Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 сентября 2012 года город Слюдянка
Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Казариной Н.А., при секретаре Поповой Т.В., с участием помощника прокурора Слюдянского района Чепурыгина Д.М., заявителя Пинтаева В. И., представителей заявителя Шведа В.В., Бартель С.В., представителей Слюдянской территориальной избирательной комиссии Лазаревой Н.Л., Титовой Н.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-633/2012 по заявлению Пинтаева В. И. о признании незаконным бездействия Слюдянской территориальной избирательной комиссии, выразившемся в неуведомлении о времени и месте проведения проверки подписных листов 29 августа 2012 года, невручении копии итогового протокола в предусмотренный законом срок до заседания избирательной комиссии, неуведомлении о времени и месте проведения заседания ТИК, на котором решался вопрос о направлении подписных листов в органы УФМС, о признании незаконным решения Слюдянской территориальной избирательной комиссии № *** от 31 августа 2012 года об отказе в регистрации кандидатом на должность главы Байкальского муниципального образования, о возложении обязанности на Слюдянскую территориальную избирательную комиссию принять решение о регистрации Пинтаева В. И. кандидатом на должность главы Байкальского муниципального образования, об обращении решения к немедленному исполнению,
У С Т А Н О В И Л:
В обоснование заявления с учетом изменений Пинтаев В.И. указал, что на территории Байкальского муниципального образования проводятся муниципальные выборы главы Байкальского муниципального образования. Выборы назначены на 14 октября 2012 года.
16 августа 2012 года он был выдвинут в порядке самовыдвижения кандидатом на должность главы Байкальского муниципального образования.
22 августа 2012 года им в Слюдянскую территориальную избирательную комиссию (ТИК) были представлены документы для регистрации кандидатом на должность главы.
В соответствии с частью 2 и 4 статьи 56 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» от 11 ноября 2011 года № 116-03 и решением Слюдянской территориальной избирательной комиссии, для регистрации кандидату необходимо представить 61 подпись избирателей.
В соответствии с ведомостью проверки подписных листов от 29 августа 2012 года и итоговым протоколом проверки подписных листов от 29 августа 2012 года недействительными признаны 64 подписи, действительными признаны 0 подписей избирателей.
Решение об отказе в регистрации его кандидатом на должность главы Байкальского муниципального образования принято ТИК 31 августа 2012 года. Копия решения выдана на руки 31 августа 2012 года.
Считает, что 31 августа 2012 г ТИК вынесла обжалуемое решение об отказе в регистрации его кандидатом на должность главы Байкальского муниципального образования незаконно по следующим основаниям.
В нарушение положений пункта 6 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и части 3 статьи 61 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» Слюдянская ТИК не известила его о дате, времени и месте соответствующей проверки подписных листов, представленных им для регистрации кандидатом на должность главы Байкальского муниципального образования, которая состоялась 29 августа 2012 года в его отсутствие.
В нарушение положений пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и части 14 статьи 61 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» Слюдянская ТИК не вручила ему копию итогового протокола за двое суток до заседания комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
В нарушение положений пункта 6 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 4 и пункта 3 части 9 статьи 61 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» рабочая группа Слюдянской ТИК не принимала в установленном порядке решения о привлечении к проверке органов УФМС, не направляло на основании решения рабочей группы ТИК эти сведения в УФМС.
Таким образом, незаконный отказ в регистрации кандидатом препятствует ему реализовать право быть избранным на должность главы Байкальского муниципального образования.
В связи с чем просит суд, признать незаконными бездействия Слюдянской территориальной избирательной комиссии, выразившиеся в неуведомлении о времени и месте проведения проверки подписных листов 29 августа 2012 года, невручении копии итогового протокола в предусмотренный законом срок, неуведомлении о времени и месте проведения заседания ТИК, на котором решался вопрос о направлении подписных листов в органы УФМС, признать незаконным решение Слюдянской территориальной избирательной комиссии № *** от 31 августа 2012 года об отказе в регистрации кандидатом на должность главы Байкальского муниципального образования, обязать зарегистрировать кандидатом на должность главы Байкальского муниципального образования, обратить вынесенное по делу решение к немедленному исполнению.
В судебном заседании заявитель Пинтаев В.И. поддержал заявленные требования в полном объеме, указывая на нелегитимность избирательного процесса, неравенство участников избирательного процесса и грубое нарушение его избирательных прав.
Представители заявителя Шведа В.В., Бартель С.В., заявление поддержали, также указав на нелегитимность избирательного процесса, неравенство участников избирательного процесса и грубое нарушение избирательных прав Пинтаева В.И. и далее Бартель С.В. суду пояснил, что в соответствии с ч.1 ст.249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Полагает, что указанная обязанность заинтересованным лицом не выполнена.
В соответствии с ч.3 ст.246 ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
При рассмотрении дела по существу фактически были исследованы все обстоятельства выдвижения, подачи документов на регистрацию и отказа в регистрации Пинтаева В.И. Главой Байкальского муниципального образования.
В соответствии с ч.5 ст.62 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области», решении избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата указываются сведения об этом кандидате, предусмотренные частью 3 статьи 57 данного Закона, а также основания отказа в регистрации.
В соответствии с ч.14 ст.61 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» (далее - Закон Иркутской области), по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Протокол подписывается руководителем рабочей группы и представляется в соответствующую избирательную комиссию для принятия решения о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, муниципального списка кандидатов. Итоговый протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов.
