Решение об отмене постановления заместителя начальника отдела геологического контроля и охраны недр Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по делу об адм. правонарушении по ст. 7.3 ч. 1 КоАП РФ



РЕШЕНИЕ

об отмене постановления по делу об административном правонарушении

и прекращении производства по делу

06 марта 2012 года               г.Слюдянка

Судья Слюдянского районного суда Калашникова Т.А.,

с участием представителя директора Общества с ограниченной ответственностью «Водоснабжение» Бурлаковой С. Н.Сачкова А. С.,

рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя директора ООО «Водоснабжение» Бурлаковой С.Н.Сачкова А.С. на постановление заместителя начальника отдела геологического контроля и охраны недр Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области ФИО1 от 23 января 2012 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 7.3 ч.1 КоАП РФ в отношении должностного лица -

директора Общества с ограниченной ответственностью «Водоснабжение» Бурлаковой С. Н., родившейся "ДАТА" в "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", проживающей по адресу: "АДРЕС", гражданки РФ, осуществляющей руководство предприятием на основании решения учредителя ООО «Водоснабжение» от 16.10.2009 года № ***; ранее не привлекавшейся к административной ответственности,

в настоящее время привлекаемой за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Представителю разъяснены его права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ: право знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами, предусмотренными КоАП РФ,

Отводов судье не заявлено, ходатайств нет,

             УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника отдела геологического контроля и охраны недр Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области ФИО1 № *** от 23 января 2012 года директор Общества с ограниченной ответственностью «Водоснабжение» Бурлакова С. Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с постановлением мирового судьи, представитель директора ООО «Водоснабжение» Бурлаковой С.Н.Сачков А.С. подал жалобу, в которой просил указанное постановление отменить как незаконное, производство по делу прекратить на основании следующего.

Как следует из жалобы, директором ООО «Водоснабжение» Бурлаковой С.Н. принимались меры для получения лицензии на пользование недрами, однако в этом ей Управлением по недропользованию "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" было отказано ввиду отсутствия правоустанавливающих документов на 24 одиночные скважины, правообладателем которых является "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"; вместе с тем, статус данных скважин по состоянию на 03.02.2012 года не определен.

Кроме того, ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», положения Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека», Сачков А.С. отметил, что ООО «Водоснабжение» обеспечивало бесперебойную подачу в жилые помещения коммунальных ресурсов надлежащего качества, в достаточном количестве; согласно графику осуществляло отбор воды с целью проведения анализов питьевой воды по артезианским скважинам. Во исполнение Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», ООО «Водоснабжение» действовало в состоянии крайней необходимости, поскольку источники питьевой воды – скважины в количестве 14 штук – предназначены для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения неопределенного круга лиц, находящихся на территории Слюдянского муниципального образования. В связи с чем, согласно ст. 2.7 КоАП РФ, не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

В настоящем судебном заседании представитель директора ООО «Водоснабжение» Бурлаковой С.Н.Сачков А.С. доводы жалобы поддержал, на основании вышеизложенных доводов просил обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить.

Управлением Росприроднадзора по Иркутской области представлены возражения на жалобу, согласно которым жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.

Так, в соответствии с поручением прокурора Слюдянского района от 07.12.2011 года № ***, на основании внеплановой выездной проверки ООО «Водоснабжение», распоряжения Управления от 30.12.2011года № *** в отношении Общества была проведена проверка. По ее результатам старшим государственным инспектором был составлен Акт проверки от 23.01.2012 года № ***. В ходе указанной проверки установлен факт нарушения природоохранного законодательства со стороны Общества: в период с 20.06.2009 года по 23.01.2012 года Общество осуществляло самовольную (безлицензионную) добычу пресной подземной воды в коммерческих целях (на возмездной основе) для питьевого и хозяйственно-технического водоснабжения населения города Слюдянка без оформленной в установленном порядке лицензии на право пользования недрами (добыча подземных вод) из 14 одиночных рассредоточенных эксплуатационных скважин, что является нарушением ст. 9,11 Закона «О недрах», за которое предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ.

Кроме того, Управление Росприроднадзора полагало несостоятельной ссылку представителя директора ООО «Водоснабжение» Бурлаковой С.Н. - Сачкова А.С. на Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»; довод о том, что со стороны Общества осуществление производственной деятельности без лицензии, направленной на исполнение требований данного постановления о бесперебойном круглосуточном водоснабжении, есть не что иное, как крайняя необходимость, Управление посчитало незаконным, необоснованным и ссылку на положения ст. 2.7 КоАП РФ. Так, исчерпывающий перечень оснований возникновения права пользования участками недр определен в ст. 10.1 Закона «О недрах». Согласно ст.11 данного Закона, предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Также в возражениях указано, что в соответствии со ст. 9 Закона «О недрах», права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу. То есть указанным Законом установлены обязанность по получению лицензии, дающей право пользования недрами, и запрет самовольного (безлицензионного) пользования недрами.

Со ссылкой на положения статьи 11,12, 17.1 Закона «О недрах», Управление указало, что право пользования участком или участками недр, приобретенное юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передано третьим лицам; лицензия на пользование участками недр, приобретенная юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передана третьим лицам, в том числе и в пользование; при переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. Лицензия выдается конкретному субъекту предпринимательской деятельности либо переоформляется на другое лицо Федеральным агентством по недропользованию в строго установленном порядке, передача лицензии от одного юридического лица другому юридическому лицу не допускается.

Как следует из возражений, в данном случае с 12.01.2009 года Общество осуществляет пользование недрами без лицензии, что образует субъективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.7.3 КоАП РФ. Данное нарушение представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных Законом «О недрах», то есть является длящимся. Объективной стороной состава по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, являются отношения, связанные с порядком пользования недрами.

Управление также в возражениях указало, что материалами дела подтверждается совершение директором ООО «Водоснабжение» Бурлаковой С.Н. административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, а именно: в период времени с 20.06.2009 года по 23.01.2012 года директор Бурлакова С.Н. организовала работы по самовольной (безлицензионной) добыче пресной подземной воды в коммерческих целях для питьевого и хозяйственно-технического водоснабжения населения в г.Слюдянка из 14 одиночных рассредоточенных эксплуатационных скважин; нашел свое подтверждение факт нарушения ею Закона «О недрах», так как все необходимые действия для получения соответствующей лицензии ею не предпринимались.

Изучив с учетом требований части 3 статьи 30.6 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами жалобы представителя директора ООО «Водоснабжение» Бурлаковой С.Н.Сачкова А.С., нахожу жалобу подлежащей удовлетворению на основании следующего.Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Нормы ст.26.1 КоАП РФ обязывают определять обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении.

Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из содержания части 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации следует, что физические и юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами на основании и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предусмотрено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами.

Как усматривается из материалов дела, Управлением Росприроднадзора по Иркутской области в отношении ООО "Водоснабжение" в период со 19 декабря 2011 года по 23 января 2012 года была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований исполнения природоохранного законодательства на основании требования прокуратуры Слюдянского района Иркутской области от 07.12.11 № ***.

По итогам данной проверки был составлен Акт за № ***-в от 23 января 2012 года, которым было установлен факт нарушения природоохранного законодательства со стороны Общества: в период с 20.06.2009 года по 23.01.2012 года, когда Общество осуществляло самовольную (безлицензионную) добычу пресной подземной воды в коммерческих целях (на возмездной основе) для питьевого и хозяйственно-технического водоснабжения населения города Слюдянка без оформленной в установленном порядке лицензии на право пользования недрами (добыча подземных вод) из 14 одиночных рассредоточенных эксплуатационных скважин, что является нарушением ст. 9,11 Закона «О недрах», за которое предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ.

19 января 2012 года на основании данного Акта заместителем начальника отдела геологического контроля и охраны недр Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области ФИО1 по данному факту в отношении должностного лица - директора ООО «Водоснабжение» Бурлаковой С.Н. был составлен Протокол № *** об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В последующем, Постановлением заместителя начальника отдела геологического контроля и охраны недр Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области ФИО1 от 23 января 2012 года № *** директор Общества с ограниченной ответственностью «Водоснабжение» Бурлакова С. Н. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

В соответствии со статьей 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно ч.2 ст.26.2, ч.2 ст.28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении должностные лица, уполномоченные на это действие, обязаны обеспечить соблюдение прав лица, в отношении которого составляется протокол, в частности заблаговременно известить это лицо о времени и месте составления протокола по конкретному составу правонарушения. Не извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и дате составления протокола об административном правонарушении является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных КоАП РФ процессуальных прав и гарантий защиты: прав на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений и представления доказательств, на заявление ходатайств, использование юридической помощи защитника.

Согласно уведомлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 16.01.2012 года Бурлакова С.Н. была извещена о необходимости прибыть 19 января 2012 года к 14 час по адресу: "АДРЕС" к заместителю начальника отдела ФИО1 для составления протокола об административном правонарушении по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, по факту организации работ должностным лицом, директором ООО «Водоснабжение» самовольного (безлицензионного) пользования недрами в период с 20.06.2008 года по настоящее время на момент окончания проверки 23.01.2012 года.

Из протокола от 19 января 2012 года также следует, что на момент окончания проверки 23 января 2012 года Бурлакова С.Н. организовала работы по самовольной (безлицензионной) добыче пресной подземной воды в коммерческих целях.

В основу Протокола № *** от 19.01.2012 года положен Акт проверки № *** от 23 января 2012 года. Согласно акту проверка которая проводилась 20 дней с 19 декабря по 23.01.2012 года. Таким образом, на момент составления Протокола указанная проверка не была окончена.

Кроме того, в Протоколе об административном правонарушении от 19 января 2012 года № *** отсутствует объяснение должностного лица - директора ООО «Водоснабжение» Бурлаковой С.Н., либо отметка об ее отказе от дачи такового.

Проверка, согласно акту № ***, была окончена только 23 января 2012 года, постановление о назначении административного наказания вынесено в тот же день 23 января 2012 года. Соответственно, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в данном случае было лишено возможности ознакомиться с материалами дела, дать объяснение, представить доказательства, воспользоваться услугами защитника, т.е. директор ООО «Водоснабжение» Бурлакова С.Н. была лишена права на защиту, предусмотренного ст. 25.1 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ, наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются с помощью доказательств по делу. Эти данные устанавливаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Является недопустимым использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Судьей также установлено, что постановление о назначении административного наказания не является мотивированным, обоснованным, в нем не дана оценка доводам Бурлаковой С.Н., указавшей в пояснительной записке в ходе проведения проверки, что ООО «Водоснабжение» не может получить лицензию в связи с тем, что такая лицензия по недропользованию получена ООО "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", которое не сдало лицензию, хотя производственной деятельности не ведет..

Таким образом, прихожу к убеждению, что при производстве дела об административном правонарушении допущены существенные нарушения закона, которые влекут отмену принятого решения.

Согласно ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из решений, в том числе об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п.3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Жалобу представителя должностного лица - директора ООО «Водоснабжение» Бурлаковой С.Н.Сачкова А.С. удовлетворить.

Постановление заместителя начальника отдела геологического контроля и охраны недр Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области ФИО1 № *** от 23 января 2012 года в отношении должностного лица - директора Общества с ограниченной ответственностью «Водоснабжение» Бурлаковой С. Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, отменить.

Производство по административному делу прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано председателю Иркутского областного суда.

Судья: