Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
22 декабря 2010 года город Слюдянка
Судья Слюдянского районного суда Иркутской области Казарина Н.А., рассмотрев жалобу законного представителя юридического лица - Местной религиозной организации свидетелей Иеговы г.Слюдянка Денисова П.Н. на постановление мирового судьи судебного участка № 81 Иркутской области от 27 октября 2010 года по делу об административном правонарушении в отношении
Юридического лица - Местной религиозной организации свидетелей Иеговы г.Слюдянка, расположенного по адресу: ...,
признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей по статье 19.5 ч.1 КоАП РФ,
законному представителю ЮЛ - Денисову П.Н. разъяснены положения ст. 25.4 КоАП РФ,
отводов судье не заявлено,
ходатайство о восстановлении срока обжалования отозвано Денисовым П.Н.
У С Т А Н О В И Л:
Законный представитель юридического лица - Местной религиозной организации свидетелей Иеговы г.СлюдянкаДенисов П.Н. обжаловал постановление мирового судьи судебного участка № 81 Иркутской области от 27 октября 2010 года по делу об административном правонарушении в отношении Юридического лица - Местной религиозной организации свидетелей Иеговы г.Слюдянка, которым данное юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.5 ч.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
По мнению законного представителя юридического лица, постановление является незаконным и необоснованным.
Во-первых, отсутствует состав административного правонарушения. Согласно ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ, ответственность возникает только в случае невыполнения актов государственного органа, а именно: предписания, постановления, представления, решения. Вместе с тем, административным органом было вынесено Предупреждение.
В материалах дела отсутствуют доказательства законности вынесенного предупреждения. Мировым судьей не установлено наличие факта нарушения Организацией законодательства РФ, а также совершение им действий, противоречащих целям, предусмотренным учредительными документами.
Во-вторых, судебное разбирательство было проведено не полно, не всесторонне и не объективно. Так, предупреждение и Акт проверки были приняты 19 мая 2010 года, в один день направлены в адрес Организации, в нарушение п. 57 Административного регламента и ст. 16 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Тем самым административный орган лишил Организацию права предоставить письменные возражения по акту.
В Акте проверки от 19 мая 2010 года Организации было рекомендовано внести в ЕГРЮЛ информацию о кодах, присвоенных Организации по общественному классификатору видов экономической деятельности, что и было заблаговременно сделано организацией. Вместе с тем по результатам рассмотрения предупреждения 14 августа 2010 года комитет Организации составил жалобу; то есть Организация проинформировала «о результатах рассмотрения вынесенного предупреждения» в срок- до 15 августа 2010 года. В Жалобе указано, что не ясно, как орфографическая ошибка в наименовании организации по Уставу может влиять на цели и задачи Организации. Требование административного органа внести исправление в Устав может квалифицироваться как неправомерное вмешательство светского государства во внутренние установления религиозных объединений.
Согласно предупреждению, в установленный срок- - до 15 августа 2010 года - Организация должна была предоставить результаты рассмотрения настоящего предупреждения и о принятых мерах, но не документов, свидетельствующих о внесении изменений в Устав (о регистрации изменений).
В-третьих, постановление мирового судьи направлено с нарушениями сроков. В нарушение требований ст. 29.11 КоАП РФ. Обжалуемое постановление было направлено в адрес организации не в трехдневный срок, а значительно позже.
На основании изложенного, Денисов П.Н. просил постановление от 27 октября 2010 года отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5.ч.1 КоАП РФ.
В судебном заседании законный представитель юридического лица - Местной религиозной организации свидетелей Иеговы г.Слюдянка Денисов П.Н. на удовлетворении жалобы настаивал.
Представитель административного органа - Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области в судебное заседание не явился. Представили отзыв, в котором просили постановление мирового судьи от 27 октября 2010 года в отношении Юридического лица - Местной религиозной организации свидетелей Иеговы г.Слюдянкаоставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Исследовав жалобу и представленный материал по делу об административном правонарушении, нахожу производство по административному делу подлежащим прекращению на основании следующего.
В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Обжалуемое постановление получено юридическим лицом 26 ноября 2010 года, что следует из почтового уведомления (л.д. 58); жалоба подана 3 декабря 2010 года, о чем имеется отметка судебного участка № 81 (л.д. 60), то есть без нарушения установленного законом срока обжалования.
В соответствии со статьей 1.6 частью 1 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Исходя из содержания приведенной нормы, судья при рассмотрении данного дела об административном правонарушении выясняет законность вынесенного предписания, а также содержит ли оно требование об устранении нарушений законодательства.
Как усматривается из материалов дела, в период с 20 апреля по 13 мая 2010 года по адресу Управления: ... заместителем начальника отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции РФ по Иркутской области была проведена плановая документальная проверка Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы г.Слюдянка на предмет соответствия деятельности организации заявленным в ее Уставе целям и задачам. В ходе проверки установлено нарушение Организацией законодательства РФ, а именно: нарушение п. 2 ст. 10 ФЗ от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Управлением установлено, что в соответствии с п. 1.6 Устава организация в ходит в структуру «централизованной религиозной организации - Управленческого центра свидетелей Иеговы в России». Вместе с тем согласно справке председателя Руководящего комитета Управленческого центра свидетелей Иеговы в России ФИО1 от 14 апреля 2010 года № ***, организация входит в состав «Централизованной Религиозной организации «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России». В соответствии с данными ЕГРЮЛ полным наименованием вышестоящей централизованной организации является - Религиозная организация «Управленческий центр свидетелей Иеговы в России» следовательно, в нарушение п.2 ст. 10 ФЗ № 125, указанное в Уставе наименование централизованной организации, в структуру которой входит организация, не соответствует ее фактическому наименованию.
В соответствии с Федеральным законом № 7-ФЗ 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях», п. 75 «Административного регламента…», утвержденного приказом Министерства Юстиции РФ 31 марта 2009 года № 90, Управление приняло решение о принятии мер реагирования в виде предупреждения.
Как указано в Предписании № 03-33-18 от 19 мая 2010 года, «Управление выносит организации письменное предупреждение об устранении нарушения законодательства РФ. О результатах рассмотрения настоящего предупреждения и о принятых мерах по устранения указанного нарушения необходимо письменно сообщить в Управление в срок до 15 августа 2010 года».
13 сентября 2010 года по факту невыполнения предписания № 03-33-18 от 19 мая 2010 года заместителем начальника отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции РФ по Иркутской области в организации был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании представленных материалов постановлением мирового судьи судебного участка № 81 Иркутской области от 27 октября 2010 года Юридическое лицо - Местная религиозная организация свидетелей Иеговы г.Слюдянка было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Вместе с тем нахожу, что вынесение предписания в отношении Юридического лица - Местная религиозная организация свидетелей Иеговы г.Слюдянка нельзя признать обоснованными.
5 марта 2010 года заместителем начальника Управления Министерства юстиции РФ по Иркутской области, на основании ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 25 ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», п. 65 «Плана проверок общественных объединений… на 2010 год» вынесен Приказ за № *** «О проведении плановой документальной проверки Местной религиозной организации свидетелей Иеговы г.Слюдянка», зарегистрированного Управлением Юстиции Администрации Иркутской области 27 января 2000 года. Цель проведения проверки - проверка соответствия деятельности заявленным в уставе организации целям и задачам (л.д. 16).
В соответствии со ст. 32 п.5 Федерального закона № 7-ФЗ от 12 января 1996 года уполномоченный орган осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.
Статья 25 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" определяет, что надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации. Орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации, осуществляет контроль за соблюдением ею устава относительно целей и порядка ее деятельности.
Таким образом, Управление Министерства юстиции РФ по Иркутской области при проведении проверки организации было правомочно только на проведение проверки на предмет соответствия деятельности организации целям, предусмотренным ее Уставом.
Вместе с тем, Предупреждение административным органом вынесено в связи с ненадлежащим указанием наименования организации в ее Уставе.
В соответствии с п.5 ч.5 ст. 32 ФЗ-7, в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, уполномоченный орган вправе вынести письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца.
Вместе с тем из смысла Предупреждения от 19 мая 2010 года следует, что Управление предоставило организации срок - 15 августа 2010 года - для рассмотрения настоящего Предупреждения и сообщения о принятых мерах по устранению нарушения. То есть Управление не указало срок, в который организация должна была устранить нарушение, состоящее в том, что указанное в Уставе наименование централизованной организации, в структуру которой входит организация, не соответствует ее фактическому наименованию.
Поскольку выводы о совершении юридическим лицом - Местная религиозная организация свидетелей Иеговы г.Слюдянка административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются необоснованными, постановление мирового судьи судебного участка 81 от 27 октября 2010 года подлежит отмене.
Производство по данному делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Постановление мирового судьи судебного участка № 81 Слюдянского района Иркутской области от 27 октября 2010 года по делу об административном правонарушении в отношении Юридического лица - Местной религиозной организации свидетелей Иеговы г.Слюдянка отменить.
Производство по делу прекратить по основаниям, предусмотренным ст. 24.5 ч.1 п. 2 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня получения копии решения.
Судья