В судебном заседании представитель Слюдянской ТИК пояснила, что основания отказа в регистрации кандидата Пинтаева В.И. указаны в решении в ссылках на соответствующие нормы права и раскрыты, указаны конкретные причины признания подписей избирателей недействительными, в Итоговом протоколе проверки подписных листов с подписями в поддержку выдвижения кандидата на должность главы Байкальского муниципального образования Пинтаева В.И. от 29 августа 2012 г.
При исследовании указанного итогового протокола в судебном заседании было установлено, что 29 августа 2012 г. в 16.00 ч. была проведена проверка достоверности представленных подписей и рабочей группой были признаны недействительными:
5 подписей избирателей на основании п.3 ч.9 ст.61 Закона Иркутской области;
21 подпись избирателей на основании п.4 ч.9 ст.61 Закона Иркутской области;
64 подписи избирателей на основании п. 18 ч.9 ст.61 Закона Иркутской области. Между тем, в послужившей основанием для составления указанного итогового протокола ведомости проверки подписных листов от 29 августа 2012 г. указано, что на заседании рабочей группы были признаны недействительными:
5 подписей избирателей на основании п.3 ч.9 ст.61 Закона Иркутской области (строки 1-5 Ведомости);
64 подписи избирателей на основании п.4 ч.9 ст.61 Закона Иркутской области (строка 6 Ведомости);
23 подписи избирателей на основании п.4 ч.9 ст.61 Закона Иркутской области (строки 7,8 Ведомости);
64 подписи избирателей на основании п. 18 ч.9 ст.61 Закона Иркутской области (строки 9-12 Ведомости).
Исследованные в судебном заседании выписка из протокола заседания рабочей группы по проверке подписей избирателей и аудиозапись этого заседания показали, что конкретно были исследованы подписи пяти избирателей (лист 3, строка 6; лист 1, строка 1; лист 4, строка 13; лист 4 строка 14; лист 1 строка 10). О том, что исследовались другие конкретные подписи избирателей ни из выписки заседания рабочей группы, ни из аудиозаписи не следует.
Таким образом, ни в оспариваемом решении, ни в иных документах, представленных Слюдянской ТИК, не содержатся конкретные основания для отказа в регистрации кандидату Пинтаеву В.И., а оспариваемое решение не мотивировано и не законно. Оспариваемое решение, в том числе, конкретно противоречии ч.5 ст.62 Закона Иркутской области.
Пинтаеву В.И. до настоящего времени так и не стало известно, на каких конкретно основаниях были признаны недействительными, представленные им подписи избирателей.
Довод Слюдянской ТИК о том, что Пинтаеву В.И. была предоставлена возможность присутствовать на заседаниях ТИК, задавать вопросы не может быть принят, поскольку исчерпывающие сведения об основаниях для отказа в регистрации должны содержаться в оспариваемом решении Слюдянской ТИК.
Кроме того он поддерживает и иные доводы изложенные в судебном заседании и просит удовлетворить заявленные требования.
Шведа В.В. суду дополнил, что в качестве основания отказа в регистрации в решении Слюдянской ТИК указано основание пункта 7 части 1 статьи 63 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» (далее - Закон Иркутской области).
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) в подпункте «д» пункта 24 статьи 38 содержит аналогичное основание (недостаточное для регистрации количество достоверных подписей либо превышение установленного предела недостоверных и (или) недействительных подписей).
Анализ положений статьи 38 Федерального закона, статьи 61 Закона Иркутской области позволяет сделать однозначный вывод о том, что подпись избирателя может быть достоверной, недостоверной, недействительной.
Достоверной является подпись, проставленная в поддержку выдвижения кандидата самим избирателем, от имени которого она выполнена. В соответствии с положениями пунктов 6.2 и 6.3 статьи 38 Федерального закона достоверной является подпись избирателя, проставленная в поддержку выдвижения кандидата, а недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом.
На основании пункта 6.3 статьи 38 Федерального закона факт недостоверности устанавливается на основании заключения эксперта.
В соответствии с положением пункта 6.1 статьи 38 Федерального закона подписи также могут быть признаны недействительными. Какие подписи признаются избирательной комиссией недействительными, отражено в пункте 6.4 статьи 38 Федерального закона.
Таким образом, из норм закона следует, что подпись избирателя может быть:
достоверной, если не доказано иное на основании заключения эксперта;
недостоверной на основании заключения эксперта;
недействительной на основании признания ее таковой решением избирательной комиссии в установленном порядке.
Понятия «достоверная подпись» и «недостоверная подпись» являются противоположными, взаимоисключающими и логически не пересекающимися.
Недействительность подписи является юридической конструкцией, связанной с признанием ее таковой в порядке пунктов 3-7 статьи 38 Федерального закона.
Из положений Федерального закона следует, что достоверная подпись может быть признана избирательной комиссией недействительной в установленном порядке (с соблюдением процедуры).
Подпись может быть одновременно:
недействительная и достоверная;
недействительная и недостоверная.
Недействительность подписи является юридическим признанием ее таковой, и нарушение установленной законом процедуры избирательной комиссией не позволяет признать законным факт такого признания.
Соответственно нарушение процедуры признания подписи недействительной является в связи с изложенным достаточным, чтобы не признавать такие результаты законными.
2. Буквальное толкование текста закона, устанавливающего основание для отказа в регистрации кандидата.
Подпункт «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона (ему полностью по тексту соответствует пункт 7 части 1 статьи 63 Закона Иркутской области) устанавливает, что основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Таким образом, отказ в регистрации по данному пункту правомерен в случае, если имеется:
1) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Достоверность или недостоверность подписей устанавливается в соответствии с пунктами 6.2 и 6.3 статьи 38 Федерального закона. Экспертизы подписей избирателей на предмет их достоверности Слюдянской ТИК не проводилось, эксперт или соответствующий специалист к работе комиссии не привлекался.
Соответственно юридический факт достоверности представленных В.И. Пинтаевым подписей в количестве 64 штук (анализ норм избирательного законодательства однозначно говорит о презумпции достоверности подписи избирателя) является установленным, так как не установлено иное на основании заключения эксперта.
2) либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или)
недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для
проверки.
Установлено правило, в соответствии с которым избирательной комиссией может быть выявлено более 10 процентов недостоверных и (или) недействительных подписей. Однако это правило имеет условие применения, которое дано в следующем предложении указанного подпункта.
3) Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных
подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является
основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации
требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Буквальное толкование нормы говорит о том, что если на выборах осуществляется сбор менее 200 подписей, то выявление более 10 процентов (даже 100 процентов - следуя формулировке нормы) недостоверных и (или) недействительных подписей не является основанием для отказа в регистрации, если достоверных подписей достаточно.
Из представленных кандидатом В.И. Пинтаевым 64 подписей для регистрации достаточно 61. По итогам проверки ни одна подпись не была признана недостоверной в порядке пунктов 6.2 и 6.3 статьи 38 Федерального закона. Экспертизы подписей избирателей на предмет их достоверности Слюдянской ТИК не проводилось, эксперт или соответствующий специалист к работе комиссии не привлекался. 100 % подписей были признаны избирательной комиссией недействительными по различным основаниям.
Однако этот факт исходя из толкования правила, закрепленного в подпункте «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона не имеет юридического значения, так как для регистрации кандидату необходимо представить менее 200 подписей избирателей. При наличии признанных избирательной комиссией недействительными достоверных подписей юридически учитывается только факт их достоверности. А достоверными являются все 100 процентов представленных подписей избирателей, так как иного не установлено в предусмотренном законом порядке.
Такой подход, выраженный законодателем в нормах Федерального закона, отвечает принципам свободных и демократичных выборов. При проведении выборов в муниципальных образованиях с небольшой численностью избирателей уменьшаются риски принятия неправовых решений, снижается бюрократизация избирательного процесса, придается вес презумпциям достоверности подписей избирателей, добросовестности кандидатов, как участников избирательного процесса.
Таким образом, решение Слюдянской территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации Пинтаеву В. И. кандидатом на должность главы Байкальского муниципального образования от 31 августа 2012 года № *** принято не в соответствии с требованиями Федерального закона, Закона Иркутской области и не является обоснованным.
Для принятия решения об отказе в регистрации кандидата В.И. Пинтаева отсутствовали фактические и юридические основания. В связи с изложенным указанное решение Слюдянской ТИК подлежит отмене.
Незаконный отказ в регистрации кандидатом препятствует Пинтаеву В.И реализовать свое право быть избранным на должность главы администрации Байкальского городского поселения.
Председатель Слюдянской ТИК Лазарева Н.Л. с доводами заявителя не согласилась и пояснила, что Пинтаевым В.И. в обоснование заявленных требований обозначены допущенные, с его точки зрения, нарушения процедуры проверки представленных кандидатом в поддержку своего самовыдвижения подписных листов. Слюдянская ТИК считает, что доводы заявителя не доказывают нарушения пассивного избирательного права Пинтаева В.И. быть избранным на должность главы Байкальского муниципального образования.
Указанные в заявлении обстоятельства не повлияли и не могли повлиять на результаты проверки представленных подписных листов в связи со следующим. При этом доводы заявителя о неуведомлении кандидата о дате, времени и месте проведения проверки подписных листов на 29 августа 2012 г., невручении копии итогового протокола менее чем за двое календарных суток до заседания избирательной комиссии, а также неуведомлении кандидата о времени и месте проведения заседания в рамках проводимой проверки подписных листов, на котором решался вопрос о направлении представленных подписных листов для проведения проверки в органы УФМС не могут служить основанием для отмены решения
Согласно части 6 статьи 76 Федерального закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Слюдянская ТИК считает, что приведенные доводы заявителя не свидетельствуют о наличии указанных выше оснований для отмены решения об отказе в регистрации Пинтаеву В.И..
Рабочая группа по приему и проверке документов, представляемых в Слюдянскую ТИК кандидатами на должность мэра муниципального образования Слюдянский район, глав и депутатов городских и сельских поселений определена решением Слюдянской ТИК от 19.07.2012 г. № ***. Данным решением поручено рабочей группе осуществлять проверку соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей в подписных листах.
Согласно решению Слюдянской ТИК от 19.07.2012 г. № *** проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им данные об избирателях, содержащиеся в подписных листах, представленных для регистрации кандидатов на должность мэра муниципального образования Слюдянский район, глав городских и сельских поселений.
Методическими рекомендациями по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденными Постановлением ЦИК России от 13 июня 2012 года № ***, предусмотрено, что избирательная комиссия, организующая выборы, может принять акт, в котором системно изложить процедуры, связанные со сбором подписей, приемом и проверкой подписных листов, установить или рекомендовать (зависит от законодательного регулирования) формы представляемых документов.
