о выплате единовременой денежной компенсации



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации.

Номер обезличен г.

Дата обезличена года. г. Славянск –на -Кубани.

Славянский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Ярового А.В.,

при секретаре Ветютневой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Леошко Н.А. к управлению социально защиты населения в Славянском районе и к Управлению Федерального казначейства по Краснодарскому краю, действующему от имени Министерства финансов Российской Федерации об обязании выплатить единовременную денежную компенсацию взамен предоставления легкового автомобиля инвалиду вследствие общего заболевания,

установил:

истец Леошко Н.А. предъявил в Славянский районный суд иск к управлению социально защиты населения в Славянском районе и к Управлению Федерального казначейства по Краснодарскому краю, действующему от имени Министерства финансов Российской Федерации об обязании выплатить единовременную денежную компенсацию взамен предоставления легкового автомобиля инвалиду вследствие общего заболевания, указав в своём исковом заявлении, что он с Дата обезличена года является инвалидом 2 группы по общему заболеванию и был поставлен на учёт до Дата обезличена года в управление соцзащиты населения в Славянском районе. В Дата обезличена году, в соответствии со справкой ВТЭК от Дата обезличена года Номер обезличен ему по медицинским показаниям была выдана сроком на пять лет мотоколяска с ручным управлением. Согласно справки Номер обезличенНомер обезличен он признан годным к управлению автомобилем с ручным управлением. Он неоднократно обращался в управление соцзащиты населения в Славянском районе с вопросом не подошла ли его очередь на получение автомобиля, где ему ответили, что его обязательном известят об этом. Поэтому он просит суд обязать ответчиков произвести ему, как инвалиду 2 группы по общему заболеванию, выплату единовременной денежной компенсации в размере 100 тысяч рублей взамен предоставления легкового автомобиля и взыскать с ответчиков в его пользу понесённые им по делу судебные расходы.

В судебном заседании истец Леошко Н.А. поддержал свои исковые требования и суду показал, что все его обращения в управление социальной защиты населения в Славянском районе по поводу предоставления ему автомобиля были устными и сейчас он даже не помнит, к кому именно конкретно из работников управления социальной защиты населения в Славянском районе он обращался и когда именно это было. С письменным заявлением он не обращался в управление социальной защиты населения в Славянском районе по поводу предоставления ему автомобиля, так как ему об этом никто не сказал. В имеющейся у него справке Номер обезличен в графе « переосвидетельствование» не указан срок или дата очередного переосвидетельствования. На очередное медицинское переосвидетельствование его никто не направлял. О том, что срок действия этой справки составляет пять лет он не знал. Он не был поставлен на учёт по обеспечению транспортным средством в органах социальной защиты населения до Дата обезличена года по вине, как он считает, работников соцзащиты населения. В Дата обезличена году он получил в соответствии со справкой ВТЭК от Дата обезличенаг. Номер обезличен бесплатно мотоколяску с ручным управлением, которая до настоящего времени находится у него и не снята с учёта в ОГИБДД. На праве собственности он имеет в настоящее время легковой автомобиль «ВАЗ-211011», 1979 года выпуска, которым он сам управляет, так как имеет водительское удостоверение и медицинскую справку.

Представитель истца Леошко Н.А.- ФИО поддержал в судебном заседании исковые требования истца Леошко Н.А..

Представители ответчика - управления социальной защиты населения в Славянском районе в судебном заседании иск не признали и суду показали, что Леошко Н.А. по товарно-транспортной накладной от Дата обезличена года Номер обезличен был обеспечен бесплатно мотоколяской с ручным управлением в соответствии со справкой краевой ВТЭК 5 состава от Дата обезличена года Номер обезличен о наличии медицинских показаний на обеспечение мотоколяской по имеющемуся у него заболеванию, тем самым Леошко Н.А.реализовал своё право на обеспечение спецавтотранспортом и, соответственно был снят с учёта ( очереди) в департаменте, как обеспеченный спецавтотранспортом. Срок эксплуатации мотоколяски составляет пять лет. Справка краевой ВТЭК 5 состава от Дата обезличена года Номер обезличен утратила силу Дата обезличена года. Очередное обеспечение транспортными средствами инвалидов производилось на основании нового заключения ВТЭК (МСЭ), установившего показания на получение автотранспорта. Освидетельствование граждан во ВАТЭК (МСЭ) для определения медицинских показаний на обеспечение спецавтотранспортом проводилось по письменному заявлению инвалида и направлению учреждения здравоохранения по месту жительства. В справке ВТЭК от Дата обезличена года Номер обезличен на имя Леошко Н.А. запись «Без переосвидетельствования» отсутствовала. Нормативно –правовыми актами, действовавшими до Дата обезличена года на органы соцзащиты населения не возлагалась обязанность по выявлению и извещению инвалидов, имеющих право на обеспечение транспортными средствами в соответствии с медицинскими показаниями. Реализация инвалидом права на обеспечение транспортным средством носила заявительный характер и зависела только от волеизъявления инвалида, как правообладателя. Истец Леошко Н.А. не проходил освидетельствование с целью определения медицинских показаний на обеспечение спецавтотранспортом на льготных условиях в период с Дата обезличена года по Дата обезличена годы в учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы ( бюро МСЭ) Краснодарского края, а поэтому Леошко Н.А. не был включён в федеральный реестр инвалидов очередников по обеспечению спецавтотранспортом или единовременной денежной компенсацией в размере 100 тысяч рублей, так как правовых оснований для этого не имелось.

