Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
25 октября 2010 года город Слюдянка
Судья Слюдянского районного суда Иркутской области Михайлова В.А., с участием ст.помощника прокурора Слюдянского района Афанасьевой Е.И., главы ... МО Шульца А.Г., представителя Шульца А.Г.- Игонина А.В., начальника территориального отдела в ..., ... и ... районах управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... ФИО1, рассмотрев в судебном заседании жалобу главы ... муниципального образования Шульца А.Г. на постановление № *** от ... г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ в отношении должностного лица - главы ... городского поселения Шульца А. Г., ... г. года рождения, уроженца ..., гражданина РФ, ..., проживающего по адресу: ....
Отводов судье не заявлено.
.
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением главного государственного санитарного врача в ..., ... и ... районах ФИО1 от ... г. глава ... муниципального образования Шульц А.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 руб.
Из постановления следует, что ... г. в 09 часов 30 минут проведена внеплановая выездная проверка на основании письма-поручения районной прокуратуры № *** от ... г. на возникновение угрозы причинения вреда окружающей среде, здоровью, жизни граждан в связи с не вывозом мусора, бытовых отходов с территории вокруг общественного туалета в районе бывшего рынка, в отношении администрации городского поселения ..., расположенной по адресу: .... При проверке установлено: согласно ст. 13. ФЗ «Об отходах производства и потребления» территория муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В целях реализации указанных полномочий на территории ... муниципального образования действуют ОOO *** и МУП ***. В ходе деятельности указанных предприятий возникли разногласия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями относительно стоимости услуг по вывозу твердых отходов, чем была парализована указанная деятельность. Однако неисполнение обязанностей коммерческими организациями из числа лиц обязанных осуществлять вывоз отходов предприятий жилищно-коммунального комплекса и предпринимателей, занимающихся хозяйственной деятельностью, не исключает обязанность органов местного самоуправления по очистке территории поселения, тем более что несанкционированное складирование отходов угрожает санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Согласно ст. 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88) объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха • Д.2.1.Г).
При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Срок хранения в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (п.2.2.1). В нарушение требований указанного законодательства на территории бывшего рынка, расположенного между улицами ..., ..., ... и ..., рядом с общественным туалетом большое скопление мусора от деятельности индивидуальных предпринимателей, чьи торговые места, павильоны и магазины расположены там. Установленные 4 контейнера для мусора переполнены, отходы, мусор хранятся навалом на земле, лежит за воротами, у дороги, ветром лёгкие фракции мусора разносятся к жилым домам.
Отходы представлены в основном картонными коробками, деревянными и пластмассовыми ящиками, оберточными упаковками от фруктов; предметов одноразовой посуды от кафе, гнилых овощей и др. 3 указанном месте мусор, ТБО не вывозятся с июля ... г. года.
От куч с мусором исходит зловонный запах, происходят процессы загнивания, разложения отходов. Напротив указанного места складирования отходов размещается жилой дом, где проживают люди, в том числе дети.
Нет возможности подойти к общественному туалету, проход забит. Вместе с дождевыми водами вредные и опасные вещества процессов гниения поступают в почву. Кучи с мусором, отходами являются кормовой базой для насекомых: блох, мух, мышевидных грызунов, являющихся переносчиками инфекционных заболеваний, способствуют увеличению их численности. Огромное скопление мух. В летнее время вывоз мусора во избежание процессов загнивания и разложения должен храниться не более одних суток, в данном случае ситуация продолжается два месяца.
При этом, органами местного самоуправления не принимаются меры к урегулированию вопросов организации торговли, что в свою очередь, усугубляет ситуацию, приведшую к отказу от вывоза мусора, тем более, в ходе проверки установлено, что значительная часть бытовых отходов производится лицами. реализующими пищевую продукцию - овощи и фрукты в нестационарных объектах торговли.
В результате бездействия администрации ... муниципального образования на территории поселения сложилась ситуация, создающая благоприятные условия для возникновения различного рода инфекционных заболеваний.
Согласно ст.41 и ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду. Конституцией РФ установлена противоправность даже сокрытия фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ, в целях исполнения декларированных Конституцией РФ норм, принимаются федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты.
Органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статьей 1 ФЗ «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» введено понятие чрезвычайной ситуации.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде - значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Органы местного самоуправления в силу ст.3 п. «г» ч.2 ст. 11 указанного Закона, обязаны принимать меры к предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, финансирование мероприятий осуществляется за счет доходной части бюджета поселения.
