о признании незаконным



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 сентября 2012 года город Слюдянка

Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ореховой В.В., при секретаре Мишиной Г.Н., с участием помощника прокурора Слюдянского района Чепурыгина Д.М.,

с участием заявителя Панченко И. И., представителя заявителя Стативо В. Н.,

с участием представителя Слюдянской территориальной избирательной комиссии Лазаревой Н. Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-638/2012 по заявлению Панченко И. И. о признании незаконным и отмене Решения Слюдянской территориальной избирательной комиссии, возложении обязанности на Слюдянскую территориальную избирательную комиссию зарегистрировать Панченко И. И. кандидатом на должность главы Байкальского муниципального образования,

У С Т А Н О В И Л:

Решением Слюдянской территориальной избирательной комиссии (далее – ТИК) от 06 сентября 2012 года № *** Панченко И.И. отказано в регистрации кандидатом на должность главы Байкальского муниципального образования Иркутской области по причине недостаточного количества достоверных подписей избирателей в поддержку выдвижения его кандидатом.

Панченко И.И., полагая решение незаконным, обратился в суд с заявлением, в котором просит Решение ТИК отменить и обязать избирательную комиссию зарегистрировать его кандидатом на должность главы Байкальского муниципального образования.

Заявитель мотивировал свои требования тем, что Решением Слюдянской ТИК № *** от 19 июля 2012 года было определено количество подписей, необходимое для регистрации кандидата на должность главы Байкальского муниципального образования, в количестве 61, при этом максимальное количество подписей, представляемых кандидатами в ТИК, составляло 67 подписей. Кандидатом Панченко было представлено в Слюдянскую территориальную избирательную комиссию 80 подписей избирателей в поддержку его выдвижения. Избирательная комиссия приняла указанные подписи, не указав кандидату на превышение необходимого количества подписей в его подписных листах, и заверив его, что все документы оформлены правильно. Рабочая группа Слюдянской ТИК по приему и проверке избирательных документов актом от 31 августа 2012 года исключила подписи 13 избирателей из представленных кандидатом Панченко подписных листов. Исключение подписей избирателей из подписных листов кандидата возможно в порядке пункта 4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон), но только инициаторами выдвижения кандидата. При этом исключенные подписи проверке и учету не подлежат. Избирательная комиссия не является инициатором выдвижения кандидата Панченко и потому не имела права самостоятельно исключать подписи избирателей из подписных листов кандидата. Право исключения подписей необходимо было представить самому кандидату. Действиями избирательной комиссии нарушены требования решения Слюдянской ТИК № *** от 19.07.2012 года и пункта 4 статьи 38 Федерального закона при приеме и проверке избирательных документов кандидата Панченко. В ходе проверки достоверности подписей в подписных листах кандидата Панченко избирательная комиссия направила для проверки в Слюдянское отделение Управления федеральной миграционной службы по Иркутской области данные всех 80 избирателей, поставивших свои подписи за выдвижение Панченко кандидатом. Начальник ОУФМС РФ по Иркутской области в Слюдянском районе в ответном письме № *** от 31 августа 2012 года сообщил председателю избирательной комиссии о наличии 14 ошибок в данных избирателей. На основании данного письма начальника ОУФМС РФ по Иркутской области в Слюдянском районе 4 сентября 2012 года рабочей группой по приему и проверке избирательных документов Слюдянской ТИК был составлен итоговый протокол проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата Панченко. Данные ОУФМС по Иркутской области при их рассмотрении на заседании избирательной комиссии 06 сентября 2012 года подтвердились не полностью, но даже при наличии такого количества ошибок количества достоверных подписей было достаточно для регистрации Панченко в качестве кандидата на должность главы Байкальского муниципального образования. Таким образом, избирательная комиссия сначала проверила все подписи избирателей, представленные кандидатом, затем, не имея на это право, исключила достоверные подписи и после этого заявила о недостаточном количестве достоверных подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата Панченко. Согласно пункту 7 части 1 статьи 63 Закона Иркутской области от 11.11.2011 г. № 116-03 «О муниципальных выборах в Иркутской области» (далее - Закон области) выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. Тем не менее, Слюдянская ТИК приняла оспариваемое решение по причине недостаточного количества достоверных подписей избирателей в поддержку выдвижения его кандидатом.