Решением Слюдянской ТИК от 19.07.2012 г. № *** утверждено Положение о рабочей группе по приему и проверке документов, представленных кандидатами и избирательными объединениями при проведении муниципальных выборов 14 октября 2012 года. В соответствии с пунктом 3.3 данного Положения непосредственно после получения подписных листов кандидатов на должность мэра района и глав городских и сельских поселений в целях оперативной проверки сведения на предмет действительности Рабочая группа направляет запрос в отделение УФМС России по Иркутской области в Слюдянском районе с приложением списка сведений об избирателях в алфавитном порядке. Срок исполнения данного запроса устанавливается с учетом соблюдения 10-дневного срока для принятия комиссией решения о регистрации либо отказе в регистрации кандидата.
Таким образом, утверждение заявителя о незаконности бездействия Слюдянской ТИК, выразившемся в не уведомлении кандидата о времени и месте проведения заседания в рамках проводимой проверки подписных листов, на котором решался вопрос о направлении представленных подписных листов для проведения проверки в органы УФМС, которое повлекло нарушение права присутствовать на таком заседании рабочей группы, не подтверждает нарушение пассивного избирательного права, поскольку такая процедура направления сведений об избирателях для проверки в УФМС установлена решением ТИК и применена в отношении всех кандидатов. Присутствие кандидата при подготовке запроса и направлении сведений в УФМС не могло повлиять на результаты последующей проверки, поскольку согласно решения ТИК на проверку направляются сведения о всех поддержавших выдвижение кандидатов избирателях без проведения выборки.
Довод Пинтаева В.И. о том, что копия итогового протокола была не вручена кандидату за двое суток до заседания является несущественным ввиду крайне малой 10-минутной нехватки времени до истечения указанного временного промежутка, а также того обстоятельства, что сам кандидат на начавшемся в 16-00 часов заседании комиссии ходатайствовал о рассмотрении вопроса о его регистрации первым. При этом, решение Слюдянской ТИК от 31.08.2012 г. № *** «Об отказе в регистрации Пинтаеву В.И. кандидатом на должность главы Байкальского муниципального образования» принято в 16 часов 15 минут.
Рабочая группа по приему и проверке документов, представляемых в Слюдянскую ТИК кандидатами на должность мэра муниципального образования Слюдянский район, глав и депутатов городских и сельских поселений определен решением Слюдянской ТИК от 19.07.2012 г. № ***. Данным решением поручено рабочей группе осуществлять проверку соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей в подписных листах.
Согласно решению Слюдянской ТИК от 19.07.2012 г. № *** проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им данные об избирателях, содержащиеся в подписных листах, представленных для регистрации кандидатов на должность мэра муниципального образования Слюдянский район, глав городских и сельских поселений.
В связи с указанным, непосредственно после получения подписных листов
кандидатов на должность мэра района и глав городских и сельских поселений в целях оперативной проверки сведения на предмет действительности Рабочая группа направляет запрос в отделение УФМС России по Иркутской области в Слюдянском районе с приложением списка сведений об избирателях в алфавитном порядке. Срок исполнения данного запроса устанавливается с учетом соблюдения 10-дневного срока для принятия комиссией решения о регистрации либо отказе в регистрации кандидата.
Частью 6 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что при проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, представивших необходимое для регистрации количество подписей избирателей, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, представившие установленное количество подписей избирателей, участников референдума. Таким образом, законом не предусмотрено обязательная форма извещения кандидата о проверке подписей избирателей.
Пинтаев В.И. был уведомлен руководителем рабочей группы Лазаревой Н.Л. о проведении проверки посредством телефонной связи, что подтверждается распечатками.
Кроме того, заявитель был в курсе направления сведений об избирателях для проверки в УФМС поскольку неоднократно интересовался получен ли ответ и когда будет осуществляться проверка представленных подписных листов.
Довод заявителя о том, что кандидат не был извещен о дате, месте и времени проверки подписных листов, а только приглашен для получения копии итогового протокола, опровергаются личным присутствием Пинтаева В.И. при проведении полного исследования представленных 4 подписных листов, содержащих 64 подписи избирателя. В ходе проверки подписных листов при непосредственном участии кандидата была отработана официальная справка УФМС, исследовано оформление подписных листов, объем внесенных сведений об избирателях и лицах, осуществлявших сбор подписей. В присутствии кандидата была заполнена ведомость проверки подписных листов, составлен итоговый протокол проверки подписей. Указанный протокол был вручен под личную роспись Пинтаеву В.И. 29.08.2012 г. в 16 ч.10 мин. непосредственно по завершению проверки, что также является доказательством проведения проверки в присутствии заявителя. Согласно итогового протокола сбора, датированного 29.08.2012 г. из представленных 64 подписей избирателей рабочей группой признаны недействительными 64. данное обстоятельство стало основанием для отказа Пинтаеву В.И. кандидатом на должность главы Байкальского муниципального образования.
При таких обстоятельствах нельзя признать, что формальные нарушения, в случаи их установления судом при рассмотрении заявления Пинтаева В.И., могут служить основанием для отмены решения Слюдянской ТИК от 31.08.2012 г. № *** «Об отказе в регистрации Пинтаеву В.И. кандидатом на должность главы Байкальского муниципального образования».
На основании изложенного, просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель Слюдянской ТИК по доверенности Титова Н.Л. доводы, изложенные Лазаревой Н.Л. поддержала и просила в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав объяснения явившихся лиц, изучив и оценив в соответствии со ст.67 ГПК РФ представленные доказательства, учитывая заключение помощника прокурора Чепурыгина Д.М., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, суд приходит к следующему.
В п.24 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ названы основания отказа в регистрации кандидата.
Одним из таких оснований, предусмотренным подп. «д», является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата;
В соответствии с п.6 ст.76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п.п. 24-26 ст.38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, иным законом.