Аналогичные требования по соблюдению санитарно-эпидемиологического благополучия населения». Гарантированные Конституцией РФ права не могут ставится в зависимость от обстоятельств, которыми администрация поселения оправдывает свое бездействие.
Согласно ст. 17, ст. 18, ст.55 Конституции РФ Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, являются непосредственно действующими и не могут быть ограничены иначе как в силу требований федерального закона или приговора суда и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспеченья обороны страны и безопасности государства.
Органам местного самоуправления не дано право ограничивать Конституционные права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Однако администрацией ... муниципального образования эти права нарушены неисполнением обязанностей по решению вопросов местного значения поселения, а именно - по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Объектом правонарушения являются правоотношения, возникающие в процессе неисполнения обязанностей в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства, определяющего объем полномочий и обязанностей органов местного самоуправления.
Объективной стороной является бездействие органов местного самоуправления ... муниципального образования в лице главы ... городского поседения, выразившееся в отказе от ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов.
Местом совершения правонарушения является территория ... муниципального образования, бездействие в связи с образованием несанкционированной свалки на ул.... в районе дома № *** на территории, ранее занимаемой МУП «***».
Субъектом правонарушения является глава ... городского поселения Шульц А.Г., который исполняя свои полномочия, обязан соблюдать требования федерального законодательства.
Субъективной стороной является вина в форме косвенного умысла на совершение правонарушения, поскольку глава ... городского поселения Шульц А.Г. наделен обязанностью решать вопросы местного значения поселения, осведомлен о наличии несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, осознает общественную опасность своего бездействия, предвидел возможность наступления общественно-опасных последствий, не желал, но сознательно допускал эти последствия.
Не согласившись с указанным постановлением, Шульц А.Г. просит его отменить, как необоснованное и незаконное, указывая, что постановление вынесено с нарушением норм материального и процессуального права по следующим основаниям.
С целью исполнения полномочий, возложенных на администрацию ...
городского поселения п. 18 чЛ.ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
администрацией ... городского поселения организовано муниципальное
унитарное предприятие «*** муниципального
образования» (в дальнейшем - МУП «***»), одним из уставных видов
деятельности которого является сбор ивывоз бытовых отходов и мусора.
Более того, за счет средств бюджета ... муниципального образования было приобретено 153 контейнеров для мусора и две автомашины-мусоровоза, которые переданы в аренду МУП «***».
С учетом вышеуказанных действий полномочия, возложенные п. 18 ч.1.ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ«Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации» исполнены.
Положения Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в
частности ч.1 ст. 8 ич. 2 ст. 13, также относят к полномочиям органов местного
самоуправления организацию сбора и вывоза бытовых отходов имусора, т.е. дублируют норму, указанную в п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
«Содержание территорий городских исельских поселений должно отвечать
санитарным правилам», гласит ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 52-ФЗ«О санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения». Однако из анализа данной нормы закона
не усматривается, что именно на главу администрации городского поселения возложена
обязанность по надлежащему содержанию территории ... муниципального
образования.
Администрацией ... городского поселения при участии специалистов ООО
«***» неоднократно проводились встречи с индивидуальными предпринимателями,
осуществляющими торговую деятельность на бывшем рынке в ходе которых были
достигнуты договоренности отом. что все индивидуальные предприниматели (72
человека) заключать договора на уборку мусора. Было заключено 24 договора на уборку
мусора, оплачено за май, июнь ... г.. только по половине из заключенных договоров.
После того как оплата по договорам перестала поступать ООО «***» прекратило
оказание услуг по уборке мусора.
В дополнении к жалобе Шульц А.Г. указал, что при вынесении постановления, основанием для привлечения к административно ответственности главы ... МО послужило следующее:
1.неисполнение администрацией вопроса местного значения «организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора» предусмотренного п. 18 ст. 14 131-ФЗ.
С данным основанием согласится невозможно, так как администрацией ... городского поселения в полной мере исполняется вопрос местного значения «организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора», для исполнения которого созданы два предприятия МУП «***» и МУЛ «***» силами и средствами которых производится работа по очистке территории поселения от мусора и отходов.
