РЕШЕНИЕ
об отмене постановления и прекращении производства по делу
26 апреля 2012 года г.Слюдянка
Судья Слюдянского районного суда Казарина Н.А.,
с участием лица, в отношении которого в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Зинурова Г. Т.,
должностного лица - государственного инспектора Слюдянского района по пожарному надзору Савинова А.С.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу Зинурова Г. Т. на постановление государственного инспектора Слюдянского района по пожарному надзору Савинова А.С. от 12 марта 2012 года № *** о назначении административного наказания в отношении должностного лица -
Зинурова Г. Т., родившегося "ДАТА" в "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", проживающего по адресу: "АДРЕС", работающего ИП Зинуров Г.Т.; ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
в настоящее время привлекаемого за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ лицу, участвующему в рассмотрении жалобы, разъяснены его права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ: вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Отводов судье не заявлено, ходатайств нет,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Слюдянского района по пожарному надзору Савинова А.С. от 12 марта 2012 года № *** должностное лицо Зинуров Г.Т. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей.
Зинуровым Г.Т. подана жалоба, в которой он просит Постановление о назначении административного наказания отменить, поскольку в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
Как указал в жалобе Зинуров Г.Т., постановление № *** о назначении административного наказания незаконно и подлежит отмене по следующим основаниям:
21.04.2004 года на основании заключения № *** ему был отведен земельный участок по размещение "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" общей площадью 40 кв. м. В ходе предварительного согласования на установку павильона 27.07.2004 года № *** отделом государственного пожарного надзора Слюдянского района было выдано заключение по отводу земельного участка, в котором было указано, что размещение участка соответствует противопожарным разрывам; кроме того, имеется подпись должностного лица - начальника ОГПН ФИО1 в анкете предварительного согласования на установку павильона с отсылкой на заключение № *** от 27.07.2004 года.
Кроме того, 03.08.2004 года за № *** отделом государственного пожарного надзора Слюдянского района было выдано заключение по проекту павильона "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", в котором также не было никаких возражений на его установку.
24.03.2005 года постановлением мэра "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" района № *** была назначена комиссия по приемке и вводу в эксплуатацию павильона, в которую также входил представитель отдела государственного пожарного надзора "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" района. 29.03.2005 г. указанная комиссии постановила, что размещение павильона соответствует согласованному индивидуальному проекту. Акт комиссии был утвержден постановлением мэра "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" района № *** от 06.06.2005г.
Постановление о предоставлении земельного участка в аренду под размещение павильона и договор аренды имеется.
В связи с этим Зинуров Г.Т. полагал, что не нарушал требований пожарной безопасности, а именно: ст.37 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», НБП 103-95 «Торговые павильоны и киоски. Противопожарные требования», так как установку торгового проводил в строгом соответствии с утвержденным проектом и выданными разрешениями отдела ГПН Слюдянского района.
В дополнении к жалобе Зинуров Г.Т. также указал, что протокол и постановление вынесены с нарушением требований, предусмотренных Кодексом об административном правонарушении РФ: в нарушение требований ст.28.2 КоАП РФ, в протоколе не указано место, время и событие совершенного им административного правонарушения; инспектором отмечено, что им – Зинуровым Г.Т. нарушены положения статьи 37 Федерального Закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», которая предусматривает права и обязанности организаций в области пожарной безопасности, но ни в протоколе, ни в обжалуемом Постановлении инспектором не указано, какие конкретно были организации в области пожарной безопасности, какие выявлены нарушения указанной выше статьи. Кроме того, не указано, какие им допущены нарушения, предусмотренные ст. 6 и ст. 151 Федерального Закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ; не расписаны нарушения НПБ 103-95 п.2.3. (не расшифрованы буквы НПБ). Так статья 6 предусматривает условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и содержит 8 пунктов. Статья 151 вышеуказанного закона вообще содержит заключительные положения. НПБ 103-95 устанавливает требования пожарной безопасности при устройстве и размещении торговых павильонов и киосков, однако принадлежащий ему – Зинурову Г.Т. на праве собственности павильон не является торговым - это административное здание. К какой из степеней огнестойкости отнесен павильон и на основании чего - в протоколе и постановлении не указано. Таким образом, по мнению Зинурова Г.Т., постановление о привлечении его к административной ответственности вынесено с нарушениями требований ст. 29.10 КоАП РФ.
Кроме того, Зинуров Г.Т. полагает, что инспектором по пожарному надзору было нарушено его право на защиту: проверка была окончена в 11ч.40 мин., после прибытия в течение 10 минут в здание ГО и ЧС сразу же было вынесено определение о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении на 12.03.2012г. на 12 часов, при этом право на защиту он не мог реализовать, так как оно не было разъяснено и в 12 ч. 00м. было вынесено постановление о наложении административного взыскания. Таким образом, инспектором пожарного надзора Савиновым были нарушены требования главы 29 КоАП РФ.