В судебном заседании заявитель Панченко И.И. и его представитель Стативо В.Н. поддержали заявленные требования в полном объеме, указывая на нарушение избирательных прав заявителя, выразившееся в нарушении процедуры проверки представленных кандидатом в поддержку своего самовыдвижения подписных листов в связи с исключением рабочей группой 13 подписей избирателей из общего количества подписей.

Представитель Слюдянской ТИК Лазарева Н.Л. в возражениях на заявление указала, что закрепленный избирательным законодательством принцип равенства кандидатов предполагает участие граждан в выборах на равных основаниях, равную защиту закона без всякой дискриминации в ходе выборов. В связи с чем процедура выдвижения и регистрации кандидатов предельно формализована с целью соблюдения равенства прав кандидатов. Несоблюдение гражданином любого из требований Закона относительно формы и содержания предоставляемых документов и сведений для выдвижения и регистрации, является бесспорным основанием для отказа в регистрации кандидатом. Решением Слюдянской ТИК от 19 июля 2012 года № *** установлено количество подписей, необходимое для регистрации на должность главы Байкальского городского поселения, которое определено в количестве 61 подписи, при этом, максимальное количество подписей в поддержку выдвижения кандидата установлено в количестве 67. Данное Решение размещено на официальном сайте и информационном стенде Слюдянской ТИК, необходимость предоставления именно такого количества подписей избирателей доводилась всем кандидатам при выдвижении. Панченко в свою поддержку представил 80 подписей избирателей, что превысило установленный размер максимального количества подписей в поддержку данного кандидата. Избирательным законодательством не урегулирована процедура приведения количества подписей избирателей к максимально возможному количеству в случае излишнего их предоставления кандидатом. Согласно процедуре избирательного процесса проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им данные об избирателях, содержащиеся в подписных листах, представленных для регистрации кандидатов на соответствующую должность. Решением Слюдянской ТИК от 19 июля 2012 года № *** поручено рабочей группе территориальной избирательной комиссии проводить процедуру проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей в подписных листах. Согласно решению Слюдянской ТИК от 19 июля 2012 года № *** проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им данные об избирателях, содержащиеся в подписных листах, представленных для регистрации кандидатов. В соответствии с Положением о рабочей группе по приему и проверке документов, представленных кандидатами, рабочая группа непосредственно после получения подписных листов в целях оперативной проверки сведений на предмет действительности направляет запрос в отделение УФМС России по Иркутской области в Слюдянском районе с приложением списка сведений об избирателях в алфавитном порядке. Срок исполнения данного запроса устанавливается с учетом соблюдения 10-дневного срока для принятия комиссией решения о регистрации либо отказе в регистрации кандидата. Запрос по проверке сведений об избирателях, поддержавших выдвижение Панченко, был направлен 29 августа 2012 года. Ответ был получен 04 сентября 2012 года. Указанная официальная справка УФМС была отработана в присутствии кандидата Панченко 04 сентября 2012 года в процессе проверки рабочей группой подписных листов кандидата. Официальная справка УФМС за № *** от 31 августа 2012 года, поступила в Слюдянскую ТИК в день заседания рабочей группы, то есть 04 сентября 2012 года, что подтверждается входящей регистрацией в журнале 03-09 регистрации документов, поступающих в комиссию, на листе 13 за № *** от 04 сентября 2012 года. Таким образом, утверждение заявителя о том, что комиссия сначала проверила все подписи избирателей, затем, не имея на это право, исключила достоверные подписи и после этого заявила о недостаточном количестве достоверных подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата Панченко, не соответствует действительности. Согласно итоговому протоколу от 04 сентября 2012 года, из проверенных 67 подписей избирателей рабочей группой признаны недействительными 12. Данное обстоятельство стало основанием для отказа в регистрации Панченко И.И. кандидатом на должность главы Байкальского муниципального образования.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение помощника прокурора Слюдянского района Чепурыгина Д.М., полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Как следует из материалов дела 25 июля 2012 года Думой Байкальского городского поселения принято решение № ***гд о назначении муниципальных выборов главы Байкальского муниципального образования, выборы назначены на 14 октября 2012 года.