Аналогичное требование содержится в п.7 ч.1 ст.63 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» № 116-оз, согласно которому основаниями отказа в регистрации кандидата являются:
- недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Как следует из материалов дела 25 июля 2012 года Думой Байкальского городского поселения принято решение № 49-2гд о назначении муниципальных выборов главы Байкальского муниципального образования, выборы назначены на 14 октября 2012 года ( л.д. 13).
На основании постановления избирательной комиссии Иркутской области № *** от 19 апреля 2007 г. полномочия избирательной комиссии Байкальского муниципального образования возложены на Слюдянскую территориальную избирательную комиссию (л.д. 16).
16 августа 2012 года Пинтаев В.И. был выдвинут в порядке самовыдвижения кандидатом на должность главы Байкальского муниципального образования.
22 августа 2012 года Пинтаевым В.И. в Слюдянскую территориальную избирательную комиссию (ТИК) были представлены документы для регистрации кандидатом на должность главы Байкальского муниципального образования.
Как следует из итогового протокола было представлено 64 подписи в одной папке.
Согласно пункту 3 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными должны предусматриваться законом.
Статьей 56 ч.1 Закона Иркутской области № 116-оз предусмотрено, что количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата при проведении выборов главы муниципального образования, должно составлять 2 процента от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования, но не менее десяти подписей.
В соответствии с решением Слюдянской территориальной избирательной комиссии № *** от 19 июля 2012 года было установлено количество подписей необходимых для регистрации кандидата на должность главы Байкальского городского поселения – 61; максимальное количество подписей предоставляемых в избирательную комиссию - 67 (л.д.99).
С учетом требований, содержащихся в ст.61 п.1 этого же Закона Иркутской области, решением Слюдянской территориальной избирательной комиссии № *** от 19 июля 2012 года было установлено, что проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им данные об избирателях, содержащиеся в подписных листах, представленных для регистрации кандидатов на должность мэра, глав муниципальных образований и кандидатов в депутаты Дум городских и сельских поселений нового созыва, по многомандатным избирательным округам (л.д. 98).
Как следует из решения Слюдянской ТИК № *** от 31 августа 2012 г., кандидатом Пинтаевым В.И. было представлено 64 подписи избирателей, из которых для проверки были отработаны 64 подписи. Количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата на должность главы Байкальского муниципального образования составляет 61 подпись. В результате проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Пинтаева В.И. на должность главы Байкальского муниципального образования из проверенных 64 подписей недействительными было признано 64 подписи, что является основанием для отказа в регистрации кандидата на должность главы Байкальского муниципального образования. На основании изложенного, в соответствии с пунктами «в», «г», «з» ч.6.4, пунктом «д» ч.24 ст.38 Федерального закона, пунктами 3, 4, 18 части 9 ст.61, частями 1, 6 статьи 62, пунктом 7 части 1 статьи 63 Закона Иркутской области Слюдянская ТИК отказала в регистрации кандидата на должность главы Байкальского муниципального образования Пинтаеву В.И., выдвинутому в порядке самовыдвижения (л.д. 11-12).
Оценивая представленные подлинные подписные листы, выписку из протокола заседания рабочей группы по приему и проверке документов от 29 августа 2012 года, ведомость проверки подписных листов от 29 августа 2012 года, полученные Слюдянской ТИК сведения ОУФМС РФ по Иркутской области в Слюдянском районе, прослушав в судебном заседании аудиозапись заседания рабочей группы от 29 августа 2012 года, суд пришел к выводу, что проверка подписных листов проводилась 29 августа 2012 года на заседании рабочей группы с участием кандидата Пинтаева В.И.
Кроме того в судебном заседании заявитель Пинтаев В.И. пояснил, что 28 августа 2012 года он был извещен по телефону Лазаревой Н.Л. о заседании рабочей группы на 29 августа 2012 в 16.30 часов, на заседании он присутствовал.
Согласно ч. 3 ст. 61 Закона Иркутской области от 11.11. 2011 г. № 116 –ОЗ (в редакции от 11.05.2012 года) « О муниципальных выборах в Иркутской области» при проведении проверки подписей избирателей, в том числе при проведении случайной выборки (жребия) подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, муниципальный список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О дате, времени и месте соответствующей проверки должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей.
В связи с чем довод заявления о том, что Пинтаев В.И. не был извещен о заседании рабочей группы по проверке подписных листов, чем было нарушено его право, суд находит не состоятельным.
Из итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность главы Байкальского МО Пинтаева В,И. от 29 августа 2012 года следует, что рабочей группой установлено следующее (л.д. 121-123):
Количество заявленных подписей избирателей – 64
Количество проверенных подписей избирателей – 64
Количество подписей избирателей, признанных недостоверными и (или) недействительными – 64 (100%)
Основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными:
- подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с ч.3 ст.60 Закона (п.3 ч.9 ст.61) – 5 подписей;
- подписи избирателей без указаний каких-либо сведений, требуемых в соответствии с Федеральным законом, Законом (п.4 ч.9 ст.61) – 21 подпись;
- все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего областной список кандидатов, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме (п.18 ч.9 ст.61) – 64 подписи.
В итоговом протоколе имеется отметка о том, что копия протокола получена Пинтаевым В.И. 29 августа 2012 года в 16 часов 10 минут (л.д. 123).
Данное обстоятельство Пинтаев В.И. в судебном заседании не отрицал.
Согласно решению Слюдянской ТИК № *** от 31 августа 2012 г., оно вынесено 31 августа 2012 года в 16 часов 15 минут.