Работа данных организации состоит в заключении договоров с потребителями услуги но уборке и вывозу мусора и отходов, оказании услуги по уборке и вывозу мусора и отходов в соответствии с заключенными договорами, принятии платы за оказанные услуги по уборке и вывозу мусора.
Для исполнения указанного вопроса местного значения администрацией были приобретены два мусоровоза, сто пятьдесят три контейнеров для мусора, имеются трафики и схемы движения контейнеровозов по городу. В соответствии с заключенными договорами с организациями, предпринимателями, жильцами многоквартирных домов, собственниками частных домовладений территория поселения очищается от мусора и отходов.
С предпринимателями, осуществляющими деятельность на бывшем рынке, сложилась иная ситуация. В апреле ... г. года, когда был расторгнут договор аренды земельного участка «***» с ООО «***» у которого имелись договорные отношения с МУП «***» по уборке и вывозу мусора было, предложено предпринимателям заключить договора по уборке и вывозу мусора с «***» по предложенному тарифу за уборку мусора 10 рублей 68 копеек за 1 квадратный метр торговой площади, за вывоз мусора -рублей. Из семидесяти предпринимателей договора заключили сорок. предпринимателей, а оказанные услуги по уборке и вывозу мусора за апрель, май оплатили 20 предпринимателей.
Основанием для не заключения и неоплаты договоров послужила высокая, по мнению предпринимателей, стоимость услуг. Предприниматели не заключив договора, не предприняли никаких попыток к самостоятельному вывозу мусора образующегося от их деятельности. Вместо того, чтобы убирать за собой мусор, предприниматели решили переложить обязанность по уборке и вывозу мусора на администрацию города, направили письма мэру ..., прокурору ..., главе ... муниципального образования о том, что на бывшем рынке не убирается мусор, а о том, что возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности вопросы они должны решать самостоятельно предприниматели забыли.
Не принятие мер к урегулированию вопросов, связанных с торговой деятельностью, на территории бывшею рынка Администрация города четырежды инициировала собрания с участием предпринимателей, представителей администрации района, города, прокуратуры, предприятий ЖКЧ, на которых обсуждались вопросы по торговой деятельности на бывшем рынке. Каждый раз договаривались, что предприниматели заключат договора на уборку и вывоз мусора, но у большинства дальше слов дело не дошло, даже после последнего собрания, на котором присутствовал представитель прокуратуры, который предложил *** оштрафовать всех предпринимателей на 10 000 рублей за отсутствие договора на уборку и вывоз мусора.
Сами предприниматели в газете «***» от ... г. отмечают, что администрация неоднократно предпринимала попытки найти выход из сложившейся ситуации на бывшем центральном рынке, но многие предприниматели полагали, что всю ответственность за уборку и вывоз мусора должна взять на себя администрация города.
3. Из постановления не видно, какая норма законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения нарушена главой ... МО.
Имеющаяся ссылка на ст. 21 федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания
территории населенныхмест» не уместна, так как из анализа данных норм не усматриваемся,
что именно на главу поселения возлагается: обязанность по надлежащему содержанию
территории населенных пунктов. Более того, пунктом 4.3. Раздела 4 Уборка населенных мест
СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила, содержания территорий населенных мест»
предусмотрено, что уборку территорий, прилегающих к торговым павильонам в радиусе 5 м,
осуществляют предприятия торговли. Также пунктом 6.4. предписано, что предприятиям по
уборке следует своевременно осуществлять (в соответствии с договорами) вывоз твердых и
жидких бытовых, отходов с территорий жилых домов, организаций, учреждений и
предприятий. Статьей 11 федерального закона №89 «Об отходах производства и
потребления» установлено что, индивидуальные предприниматели при эксплуатации
предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с
отходами обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные
законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Статья. 11
федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
обязывает индивидуальных предпринимателей, в соответствии с осуществляемой ими
деятельностью выполнять требования санитарного законодательства.
Основываясь на вышеизложенных нормах, следует, что на предпринимателях лежит обязанность по уборке и вывозу мусора образующегося от их деятельности.
В акте проверки от ... г. послужившим основанием для составления протокола о привлечении к административной ответственности конкретно указано на субъектов правонарушения от деятельности, которых образовалось большое скопление мусора.
Также в акте проверки констатируется, что предприниматели продолжают нарушать санитарное законодательство в области обращения с бытовыми отходами.
О том же указано и в постановлении о привлечении к административной ответственности.