    На основании постановления избирательной комиссии Иркутской области № *** от 19 апреля 2007 года полномочия избирательной комиссии Байкальского муниципального образования возложены на Слюдянскую территориальную избирательную комиссию.

    17 августа 2012 года Панченко И.И. был выдвинут в порядке самовыдвижения кандидатом на должность главы Байкальского муниципального образования.

27 августа 2012 года Панченко И.И. представил в Слюдянскую территориальную избирательную комиссию (ТИК) документы для регистрации кандидатом на должность главы Байкальского муниципального образования, в том числе подписные листы в количестве пяти, сброшюрованные в одну папку, с подписями избирателей в количестве 80.

Данное обстоятельство подтверждено кандидатом Панченко при оформлении 27 августа 2012 года протокола об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения на должность главы Байкальского муниципального образования.

Папка в прошитом и пронумерованном виде была принята членом ТИК от кандидата для регистрации на должность главы, о чем кандидату выдано Подтверждение ТИК от 27 августа 2012 года.

Решением Слюдянской ТИК № *** от 19 июля 2012 года образована Рабочая группа по приему и проверке документов, представляемых в избирательную комиссию, в составе: руководителя группы - председателя ТИК Лазаревой Н.Л. и двух членов Т. и М.

В п.3.3 Положения о рабочей группе указано, что непосредственно после получения подписных листов кандидатов в целях оперативной проверки сведений на предмет действительности рабочая группа направляет запрос в отделение УФМС России по Иркутской области в Слюдянском районе с приложением списка сведений об избирателях в алфавитном порядке. Срок исполнения данного запроса устанавливается с учетом соблюдения 10-дневного срока для принятия комиссией решения о регистрации либо отказе в регистрации кандидата.

Из сопроводительного письма Слюдянской ТИК от 29 августа 2012 года № *** следует просьба избирательной комиссии с учетом порядка исчисления избирательных сроков направить не позднее 04 сентября 2012 года в Слюдянскую ТИК результаты проверки, оформленные в виде справки.

Пунктом 3 Решения Слюдянской ТИК от 19 июля 2012 года № *** установлено, что проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им данные об избирателях, содержащиеся в подписных листах, представленных для регистрации кандидатов на соответствующие должности.

В этой связи суд находит обоснованным действие Слюдянской ТИК по направлению в ОУФМС списка избирателей в количестве 80 человек, подписи которых были представлены в сброшюрованной папке в поддержку кандидата Панченко.

Справка начальника ОУФМС РФ по Иркутской области в Слюдянском районе от 31 августа 2012 года № *** с результатами проверки сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, представленных в ТИК кандидатом Панченко, направлена в адрес Слюдянской ТИК. Указанная справка зарегистрирована в избирательной комиссии под входящим номером № *** от 31 августа 2012 года, как это следует из штампа входящей корреспонденции ТИК,

Довод представителя Слюдянской ТИК о технической ошибке в указании входящей даты – 31 августа 2012 года (следовало указать 04 сентября 2012 года) был проверен судом путем исследования подлинника Журнала № *** регистрации документов, поступающих в комиссию, из которого следует, что под порядковым номером 180 в данном журнале содержится запись о вхождении в Слюдянскую ТИК сведений из ОУФМС в Слюдянском районе с исходящим номером № *** от 31 августа 2012 года в отношении кандидата Панченко. Входящая запись внесена 04 сентября 2012 года. Запись под номером 180 не имеет исправлений и подчисток, в том числе в написании даты – 04 сентября 2012 года. Входящая запись содержит сведения, которые полностью соответствует исходящим данным ОУФМС. В перечне записей данного Журнала за дату - 04 сентября 2012 года запись под № *** является одной из девяти записей аналогичного содержания о поступлении из ОУФМС сведений в отношении ряда кандидатов.