В связи с чем довод заявителя о невручении копии итогового протокола за двое суток до заседания комиссии по рассмотрению вопроса о регистрации кандидата суд находит несостоятельным.
Проверяя довод заявителя о том, что рабочая группа Слюдянской ТИК не принимала в установленном порядке решение о привлечении к проверке органов УФМС и не направляла на основании решения эти сведения в УФМС, суд установил следующее.
Решением Слюдянской ТИК № *** от 19 июля 2012 года образована рабочая группа по приему и проверке документов, представляемых в избирательную комиссию кандидатами на должность мэра муниципального образования Слюдянский район, глав и депутатов городских и сельских поселений в составе: Лазарева Н.Л., Титова Н.Л., Ю. (л.д. 62).
В п. 3.2 Положения о рабочей группе по приему и проверке документов, представленных кандидатами и избирательными объединениями при проведении муниципальных выборов 14 октября 2012 года в избирательную комиссию кандидатами указано, что руководителем рабочей группы является председатель Слюдянской ТИК.
Согласно постановлению избирательной комиссии Иркутской области № *** от 26 июня 2012 года на должность председателя Слюдянской ТИК назначена Лазарева Н. Л.
В п.3.3 Положения о рабочей группе указано, что непосредственно после получения подписных листов кандидатов в целях оперативной проверки сведений на предмет действительности рабочая группа направляет запрос в отделение УФМС России по Иркутской области в Слюдянском районе с приложением списка сведений об избирателях в алфавитном порядке. Срок исполнения данного запроса устанавливается с учетом соблюдения 10-дневного срока для принятия комиссией решения о регистрации либо отказе в регистрации кандидата.
Запрос исх. № *** от 25.08.2012г. на имя начальника УФМС России по Иркутской области в Слюдянском районе М. о проверке списка избирателей из 64 человек, подписи которых представлены кандидатом Пинтаевым В.И., для проверки достоверности указанных сведений о гражданах, поддержавших выдвижение данного кандидата, подписан председателем ТИК Лазаревой Н.Л. (л.д.114).
Представитель заявителя Шведа В.В. указал, что запрос в УФМС должен был направляться по решению рабочей группы, т.е. коллегиального органа.
Суд полагает, что направление запроса в УФМС председателем ТИК Лазаревой Н.Л., являющейся также руководителем рабочей группы, не может повлиять на достоверность сведений, предоставленных ОУФМС.
Между тем проверяя процедуру приема и проверки документов и вынесение Слюдянской ТИК решения от 31 августа 2012 года, судом выявлен ряд нарушений.
В соответствии с ч.5 ст.62 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области», решении избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата указываются сведения об этом кандидате, предусмотренные частью 3 статьи 57 данного Закона, а также основания отказа в регистрации.
В соответствии с ч.14 ст.61 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» (далее - Закон Иркутской области), по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Протокол подписывается руководителем рабочей группы и представляется в соответствующую избирательную комиссию для принятия решения о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, муниципального списка кандидатов. Итоговый протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов.
В судебном заседании представитель Слюдянской ТИК Лазарева Н.Л. пояснила, что основания отказа в регистрации кандидата Пинтаева В.И. указаны в решении в ссылках на соответствующие нормы права и раскрыты, указаны конкретные причины признания подписей избирателей недействительными, в Итоговом протоколе проверки подписных листов с подписями в поддержку выдвижения кандидата на должность главы Байкальского муниципального образования Пинтаева В.И. от 29 августа 2012 г.
При исследовании указанного итогового протокола в судебном заседании было установлено, что 29 августа 2012 г. в 16.00 ч. была проведена проверка достоверности представленных подписей и рабочей группой были признаны недействительными:
5 подписей избирателей на основании п.3 ч.9 ст.61 Закона Иркутской области;
21 подпись избирателей на основании п.4 ч.9 ст.61 Закона Иркутской области;
64 подписи избирателей на основании п. 18 ч.9 ст.61 Закона Иркутской области. Между тем, в послужившей основанием для составления указанного итогового протокола ведомости проверки подписных листов от 29 августа 2012 г. указано, что на заседании рабочей группы было выявлено:
Папка № 1 лист 3 строка 6 неправильно указаны паспортные данные (п.3 ч.9 ст.61 Закона Иркутской области);
Папка № 1 лист 1 строка 1 неправильно указаны паспортные данные (п.3 ч.9 ст.61 Закона Иркутской области);
Папка № 1 лист 4 строка 13 неправильно указан адрес (п.3 ч.9 ст.61 Закона Иркутской области);
Папка № 1 лист 4 строка 14 неправильно указаны паспортные данные (п.3 ч.9 ст.61 Закона Иркутской области);
Папка № 1 лист 1 строка неправильно указаны паспортные данные (п.3 ч.9 ст.61 Закона Иркутской области);
Папка № 1 лист с 1 по 3,4 строки с 1 по 16, с 1 по 16, с 1 по 16, с 1 по 16, не указаны сведения по месту жительства избирателей (субъект, район) (п.4 ч.9 ст.61 Закона Иркутской области); с 1 по 3,7,8; с 11 по 14, не указаны сведения по месту жительства избирателей (микрорайон Южный);
Папка № 1 лист с 1 по 4 строки с 1 по 16 на 4-х листах в сведениях о лицах, осуществлявших сбор подписей содержатся не полные данные (не указаны субъект, район; лист 1 не указаны паспортные данные (серия, номер); лист 3 – неполная дата рождения; лист 4 – нет серии, номера паспорта) (п. 18 ч.9 ст.61 Закона Иркутской области)
Согласно выписке из протокола заседания рабочей группы по приему и проверки документов, предоставляемых в Слюдянскую ТИК кандидата на должность мэра муниципального образования Слюдянский район, глав и депутатов городских и сельских поселений от 29 августа 2012 года представлено согласно протоколу об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность главы от 22.08.2012 года 64 подписи избирателя на 4 подписных листах. Отверено заключение УФМС России по Иркутской области в Слюдянском районе с фактическим содержанием подписных листов кандидата с внесением данных в ведомость проверки подписных листов :
-Лист 3, строка на листе 6 – неправильно указаны паспортные данные,
-Лист 1, строка 1 - неправильно указаны паспортные данные,
-Лист 4, строка 13- неправильно указан адрес,
-Лист 4, строка 14- неправильно указаны паспортные данные,
-Лист 1, строка 10- неправильно указаны паспортные данные.