Считаем, что субъект правонарушения установлен должностным лицом не в соответствии с фактическими обстоятельствами дела.
Таким образом, постановление № *** от ... г., о привлечении к административной ответственности Шульца А.Г. по ст. 6.3 KoAП РФ вынесено необоснованно и неправомерно, а содержащиеся в нем доводы о виновности противоречат действующему законодательству и фактическим обстоятельствам.
В обосновании своих доводов Шульц А.Г. указал, что не согласен с постановлением о наложении на него административного наказания в виде штрафа в сумме 1000 рублей, поскольку нет его вины, в том, что образовалась свалка мусора. Мусор должны убирать индивидуальные предприниматели, которые работают на рынке, но они отказываются платить за вывоз мусора и сами не убирают.
Представитель Шульц А.Г. - Игонин А.В. указал, что Глава администрации МО, не может нести административной ответственности за уборку мусора на рынке, поскольку имеются конкретные нарушители, т.е. продавцы, работающие на рынке. Просит постановление об административном наказании Шульца А.Г.. отменить и производство прекратить, признав его противоречащим действующему законодательству.
ГЛАВНЫЙ государственный санитарный врач в ..., ... и ... районах ФИО1 с доводами жалобы Шульца А.Г и его представителя, не согласился, просил оставить постановление по делу об административном правонарушении по ст.6.3 КоАП РФ в отношении Шульца А.Г. в силе, указал, что основания привлечения должностного лица к административной ответственности, изложены в постановлении.
Ст. помощник прокурора Слюдянкого района Афанасьева Е.И. В обоснование своих доводов указала, что постановление о возбуждении административного производства было вынесено на основании выездной внеплановой проверки, которая была проведена на основании письма-поручения районной прокуратуры № *** от ... г. по поводу возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде, здоровью, жизни граждан в связи с не вывозом мусора, бытовых отходов с территории вокруг общественного туалета в районе бывшего рынка, в отношении администрации городского поселения ....
При проверке установлено, что согласно ст. 13. ФЗ «Об отходах производства и потребления» территория муниципальных образований подлежит регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии ст. 10 п.18. Устава городского поселения вопросы местного значения ... муниципального образования, в том числе организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, входят в компетенцию Администрации городского поселения.
В данном случае, была допущена не санкционированная свалка мусора, следовательно, протокол об административном правонарушении составлен законно и обосновано.
Заслушав участников судебного разбирательства, изучив с учетом требований части 3 статьи 30.6 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами жалобы Шульца А.Г. и дополнениями к жалобе, нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно ст.3 п. «г» ч.2, ст. 11 ФЗ «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления обязаны принимать меры к предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, финансирование мероприятий осуществляется за счет доходной части бюджета поселения.
На основании п. 18 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Данное положение заложено в п.18 ч.1 ст.10 Устава ... городского поселения.
Таким образом, в обязанность ... городского поселения входит организация сбора и вывоза бытовых отходов.
Доводы Шульца А.Г. и его представителя о том, что данная обязанность лежит на предпринимателях, осуществляющих свою деятельность на территории рынка и не заключивших договоры на сбор и вывоз мусора, нахожу не состоятельными, поскольку администрация ... городского поселения не выявила таких лиц, и они не были привлечены к административной ответственности в установленном законом порядке.
При вынесении постановления судья, должностное лицо, коллегиальный орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, руководствуются материальными и процессуальными нормами.
Нахожу постановление по данному административному делу законным и обоснованным, правильно применен закон, а выводы об обстоятельствах дела соответствуют фактическим обстоятельствам.
Кроме того, в постановлении по делу об административном правонарушении в отношении Главы ... городского поселения, отражены все обстоятельства, имеющие значение для дела, которые были всесторонне и полно проверены в судебном заседании.
Суждение относительно квалификации административного правонарушения мотивировано.
Существенных нарушений процессуального характера не допущено.
Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 6.3 КоАП РФ.
Таким образом, не установлено основания для отмены постановления об административном правонарушении и назначении административного наказания. В отношении Главы ... городского поселения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление главного государственного санитарного врача в ..., ... и ... районах ФИО1 от ... г. по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - главы ... муниципального образования Шульца А.Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, оставить без изменения.
Жалобу главы ... муниципального образования Шульца А. Г. на постановление № *** от ... г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течении 10 дней с момента получения копии решения.
Судья: В.А. Михайлова