Представитель управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю по доверенности в судебном заседании иск истца Леошко Н.А. не признала и суду показала, что выплата единовременной денежной компенсации инвалидам в размере 100 тысяч рублей взамен предоставления легкового автомобиля осуществлялась в 2008-2009 годах органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 года №670 «О порядке предоставления легковых автомобилей и выплаты единовременной денежной компенсации за счёт средств федерального бюджета инвалидам, которые на 01.01.2005 года состояли на учёте в органах социальной защиты населения субъектов РФ для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями» в соответствии с Указом Президента РФ от 06.05.2008 года №685 « О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов».Эти документы не устанавливают и не отменяют право инвалидов на обеспечение транспортными средствами, а создают механизм исполнения возникших до 01.011.2005 года обязательств РФ по обеспечению транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями тех инвалидов, которые до 01.01.2005 года в этих целях были приняты на учёт в органах социальной защиты населения субъектов РФ и стали участниками соответствующих правоотношений. Истец Леошко Н.А. на Дата обезличена года не стоял на учёте в органах соцзащиты населения для обеспечения транспортным средством. Поэтому нет оснований полагать, что Указ Президента РФ от 06.05.2008 года №685 и Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 года №670 затрагивают право Леошко Н.А. на получение денежной компенсации, так как у Леошко Н.А. соответствующие правоотношения не возникли. Основным условием для предоставления инвалиду транспортного средства является факт постановки инвалида на учёт в органах соцзащиты населения субъекта РФ на 01.01.2005 года. Реализация инвалидом права на обеспечение транспортным средством или получение денежной компенсации носила заявительный характер и зависела только от волеизъявления инвалида как правообладателя. Выплаты компенсации завершены 01.12.2009 года. Инвалиды, включённые в списки по их заявлению до 01.01.2005 года, предусмотренные законом единовременные денежные компенсации получили в полном объёме. Истец Леошко Н.А. в списках не значился.

Суд, выслушав объяснения истца и его представителя, представителей ответчиков, исследовав материалы дела и все представленные суду доказательства, считает необходимым полностью отказать истцу Леошко Н.А. в удовлетворении его исковых требований по следующим основаниям.

Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ( в редакции действовавшей до 01.01.2005 года) инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечивались транспортными средствами ( легковыми автомобилями, включая автомобили с ручным управлением, или мотоколясками) органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.

Пунктом 28 ст. 63 ФЗ от 22.08.2004 года №122-ФЗ « О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон « Об общих принципах организации законодательных ( представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации подп.19 п.1 ст.14 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ признан утратившим силу.

В отношении инвалидов, у которых на момент вступления в силу ФЗ от 22.08.2004 года №122-ФЗ было не реализовано возникшее право на льготы на обеспечение автотранспортом по медицинским показаниям, в настоящее время действуют Указ Президента Российской Федерации от 06.05.2008г. №685 « О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» и постановление Правительства РФ от 12.09. 2008 г. №670 » Об обеспечении транспортными средствами за счёт средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 01.01.2005 года органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учёт по обеспечению транспортными средствами».

Нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства РФ предусматривается, что в 2008-2009 годах инвалиды- граждане Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и которые на 01.01.2005 года состояли на учёта в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями ( независимо от того, обеспечиваются они транспортными средствами впервые или взамен ранее предоставленного транспортного средства), должны быть обеспечены за счёт средств федерального бюджета легковыми автомобилями или им должна быть выплачена единовременная денежная компенсация в размере 100 тысяч рублей.

Исходя из положений правовых актов, регулирующих в настоящее время вопросы обеспечения инвалидов, у которых право на получение транспортного средства ( в том числе право на его получение по истечении семилетнего срока эксплуатации) возникло до 01.01.2005 года, одним из основных условий для предоставления инвалиду транспортного средства бесплатно или на льготных условиях является факт постановки инвалида на соответствующий учёт в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации до 01.01.2005 года.

