о признании незаконным бездействий



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 марта 2012 года город Слюдянка

Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ореховой В.В., единолично, при секретаре Мишиной Г.Н.,

с участием помощника прокурора Слюдянского района Ворониной О.Н.,

с участием представителя ОГКУ «Центр занятости населения Слюдянского района» Заикиной Д.М. по доверенности от 20 декабря 2011 года,

при участии ответчика Баранова Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-214/12 по иску прокурора Слюдянского района, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ИП Баранову Д.В. о признании незаконным бездействий, обязании ежемесячно предоставлять сведения о наличии вакантных мест, третье лицо не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца - ОГКУ Центр занятости населения Слюдянского района,

У С Т А Н О В И Л:

В обоснование иска указано, что прокуратурой Слюдянского района проведена проверка соблюдения законодательства о занятости населения в Слюдянском районе. В ходе проверки установлено, что работодателем ИП Барановым Д.В. в нарушение требований п. 3 ст. 25 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» не предоставляются ежемесячные сведения о наличии вакантных рабочих мест (должностей) в Областное государственное казенное учреждение «Центр занятости населения Слюдянского района». Согласно свидетельству о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 05.04.2006 года видно, что работодатель Баранов Д.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, деятельность осуществляет на территории Слюдянского района. Из информации от 17.02.2012 года ОГКУ «Центр занятости населения Слюдянского района» следует, что вышеуказанное ИП не предоставляет ежемесячно сведения о наличии вакантных рабочих мест в Службу занятости населения. В результате данного бездействия работодателем нарушаются права безработных граждан на свободный выбор места работы путем бесплатного посредничества с органами службы занятости населения. На основании изложенного прокурор просил признать незаконным бездействие работодателя ИП Баранова Д.В., выразившееся в не предоставлении информации о наличии вакантных мест (должностей) в ОГКУ «Центр занятости населения Слюдянского района», обязать ИП Баранова Д.В. ежемесячно предоставлять в ОГКУ «Центр занятости населения Слюдянского района» информацию о наличии вакантных мест (должностей).

В судебном заседании помощник прокурора Воронина О.Н. исковые требования поддержала в полном объеме по вышеуказанным основаниям.

Представитель ОГКУ «Центр занятости населения Слюдянского района» Заикина Д.М. исковые требования просила удовлетворить и указала, что в газете "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" от 10 февраля 2012 года в разделе «Вакансии» было опубликовано объявление от работодателя ИП Баранов Д.В., согласно которому ему требовался работник по специальности «автослесарь». Однако в нарушение ст. 25 п.3 закона «О занятости населения в РФ» от работодателя в Центр не поступали сведения о наличии вакантных мест. Согласно Постановлению мэра "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" района от 14 октября 2010 года № *** в случае непредставления такой информации работодатели несут административную ответственность. После телефонного разговора с ответчиком Баранов Д.В. 02 марта 2012 года предоставил в Центр сведения об отсутствии у него вакантных мест.

Ответчик Баранов Д.В. исковые требования не признал по тем основаниям, что никаких проверок у него не проводилось, с результатами проверки его никто не знакомил. Кроме того, он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, и в силу Федеральных законов не является работодателем. Он не является лицом, состоящим в трудовых отношениях с работником, хотя, действительно через газету он приглашал к себе на работу автослесаря, но никого из обратившихся к нему не принял на работу, то есть не выступил в качестве работодателя. Вследствие чего требования п.3 ст. 25 Закона «О службе занятости населения в РФ» о предоставлении сведений о наличии вакантных мест не могут на него распространяться.

Заслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление прокурора Слюдянского района подлежащим удовлетворению на основании следующего.

Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует гражданам как свободу труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, так и право на защиту от безработицы и право на социальное обеспечение (статья 34, часть 1; статья 37, части 1 и 3; статья 39, часть 1).

В силу указанных конституционных положений в их взаимосвязи с положениями статей 7 (часть 2), 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункт "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции РФ установление государственных гарантий социальной защиты от безработицы, включая правовые основания обеспечения такой защиты и механизм ее осуществления, круг лиц, на который она распространяется, условия и порядок предоставления, относится к компетенции законодателя.

В связи с чем законодатель, реализуя предоставленные ему полномочия по регулированию данной сферы общественных отношений, определил в Законе РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы.

Защита от безработицы, как следует из положений вышеуказанного Закона, обеспечивается государством посредством разработки и осуществления мер по содействию полной, продуктивной и свободно избранной занятости и предотвращения возможной безработицы, а также специальных мер, направленных на нейтрализацию нежелательных последствий, связанных с потерей работы, и социальной поддержки граждан, не имеющих работы и заработка (трудового дохода) и официально признанных безработными.

В силу ст.8 ч.1 Федерального закона № 1032-1 граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.

В соответствии со ст. 25 Закона № 1032-1 работодатель обязан содействовать обеспечению занятости населения, в т.ч. согласно п.3 данной статьи - ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей).

