РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
№ 2-643/2010 г.
17 сентября 2010 года г. Славянск - на- Кубани
Славянский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Рябоконевой Н.А.,
при секретаре Блюм И.В.,
с участием заместителя Славянского межрайонного прокурора Жукова Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Славянского межрайонного прокурора к администрации Петровского сельского поселения Славянского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия администрации Петровского сельского поселения Славянского района в части необеспечения должного уровня содержания улично – дорожной сети на участке ул. Макеева – ул. Тельмана в ст. Петровской,
У С Т А Н О В И Л:
Славянский межрайонный прокурор предъявил в Славянский районный суд заявление к администрации Петровского сельского поселения Славянского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия в части необеспечения должного уровня содержания улично – дорожной сети на участке <....>.
В обоснование своих требований межрайонный прокурор указал, что в результате проверки эксплуатационного состояния улично-дорожного покрытия <....>, проведенной прокуратурой по обращению С.Н.И., выявлены нарушения требований ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», Федерального закона «О безопасности дорожного движения», а также Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Так, в соответствии с актами выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, составленными государственными инспекторами дорожного надзора от 09.07.2010 и от 28.07.2010, на участке <....> имеются две просадки дорожного полотна: одна размером <....> см, другая размером <....> см.
ОГИБДД ОВД по Славянскому району неоднократно информировал главу Петровского сельского поселения о неудовлетворительном состоянии дороги по <....>, однако последним, до настоящего времени должных мер не принято, а принятые меры не обеспечивают безопасность дорожного движения в полном объеме. При этом уровень аварийности с участием как транспортных средств, так и пешеходов, принимает угрожающий характер.
Между тем, обязанность по обеспечению должного уровня содержания муниципальных дорог возложена на ее владельца - администрацию Петровского сельского поселения Славянского района в соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федераии», а также ст.ст. 5, 6, 10, 12, 13, 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
Кроме того, в Славянскую межрайонную прокуратуру поступило обращение гражданина С.Н.И., проживающего по адресу: <....>, по результатам рассмотрения которого установлено, что вследствие неудовлетворительного состояния дорожного покрытия по <....> его автомобилем были получены повреждения.
Указанное бездействие, невыполнение обязанностей по обеспечению должного уровня содержания улично-дорожной сети муниципального значения, по мнению прокурора, может привести к жертвам среди участников дорожного движения, а также создать препятствия для передвижения транспортных средств служб спасения, скорой медицинской помощи, пожарной службы, в связи с чем, нарушает права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ предоставляет право прокурору обратиться в суд для защиты этих прав и интересов.
В судебном заседании представитель Славянской межрайонной прокуратуры поддержал требования заявления Славянского межрайонного прокурора и просил суд удовлетворить заявление прокурора.
Представитель администрации Петровского сельского поселения по доверенности Киянова К.А. соглашаясь с законностью требований, заявленных Славянским межрайонным прокурором, признала их частично, представила суду справку, свидетельствующую о том, что на указанном участке дороги с 29 по 30 августа 2010 г. произведен ямочный ремонт. Выбоины в асфальте засыпаны смесью щебня и песка. Кроме того, с сентября месяца администрацией сельского поселения на условиях софинансирования по заключенному в начале года договору с ОАО «Славянское ДРСУ» уже приняты меры к капитальному ремонту пяти асфальтированных дорог, что свидетельствует о том, что Главой администрации Петровского сельского поселения уже принимаются меры по надлежащему содержанию дорог в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Государственный инспектор дорожного надзора ГУВД по Краснодарскому краю С.В.Н. суду пояснил, что в его обязанности входит осуществление проверок состояния дорог в Славянском и Красноармейском районах. Дороги по <....> находятся в ведении Петровского сельского поселения. 09.07.2010 и 28.07.2010 им действительно составлялись акты выявленных недостатков в содержании указанных дорог ввиду наличия нескольких серьезных просадок дорожного покрытия. В подтверждение суду представлены фотографии и постановление 23 ГА 216258 от 17.07.2010 о привлечении главы сельского поселения к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ к штрафу в размере 2000 руб. на основании протокола об административном правонарушении 23 ЖА 634754 от 09.07.2010. Аналогичные акты составлялись и ранее, однако глава сельского поселения на них практически не реагировал. По-видимому, ему проще платить штрафы, нежели один раз произвести ямочный ремонт. Лишь только после предьявления иска прокуратурой в суд начались какие-то подвижки – глубокие ямы на участке по <....> засыпали щебнем. Однако это ненадолго, потому, что после ремонта прошло всего лишь 2 недели, а щебень уже из ям практически выбит колесами автомобилей, что подтверждается фотографиями, представленными им суду.