В этой связи суд находит доказанным довод представителя ТИК о поступлении Справки ОУФМС в отношении кандидата Панченко в Слюдянскую ТИК именно 04 сентября 2012 года, в связи с чем запись даты - 31 августа 2012 года на входящем № *** указанной справки ОУФМС суд квалифицирует технической ошибкой.

Таким образом, является несостоятельным довод заявителя о том, что избирательная комиссия, имея 31 августа 2012 года в своем распоряжении Справку ОУФМС с проверенными сведениями в отношении избирателей, поставивших за него подписи в подписных листах, по своему усмотрению исключила из общего числа (80 подписей) правильно оформленные в количестве 13.

К такому выводу суд приходит потому, что процедура изъятия из подписных листов кандидата Панченко подписей избирателей в количестве превышения максимально возможного для данного кандидата, была произведена рабочей группой по приему и проверке избирательных документов 31 августа 2012 года, то есть до поступления в адрес ТИК 04 сентября 2012 года сведений из ОУФМС.

Процедура изъятия была оформлена Актом от 31 августа 2012 года, подписанным членами рабочей группы, установившей превышение на 13 подписей избирателей максимально допустимого количества подписей в поддержку кандидата на должность главы Байкальского муниципального образования.

Из Акта следует, что процедура изъятия была проведена в целях обеспечения равенства выдвинутых кандидатов в системе действующего правового регулирования.

Согласно Акту из числа представленных подписей избирателей в количестве 80, были изъяты 13 подписей избирателей, внесенных в строки № *** подписного листа № ***.

Суд соглашается с процедурой изъятия подписей избирателей из строк под номерами с 4 по 16 подписного листа № ***, являющихся последними на последнем листе в сброшюрованной папке, что судом признано наиболее логичным. Изъятие 13 подписей из общего числа подписей избирателей суд квалифицирует действием, призванным к обеспечению соблюдения принципа равенства кандидатов при участии граждан в выборах на равных основаниях, в связи с чем указанное действие не может быть расценено судом как дискриминация кандидата в ходе выборов, поскольку количество подписей избирателей в поддержку кандидатов на должности различного уровня четко прописано в законе.

Так, пунктом 1 статьи 56 Закона Иркутской области от 11.11.2011 N 116-ОЗ (ред. от 11.05.2012) "О муниципальных выборах в Иркутской области" (далее – Закон № 116-ОЗ), предусмотрено, что при проведении выборов главы муниципального образования количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата, составляет 2 процента от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования, но не менее десяти подписей.

Пунктом 9 статьи 58 данного закона количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представляемых в соответствующую избирательную комиссию, может превышать установленное настоящим Законом необходимое для регистрации кандидата количество подписей, но не более чем на 10 процентов. Решением Слюдянской ТИК от 19 июля 2012 года № *** установлено, что количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов на должность главы Байкальского городского поселения, исходя из общего числа избирателей данного округа (численность избирателей приведена по состоянию на 01 июля 2012 года), составляет 61 подпись, максимальное количество подписей, предоставляемых в избирательную комиссию, установлено в количестве 67.

Исходя из общего числа избирателей в округе 12 305 человек, необходимым для регистрации кандидата на должность главы Байкальского городского поселения является количество подписей избирателей в поддержку кандидата в количестве 61 = (12 305 х 2%). Максимальное количество подписей, предоставляемых в избирательную комиссию, составляет 67 = 61 + (61 х 10%).

