о взыскании недополученной заработной платы с учетом индексации



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Слюдянка 07 апреля 2011 года

Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующей судьи Казариной Н.А., при секретаре Поповой Т.В., с участием истца Яшиной М.В., представителя ответчика Титовой Н.Л, представителя третьего лица на стороне ответчика Титовой Н.Л., рассмотрев материалы гражданского дела № 2-484/2011 по иску Яшиной М. В. к муниципальному общеобразовательному учреждению для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа-детский сад № 16» (далее МОУ НШДС № 16) о взыскании недополученной заработной платы с учетом индексации,

У С Т А Н О В И Л:

Яшина М.В. работает сторожем в МОУ НШДС № 16 с 01.08.2002. Она обратилась в суд с иском о взыскании недополученной заработной платы за период с декабря 2010 года по февраль 2011 года, исходя из размера оклада не менее минимального размера оплаты труда, то есть 4330 рублей. Просила взыскать недополученную заработную плату с учетом индексации за указанный период в размере 10276,36 руб.

В обоснование исковых требований она указала, что её заработная плата с 2009 года составляет 4330 руб и включает в себя: оклад 1600,73 руб, доплату за ночные часы, доплату за праздничные, надтарифный фонд, доплату ФОТ, северную надбавку, районный коэффициент. Считает, что заработная плата начисляется ей не верно, менее установленного минимального размера оплаты труда, что нарушает ее трудовые права и не соответствует трудовому законодательству.

В судебном заседании истец Яшина М.В. настаивала на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика и третьего лица - муниципального казенного учреждения «Комитет по социальной политике и культуре муниципального образования Слюдянский район» - правопреемника Управления образования муниципального образования Слюдянский район Титова Н.Л., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении на основании следующего.

Часть первая статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера), и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статье, тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В силу ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальный учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч. 1 и 2 ст. 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе, условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. ст. 148, 315, 316, 317 ТК РФ).

Согласно общим правилам заработная плата работника бюджетного учреждения складывается из трех составных частей:

- вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, объема, качества и условий выполняемой работы (оклад, должностной оклад или ставка);

- компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и др.);

- стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Такие выплаты, как районный коэффициент и процентная надбавка в соответствующих местностях, по общим правилам включаются в минимальный размер оплаты труда.

Из расчетных листков Яшиной М.В. следует, что ее заработная плата составила за декабрь 2010 г. - 4330 руб, январь 2011 г. - 7144,5 руб, февраль 2011 г. - 4133,93 руб. Из чего следует, что заработная плата Яшиной М.В. была начислена и выплачена не ниже минимального размера оплаты труда за отработанный период.

В соответствии с Федеральным законом от 20.04.2007 № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 ТК РФ было исключено понятие минимального размера оплаты труда, при этом была ликвидирована его взаимосвязь с базовыми ставками (базовыми должностными окладами) заработной платы.

Прямое толкование изменения законодательства, по мнению ответчика, приводит к выводу о том, что доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера являются составной частью заработной платы, а значит, входят в общую сумму месячной заработной платы работника, которая не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В ходе совершенствования трудового законодательства федеральный законодатель, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу ч. 4 ст. 133 ТК РФ, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже МРОТ, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие - заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.

Конституционный Суд РФ в Определении от 01.10.2009 № 1160-О-О разъяснил, что изменения, внесенные в статью 129 ТК РФ Федеральным законом № 54-ФЗ (п. 1 ст. 2), не затрагивают правила определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной степени соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила ст. ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, ответчик считает, что такие компенсационные выплаты как районный коэффициент и северная надбавка, правомерно не были включены в состав заработной платы истца при доведении его до минимального размера оплаты труда.

Также ответчик полагает, что в компетенцию суда не входит установление размера заработной платы, так как это условия трудового договора, сторонами которого являются работник и работодатель. Суд не вправе вмешиваться в данные условия, так как способом защиты нарушенного права является только взыскание недополученной заработной платы.

Кроме того, ответчик сослался на то, что истец, предъявив требование о взыскании конкретной недополученной суммы заработной платы, не обосновал его соответствующим расчетом.

Суд, исследовав доводы сторон в совокупности с письменными материалами дела, находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из учредительных документов ответчика, Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад № 16» является юридическим лицом; в качестве его учредителя выступает администрация муниципального образования Слюдянский район в лице муниципального учреждения «Управление образования муниципального образования Слюдянский район».

Согласно постановлению Администрации МО Слюдянский район от 28.01.2011 МУ «Управление образования муниципального образования Слюдянский район» переименовано в Муниципальное казенное учреждение «Комитет по социальной политике и культуре муниципального образования Слюдянский район».

В свидетельстве серии 38 № *** указано, что в ЕГРЮЛ 04.02.2011 внесена запись о юридическом лице - Муниципальном казенном учреждении «Комитет по социальной политике и культуре муниципального образования Слюдянский район» (Комитет по социальной политике и культуре).

В соответствии с приказом № *** от 01.04.2002 Яшина М.В. была принята на должность кухонного работника с 01.04.2002 на период отпуска работника; на основании приказа № *** от 22.04.2002 она была переведена с должности кухонного работника на должность уборщика служебных помещений с 22.04.2002; согласно приказу № *** от 01.08.2002 она переведена с должности уборщика служебных помещений на должность сторожа с 01.08.2002.

Согласно трудовому договору между истцом и ответчиком, заключенному 01.01.2007, Яшина М.В. принята на должность сторожа 1 разряда, с должностным окладом 1600,73 руб, с выплатой ночных в размере 35%, районного коэффициента в размере 30% и 30%-ной северной надбавки. Продолжительность рабочей недели и выходные по графику.

Яшина М.В. по должности сторожа имеет оплату труда по 1 разряду с окладом 1600, 73 руб в месяц, с оплатой районного коэффициента в размере 30% и 30%-ной надбавкой за работу в южных районах Иркутской области. Согласно расчетным листкам оклад в настоящее время составляет 1600, 73 руб.

Факт наличия трудовых отношений и условия заключения трудового договора сторонами не оспаривались.

В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 133 ч. 3 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Понятие заработной платы как оплаты труда работника (экономическая категория), приведенное в ч. 1 ст. 129 ТК РФ, является общим и не равнозначно понятию месячной заработной платы работника, указанному в вышеприведенной норме.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 № 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 января 2009 года установлен в сумме 4330 рублей в месяц.

Вместе с тем, как следует из статей 146, 147, 148 ТК РФ работа в особых условиях является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда.

В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В силу ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной набавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 Трудового кодекса РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения (ст. 317 ТК РФ).

Согласно п. 3 Постановления Верховного Совета РФ от 19.02.1993 № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусмотренные данным законом государственные гарантии и компенсации распространяются на районы, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Судом установлено из трудового договора, что истцу выплачивалась процентная надбавка в размере 30% за непрерывный стаж работы, установленная Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24.09.1989 № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, выплачиваемые в порядке и на условиях, предусмотренных постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 № 2555 «О льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР».

Таким образом, предоставление социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, но где выплачиваются районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, основано на положениях ч. 2 ст. 423 ТК РФ, согласно которой изданные до введения в действие ТК РФ нормативные правовые акты Правительства РФ по вопросам, которые могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

Судом исследованы постановление мэра от 30.09.2009 № *** «О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, находящихся в ведении муниципального образования Слюдянский район, согласно которому с 1 сентября 2009 года тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений составляет 1600,73 рублей; постановление мэра от 28.01.2010 № *** «О размерах, порядке и условиях применения стимулирующих и компенсационных выплат работникам муниципальных образовательных учреждений, и порядке формирования фонда оплаты труда в муниципальных образовательных учреждениях, находящихся в ведении муниципального образования Слюдянский район», утвердившего Положение, в соответствии с которым условия оплаты труда работников образовательных учреждений, в том числе тарифные ставки (оклады), их увеличение, доплаты и надбавки стимулирующего и компенсационного характера указываются в трудовом договоре. Работникам образовательных учреждений в силу п. 18, п. 20 указанного Положения выплачиваются компенсационные выплаты за работу с вредными условиями труда в размере до 12% к тарифной ставке (окладу) при условии, что они не менее 50% рабочего времени заняты на указанных работах.

Из совокупного анализа указанных положений и правовых норм, исходя из их системного толкования, следует, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части 1 ст. 133 Трудового кодекса РФ, без учета компенсационных выплат, которые устанавливаются работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.

Согласно ч. 2 ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.

В силу ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Данная норма находится в Особенной части Трудового кодекса РФ и должна быть дополнением к нормам Общей части кодекса.