Судом было установлено в судебном заседании и не отрицалось самим истцом, что истец не был поставлен на учёт по обеспечению транспортным средством в органах социальной защиты населения до Дата обезличена года, право на бесплатное получение транспортного средства у него не возникло.

При разрешении спора судом было учтено, что органы социальной защиты населения обязаны были принимать и рассматривать обращения инвалидов, связанные с реализацией права на получение автомобиля, давать ответы, совершать действия по постановке на учёт по результатам рассмотрения обращений. Между тем указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что реализация инвалидом права на обеспечение транспортным средством носила заявительный характер и зависела только от волеизъявления инвалида как правообладателя. Нормативно- правовыми актами, действовавшими до 01.01.2005 года ( до момента прекращения постановки инвалидов на учёт), на органы социальной защиты населения не возлагалась обязанность по выявлению и извещению инвалидов, имеющих право на обеспечение транспортными средствами. Ссылка истца в своём исковом заявлении на определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2007г. №624-О-П нельзя признать правомерной, поскольку толкование Конституционным Судом права на бесплатную замену транспортного средства по истечении семи лет его эксплуатации было дано по конкретному делу в системе нормативных правовых актов, действовавших на момент вынесения Конституционным Судом данного определения. Суд основывал свою позицию на нормах постановления Правительства РФ от 14.03.1995г. № 244» Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно», предусматривавшего право на замену автомобиля по истечении семилетнего срока эксплуатации, которое признано утратившим силу с 03.02.2008 года в связи с принятием постановления Правительства РФ от 19.01.2008г. №15. После вынесения указанного определения были изданы Указ Президента Российской Федерации от 06.05.2008 года №685 и постановление Правительства РФ от 12.09.2008 года №670, которыми введен новый механизм обеспечения инвалидов транспортными средствами, предусматривающий передачу транспортных средств в собственность лицам, у которых право на их получение возникло до 01.01.2005 года, включая лиц, состоявших на указанную дату на учёте в органах социальной защиты населения для получения транспортного средства.

Судом были исследованы в судебном заседании личное дело истца Леошко Н.А., находящееся в управлении социальной защиты населения и справка об осуществлении приема гр-на Леошко Н.А. в управлении социальной защиты населения, из которых установлено, что Леошко Н.А. по вопросу льготного обеспечения автотранспортом обращался только Дата обезличена года и ему был письменный ответ.

Таким образом, судом было установлено в судебном заседании, что Леошко Н.А. по товарно-транспортной накладной от Дата обезличена года Номер обезличен был обеспечен бесплатно мотоколяской с ручным управлением в соответствии со справкой краевой ВТЭК 5 состава от Дата обезличена года Номер обезличен о наличии медицинских показаний на обеспечение мотоколяской по имеющемуся у него заболеванию. Получив бесплатно мотоколяску, которая до настоящего времени имеется у Леошко Н.А., он ( Леошко Н.А.) реализовал своё право на обеспечение специальным автотранспортом, а поэтому соответственно был снят с учёта ( очереди) в департаменте социальной защиты населения, как обеспеченный специальным автотранспортом. Срок эксплуатации мотоколяски составляет, в соответствии с инструкцией « О порядке обеспечения мотоколясками инвалидов из числа рабочих, служащих и колхозников, а также инвалидов с детства», утвержденной постановлением Совета Министров РСФСР от 02.09.1983 года №421, пять лет. В соответствии с Методическими указаниями Министерства социального обеспечения РСФСР и Управления ВТЭ от 20.11.1964 года №8-И-299 « Об определении у инвалидов медицинских показаний на получение автомобилей «Запорожец» с ручным управлением и мотоколясок» заключение ВТЭК о медицинских показаниях на получение мотоколяски вступает в силу со дня выдачи «Справки ВТЭК» и действует на протяжении установленного срока эксплуатации мотоколяски. Справка краевой ВТЭК 5 состава от Дата обезличена года Номер обезличен на имя истца Леошко Н.А. утратила силу Дата обезличена года. Очередное обеспечение транспортными средствами инвалидов производилось на основании нового заключения ВТЭК (МСЭ), установившего показания на получение автотранспорта. Освидетельствование граждан во ВТЭК (МСЭ) для определения медицинских показаний на обеспечение специальным автотранспортом проводилось по письменному заявлению инвалида и направлению учреждения здравоохранения по месту жительства. Однако истец Леошко Н.А., как было установлено судом в судебном заседании, что и подтвердил в суде и сам истец, не обращался с письменным заявлением в управление социальной защиты населения для прохождения освидетельствования во ВТЭК (МСЭ) для определения медицинских показаний на обеспечение специальным автотранспортом, а поэтому и не получал направление учреждения здравоохранения по месту жительства. В соответствии с инструктивным письмом Министерства социального обеспечения РСФСР от 11.08.1987 года №1-89-И «О замене, выдаче или продаже транспортных средств инвалидам без повторного переосвидетельствования во ВТЭ» органы социальной защиты населения вправе производить замену полученных бесплатно инвалидами Великой Отечественной войны автомобиля «Запорожец» на основании ранее выданного заключения ВТЭК о наличии медицинских показаний на получение автомобиля или мотоколяски, без повторного переосвидетельствования. Этим же документом предусмотрена повторная выдача транспортных средств бесплатно или на льготных условиях инвалидам всех категорий, имеющих выраженные поражения опорно –двигательного аппарата необратимого характера (культи и параличи нижних конечностей) без повторного переосвидетельствования во ВТЭК (МСЭ). Однако истец Леошко Н.А. к данным категориям инвалидов не относился и не относится. Поэтому в справке ВТЭК от Дата обезличена года Номер обезличен на имя истца Леошко Н.А. запись «Без переосвидетельствования» отсутствовала.