Таким образом, Слюдянская ТИК правильно определила количество подписей, необходимых и максимально возможных для предоставления в избирательную комиссию в целях регистрации кандидатом на должность главы Байкальского муниципального образования, и обоснованно провела процедуру изъятия 13 подписей избирателей с целью доведения до количества, максимально допустимого в поддержку кандидата на должность главы Байкальского муниципального образования.

То обстоятельство, что рабочая группа процедуру изъятия сформулировала, используя термин «исключение подписей избирателей», не колеблет выводов суда об обоснованности совершенного действия, направленного на обеспечение равенства кандидатов на муниципальных выборах в Слюдянском районе 14 октября 2012 года.

Учитывая, что в системе действующего избирательного законодательства не урегулирован вопрос проведения процедуры изъятия подписей избирателей, представленных кандидатами с превышением максимально возможного количества в свою поддержку, суд не может поставить в вину Слюдянской ТИК совершение действия по изъятию излишнего количества подписей избирателей путем оформления Акта от 31 августа 2012 года.

С учетом изложенного суд находит обоснованным и не противоречащим избирательному законодательству, проведение членами рабочей группы проверки подписей избирателей в поддержку кандидата Панченко в количестве 67, а не 80 подписей.

Оспариваемым решением заявителю было отказано в регистрации кандидатом на должность главы Байкальского муниципального образования.

В п.24 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ названы основания отказа в регистрации кандидата.

Одним из таких оснований, предусмотренным подпунктом «д», является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

Аналогичное требование содержится в п.7 ч.1 ст.63 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» № 116-ОЗ.

Решением Слюдянской ТИК от 19 июля 2012 года № *** установлено, что проверке подлежат все подписи избирателей, а не отобранное для этих целей в порядке жеребьевки количество подписей избирателей и соответствующие им данные об избирателях, содержащиеся в подписных листах, представленных для регистрации кандидатов на соответствующую должность.

В этой связи суд находит не подлежащим применению к возникшему спору положений подпункта «д» данной статьи в части урегулирования случая выявления 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, что не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

По указанным основаниям, довод заявителя о применении данного положения не может быть принят во внимание.

Согласно пункту 3 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными должны предусматриваться законом.

27 августа 2012 года Панченко И.И. представил в Слюдянскую ТИК документы для регистрации кандидатом на должность главы Байкальского муниципального образования, к проверке принято 67 подписей избирателей и соответствующие им данные об избирателях.

В результате проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Панченко на должность главы Байкальского муниципального образования из проверенных 67 подписей недействительными было признано 12 подписей, достоверных подписей установлено 55, что явилось основанием для отказа в регистрации кандидата на должность главы Байкальского муниципального образования, о чем вынесено оспариваемое решение, в обоснование принятия которого указано на пункты «б», «г» ч.6.4, пункт «д» ч.24 ст.38 Федерального закона, пункты 2, 4 части 9 ст.61, части 1, 6 статьи 62, пункт 7 части 1 статьи 63 Закона Иркутской области.

В судебное заседание были представлены ведомости проверки подписных листов в поддержку кандидата Панченко И.И., а также итоговый протокол от 04 сентября 2012 года, согласно которым:

Количество заявленных подписей избирателей – 80

Количество представленных подписей - 80

Количество проверенных подписей избирателей – 67

Количество подписей избирателей, признанных недостоверными и (или) недействительными – 12.

Количество достоверных подписей - 55.

Из общего числа проверенных 67 подписей избирателей признаны недостоверными и (или) недействительными по следующим основаниям:

- 6 подписей избирателей, как лиц, не обладающих активным избирательным правом (пункт 2 части 9 статьи 61 Закона 116-ОЗ);

- 11 подписей избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (пункт 3 части 9 статьи 61 Закона 116-ОЗ).