Подведен итог, из 64 подписей избирателей 5 подписей избирателей указали в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В таком случае, подписи признаются недействительными на основании официальной справки УФМС.
Оформление подписных листов кандидата Пинтаева В.И., листы 1,2,3,4 указан не полный объем сведений по адресу месту жительства избирателей – не указан субъект ( Иркутская область) и район 9 Слюдянский), в подписных листах 1,4 не указаны данные в адресах места жительства избирателей о микрорайоне "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ".
Данные о строках подписей избирателей и допущенных нарушениях внесены в ведомость проверки подписных листов.
Допущены нарушения требований заверения подписных листов лицами, осуществляющими сбор подписей – в подписных листах 1,2,3,4 указаны неполные сведения об адресе места жительства Ф., Д.
-Лист 1 заверен Ф. – не указана серия и номер паспорта, только дата выдачи.
-Лист 3 заверен Д. – указана не полная дата рождения.
-Лист 4 заверен Ф. – не указана серия и номер паспорта, только дата выдачи.
Решено единогласно: рекомендовать Слюдянской ТИК отказать в регистрации кандидатом на должность главы Байкальского муниципального образования Пинтаеву В.И. в связи с признанием недействительными 64 подписей из 64 представленных ( л.д. 119-120)
Исследованные в судебном заседании выписка из протокола заседания рабочей группы по проверке подписей избирателей и аудиозапись этого заседания показали, что конкретно были исследованы подписи пяти избирателей (лист 3, строка 6; лист 1, строка 1; лист 4, строка 13; лист 4 строка 14; лист 1 строка 10). О том, что исследовались другие конкретные подписи избирателей ни из выписки заседания рабочей группы, ни из аудиозаписи не следуют.
Решение Слюдянской ТИК от 31 августа 2012 года, не содержит в себе изложения конкретных фактических оснований отказа в регистрации кандидату Пинтаеву В.И. в нарушение требований п.23 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, п.3 ст.60 Закона Иркутской области о муниципальных выборах.
В соответствии с пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (в редакции от 02.05.2012 года) « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской Федерации) (с изм. и доп. вступившими в силу с 01.06.2012 г недействительными признаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с федеральным законодательством (подпункт "в"); все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности (подпункт "з").
Аналогичные требования содержатся в ст.61 ч.9 п.3, п.18 Закона Иркутской области № 116-оз. Согласно пункту 3 ч.9 ст.61 Закона Иркутской области № 116-оз недействительными признаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с частью 3 статьи 60 настоящего Закона
В пункте 4 ч.9 ст.61 Закона Иркутской области № 116-оз указано, что недействительными признаются подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом.
Пунктом 18 ч.9 ст.61 Закона Иркутской области № 116-оз предусмотрено, что признаются недействительными все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме.
Действующее избирательное законодательство устанавливает четкие требования как к форме подписных листов, так и к содержанию отдельных записей в них, и несоблюдение таких требований означает нарушение закона и влечет недействительность соответствующих подписей.
В силу п.7 ст.38 Федерального закона суд проводит повторную проверку подписных листов только в пределах подписей, подлежавших проверке. По признанию недействительными подписям избирателей суд вправе переквалифицировать основания для признания подписи избирателя недействительной.
Оценивая подписной лист 3 строка 6 (неправильно указаны паспортные данные), лист 1 строка 1 (неправильно указаны паспортные данные), лист 4 строка 13 (неправильно указан адрес), лист 4 строка 14 (неправильно указаны паспортные данные), лист 1 строка 10 (неправильно указаны паспортные данные), суд соглашается с выводами Слюдянской ТИК, что указанные в них подписи избирателей должны быть признаны недействительными по основанию, предусмотренному п.3 ч.9 ст.61 Закона Иркутской области о муниципальных выборах № 116-оз, поскольку сведения в подписи избирателей не соответствуют действительности. Данные выводы подтверждаются сведениями, полученными из УФМС.
Так согласно сведениям, предоставленным начальником ОУФМС РФ по Иркутской области в Слюдянском районе от 28.08.2012 № ***: на 40-й строке неправильно указана фамилия и данные паспорта; на 44-й строке неправильно указаны паспортные данные; на 46-й строке неправильно указан адрес; на 53-й строке неправильно указаны данные паспорта; на 63-й строке неправильно указаны данные паспорта (л.д. 113).