Заслушанная судом представитель ОАО «Славянское ДРСУ» - заместитель начальника ППО Б.В.Г., ознакомившись с фотографиями, суду пояснила о том, что произведенный ямочный ремонт на участке <....> не может быть признан достаточным. В целях обеспечения безопасности дорожного движения после засыпки ям щебнем и утрамбовки его, следует пролить смесь битумом, а лучше – закатать асфальтовым покрытием. Иначе такой ремонт, лишь до первого дождя, а дальше будет тоже самое.
Выслушав в судебном заседании представителей Славянской межрайонной прокуратуры, администрации Петровского сельского поселения и ОАО «Славянское ДРСУ», Государственного инспектора дорожного надзора ГУВД по КК, исследовав представленные суду материалы дела, суд находит заявление Славянского межрайонного прокурора подлежащим удовлетворению в полном объёме заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст. 5 ФЗ от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством: координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; осуществления деятельности по организации дорожного движения; и осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 6, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 10, в целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения разрабатываются федеральные, региональные и местные программы, направленные на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий. Перечисленные программы обеспечения безопасности дорожного движения финансируются за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников.
В соответствии со ст.12, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
На основании ст. 13, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших учреждений здравоохранения и связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.
В соответствии со ст. 21, мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
В нарушение изложенного, администрацией Петровского сельского поселения Славянского района должных мер к содержанию улично – дорожной сети в ст. Петровской и обеспечению безопасности дорожного движения не принимается.
В зале судебного заседания установлено, что ОГИБДД ОВД по Славянскому району неоднократно информировал главу Петровского сельского поселения об общем неудовлетворительном состоянии дорог в населенном пункте, однако до настоящего времени никаких мероприятий по ремонту дорог, приведению их в надлежащее состояние не проводилось.
Кроме того, действующим законодательством - ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт РФ "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" и Инструкцией по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ (ВСН 37-84), установлены предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п., которые не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см, глубине - 5 см.
Согласно актам выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, составленными государственными инспекторами дорожного надзора 09.07.2010 и 28.07.2010, на участке <....>, имеются две просадки дорожного полотна: одна размером <....> см, другая размером <....> см.
Суд не может согласиться с мнением представителя Петровской сельской администрации и признать достаточными принятые в конце августа 2010г. главой Петровского сельского поселения меры по ремонту дорожного покрытия на участке <....> в виде засыпки вышеописанных просадок дорожного полотна смесью щебня и песка, согласившись с обоснованным мнением специалиста ОАО «Славянское ДРСУ» о недолговечности такого ремонта - в пределах месяца, с учетом того, что образовавшиеся просадки дорожного полотна до этого засыпались аналогичной смесью в феврале месяце 2010г., а после этого, дорога еще больше пришла в негодность.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что выявленные в результате прокурорской проверки нарушения, невыполнение администрацией Петровского сельского поселения обязанностей по обеспечению должного уровня содержания улично-дорожной сети муниципального значения, действительно создают препятствия для передвижения транспортных средств служб спасения, скорой медицинской помощи, пожарной службы, а также могут привести к росту аварийности на участке <....>.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194,198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Заявление Славянского межрайонного прокурора удовлетворить в полном объёме.
Признать незаконным бездействие администрации Петровского сельского поселения Славянского района в части непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения – не обеспечении должного уровня содержания улично – дорожной сети на участке <....>.
Обязать администрацию Петровского сельского поселения Славянского района Краснодарского края устранить в полном объёме нарушения, выявленные Славянским межрайонным прокурором.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Славянский районный суд в течение десяти дней.
Председательствующий-