В итоговом протоколе имеется отметка о том, что копия протокола получена кандидатом Панченко 04 сентября 2012 года в 14 часов 15 минут, что заявителем в суде не оспорено.

С целью проверки доводов заявителя, изложенных в заявлении, при рассмотрении дела в судебном заседании Слюдянского районного суда с участием прокурора, заявителя и его представителя, представителя Слюдянской ТИК, обозревались подписные листы, итоговый протокол, при исследовании которых судом установлено, что количество заявленных подписей избирателей составило – 80, количество представленных подписей – 80, количество проверенных подписей избирателей – 67, количество подписей избирателей, признанных недостоверными и (или) недействительными – 12, количество достоверных подписей - 55.

Результаты проверки рабочей группы подписей избирателей в количестве 67 соответствуют данным, изложенным в ведомостях проверки подписных листов и итоговом протоколе рабочей группы, Справке из ОУФМС. Основания, по которым указанные подписи были признаны недействительными, предусмотрены и соответствуют положениям избирательного законодательства.

Так, в соответствии с пунктом 6.4 статьи 38 ФЗ N 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с федеральным законодательством (подпункт «в»). Аналогичные требования содержатся в ст.61 ч.9 п.3, п.18 Закона № 116-ОЗ.

В пункте 4 ч.9 ст.61 Закона № 116-ОЗ указано, что недействительными признаются подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом.

Пунктом 2 части 9 указанной статьи недействительными признаются подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом;

Пунктом 2 статьи 58 данного закона предусмотрено, что подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат.

Действующее избирательное законодательство устанавливает четкие требования как к форме подписных листов, так и к содержанию отдельных записей в них, и несоблюдение таких требований означает нарушение закона и влечет недействительность соответствующих подписей.

В силу п.7 ст.38 Федерального закона суд проводит повторную проверку подписных листов только в пределах подписей, подлежавших проверке. По признании недействительными подписям избирателей суд вправе переквалифицировать основания для признания подписи избирателя недействительной.

Оценивая подписные листы по результатам судебной проверки, суд соглашается с выводами Слюдянской ТИК, что указанные в подписном листе № *** (строки 1, 7, 14), подписном листе № *** (строки 2,13,14), подписном листе № *** (строка 4, 14), подписном листе № *** (строки 1,4,9,10) подписи избирателей подлежат признанию недействительными по основаниям, предусмотренным п.п.2 и 3 ч.9 ст.61 Закона Иркутской области о муниципальных выборах № 116-ОЗ, поскольку сведения об избирателях не соответствуют действительности ((в подписном листе № *** (строки 1, 7), подписном листе № *** (строки 14), подписном листе № *** (строка 4), подписном листе № *** (строки 10)), а также подписи поставлены лицами, не обладающими активным избирательным правом ((в подписном листе № *** (строки 14), подписном листе № *** (строки 2,13), подписном листе № *** (строка 4), подписном листе № *** (строка10)).

Согласно сведениям, предоставленным начальником ОУФМС РФ по Иркутской области в Слюдянском районе от 31 августа 2012 № ***, избиратели, поименованные в подписном листе № *** (строка 14), подписном листе № *** (строки 2,13), подписном листе № *** (строка 4), подписном листе № *** (строка10), не значатся зарегистрированными на территории Байкальского избирательного округа. Сведения об избирателях, поименованных в подписном листе № *** (строки 1,7), подписном листе № *** (строка 14), подписном листе № *** (строка 4), подписном листе № *** (строка 10), не соответствуют действительности.

Указанные обстоятельства нашли свое подтверждение при исследовании итогового протокола рабочей комиссии от 04 сентября 2012 года.

Таким образом, суд признает подписи избирателей в количестве 12, содержащиеся в подписном листе № *** (строки 1, 7, 14), подписном листе № *** (строки 2,13,14), подписном листе № *** (строка 4, 14), подписном листе № *** (строки 1,4,9,10), недействительными на основании п.п. 2 и 3 ч.9 ст.61 Закона Иркутской области о муниципальных выборах № 116-ОЗ.

