Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Слюдянка 12 марта 2012 года
Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующей судьи Казариной Н.А., при секретаре Поповой Т.В., с участием заявителя Бовиной О.П., представителя заявителя Бовина В.Г., представителя администрации Слюдянского городского поселения Игонина А.В., заинтересованного лица Мамедовой С.В., представителя заинтересованного лица Льгова И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-125/12 по заявлению Бовиной О. П. о признании незаконными индивидуальных ненормативных правовых актов администрации Слюдянского городского поселения - разрешения на строительство от 07.10.2011 года и постановления от 25.05.2011 года об утверждении градостроительного плана, возложении на администрацию обязанности отменить акты,
Установил:
Бовина О.П. в обоснование своих требований указала, что главой администрации Слюдянского городского поселения ФИО1 было выдано Мамедовой С.В. разрешение на строительство от 07.10.2011 и постановление № *** от 25.05.2011, которым утвержден градостроительный план земельного участка по адресу: "АДРЕС". Заявитель считает, что данными ненормативными актами нарушены её права, в частности право на пожарную безопасность и благоприятные условия жизни. В результате того, что было выдано разрешение на реконструкцию дома Мамедовой С.В., уменьшилось противопожарное расстояние между её домом и домом Мамедовой С.В. Её дом относится к пятой степени огнестойкости, поэтому соседство магазина стройматериалов Мамедовой С.В. без соблюдения противопожарных расстояний представляет для неё и её семьи угрозу жизни и здоровью в случае пожара. Кроме того в связи с разрешенной реконструкцией дома Мамедовой С.В., в два окна её дома не попадает солнечный свет, чем ухудшаются условия жизни её и её семьи, снижается стоимость жилого дома и земельного участка. Заявитель просила отменить разрешение на строительство от 07.10.2011 и постановление об утверждении градостроительного плана земельного участка № *** от 25.05.2011.
В последующем Бовина О.П. уточнила заявленные требования и просила признать незаконными разрешение на строительство от 07.10.2011 года и постановление об утверждении градостроительного плана земельного участка от 25.05.2011 года, выданные администрацией Слюдянского городского поселения и обязать их отменить.
В судебном заседании Бовина О.П. заявленные требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме, пояснила, что оспариваемыми ненормативными актами создается угроза жизни и здоровью для неё и её семьи. При принятии указанных ненормативных актов были нарушены требования Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Представитель заявителя по нотариальной доверенности Бовин В.Г. заявленные требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме и пояснил, что администрацией Слюдянского городского поселения в лице ФИО1 грубо нарушены нормы Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» при выдаче Мамедовой С.В. разрешения на строительство от 07.10.2011 и постановления об утверждении градостроительного плана земельного участка № *** от 25.05.2011. Нарушение противопожарного расстояния влечет угрозу жизни и здоровью Бовиной О.П. и её семье. Соседство магазина строительных материалов, возведенного в результате полученного разрешения на реконструкцию дома Мамедовой С.В. является прямой угрозой жизни и здоровью. Он полагает, что при выдаче разрешения на строительство, в соответствии с требованиями ст.51 п.7 Градостроительного кодекса РФ должна была быть проведена государственная экспертиза проектной документации, чего сделано не было. Администрация неправильно руководствовалась ст.51 п.9 Градостроительного кодекса РФ, поскольку жилой дом со встроено-пристроенным магазином не относится к объектам индивидуального жилищного строительства. Магазин строительных материалов является опасным объектом. Кроме того дом Мамедовой расположен на красной линии, что также является нарушением. Просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель администрации Слюдянского городского поселения по доверенности Игонин А.В. с заявленными требованиями не согласился, считая, что разрешение на строительство и постановление об утверждении градостроительного плана земельного участка Мамедовой С.В. даны в точном соответствии с требованиями закона. Администрация Слюдянского городского поселения приняла данные ненормативные акты в пределах своей компетенции, при этом нарушений закона допущено не было. Оспариваемыми актами права заявителя не нарушены. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заинтересованное лицо Мамедова С.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, полагая, что администрация Слюдянского городского поселения приняла оспариваемые ненормативные акты в пределах своей компетенции в соответствии с требованиями закона. Она представила все необходимые документы в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. Защита нарушенных прав владения и пользования земельным участком, жилым домом должна осуществляться способами, предусмотренными гражданским законодательством.
Таким образом, факт нарушения прав и законных интересов Бовиной О.П. оспариваемым разрешением на строительство (реконструкцию) документально не подтвержден.
При выдаче разрешения на строительство, с учетом решения Слюдянского районного суда от 26.08.2010г. учтены требования статьи 69, части 13 Федерального Закона №123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», согласно которой противопожарные расстояния не нормируются.
Решением суда на Бовину О.П. и Бовина В.Г. возложена обязанность возвести противопожарную стену по всей длине своего жилого дома. Если по решению суда заявитель возведет стену, то проемы окон будут заложены. Поэтому реконструкция жилого дома, расположенного по адресу: "АДРЕС", не повлияет на инсоляцию в жилом доме, расположенном по адресу: "АДРЕС"..
Отступы от границы земельного участка, согласно установленным фактическим обстоятельствам, указанным в решении суда от 26.08.2010г., были нарушены Бовиной О.П. Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, гражданина.
Представитель заинтересованного лица Мамедовой С.В. по нотариальной доверенности Льгов И.Н. ее доводы поддержал, просил в заявленных требованиях отказать.
Заслушав мнение сторон, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Согласно ч. 1 ст.44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
В части 2 указано, что подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Согласно ч.3 ст. 44 указанного кодекса в составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
4. В состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков.
5. Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
Порядок выдачи разрешений на строительство определен в ст.51 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с требованиями которой разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка по заявлению застройщика, представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство. Реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт с учетом надежности и безопасности таких объектов. Согласно п.9 названной статьи, к заявлению застройщика прилагаются: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка и схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с п.3 ст.48 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектной документации не требуется при строительстве объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.
Согласно требованиям ДБН 360-92-2008 "3.14.. .По красной линии допускается размещать жилые здания с встроенными в первые этажи помещениями общественного назначения, а на жилых улицах в условиях реконструкции сложившейся застройки - жилые здания с квартирами в первых этажах только как исключение", СНиП Градостроительство 2.07.01-89 п.2.14. Жилые здания с квартирами в первых этажах следует располагать, как правило, с отступом от красных линий. По красной линии допускается размещать жилые здания с встроенными в первые этажи или пристроенными помещениями общественного назначения.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Бовина О.П. является собственником земельного участка и индивидуального жилого дома по адресу: "АДРЕС". Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права от 06.09.2010 (л.д. 12,13).
Мамедова С.В. на основании договора купли-продажи от 05.07.2008г., свидетельства о государственной регистрации права собственности от 17.07.2008 является собственником земельного участка площадью 418 кв.м., расположенного по адресу: "АДРЕС" (л.д. 61). Данный земельный участок является смежным с земельным участком заявителя Бовиной О.П., расположенным по адресу: "АДРЕС".
Из свидетельства о государственной регистрации права собственности от 17.07.2008 следует, что Мамедова С.В. является собственником двухэтажного шлакозаливного жилого дома с подвалом площадью 51,4 кв.м., состоящего из 4-х комнат, жилое здание, площадь 158,8 кв.м., этажность 2, подземная этажность 1, адрес объекта: "АДРЕС" (л.д. 62).
Вступившим в законную силу судебным решением от 26.08.2011 после проведения строительно-технической экспертизы установлено, что кирпичное строение (пристрой к деревянному дому) по "АДРЕС", принадлежащее Бовиной О.П., возведено с нарушением строительных норм и правил и представляет потенциальную опасность для жизни и здоровья истца Мамедовой С.В. в случае пожара. В целях обеспечения защищенности личности и имущества от пожара на ответчиков Бовину О.П. и Бовина В.Г. возложена обязанность возвести по всей длине и высоте строения, расположенного по адресу: "АДРЕС", противопожарную стену в соответствии с противопожарными нормами (л.д.58-60).
Судом также установлено, что администрацией Слюдянского городского поселения было выдано Мамедовой С.В. разрешение от 07.10.2011 на реконструкцию индивидуального жилого дома по адресу: "АДРЕС" (л.д. 7). Согласно материалам дела, все документы, необходимые для получения разрешения на строительство в соответствии с требованиями ст.51 п.9 Градостроительного кодекса РФ, Мамедовой С.В. были предоставлены в администрацию Слюдянского городского поселения и приложены к её заявлению от 20.09.2011, на основании чего и было выдано разрешение, иные документы для получения разрешения на строительство требовать не допускается. Кроме основного перечня документов Мамедовой С.В. по её желанию был предоставлен проект 23.09.2011 АС.
Градостроительный план земельного участка Мамедовой С.В. подготовлен по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2005г. за №840, утвержден в соответствии со ст.44 Градостроительного кодекса РФ, в котором указано, что минимальные отступы от границы земельного участка Бовиной О.П., которые являются нулевыми, так как имеется решение суда от 26.08.2010г. о возложении на Бовину О.П. обязанности по возведению противопожарной стены на её земельном участке (л.д. 33-39).
Согласно справке от 11.03.2012 № ***, выданной администрацией Слюдянского городского поселения, требования к градостроительному регламенту для Слюдянского муниципального образования не устанавливались.
Исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу, что оспариваемые заявителем ненормативные акты, выданы уполномоченным органом, в пределах его компетенции, на основании соответствующих документов, с соблюдением действующих норм и правил и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Доводы заявителя Бовиной О.П. о том, что при выдаче разрешения на реконструкцию и утверждении градостроительного плана земельного участка были нарушены санитарные и противопожарные нормы не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Разрешение на строительство выдано на реконструкцию индивидуального жилого дома по проекту 23.09.2011 АС со строительством противопожарной стены с учетом решения суда от 26.08.2010 (л.д.7). В проекте 23.09.2011 АС по реконструкции индивидуального жилого дома по адресу: "АДРЕС", указано, что предусмотрена реконструкция существующего двухэтажного жилого дома для увеличения его площади и образования торгового зала на первом этаже. Для этого предусматривается сооружение пристроя с правой стороны дома. Данная реконструкция также предусматривает сооружение одной наружней стены пристраиваемого помещения в качестве противопожарной из пеноблоков как несгораемого материала (л.д.64-72).
На основании ст.3 Закона РФ «О безопасности» под угрозой безопасности понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.
В силу ст.59 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ограничение распространения пожара за пределы очага должно обеспечиваться одним или несколькими из следующих способов, в том числе устройством противопожарных преград, устройством пожарных отсеков и секций, а также ограничением этажности зданий, сооружений и строений, применением устройств аварийного отключения и переключения установок и коммуникаций при пожаре, применением средств, предотвращающих или ограничивающих разлив, растекание жидкостей при пожаре, применением огнепреграждающих устройств в оборудовании, применением установок пожаротушения.
Согласно подпунктов 5.4.9, 5.4.11, 5.4.14 Свода правил СП 2.13130.2009 «Система противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», п.5.4.1, 5.4.9, 5.4.11 Свода правил СП 2.13130.2009 «Система противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» допускается установление противопожарной стены непосредственно на конструкции каркаса здания или сооружений.
Таким образом в соответствии со ст.37, 59 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (принят ГД ФС РФ 04.07.2008)), нормативными документами в сфере пожарной безопасности противопожарная стена является преградой распространения огня.
Согласно ст.88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» части зданий, сооружений, строений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, строения, пожарного отсека.
Согласно ч.5 указанной статьи противопожарные стены должны возводиться на всю высоту здания, сооружения, строения и обеспечивать нераспространение пожара в смежный пожарный отсек, в том числе при одностороннем обрушении конструкций здания, сооружения, строения со стороны очага пожара.
Места сопряжения противопожарных стен, перекрытий и перегородок с другими ограждающими конструкциями здания, сооружения, строения, пожарного отсека должны иметь предел огнестойкости не менее предела огнестойкости сопрягаемых преград.
Данное разрешение частично устраняет угрозу распространения огня, поскольку в нем предусматривается возведение противопожарной стены 1-го типа.
Кроме того разрешение на реконструкцию выдано с учетом решения суда от 26.08.2010, которым Бовину О.П. и Бовина В.Г. суд обязал возвести по всей длине и высоте строения, расположенного по адресу: "АДРЕС", противопожарную стену в соответствии с противопожарными нормами. Указанное решение суда вступило в законную силу и обязательно для исполнения в силу ст. 6 Федерального конституционного закона « О судебной системе Российской Федерации».
Таким образом, при наличии двух противопожарных стен 1-го типа угрозы для жизни и здоровья Бовиной О.П. и её семьи суд не усматривает.
В случае исполнения решения суда от 26.08.2010 противопожарная стена закроет окна дома Бовиной О. П., выходящие на сторону Мамедовой С.В. В связи с чем суд полагает, что нарушений относительно инсоляции также не имеется.
Довод заявителя о том, что разрешение на реконструкцию должно было выдаваться в соответствии с требованиями ст.51 п.7 Градостроительного кодекса РФ суд считает несостоятельными, поскольку представленными материалами дела подтверждается, что у Мамедовой С.В. возникла необходимость в реконструкции индивидуального жилого дома со встроенно-пристроенным магазином, который относится к объектам индивидуального жилищного строительства. В данном случае администрация Слюдянского городского поселения правильно руководствовалась положениями ст.51 п.9 Градостроительного кодекса РФ, которыми не предусматривается проведение государственной экспертизы проектной документации.
Полномочия администрации Слюдянского городского поселения по принятию оспариваемых ненормативных актов, подтверждаются Уставом Слюдянского МО, Положением об отделе архитектуры, геодезии, капитального строительства Администрации Слюдянского городского поселения.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что разрешение от 07.10.2011 на реконструкцию жилого дома Мамедовой С.В. и постановление от 25.05.2011 об утверждении градостроительного плана земельного участка № *** по "АДРЕС", выданные администрацией Слюдянского городского поселения, соответствуют действующему законодательству. При этом администрацией Слюдянского городского поселения не допущено нарушений противопожарных либо санитарных требований. В связи с чем оснований для признания оспариваемых ненормативных актов незаконными не имеется, а требования, заявленные Бовиной О.П., не подлежат удовлетворению.
руководствуясь ст. ст. 194, 196-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований, заявленных Бовиной О. П. о признании незаконными индивидуальных ненормативных правовых актов администрации Слюдянского городского поселения - разрешения на строительство от 07.10.2011 года и постановления от 25.05.2011 года об утверждении градостроительного плана, возложении на администрацию обязанности отменить акты, отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись
Копия верна. Судья