Должностное лицо - государственный инспектор Слюдянского района по пожарному надзору Савинов А.С. по жалобе Зинурова Г.П. указал, что согласен с его доводами, поскольку им была вменена неверная норма: здание было возведено до 2009 года, в связи с чем подлежали применению «Противопожарные требования» к СНИП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»; на тот момент у Зинурова Г.Т. были все согласования с соответствующими службами. В настоящее время установить, кто раньше возвел строение - Зинуров Г.Т. или собственник магазина "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", невозможно, поскольку проверка проводится раз в три года, на данный момент срок проверки еще не истек.
Изучив с учетом требований части 3 статьи 30.6 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами жалобы Зинурова Г.Т., прихожу к следующему.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Нормы ст.26.1 КоАП РФ обязывают определять обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32, 11.16 КоАП РФ и ч. ч. 3 - 8 настоящей статьи.
В силу положений статьи 37 Федерального закона от N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Согласно статье 38 указанного Федерального закона собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
При этом, в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, помимо иного, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как усматривается из материалов дела, на основании Распоряжения главного государственного инспектора Слюдянского района по пожарному надзору ФИО2 от 24 февраля 2012 года № *** государственным инспектором Слюдянского района по пожарному надзору Савиновым А.С. 11-12 марта 2012 года была проведена выездная плановая проверка в отношении индивидуального предпринимателя Зинурова Н.Т.
По результатам данной проверки был составлен Акт от 12 марта 2012 года, которым были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в связи с чем вынесено Предписание № *** по их устранению ИП Зинуровым Г.Т. в срок до 01.06.2012 года.
Также в отношении ИП Зинурова Г.П. 12 марта 2012 года государственным инспектором Слюдянского района по пожарному надзору Савиновым А.С. был составлен Протокол № *** о том, что в действиях должностного лица, являющегося ответственным за пожарную безопасность, Зинурова Г. Т. 12 марта 2012 года выявлено неисполнение ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», НПБ 103-95 «Торговые павильоны и киоски. Противопожарные требования», а именно: павильон "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" установлен на расстоянии ближе, чем 10 метров до граничащего с ним торговым павильоном "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ".
Постановлением государственного инспектора Слюдянского района по пожарному надзору Савинова А.С. № *** от 12 марта 2012 года должностное лицо Зинуров Г. Т. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 6000 рублей.
В соответствии с положениями ст.2.4 КоАП РФ, к должностным лицам в том числе, относятся лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения.
При установлении административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности выделяются три категории субъектов: граждане; должностные лица, непосредственно отвечающие за обеспечение выполнения указанных требований на вверенном им участке работы; юридические лица. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности возлагается на их руководителей. Они же определяют лиц, ответственных за пожарную безопасность отдельных территорий, зданий, сооружений, помещений и т.п.
Как видно из Протокола № ***, Зинуров Г.Т. указан в качестве должностного лица, ответственного за пожарную безопасность. Данное обстоятельство подтверждается Приказом ИП Зинурова Г.Т. от 01 января 2012 года № ***, которым ответственным за пожарную безопасность на предприятии назначен Зинуров Г. Т..
При проверке довода Зинурова Г.Т. об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, установлено следующее.
При оформлении отвода земельного участка, расположенного по адресу - "АДРЕС" – под строительство павильона "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" ИП Зинурова Г.П. последним были получены Заключение Слюдянского центра госсанэпиднадзора за № *** от 21 апреля 2004 года, а также Заключение Отдела государственного пожарного надзора Слюдянского района от 27 июля 2004 года № *** за подписью начальника отдела ГПН капитана вн.службы ФИО1, в котором указано, что земельный участок по вышеуказанному адресу пригоден для размещения павильона под "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ". Кроме того, в Заключении указан перечень документов, на основании которых оно выдано: СНиП 2.07.01-89*, СНиП 21-01.97*, ППБ-01-03, НПБ 110-03, НПБ 103-95.
В последующем, при установке данного павильона Зинуровым Г.Т. по проекту «павильон "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" было получено Заключение от 03 августа 2004 года № *** за подписью начальника отдела ГПН капитана вн.службы ФИО1, в котором последний не возражал против применения Проекта к производству строительных работ. О наличии договора с ОГПН Слюдянского района отражено и в Анкете предварительного согласования на установку павильона площадью 40 м2.
Для приемки и ввода в эксплуатацию павильона "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" и/п Зинурова Г.Т. Постановлением мэра "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" района от 24 марта 2005 года № *** была назначена работа комиссии, в состав которой входил и начальник ГПН Слюдянского района ФИО1.