В целях обеспечения реализации государственной политики занятости населения на территории Слюдянского района, развития и повышения эффективности программ, реализуемых через государственную службу занятости населения и направленных на предотвращение безработицы, содействие гражданам в трудоустройстве, расширение видов услуг работодателями в подборе необходимых работников, в соответствии с частью 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", мэром МО "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" район 14 октября 2010 года принято постановление № ***. Данным постановлением утверждено Положение о предоставлении работодателями муниципального образования "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" район информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) в областное государственное учреждение Центр занятости Слюдянского района.

«Положение…» разработано в соответствии с ч.3 ст.25 Закона "О занятости населения в РФ", Административным регламентом Федеральной службы по труду и занятости, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 03.07.2006г № 513 и определяет порядок и основные принципы взаимодействия работодателей и ОГКУ «ЦЗН Слюдянского района» в сфере повышения эффективности трудоустройства незанятого населения и качества предоставляемых работодателями услуг в подборе необходимых работников. Согласно п.2 «Положения…» работодатели, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности предоставляют в ОГУ ЦЗН Слюдянского района информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей) в течение трех дней с момента открытия вакансии, но не реже одного раза в месяц, до 28 числа текущего месяца. Информация о наличии вакантных рабочих мест (должностей) предоставляется работодателями по форме "Сведения о потребности в работниках", утвержденной Административным регламентом Федеральной службы по труду и занятости, утвержденным Приказ Минздравсоцразвития России от 3.07.2006г № 513 (п.3. Положения). В случае отсутствия потребности в работниках в отчетном периоде сведения о потребности необходимо предоставить в ОГУ ЦЗН Слюдянского района по установленной форме с отметкой об отсутствии потребности в работниках (п.4 Положения).

Согласно п.3 Постановления от 14 октября 2010 года «Положение…» подлежало опубликованию в газете «Славное море».

В связи с чем «Положение…» является муниципальным правовым актом, подлежащим исполнению на территории МО "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" район.

Согласно Свидетельству о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии 38 № *** Баранов Д.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 05 апреля 2006 года (л.д.9). Гражданин Баранов Д.В. имеет регистрацию по адресу: "АДРЕС", что следует из его паспорта (л.д.10).

Статья 20 Трудового кодекса РФ определяет, что работодатель - это физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. При этом в качестве работодателей - физических лиц выступают физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Таким образом, исходя из смысла трудового законодательства, индивидуальный предприниматель Баранов Д.В. является работодателем.

Вместе с тем из сообщения директора ОГКУ ЦЗН Слюдянского района от 17 февраля 2012 года в адрес прокурора Слюдянского района (л.д.11) следовало, что ИП Баранов Д.В. не исполняет требования п.3 ст. 25 Федерального закона «О занятости населения в РФ». Данный факт ответчик не отрицал, доказательств, опровергающих позицию Центра занятости, суду не представил.

Вместе с тем из пояснений Баранова Д.В. следовало, что в феврале 2012 года он имел намерение принять на работу автослесаря, о чем дал объявление в газете "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ". Данное обстоятельство подтверждено письменным доказательством - объявлением в вышеуказанном печатном издании от 10 февраля 2012 года.

Следовательно, имея по состоянию на 10 февраля 2012 года вакантное рабочее место, работодатель Баранов Д.В. не предоставил сведения о наличии таких мест в ОГКУ ЦЗН Слюдянского района, который согласно Уставу создан в целях обеспечения на территории муниципального образования Слюдянский район реализации гарантированного государством права граждан на защиту от безработицы путем оказания населению и работодателям государственных услуг в области содействия занятости, трудовой миграции.

Доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин не исполнения требований законодательства, направленного на обеспечение исполнения государственной политики содействия занятости населения, Баранов Д.В. суду не представил.

Тот факт, что 02 марта 2012 года ИП Баранов представил в ОГКУ «ЦЗН Слюдянского района» сведения об отсутствии у него вакантных рабочих мест не может влиять на существо рассматриваемого спора, поскольку действия работодателем совершены после обращения Центра занятости в прокуратуру района, проведения данным органом, который в силу закона осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, соответствующей проверки.

Таким образом, бездействием работодателя ИП Баранов нарушаются права безработных граждан на свободный выбор места работы путем бесплатного посредничества органа службы занятости населения.

Согласно статье 103 части 1 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с тем, что иск подан прокурором, освобожденного от уплаты государственного сбора на основании п. 19 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, в сумме 200,00 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Слюдянского района, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие работодателя ИП Баранов Д.В., выразившееся в не предоставлении информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) в ОГКУ «Центр занятости населения Слюдянского района».

Обязать ИП Баранов Д.В. ежемесячно предоставлять в ОГКУ «Центр занятости населения Слюдянского района» информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей).

Взыскать с ИП Баранова Д.В. в доход государства государственную пошлину в размере 200 рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: