о признании незаконным решения о прекращении выплаты пособия, возложении обязанности отменить решение о прекращении выплаты пособия и компенсации морального вреда



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 марта 2012 года г. Слюдянка

Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующей судьи Казариной Н. А., при секретаре Поповой Т. В.,

с участием истца Павлова В.О., представителя ответчика ОГКУ Центр занятости населения Слюдянского района по доверенности Заикиной Д. М.,

рассмотрев гражданское дело № 2-129/12 по иску Павлова В. О. к Областному государственному казенному учреждению Центр занятости населения Слюдянского района о признании незаконным решения о прекращении выплаты пособия, возложении обязанности отменить решение о прекращении выплаты пособия и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Павлов В.О. обратился в суд с иском к ОГКУ ЦЗН Слюдянского района и просил признать незаконным решение Областного государственного казенного учреждения Центр занятости населения Слюдянского района о прекращении выплаты пособия, утвержденное протоколом от 21 октября 2011г.; обязать ОГКУ ЦЗН Слюдянского района отменить незаконное решение о прекращении выплаты пособия, утвержденное протоколом от 21 октября 2011г.; обязать ОГКУ ЦЗН Слюдянского района выплатить компенсацию морального вреда, причиненного истцу в результате незаконных действий государственного органа, а также их должностными лицами в размере 10000 рублей.

В обоснование иска Павлов указал, что 10 февраля 2011 года был уволен из "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" по п.2 ст. 81 Трудового кодекса РФ, где проходил муниципальную службу в должности консультанта (по сокращению штата работников организации). Был поставлен на учет в ЦЗН Слюдянского района, регулярно являлся в Центр для регистрации, однако вакансий для трудоустройства не было. За истцом в течение шести месяцев после увольнения сохранялась средняя заработная плата. Однако 21 октября 2011 года ответчиком был составлен протокол о прекращении выплаты пособия по причине «попытки получения или получения пособия обманным путем». С данным решением центра занятости он не согласен, поскольку выплата пособия прекращена не с 20 октября 2011 года, а с 06 октября 2011года; с данным приказом его никто не ознакомил; согласно протоколу, безработный гражданин (Павлов) выполнял работу за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, но вывод сделан - «попытка получения или получения пособия обманным путем».

Он (истец) не имеет работы и постоянного заработка, поскольку оказание разовой услуги заказчику не является трудоустройством. Трудовой договор с заказчиком не заключался, так как по условиям трудового договора работник выполняет определенные функции, а не разовые задания заказчика, должен иметь длительные отношения с работодателем, вознаграждение выплачивается с определенной периодичностью из средств фонда оплаты труда. При этом не представлены доказательства, подтверждающие факт занятия деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли, как например, показания лиц, оплативших товары, работы, услуги; расписки в получении денежных средств; выписки из банковских счетов; иное. По мнению истца, отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, не образуют состав административного правонарушения (ст. 14.1 КоАП РФ) при условии, если количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли.

В судебном заседании истец Павлов настаивал на удовлетворении исковых требований по вышеуказанным доводам и основаниям.

Представитель ответчика – ОГКУ Центр занятости населения Слюдянского района по доверенности Заикина Д.М. исковые требования не признала, и пояснила, что гр.Павлов В.О. обратился в Центр занятости 17.02.2011г., его в соответствии с законом РФ «О занятости населения в РФ» и Административным регламентом Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы от 03.06.2006г. №513 поставили на учет как ищущего работу. Он был ознакомлен с Законом РФ «О занятости населения в РФ» в части порядка регистрации безработных граждан, о чем имеется его подпись в деле. Также он письменно дал обязательство перед Центром занятости о том, что он должен незамедлительно уведомлять о своей занятости, о чем имеется его подпись в личном деле получателя государственных услуг. Далее Павлов В.О. регулярно проходил перерегистрацию безработного гражданина в ОГКУ ЦЗН Слюдянского района, ему были предоставлены государственные услуги в виде информирования о положении на рынке труда, о вакансиях, от которых он отказался или игнорировал данные сведения. Так же гражданин Павлов В.О. утверждал, что ОГКУ ЦЗН Слюдянского района не искал ему варианты занятости. Ему было выдано направление на вакансию «юрист» в "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", там работодатель ему отказал по причине отсутствия профессиональных качеств.

20.10.2011г. в судебном заседании по делу ФИО1 к ОГКУ ЦЗН Слюдянского района о признании права на получение среднего месячного заработка за 4, 5 и 6 месяцы со дня увольнения, где ЦЗН выступал ответчиком, явился безработный Павлов В.О, в качестве представителя истца и предоставил суду договор возмездного оказания юридических услуг и расписку в получении денежных средств от истца, что явилось полной неожиданностью для сотрудников ОГКУ ЦЗН Слюдянского района. На тот момент гражданин Павлов состоял на учете в качестве безработного и получал пособие по безработице. По данному поводу была проведена общественная комиссия, на которую был приглашен Павлов В.О. и был решен вопрос о снятии его с учета в качестве безработного на основании п.2.ст. 32 Закона РФ «О занятости населения в РФ». В соответствии с п. 74-78 Административного регламента был предоставлен на подпись проект приказа о прекращении предоставления государственной услуги в виде выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета, с которым он был не согласен и подпись свою не поставил. Выписка из приказа ему была направлена по почте с уведомлением.

В соответствии со статьей 2 закона «О занятости населения в РФ», занятыми считаются граждане: выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг. Обязанность информировать работников центра занятости о своих действиях по вопросам трудоустройства, в том числе о работе временного характера лежит на гражданах. Павлов В.О. 17.02.2011г. в момент присвоения ему статуса безработного с одновременным назначением пособия по безработице был ознакомлен с данным правилом. В связи с нарушением данных обязательств и сокрытием факта выполнения работы временного характера в рамках гражданско- правового договора за вознаграждение, на основании Закона РФ «О занятости населения в РФ» (ст. 2, 3, 31, 35 ЦЗН) было принято решение о снятии гражданина Павлов В. О. с учета по безработице в связи с получением пособия обманным путем. В связи с тем, что Павлов В.О. 12.10.2011г. прошел очередную перерегистрацию в качестве безработного в ЦЗН и не сообщил инспектору о заключении гражданско-правового договора о возмездном оказании услуг, он тем самым умышленно скрыл факт своей занятости. В исковом заявлении ФИО1 Павлов В.О. говорит о том, что он оказывал услуги за вознаграждение, а по Закону РФ «О занятости населения в РФ» ст.2 занятыми считаются граждане выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо не полного рабочего времени, не важно, разовая эта услуга или нет. У Центра занятости есть основания полагать, что данный факт сокрытия занятости Павлов В. О. не является единичным.

ОГКУ ЦЗН Слюдянского района полагает, что гражданин Павлов В. О. и ранее оказывал юридические консультационные услуги по договорам возмездного оказания услуг за вознаграждение и скрывал факт своей занятости. Кроме того, Павлов работал секретарем "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" и получал от этого доход.

Гр. Павловым В.О. досрочно погашалась задолженность по кредитному договору № *** от 29.12.2010г. за период с 29.12.2010 по 06.12.2011г. на немалую сумму. Не имея большого дохода, получая только пособие по безработице в максимальном размере 5880 рублей, у безработного гражданина не имеется возможности гасить кредит в таких объёмах. Таким образом, Павлов В. О. незаконно получил за период с 07 октября 2011г. (дата заключения договора возмездного оказания юридических услуг) по 12 октября 2011г. (дата перерегистрации) пособие по безработице в размере 1138 руб. 07 коп. По данному вопросу 27.10.2011 года направлено заявление начальнику отдела МВД России по "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", так как получение пособия обманным путем предусматривает собой факт мошеннических действий и возврат в федеральный бюджет сумму незаконно полученного пособия по безработице. В производстве мировой судьи ФИО2 "АДРЕС" находится исковое заявление о взыскании с Павлова суммы пособия по безработице, полученной обманным путем в размере 1138 рублей.

В действиях ЦЗН отсутствуют незаконные действия, в связи с чем просят в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что 10 февраля 2011 года Павлов В.О. был уволен с должности "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" по п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ на основании Распоряжения № *** от 10.февраля 2011 г., о чем в трудовой книжке истца имеется запись за № *** (л.д.8).

17 февраля 2011 года Павлов В.О. обратился в Центр занятости населения Слюдянского района как лицо, ищущее работу, предоставил необходимый пакет документов, в связи с чем, Центром было заведено Личное дело № ***.

Из Личного дела Павлова следует, что 17.02.2011г. проведена работа – гражданину дана информация по Федеральному закону «О занятости населения», оказана государственная услуга по информированию, сформирован запрос по подбору подходящей работы, профилирование, проведен краткий курс по поиску работы. На 24.02.2011 года вакансий подходящей работы не имелось.