Оценивая подписные листы 1,2,3,4, суд соглашается с выводами Слюдянской ТИК, что в данных подписных листах указаны не полные сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, листы 1,2,3,4 - указаны неполные сведения об адресе места жительства Ф., Д. - не указаны область и район; лист 1 заверен Ф. – не указаны серия и номер паспорта; лист 3 заверен Д. – не указано число и месяц рождения; лист 4 заверен Ф. – не указаны серия и номер паспорта, в связи с чем на основании п.18 ч.9 ст.61 Закона Иркутской области о муниципальных выборах № ***-оз, все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности признаются недействительными.
Таким образом суд признает все 64 подписи избирателей, содержащиеся на 4-х подписных листах недействительными на основании п.18 ч.9 ст.61 Закона Иркутской области о муниципальных выборах № 116-оз.
Кроме того в нарушение Правил оформления подписных листов (в том числе об обязательном внесении в подписные листы данных об избирателях, участниках референдума) предусмотренных статьей 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ во всех 64 подписях отсутствуют наименование субъекта Российской Федерации (Иркутская область), района (Слюдянский); в 23 подписях в подписных листах 1 и 4 отсутствует указание на микрорайон при написании микрорайона Южный. В связи с чем на основании п.4 ч.9 ст.61 Закона Иркутской области о муниципальных выборах № 116-оз указанные подписи являются недействительными.
Согласно абзацу 3 пункта 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" под адресом места жительства избирателя, участника референдума в соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, референдума, может не содержать всех указанных выше реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства избирателя, участника референдума. Так, соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименований улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта, например, в случае проживания гражданина в межселенной территории.
Как указал в своих доводах представитель заявителя Шведа В.В., что признание всех подписей недействительными, юридического значения не имеет, поскольку согласно подпункту «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона для регистрации кандидату необходимо представить менее 200 подписей избирателей, соответственно выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата. При наличии признанных избирательной комиссией недействительными достоверных подписей юридически учитывается только факт их достоверности. А достоверными являются все 100 процентов представленных подписей избирателей, так как иного не установлено в предусмотренном законом порядке.
Поскольку на основании решения ТИК проверке подлежали все подписи избирателей, то есть 100%, из которых все 64 являются недействительными, то в данном случае не подлежат применению положения, изложенные в подпункте «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона и п.7 ч.1 ст. 63, Закона Иркутской области от 11.11.2011 N 116-ОЗ (ред. от 11.05.2012) "О муниципальных выборах в Иркутской области" о том, что выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. Данная норма подлежит применению в том случае, если для проверки отбирается определенное количество подписей, предоставленных кандидатом. В данном случае на основании решения ТИК проверке подлежали все подписи, случайная выборка подписей не проводилась. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ не содержит понятия «достоверная подпись», но по его смыслу достоверной является подпись, не признанная недействительной и недостоверной. Суд полагает, что достоверными подписями в данном случае являются подписи, не признанные недостоверными и недействительными.
В силу ч.13 ст. 61, Закона Иркутской области от 11.11.2011 N 116-ОЗ (ред. от 11.05.2012) "О муниципальных выборах в Иркутской области", если суммарное количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составит 10 и более процентов от общего количества подписей, подлежащих проверке в соответствии с частью 1 настоящей статьи (за исключением случая, когда для регистрации кандидата требуется представить менее 200 подписей и достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата), дальнейшая проверка подписных листов прекращается и регистрация кандидата не производится. Регистрация кандидата не производится также в случае, если количества представленных подписей избирателей за вычетом подписей избирателей, признанных недостоверными и недействительными, недостаточно для регистрации.
С учетом изложенного, суд считает, что поскольку все 64 подписи (100%) являются недействительными, а для регистрации кандидата количество подписей должно быть 61, то имеются основания для отказа в регистрации заявителя на основании подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ и п.7 ч.1 ст. 63, Закона Иркутской области от 11.11.2011 N 116-ОЗ (ред. от 11.05.2012) «О муниципальных выборах в Иркутской области», в которых указано, что недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
В связи с чем, решение Слюдянской ТИК от 31 августа 2012 года, несмотря на имеющиеся нарушения, отмене не подлежит, поскольку в судебном заседании выявлены нарушения избирательного законодательства, допущенные Пинтаевым В.И., которые являются основаниями для отказа в регистрации в качестве кандидата: 5 подписей являются недействительными в соответствии с п.3 ч.9 ст.61 Закона Иркутской области о муниципальных выборах № 116-оз; 23 подписи недействительны в соответствии с п.4 ч.9 ст.61 указанного Закона; 64 подписи недействительны в соответствии с п.4 ч.9 ст.61 Закона; 64 подписи недействительны в соответствии с п.18 ч.9 ст.61 Закона. С учетом изложенного суд не усматривает нарушения прав заявителя и находит требования Пинтаева В.И. не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199, 260.1, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований, заявленных Пинтаевым В. И. о признании незаконным бездействия Слюдянской территориальной избирательной комиссии, выразившемся в неуведомлении о времени и месте проведения проверки подписных листов 29 августа 2012 года, невручении копии итогового протокола в предусмотренный законом срок до заседания избирательной комиссии, неуведомлении о времени и месте проведения заседания ТИК, на котором решался вопрос о направлении подписных листов в органы УФМС, о признании незаконным решения Слюдянской территориальной избирательной комиссии № *** от 31 августа 2012 года об отказе в регистрации кандидатом на должность главы Байкальского муниципального образования, о возложении обязанности на Слюдянскую территориальную избирательную комиссию принять решение о регистрации Пинтаева В. И. кандидатом на должность главы Байкальского муниципального образования, об обращении решения к немедленному исполнению, отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течение 5 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 10 сентября 2012 года в 13 часов.
Судья: подпись Копия верна. Судья