Дело № 2 -263\2010 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 22 ноября 2010 года с.Туринская Слобода Слободо-Туринский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Степанцовой Г.А., при секретаре Баклановой Т.С., с участием: прокурора в лице ст.помощника прокурора Слободо-Туринского района Свердловской области Кистаубаева Ж.С., представителя ответчика- руководителя муниципального унитарного предприятия «Слободо-Туринское жилищно-коммунальное хозяйство» Слободо-Туринского сельского поселения Лохманова С.В., представителя третьего лица – муниципального образования « Слободо-Туринское сельское поселение» Хворовой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по иску прокурора Слободо-Туринского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Слободо-Туринское жилищно-коммунальное хозяйство» Слободо-Туринского сельского поселения о признании незаконным бездействия муниципального унитарного предприятия «Слободо-Туринское жилищно-коммунальное хозяйство» Слободо-Туринского сельского поселения в вопросах лицензирования своей деятельности по сбору и транспортировке бытовых отходов и мусора 1- IV класса опасности, установил: Прокурор Слободо-Туринского района Свердловской области, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Слободо-Туринское жилищно-коммунальное хозяйство» (далее МУП «Слободо-Туринское ЖКХ») Слободо-Туринского сельского поселения о признании незаконным бездействия МУП «Слободо-Туринская ЖКХ» в вопросах лицензирования своей деятельности по сбору и транспортировке бытовых отходов и мусора Ш-IV класса опасности и возложении на них обязанности по лицензированию указанного вида деятельности. В обоснование исковых требований указал, что МУП «Слободо-Туринское ЖКХ» Слободо-Туринского сельского поселения в нарушение положений Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» осуществляет деятельность по сбору и транспортировке бытовых отходов и мусора на территории поселения без соответствующей лицензии. Порядок лицензирования такой деятельности определен Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2006 года № 524. Бездействие МУП «Слободо-Туринское ЖКХ» Слободо-Туринского сельского поселения в вопросе лицензирования деятельности по сбору и транспортировке бытовых отходов и мусора I-IV класса опасности нарушает права и законные интересы граждан на предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду. В судебном заседании прокурор в лице ст.помощника прокурора Кистаубаева Ж.С. исковые требования поддержал, обосновав их теми же обстоятельствами, что изложены в исковом заявлении, и просит признать бездействие МУП «Слободо-Туринская ЖКХ» в вопросах лицензирования своей деятельности по сбору и транспортировке бытовых отходов и мусора Ш-IV класса опасности и обязать МУП «Слободо-Туринское жилищно-коммунальное хозяйство» Слободо-Туринского сельского поселения в срок до 01 апреля 2011 года получить лицензию на деятельность, связанную со сбором и транспортировкой бытовых отходов и мусора I-IV класса опасности. Представитель ответчика – МУП «Слободо-Туринское жилищно-коммунальное хозяйство» в лице руководителя Лохманова С.В. исковые требования прокурора признал, указав, что действительно у предприятия отсутствует лицензия на осуществление деятельности по сбору и транспортировке бытовых отходов и мусора I-IV класса опасности, хотя такая деятельность осуществляется, каких-либо организационных мероприятий по лицензированию указанного вида деятельности до настоящего времени не осуществлялось. Полагает, что для получения лицензии на указанный выше вид деятельности указанный прокурором срок не достаточен. Представитель третьего лица – муниципального образования «Слободо-Туринское сельское поселение» Хворова О.М. исковые требования прокурора считает законными и обоснованными, указав, что лицензирование деятельности по сбору и транспортировке бытовых отходов и мусора является обязательным, лицензия у МУП «Слободо-Туринское ЖКХ» на данный вид деятельности отсутствует. Выслушав объяснения прокурора, представителя ответчика Лохманова С.В., представителя третьего лица на стороне ответчика Хворову О.М., исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора обоснованным по следующим основаниям. Статьей 42 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления, как одно из условий предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, предусмотрены Федеральным законом от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Согласно положениям статьи 1 указанного Федерального закона под сбором отходов понимается деятельность по приему и поступлению отходов от физических и юридических лиц в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов (абзац 15). Под транспортированием отходов понимается перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах (абзац 16). Статьей 4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности. В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО), утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 года № 786, мусор от бытовых помещений, организаций, несортированный (исключая крупногабаритный) отнесен