Истец Леошко Н.А. не проходил освидетельствование с целью определения медицинских показаний на обеспечение специальным автотранспортом на льготных условиях в период с Дата обезличена года по Дата обезличена годы в учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы ( бюро МСЭ) Краснодарского края, что подтверждается справкой Главного Бюро медико- социальной экспертизы по Краснодарскому краю ( справка Номер обезличен от Дата обезличена года, подписанная заместителем руководителя-главного эксперта по МСЭ), а поэтому истец Леошко Н.А. не был включён в федеральный реестр инвалидов очередников по обеспечению специальным автотранспортом или единовременной денежной компенсацией в размере 100 тысяч рублей, так как правовых оснований для этого не имелось.

Предоставление льгот отдельным категориям инвалидов в виде обеспечения транспортным средством или единовременной денежной компенсацией осуществлялось Минздравсоцразвития России в 2008 и в 2009 годах. Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 года №198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008г. и на плановый период 2009 и 2010 годов» и Федеральному закону от 24.11.2008 г. №204-ФЗ « О федеральном бюджете на 2009г. и на плановый период 2010 и 2011 годов»Минздравсоцразвития России являлось главным распорядителем средств федерального бюджета на цели обеспечения инвалидов транспортными средствами или единовременной денежной компенсацией только в 2008 и в 2009 годах. Приказами Минздравсоцразвития России от 16.09.2008 г. №494н и №495н предусматривалось представление органами социальной защиты населения списков инвалидов в Минздрасоцразвития России к 05.10.2008г. и к 01.01.2009г., а завершение расчетов по ним до 01.12.2009 г.. В настоящее время реализация Минздравсоцразвития России Указа Президента Российской Федерации от 06.05.2008 г. №685 и постановления Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 года №670 завершены. В списках инвалидов на право обеспечения денежной компенсацией, представленных органами социальной защиты населения Краснодарского края в 2008-2009 годах Леошко Н.А. не указан, в связи с чем в предоставленном бюджету Краснодарского края объеме межбюджетных трансфертов Леошко Н.А. учтён не был, поскольку такой объём определялся исходя из численности инвалидов, указанных в списках органов социальной защиты населения (п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 г. №670). В 2010 году денежные средства Минздравсоцразвития России на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 06.05.2008 года №685 и постановления Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 г. №670 в федеральном бюджете не предусматриваются ( отзыв на иск директора Правового департамента Минздравсоцразвития России).

Поэтому суд, при таких обстоятельствах, считает необходимым в удовлетворении исковых требований истца Леошко Н.А. к управлению социально защиты населения в Славянском районе и к Управлению Федерального казначейства по Краснодарскому краю, действующему от имени Министерства финансов Российской Федерации об обязании выплатить единовременную денежную компенсацию в размере ста тысяч рублей взамен предоставления легкового автомобиля инвалиду вследствие общего заболевания, полностью отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194,198,199 ГПК РФ, суд,

решил:

в удовлетворении исковых требований истца Леошко Н.А. к управлению социально защиты населения в Славянском районе и к Управлению Федерального казначейства по Краснодарскому краю, действующему от имени Министерства финансов Российской Федерации об обязании выплатить единовременную денежную компенсацию в размере ста тысяч рублей взамен предоставления легкового автомобиля инвалиду вследствие общего заболевания, полностью отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Славянский районный суд в течение десяти дней.

Председательствующий -