Законодатель в качестве дополнительной гарантии работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районные и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются элементами вознаграждения за труд, механизм и размер которых не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории всей Российской Федерации. Вышеуказанные надбавки не входят в минимальный размер оплаты труда, а начисляются к заработной плате и являются дополнительной компенсацией в связи с проживанием в неблагоприятных климатических условиях.

Этот вывод следует также из нормы части 1 ст. 133 ТК РФ, устанавливающей, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

В соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 24.01.2011 № 8-пп, прожиточный минимум для трудоспособного населения в 4 квартале 2010 года составлял 6078 рублей.

Таким образом, повышенная оплата должна производиться на основе районных коэффициентов и процентных надбавок, которые применяются именно к заработной плате тем, кто работает в регионах с неблагоприятными климатическими условиями.

Исходя из вышеприведенных правовых норм, минимальный размер заработной платы истца при условии выработки нормы рабочего времени на одну ставку с начислением 30% районного коэффициента и северной надбавки 30% должен составлять с 01 января 2009 года не менее 6928 рублей (4330 + 30% + 30%).

Судом исследованы расчетные листки начисленной истцу заработной платы в спорный период работы, из которых следует, что законный порядок начисления заработной платы в спорный период не соблюдался.

В декабре 2010 года Яшиной М.В. была начислена заработная плата в сумме 4330 рублей с учетом доплаты за ночные часы 270,65 руб, доплаты ФОТ 615,70 руб, доплаты из надтарифного фонда 1000 руб, районного коэффициента и северной надбавки. Истец отработала 163 часа при норме рабочего времени в декабре - 183 часа, должна была получить (4330+ 30% + 30%) 6928: 183 х 163=6170,84 руб; разница составляет 6170,84-4330= 1840,84 руб.

В январе 2011 года истице была начислена заработная плата в сумме 7144,50 руб с учетом доплаты за ночные часы 297,72 руб, доплаты 800,36 руб, доплаты ФОТ 161,66 руб, доплаты из надтарифного фонда 1000 руб, районного коэффициента и северной надбавки. Истец отработала 198 часов при норме рабочего времени в январе - 120 часов, должна была получить (4330+ 30% + 30%) 6928: 120 х 198=11431,20 руб; разница составляет 11431,20-7144,50 = 4286,70 руб.

В феврале 2011 года истице была начислена заработная плата в сумме 4133,93 руб с учетом доплаты за ночные часы 243,59 руб, доплаты 63,60 руб, доплаты из надтарифного фонда 1200 руб, районного коэффициента и северной надбавки. Истец отработала 144 часов при норме рабочего времени в феврале - 151 час, должна была получить (4330+ 30% + 30%) 6928: 151 х 144= 6606,83 руб; разница составляет 6606,83-4133,93 = 2472,90 руб.

Всего истице за указанный период недоплачена заработная плата в сумме 8600,44 руб.

Как следует из Положения об условиях установления и порядке произведения выплат стимулирующего характера работникам МОУ НШДС № 16, утвержденного 01 апреля 2010 года, у ответчика предусмотрены доплаты за дополнительную работу, непосредственно не входящую в круг должностных обязанностей работников. К выплатам стимулирующего характера относятся надбавки за высокую результативность работы, высокое качество работы, напряженность, интенсивность труда. Единовременное премирование работников производится за достижение высоких результатов деятельности, выполнение больших объемов работ и т.п.

Истцом заявлено также требование о взыскании индексации недополученной заработной платы.

Рассматривая требование об индексации недополученной заработной платы, суд приходит к выводу об отказе в его удовлетворении.

Согласно ст.236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты, по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Судом установлено, что со стороны работодателя не имелось нарушений срока выплаты истцу заработной платы и других выплат. Недополученная заработная плата, о взыскании которой заявил истец, ранее не начислялась и не была предусмотрена трудовым договором.

Руководствуясь ст. ст. 194, 196-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Яшиной М. В. удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад № 16» в пользу Яшиной М. В. недополученную заработную плату за декабрь 2010 года, январь 2011 года, февраль 2011 года в сумме 8600,44рублей (восемь тысяч шестьсот рублей 44 копейки).

Отказать Яшиной М. В. в удовлетворении исковых требований к муниципальному образовательному учреждению для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад № 16» о взыскании индексации недополученной заработной платы.

Взыскать с муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад № 16» государственную пошлину в доход государства в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: подпись

Копия верна. Судья