к 4 классу опасности. В силу требований статьи 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также подпункта 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности подлежат обязательному лицензированию. Порядок лицензирования такой деятельности определен Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2006 года № 524. В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 года № 77-ОЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселений, к полномочиям органов местного самоуправления поселений отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Предусмотрены аналогичные вопросы местного значения и п\п 18 п.1 ст.5 Устава Слободо-Туринского сельского поселения, принятого решением Думы Слободо-Туринского сельского поселения от 22.12.2005 года № 4. Пунктом 41 ст.30 Указанного Устава организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям администрации поселения. В соответствии с п.3 ст.17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий. В целях реализации полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, переданных органам местного самоуправления поселений, постановлением Главы Слободо-Туринского сельского поселения от 16.10.2008 года № 35 было создано муниципальное унитарное предприятие «Слободо-Туринское жилищно-коммунальное хозяйство» Слободо-Туринского сельского поселения. В соответствии с п\п 13.1 п.13 Устава МУП «Слободо-Туринское ЖКХ», утвержденного постановлением Главы Слободо-Туринского сельского поселения от 05.11.2008 года № 39, одним из направлений деятельности соответственно целям создания предприятия предусмотрена организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора. Согласно справке от 29.10.2010 года № 625, выданной администрацией Слободо-Туринского сельского поселения, сбор и вывоз именно такого класса отходов и мусора производится МУП «Слободо-Туринское ЖКХ» (л.д.28). В соответствии со ст.49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц. Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Получение лицензии предполагает активные действия самого \лица, намеревающегося осуществлять лицензируемую деятельность, путем подачи в лицензирующий орган соответствующего заявления, предоставления пакета необходимых документов, выполнения определенных лицензионных условий и прочее. Как установлено в судебном заседании из объяснений представителя МУП «Слободо-Туринское ЖКХ» и представителя Слободо-Туринского сельского поселения предприятие ответчика осуществляет свою деятельность по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора I- IV класса опасности без лицензии. Представителем МУП «Слободо-Туринское ЖКХ» не представлено суду доказательств, подтверждающих, что обязанности, о невыполнении которых заявил в своем требовании прокурор, исполнены и на момент рассмотрения дела судом. При этом из пояснений представителя ответчика следует, что он готов принять все необходимые меры для получения лицензии на такой вид деятельности в разумный для этого срок. Поскольку невыполнение предусмотренных действующим законодательством требований по лицензированию деятельности по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора I- IV класса опасности нарушает предусмотренное ст.42 Конституции Российской Федерации право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, то все имеются основания для удовлетворения требований прокурора с предоставлением ответчику для выполнения вышеуказанных обязанностей срок до 01 апреля 2011 года, который видится суду разумным и достаточным. На основании изложенного и руководствуясь положениями статей 194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Исковые требования прокурора Слободо-Туринского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Слободо-Туринское жилищно-коммунальное хозяйство» Слободо-Туринского сельского поселения о признании незаконным бездействия муниципального унитарного предприятия «Слободо-Туринское жилищно-коммунальное хозяйство» Слободо-Туринского сельского поселения в вопросах лицензирования своей деятельности по сбору и транспортировке бытовых отходов и мусора 1- IV класса опасности удовлетворить. Обязать муниципальное унитарное предприятие «Слободо-Туринское жилищно-коммунальное хозяйство» Слободо-Туринского сельского поселения получить лицензию на деятельность, связанную со сбором и транспортировкой бытовых отходов и мусора 1- IV класса опасности в срок до 01 апреля 2011 года. Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Слободо-Туринское жилищно-коммунальное хозяйство» Слободо-Туринского сельского поселения в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4000 рублей. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через суд, его вынесший, в течение 10 дней. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам он может быть восстановлен судом, вынесшим решение, по заявлению этого лица, поданного одновременно с кассационной жалобой. Неиспользование лицами, участвующими в деле, права на кассационное обжалование может послужить препятствием для пересмотра решения в надзорном порядке. Судья–подпись. Копия верна. Судья Г.А. Степанцова