В Акте данной комиссии от 29 марта 2005 года отражено, что комиссия, рассмотрев представленный для приемки павильон "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", расположенного по адресу: "АДРЕС", посчитала, что размещение павильона соответствует согласованному индивидуальному проекту.
Постановлением мэра "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" района от 06.06.2005 года № *** был утвержден Акт комиссии от 29 марта 2005 года по приемке и вводу в эксплуатацию павильона "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" и/п Зинурова Г.Т. общей площадью 40м2, расположенного по адресу: "АДРЕС" (район автостанции).
19 января 2006 года Постановлением мэра "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" района ИП Зинурову Г.Т. под "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" был предоставлен на условиях аренды земельный участок общей площадью 40м2, расположенный по адресу: "АДРЕС", с кадастровым № ***. В последующем между КУМИ и ИП Зинуровым Г.Т. был заключен договор аренды данного земельного участка № *** от 23.01.2006 года сроком на пять лет - до 01.01.2011г. Дополнительным соглашением от 27.12.2011 года срок аренды участка установлен до 01.11.2012 года.
Таким образом, к моменту возведения павильона
В Протоколе № ***, Постановлении № *** от 12 марта 2012 года указано, что в действиях должностного лица, являющегося ответственным за пожарную безопасность, Зинурова Г. Т. 12 марта 2012 года выявлено неисполнение ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», НПБ 103-95 «Торговые павильоны и киоски. Противопожарные требования», а именно: павильон "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" установлен на расстоянии ближе, чем 10 метров до граничащего с ним торговым павильоном "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ".
В статье 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О пожарной безопасности» прописаны права и обязанности организаций в области пожарной безопасности, в частности, руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно п.2.1 НПБ 103-95 «Торговые павильоны и киоски. Противопожарные требования» (утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 31.01.1995 N 5), места размещения павильонов и киосков подлежат согласованию в порядке, установленном местными органами власти. В п.2.2 данной нормы указано, что на отведенной территории допускается установка киосков, а также одноэтажных павильонов площадью 20 кв. м и менее группами. В одной группе может размещаться не более 10 сооружений I, II, III, IIIа степеней огнестойкости или 6 - IIIб, IV, IVа, V степеней огнестойкости. Расстояния между ними в группе не нормируются. В соответствии с п.2.3 НПБ 103-95, расстояние между группами, указанными в п. 2.2 настоящих норм, между павильонами площадью более 20 кв. м, а также между павильонами и киосками, предназначенными для продажи горючих жидкостей и газов (независимо от их площади), следует принимать в соответствии с таблицей.
Из имеющихся материалов дела следует, что павильон "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" имеет площадь 40м2, установлен на расстоянии ближе, чем 10 метров до граничащего с ним торговым павильоном "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ".
Как указано в примечании к таблице НПБ 103-95, при наличии в группе киосков и павильонов различных степеней огнестойкости расстояние от группы до соседних зданий принимается по сооружению, имеющему наиболее низкую степень огнестойкости.
Вместе с тем, из представленных материалов не усматривается, какую степень огнестойкости имеют павильоны "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" и "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ".
Кроме того, во вводной части НПБ 103-95 указано, что при проектировании павильонов, помимо настоящих норм, необходимо руководствоваться СНиП 2.07.01-89* и другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке, применительно к зданиям для предприятий торговли. Однако при рассмотрении дела нормы СНиП 2.07.01-89* не учитывались.
Также при рассмотрении жалобы государственный инспектор "АДРЕС" по пожарному надзору Савинов А.С. не отрицал, что подлежали применению «Противопожарные требования» к СНИП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»; кроме того, на момент возведения павильона и ввода его в эксплуатацию у Зинурова Г.Т. были все согласования с соответствующими службами; установить, кто раньше возвел строение - Зинуров Г.Т. или собственник магазина "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", невозможно, поскольку проверка проводится раз в три года, на данный момент срок проверки "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" не истек.
Другие доводы жалобы нахожу не состоятельными, поскольку изложенные в них обстоятельства не являются существенными и не могут повлиять на данное решение.
В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из решений, в том числе об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Таким образом, рассмотрев доводы жалобы, проверив дело в полном объеме, прихожу к выводу о том, что Постановление государственного инспектора Слюдянского района по пожарному надзору Савинова А.С. от 12 марта 2012 года № *** в отношении должностного лица Зинурова Г.Т. нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению в силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесение постановление по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п.3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу Зинурова Г.Т. удовлетворить.
Постановление государственного инспектора Слюдянского района по пожарному надзору Савинова А.С. от 12 марта 2012 года № *** по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица Зинурова Г. Т. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ отменить.
Производство по делу прекратить при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по административному делу.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней.
Судья: подпись
Копия верна. Судья