В связи с чем, 24.02.2011 года Центром занятости населения Слюдянского района издан приказ за № ***, согласно которому Павлов признан безработным, ему назначено пособие по безработице продолжительностью выплаты 12 месяцев – с 11.05.2011 года по 10.05.2012 года. Исходя из среднего заработка гражданина 25107,20 рублей порядок начисления составил:

    - 3 месяца с 11.05.по 10.08.2011года - 75 % от среднего заработка в размере 18830,40 рублей;

    - 4 месяца с 11.08.по 10.12.2011года - 60 % от среднего заработка в размере 15064,32 рубля;

    - далее с 11.12.2011 по 10.05.2012года - 45 % от среднего заработка в размере 11298,24 рубля;

    но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

    Свое согласие на предоставление ему пособия по безработице Павлов подтвердил заявлением от 24.02.2011 года, где указал, что с правами и обязанностями ищущего работу ознакомлен, взял на себя обязательство активно содействовать своему трудоустройству, соблюдать условия перерегистрации, установленные Центром занятости, правила взаимодействия с работниками Центра, информировать их о своих действиях по вопросам трудоустройства, в том числе о работе временного характера. Указал, что дополнительных источников дохода не имеет.

Из карточки персонального учета гражданина, ищущего работу, заполненную Павловым В.О. 17 февраля 2011года, следует, что он предпринимателем не зарегистрирован, по трудовому договору, трудовому соглашению, контракту, договору подряда, на временных работах не работает, учредителем организаций не является. В случае трудоустройства, регистрации предпринимателем, учреждения им организации или назначения пенсии обязуется незамедлительно уведомить об этом службу занятости населения. В случае признания его безработным просил назначить ему пособие по безработице, с перечислением денежных средств на его лицевой счет. В случае нарушения вышеуказанных обязательств обязался вернуть незаконно полученные денежные средства.

Из вышеуказанной карточки видно, что Павлов имеет юридическое образование, желает трудоустроиться по профессии «юрисконсульт», желаемый заработок – 25 000 рубль.

Согласно приказу Центра занятости населения Слюдянского района от 21 октября 2011 года № ***, Павлову В.О. с 06 октября 2011 года прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного, в связи с «попыткой получения либо получения пособия по безработице обманным путем». Павлов ознакомлен с проектом приказа, от подписи отказался. Письменное уведомление гражданину направлено 21 октября 2011 года, исходящий № ***.

Из протокола заседания общественной комиссии Центра от 21 октября 2011года следует, что вопрос получения пособия по безработице обманным путем рассмотрен с участием гражданина Павлова В.О. 21 октября 2011 года в Центр поступила информация, согласно которой данный гражданин оказывает юридические услуги за вознаграждение (договор возмездного оказания услуг от 07.10.2011года). При перерегистрации 12 октября 2011года Павлов не поставил в известность инспектора о том, что он является занятым гражданином. В связи с чем принято следующее решение: в связи с нарушением п.2 ФЗ «О занятости населения», согласно ст. 35 указанного закона прекратить выплату Павлову пособия по причине попытки получения или получения пособия обманным путем с 06.10.2011года. Из пояснений безработного следовало, что платную услугу оказал один раз, намерен расторгнуть договор и вернуть гражданину деньги, однако при этом он останется без дохода. Нуждается в государственной услуге по поиску подходящей работы. В настоящее время не имеет средств для содержания детей, уплаты кредита в банк.

Из представленного Договора возмездного оказания юридических услуг следует, что 07.10.2011 года граждане ФИО1 (Заказчик) и Павлов В.О. (Исполнитель) заключили соглашение, согласно которому Исполнитель взял на себя обязательство по оказанию юридических услуг Заказчику, выступающему в качестве истца, в ходе судебного производства. Стоимость услуг определена в 20000 рублей (л.д. 17). Согласно Расписке от 07.10.2011года, Павловым В.О. от ФИО1 по договору от 07.10.2011года получены денежные средства в размере 20000 рублей (л.д.18).

Оспаривая вышеуказанное решение Центра занятости, Павлов полагал действия ответчика незаконными, поскольку оснований для снятия его с учета в качестве безработного с прекращением выплаты пособия не имелось.

Так, Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (статья 7, часть 2; статья 37, часть 3; статья 39, часть 2). В силу указанных положений Конституции РФ правовые основания обеспечения социальной защиты от безработицы, круг лиц, на которых она распространяется, условия и порядок ее предоставления закрепляются законом.

Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", как следует из его преамбулы, определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения и устанавливает гарантии государства по реализации гражданами Российской Федерации права на защиту от безработицы, закрепленного в статье 37 (часть 3) Конституции РФ.

Законодатель, реализуя предоставленные ему полномочия, определил в названном Законе порядок признания гражданина безработным, условия получения им пособия по безработице, а также основания приостановления или прекращения его выплаты, учитывая при этом, что целевое назначение данной меры социальной поддержки безработных граждан состоит в предоставлении им временного источника средств к существованию на разумный период, необходимый для поиска подходящей работы, в сокращении периода безработицы, в стимулировании безработного к активному поиску работы и предотвращении необоснованных отказов от нее.

Кроме того, исходя из смысла вышеназванного Закона, законодатель предъявляет к безработному ряд требований, согласно которому гражданин должен активно искать работу и не отказываться от нее, если она отвечает требованиям подходящей работы; информировать службу занятости в случае трудоустройства; являться в службу занятости для получения информации об имеющихся вакансиях.

Статья 1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" определяет, что занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок).

Перечень лиц, которые признаются занятыми, содержится в статье 2 указанного закона. Занятыми считаются граждане:

работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона);

(в ред. Федеральных законов от 17.07.1999 N 175-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ)

зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее - индивидуальные предприниматели);

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 367-ФЗ)

абзац исключен. - Федеральный закон от 17.07.1999 N 175-ФЗ;

занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости);

временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций;

(абзац введен Федеральным законом от 17.07.1999 N 175-ФЗ)

являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Согласно ст. 35 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости.

Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:

признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 настоящего Закона;

прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;

длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;

переезда или переселения безработного в другую местность;

попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;

осуждения лица, получающего пособие по безработице, к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

назначения пенсии, предусмотренной пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо назначения трудовой пенсии по старости, в том числе досрочного назначения трудовой пенсии по старости (части трудовой пенсии по старости), либо назначения пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

отказа от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина);

смерти безработного. При этом выплата суммы пособия по безработице, причитающейся безработному и недополученной в связи с его смертью, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

Судом установлено, что поводом для прекращения выплаты пособия с одновременным снятием с учета в качестве безработного Павлова В.О. послужило то обстоятельство, что ответчику стало известно о факте оказания истцом услуг другому гражданину по договору гражданско-правового характера. При этом Павлов В.О. представлял интересы истца по гражданскому делу, где ответчиком выступал именно ЦЗН. Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что у Павлова В.О. отсутствовал умысел на совершение обманных действий по получению пособия по безработице, и имело место заблуждение относительно возможных оснований прекращения выплаты пособия. В связи с этим, суд не соглашается с положенным в основу оспариваемого приказа основанием «попытка получения либо получение пособия по безработице обманным путем». Суд считает, что в ходе рассмотрения дела не представлено доказательств того, что в действиях истца имела место «попытка получения либо получение пособия по безработице обманным путем».

Рассматривая довод ответчика о том, что Павлов работает секретарем в "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" и получает заработок, суд находит его несостоятельным, поскольку при вынесении оспариваемого решения данный факт не учитывался. Кроме того из ответа от 24.02.2012 за № *** первого секретаря "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" ФИО3 следует, что Павлов В.О. действительно избран секретарем "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", работает он на общественных началах, без оплаты.

В связи с вышеизложенным, суд приходит к убеждению, что решение Областного государственного казенного учреждения Центр занятости населения Слюдянского района о прекращении выплаты пособия Павлову В. О., утвержденное протоколом от 21.10.2011 года, вынесено в нарушение закона и подлежит отмене.

Переходя к требованию истца о компенсации морального вреда в размере 10000 рублей, суд пришел к выводу, что исковые требования истца в этой части подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Судом исследованы свидетельства о рождении детей истца, ФИО4, "ДАТА", и ФИО5, "ДАТА" года рождения, отцом которых является Павлов В. О. (л.д. 15, 16).

В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Суд находит, что в результате неправомерных действий ответчика Павлов был лишен возможности получить пособие по безработице. В результате лишения права на получение государственных гарантий истец претерпевал определенные нравственные страдания, связанные с невозможностью надлежащего материального обеспечения семьи, в которой имеются несовершеннолетние дети.

В результате этого истцу причинен моральный вред. С учетом требований разумности и справедливости суд приходит к убеждению, что компенсация морального вреда подлежит взысканию в сумме 200 рублей, то есть в размере, позволяющем в достаточной степени восстановить душевное равновесие истца, а также способствовать его личному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Павлова В. О. удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Областного государственного казенного учреждения Центр занятости населения Слюдянского района о прекращении выплаты пособия Павлову В. О., утвержденное протоколом от 21.10.2011 года.

Обязать Областное государственное казенное учреждение Центр занятости населения Слюдянского района отменить решение о прекращении выплаты пособия Павлову В. О., утвержденное протоколом от 21.10.2011 года.

Взыскать с Областного государственного казенного учреждения Центр занятости населения Слюдянского района в пользу Павлова В. О. компенсацию морального вреда в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья: подпись

Копия верна. Судья