В силу ч.13 ст. 61, Закона Иркутской области от 11.11.2011 N 116-ОЗ (ред. от 11.05.2012) "О муниципальных выборах в Иркутской области" регистрация кандидата не производится в случае, если количества представленных подписей избирателей за вычетом подписей избирателей, признанных недостоверными и недействительными, недостаточно для регистрации.

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ не содержит понятия «достоверная подпись», но по его смыслу достоверной является подпись, не признанная недействительной и недостоверной. В связи с чем суд исходит из того, что достоверными подписями в данном случае являются 55 подписей, не признанных недостоверными и недействительными.

    За вычетом 12 недействительных подписей избирателей из 67 подписей, подверженных проверке, достоверных подписей в количестве 55 недостаточно для регистрации кандидата, поскольку количество подписей в поддержку кандидата должно быть не менее 61 и не более 67, в связи с чем имеются основания для отказа в регистрации заявителя на основании подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ и п.7 ч.1 ст. 63, Закона Иркутской области от 11.11.2011 N 116-ОЗ (ред. от 11.05.2012) «О муниципальных выборах в Иркутской области».

В соответствии с п.6 ст.76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п.п. 24-26 ст.38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, иным законом.

При оценке обжалуемого Решения Слюдянской ТИК от 06 сентября 2012 года, суд учитывает, что оно не содержит в себе изложения конкретных фактических оснований отказа в регистрации кандидату Панченко И.И. в нарушение требований п.23 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, п.3 ст.60 Закона Иркутской области о муниципальных выборах.

Однако указанное обстоятельство не влияет на правомерность принятого Слюдянской территориальной избирательной комиссии Решения от 06 сентября 2012 года, поскольку недействительными признано 12 подписей избирателей, в результате чего количество достоверных подписей - 55 (67–12=55) является недостаточным для регистрация кандидата, что являются самостоятельным основанием для отказа в регистрации в качестве кандидата на должность главы Байкальского муниципального образования.

Свидетельские показания в подтверждение достоверности внесенных в подписные листы подписей и сведений об этих избирателях, не могут иметь доказательственного значения, поскольку указанные обстоятельства подлежат подтверждению иными средствами доказывания.

Письменные доказательства, собранные в деле, отвечают требованиям статей 59-60 ГПК РФ, в связи с чем могут быть положены в основу решения в качестве доказательств по делу.

Также судом установлено, что кандидат Панченко И.И. был извещен о месте и времени проверки подписей и участвовал лично в этой работе.

Согласно статье 39 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Принцип равенства кандидатов является составной частью такого одного из основных конституционных принципов участия граждан в выборах и референдуме - равное избирательное право, что предполагает предоставление равных юридических возможностей участия в предвыборной кампании для кандидатов и обеспечивает участие в выборах на равных основаниях.

В этой связи суд приходит к твердому убеждению о том, что процедура выдвижения и регистрации кандидатов предельно формализована с целью соблюдения равенства прав кандидатов, несоблюдение гражданином любого из требований Закона относительно формы и содержания предоставляемых документов и сведений для выдвижения и регистрации, является бесспорным основанием для отказа в регистрации кандидатом.

С учетом изложенного судом не усматривается нарушений прав заявителя в ходе избирательного процесса, в связи с чем у суда не имеется правовых оснований для отмены оспариваемого решения, следовательно заявленные требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198, 260.1, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований, заявленных Панченко И. И. о признании незаконным и отмене Решения Слюдянской территориальной избирательной комиссии № *** от 06 сентября 2012 года об отказе в регистрации кандидатом на должность главы Байкальского муниципального образования, возложении обязанности на Слюдянскую территориальную избирательную комиссию зарегистрировать Панченко И. И. кандидатом на должность главы Байкальского муниципального образования отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течение 5 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено 18 сентября 2012 года в 12.00 часов.

    Судья: