниципального образования осуществляет некоторые полномочия собственника в отношении автомобильных дорог, являющихся бесхозяйным имуществом, а именно, осуществляет дорожную деятельность в части ремонта и содержания автомобильных дорог.

    Тот факт, что у автомобильных дорог нет собственника, свидетельствует о бездействии Байкальского муниципального образования. В результате в нарушение ст. 13 п.п.1,2,5,11 Закона « Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» администрацией не осуществляется контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, не разработаны основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог, не утвержден перечень автомобильных дорог, не утверждены нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, содержание дорог и правила расчета ассигнований местного бюджета на указанные цели.

В силу п. 4 ст. 6 Федерального Закона « О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Однако, отдельные автомобильные дороги общего пользования в границах Байкальского городского поселения согласно акта от 20.05.2010г. проверки улично-дорожной сети в г. Байкальске не отвечали требованиям безопасности дорожного движения, что создает угрозу нарушения прав неограниченного круга лиц пользователей автомобильных дорог.

Бесхозяйное состояние автомобильных дорог общего пользования в границах поселения, нарушает интересы Байкальского муниципального образования, поскольку отсутствие учета муниципального имущества препятствует реализации права собственности Байкальского муниципального образования, лишает возможности осуществлять эффективное управление имуществом.

Обращение дорог местного значения в муниципальную собственность позволит Байкальскому городскому поселению осуществлять правомочия собственника автомобильных дорог.

В судебном заседании помощник прокурора Слюдянского района Афанасьева Е.И. поддержала заявленные требования в полном объеме, указывая, что в целях исполнения законодательства о включении автомобильных дорог в реестр муниципальной собственности администрация может включить дороги в реестр, а впоследствии произвести паспортизацию дорог.

Представитель Администрации Байкальского муниципального образования Плехова Н.Ю. с заявленными требованиями прокурора не согласилась указав, что муниципальным образованием Слюдянский район автомобильные дороги в границах городского поселения не были оформлены как объекты недвижимости, не были переданы в муниципальную собственность Байкальского муниципального образования в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

В настоящее время автомобильные дороги, находящиеся в границах Байкальского городского поселения попадают в разряд бесхозяйных.

Для решения вопроса об определении права муниципальной собственности на дороги местного значения в бюджет Байкальского муниципального образования были включены денежные средства в размере 200000 рублей ( приложение № *** к решению Думы Байкальского городского поселения «О бюджете муниципального образования - Байкальское городское поселение на 2011 год» от 24 декабря 2010 года № ***).

14.09.2011 года заключен договор на оказание услуг по технической инвентаризации - автомобильная дорога г. Байкальск мкр. Строитель 5,7 км.

15 ноября 2011 года заключен договор на оказание услуг по технической инвентаризации - автомобильные дороги общего пользования по микрорайону Южный. Проекты технических паспортов на указанные автомобильные дороги общего пользования по микрорайону Строитель, микрорайону Южный переданы в распоряжение администрации Байкальского городского поселения.

В бюджете Байкальского муниципального образования на 2012 год предусмотрены денежные средства на изготовление технической документации по дорогам в размере 238.000 рублей (приложение № *** к решению Думы Байкальского городского поселения «О бюджете муниципального образования Байкальское городское поселение на 2012 год» от 23 декабря 2011 года № ***»).

"ДАТА" в адрес ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Иркутский филиал Слюдянское отделение направлено предложение об изготовлении технической документации на муниципальные дороги расположенные на территории Байкальского городского поселения: Красный ключ, микрорайон Восточный.

Фактически на проведение работ по определению собственника дорог находящихся в границах городского поселения требуется продолжительное время. Только по истечении годичного срока со дня постановки бесхозяйных дорог на учет они смогут обратиться с иском в суд о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь.

С 2006г. по 2012г. в расходных обязательствах Байкальского муниципального образования предусматриваются денежные средства ( разные суммы в разное время) на проведение ремонтных работ и содержание дорог.

В рамках утвержденных бюджетных ассигнований были заключены договоры на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений Байкальского городского поселения, ( уборка мусора на остановка, тротуарах, по обочинам общегородских дорог, в скверах, на перекрестках, скашивание травы на обочинах дорог и перекрестков, ремонт деревянных настилов остановок); договоры на ремонт дорожных знаков, установку дорожных знаков; договоры на оказание услуг по разметке площадей, на остановках, разметка проезжей части; договоры на установку «Искусственных неровностей» в местах устройства «лежачих полицейских»;договоры на оказание услуг по отсыпке щебнем; договоры на выполнение работ по ямочному ремонту асфальтобетонного покрытия; договоры на асфальтирование тротуара в мкр. Гагарина, договоры по ремонту автомобильных дорог г. Байкальска.

На территории городского поселения разработаны и действуют муниципальные целевые программы.

Проекты муниципальных правовых актов в рамках Федерального закона № 257-ФЗ разработаны и направлены в прокуратуру Слюдянского района для проверки на предмет соответствия нормам действующего законодательства.

Таким образом, администрация – единственный в районе орган местного самоуправления, который активно и планово проводит работу, предшествующую включению в реестр муниципальной собственности автомобильных дорог, подготавливает документы, необходимые для включения сведений в реестр. Это в первую очередь технический учет дорог, определение площади, протяженности и иных параметров, без которых включить дороги в реестр невозможно.

Выслушав пояснения и возражения сторон, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 14 ч.1 п. 5 Федерального Закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ст 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится наряду с другими полномочиями осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с п.1 ч.1, п. 2 ч.2 ст. 50 Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований могут находиться автомобильные дороги местного значения.

В силу п. 5 ст.51 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям ( бездействию) органов местного самоуправления, должностных лиц или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия ( бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с п. 1 абз 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009г. № 2 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий ( бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами или иными актами, определяющими полномочия этих лиц.

    Из пояснений сторон и Реестра недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности Байкальского городского поселения, видно, что автомобильные дороги действительно не включены в реестр ( л. д. 11- 14).

Между тем, решением Думы муниципального образования Слюдянский район от 25 мая 2006 года № *** –рд были утверждены перечни имущества, прилагаемого к передаче в собственность Байкальскому муниципальному образованию ( л.д. 106-108), договором № *** от 4 июля 2006 года указанные муниципальные дороги были переданы в безвозмездное пользование поселению, что подтверждается передаточным актом ( л.д. 109-111).

Доводы представителя Администрации Байкальского муниципального образования о том, что администрация активно действует в целях исполнения своих полномочий по вопросам включения автомобильных дорог общего пользования местного значения в реестр муниципального имущества, подтверждаются следующими доказательствами.

Администрацией Байкальского муниципального образования получены технические паспорта от 10 ноября 2011 года на сооружение - автомобильные дороги общего пользования по микрорайону Строитель, протяженностью 10 330,20 м ( л.д.180-194) и на сооружение - автомобильные дороги общего пользования по микрорайону Южный, протяженностью 13 168,00 м ( л.д.195- 209).

Доводы Администрации Байкальского муниципального образования о том, что они намерены получить технические паспорта на другие автомобильные дороги местного значения общего пользования, подтверждаются договорами на оказание услуг по технической инвентаризации от 14.09.2011 года № *** на автомобильную дорогу г. Байкальск, мкр. Строитель, 5,7 км ( л.д. 169-175) и от 15 ноября 2011 года № *** на автомобильные дороги общего пользования по микрорайону Южный, 5,8 км ( л.д. 163-168), а также платежным поручением ( л.д. 176), письмом главы администрации Байкальского городского поселения от 11 января 2012 года в адрес ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Иркутский филиал "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" отделение о том, что направлено предложение об изготовлении технической документации на муниципальные дороги расположенные на территории Байкальского городского поселения: Красный ключ, микрорайон Восточный ( л.д. 178).

Факт того, что с 2006 года по 2012 год в расходных обязательствах Байкальского муниципального образования предусматриваются денежные средства на проведение ремонтных работ и содержание дорог, в том числе на изготовление технической документации подтверждается следующими доказательствами: Приложением № *** к решению Думы Байкальского городского поселения от 29 ноября 2006 года № ***, приложением № *** к решению Думы Байкальского городского поселения «О внесении изменений в решение Думы БГП «О бюджете городского поселения на 2007 год № ***, приложением № *** к решению Думы Байкальского городского поселения «О внесении изменений в решение Думы Байкальского городского поселения «О бюджете муниципального образования- Байкальское городское поселение на 2008 год от 11 января 2008 года № ***» от 26 декабря 2008 года № ***, приложение № *** к решению Думы Байкальского городского поселения «0 внесении изменений в решение Думы Байкальского городского поселения «О бюджете муниципального образования Байкальское городское поселение на 2008 год от 26 декабря 2008 года № ***» от 25 декабря 2009года № ***, приложением 6 к решению Думы Байкальского городского поселения «О бюджете муниципального образования Байкальское городское поселение на 2010 год» от 24 декабря 2010 года № ***, приложением к решению Думы Байкальского городского поселения «О бюджете муниципального образования Байкальское городское поселение на 2012 год» от 23 декабря 2011 года № *** гд, приложением № *** к решению Думы Байкальского городского поселения «0 внесении изменений в решение Думы Байкальского городского поселения «О бюджете муниципального образования Байкальское городское поселение на 2011 год от 24 декабря 2010 года № ***» от 23 декабря 2011года № *** ( т.2 л.д. 1-30).

Тот факт того, что Администрация Байкальского муниципального образования несет расходы на содержание автомобильных дорог, подтверждается договорами на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений Байкальского городского поселения, ( уборка мусора на остановка, тротуарах, по обочинам общегородских дорог, в скверах, на перекрестках, скашивание травы на обочинах дорог и перекрестков, ремонт деревянных настилов остановок); договоры на ремонт дорожных знаков, установку дорожных знаков; договоры на оказание услуг по разметке площадей, на остановках, разметка проезжей части; договоры на установку «Искусственных неровностей» в местах устройства «лежачих полицейских»;договоры на оказание услуг по отсыпке щебнем; договоры на выполнение работ по ямочному ремонту асфальтобетонного покрытия; договоры на асфальтирование тротуара в мкр. Гагарина, договоры по ремонту автомобильных дорог г. Байкальска ( т. 2 л.д. 32-59).

Кроме того, заключены муниципальные контракты на капитальный ремонт пешеходных дорожек; содержание дорог; отсыпка щебнем дороги длинной 259 метров в микрорайоне «Восточный»; на выполнение ямочного ремонт дорог общего пользования на территории Байкальского городского поселения, на устройство асфальтобетонного покрытий тротуаров; ремонт асфальтобетонного покрытия на мосту на западном съезде с моста через реку Хорлахта ( т. 2 л.д. 60 – 116), на поставку автомобиля специального ( т. 2 л.д.118- 121, л.д.126 - 131 ).

Таким образом, из вышеуказанных Приложений к решениям Думы Байкальского городского поселения о бюджете и других доказательств видно, что Администрация Байкальского муниципального образования несет расходы по содержанию автомобильных дорог местного значения.

Поэтому доводы прокурора о том, что Администрация Байкальского муниципального образования не обеспечивает безопасность дорожного движения, не подтвердились.

Суд не может принять во внимание доводы прокурора о том, что Администрация Байкальского муниципального образования бездействует с 2006 года, поскольку в настоящее время это не имеет юридического значения для правильного рассмотрения дела. На момент обращения прокурора в суд администрация принимает активные меры по получению технических паспортов на автомобильные дороги, кроме того, в местном бюджете запланированы денежные средства на паспортизацию оставшихся автомобильных дорог.

Доводы прокурора о том, что орган местного самоуправления вправе включить автомобильные дороги в реестр муниципальной собственности без проведения работ по учету и паспортизации каждой дороги, основаны на ошибочном толковании положений, регламентирующих порядок проведения оценки технического состояния дорог и ведения реестров муниципального имущества.

Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 ВСН 1-83).

Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. Статьи 1, 4, 5, 12 ФЗ "О безопасности дорожного движения" определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов.

Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года N 150, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

В соответствии с Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации № 424 от "ДАТА" в реестр о муниципальном имуществе включается информация об индивидуально-родовых признаках недвижимого имущества : кадастровый номер, площадь, протяженность и ( или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества.

Приказ вступает в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования ( опубликован 28.12.2011 года в Российской газете № 293).

Системное толкование указанного Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества и действующих законодательных норм, регулирующих правоотношения в области дорожного движения, в том числе п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", положений Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 12 Федерального Закона N 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года "О безопасности дорожного движения", указывает на необходимость проведения мероприятий по учету автомобильных дорог, а затем включению их в реестр.

Технический паспорт является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений. Он определяет фактическое состояние дорог, их индивидуально-родовые признаки, необходимые для включения в реестр для обеспечения безопасности дорожного движения.

Безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории Байкальского городского поселения. Поэтому действия администрации, выразившиеся в плановой работе по осуществлению учета автомобильных дорог в целях формирования и ведения реестра автомобильных дорог в совокупности с реальным осуществлением деятельности по содержанию дорог с 2006 года с момента формирования бюджета городского поселения самим городским поселением свидетельствует о несостоятельности доводов прокурора о том, что администрацией Байкальского городского поселения нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц в сфере безопасности дорожного движения.

В связи с этим доводы прокурора о том, что бездействия Администрации Байкальского муниципального образования выражаются в не принятии мер по учету и включению автомобильных дорог в реестр муниципальной собственности и нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку не обеспечивают безопасность дорожного движения, являются не обоснованными, а потому заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-197, 258 ч. 4 ГПК РФ,

Решил:

Отказать в удовлетворении заявления прокурора Слюдянского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, Байкальского муниципального образования о признании незаконным бездействия администрации Байкальского муниципального образования, выразившегося в непринятии мер по учету и включению в реестр муниципальной собственности автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах населенных пунктов Байкальского муниципального образования, возложении обязанности включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные в границе Байкальского муниципального образования, а именно автомобильные дороги по улицам Горная, Пушкина, Гагарина, Привокзальная, а также автомобильные дороги общего пользования местного значения в пос. Солзан по улице Комсомольская, Набережная, Байкальская, пер. Школьный, ул. Железнодорожная, Советская, Речная, автомобильные дороги общего пользования местного значения в мкр Южном, мкр. Гагарина, мкр. Красный Ключ, мкр. Восточный в г. Байкальске.

Апелляционная жалоба на решение может быть подана сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен судом.

Судья :