Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 октября 2010 года г.Славянск-на-Кубани
Славянский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Ржевского А.С., при секретаре Стопкиной И.Н., рассмотрев гражданское дело по иску Ралка С.П. к Демьяненко Т.Н. о признании недействительными свидетельства о праве на наследство по закону и свидетельства о государственной регистрации права собственности, признании права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Ралка С.П. обратился в суд с иском к Демьяненко Т.Н. о признании недействительным свидетельства о праве на наследство по закону от 14 июля 2010 года, признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права 23–АИ, выданное 29 июля 2010 года, признании договора купли-продажи земельного участка с находящимся на нём жилым строением состоявшимся и признании права собственности.
В судебном заседании истец Ралка С.П. поддержал свои исковые требования и пояснил, что на основании договора купли-продажи от 14 июля 2006 года он приобрёл у К.Н.И. дачный участок № <...> площадью 505 кв.метров в селе Ачуево, Славянского района, Краснодарского края за 150000 рублей. Указанная сделка была зарегистрирована в администрации Ачуевского сельского поселения Славянского района. В реестр перечня земельных участков администрации Ачуевского сельского поселения Славянского района были внесены соответствующие изменения, в его присутствии была внесена запись о том, что в соответствии с договором купли – продажи он стал собственником земельного участка № <...> на берегу реки Протока, в селе Ачуево. В июле 2010 года он узнал, что Демьяненко Т.Н. 14 июля 2010 года получила свидетельство о праве на наследство по закону на принадлежащий ему земельный участок. Указанное свидетельство ответчица получила незаконно, поскольку спорный земельный участок в 2000 году был продан супругом ответчицы - Д.С.В. П.В.Ю. с согласия ответчицы, которая неоднократно публично выражала своё удовлетворение состоявшейся между ними сделкой, поскольку полученные от продажи деньги пошли на завершение строительства жилого дома в посёлке Прибрежном Славянского района Краснодарского края. П.В.Ю., в свою очередь, по договору купли–продажи от 02 мая 2002 года продал земельный участок К.Н.И. за 83000 рублей, о чём в реестре земельных участков Ачуевского сельского поселения была сделана соответствующая запись. С 2000 года ответчица на даче не появлялась, за участком не следила, сорную растительность не уничтожала, в доме, расположенном на указанном земельном участке не проживала. Условия договора купли–продажи, заключенного между ним и К.Н.И. 14 июля 2006 года, сторонами выполнены в полном объеме, зарегистрированы в администрации Ачуевскго сельского поселения. С 2006 года он открыто и добросовестно пользуется земельным участком, исполняет все обязательства, вытекающие из права собственности. Просит удовлетворить его исковые требования в полном объёме.
Представитель истца по доверенности Мокроусова С.Г. исковые требования Ралка С.П. поддержала в полном объёме, просила их удовлетворить и суду пояснила, что акт на право собственности на землю, пожизненного (наследуемого) владения, постоянного (бессрочного) пользования от 25 августа 1993 года, который был предоставлен ответчицей в качестве подтверждения права собственности Д.С.В. на земельный участок № <...>, отличается от первичного акта на право собственности, выданный 25 августа 1993 года, находящийся на хранении в администрации Ачуевского сельского поселении. Свидетельства о государственной регистрации права были выданы Управлением Росреестра по Краснодарскому краю в Славянском районе в нарушение требований части 2 статьи 25 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», поскольку постановление администрации Ачуевского поселкового Совета Славянского района № 41 от 25 августа 1993 года ответчицей не предоставлялось. Демьяненко Т.Н. в администрацию о предоставлении выписок из похозяйственных книг и реестра земельных участков Ачуевского сельского поселения не обращалась, поскольку земельный участок был продан её мужем в 2000 году и в реестр земельных участков были внесены соответствующие изменения.
Ответчица Демьяненко Т.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась и пояснила, что с Д.С.В. она состояла в зарегистрированном браке. Постановлением администрации Ачуевского поселкового Совета Славянского района № 41 от 25 августа 1993 года мужу был выделен земельный участок № <...> на берегу реки Протока в селе Ачуево, Славянского района, Краснодарского края. При жизни мужа они построили на этом участке дом, постоянно приезжали и пользовались дачей. В 2002 году Д.С.В. умер. В 2003 году она стала оформлять наследственное имущество, оставшееся после смерти супруга и узнала, что их дачей пользуются какие–то люди. Позднее она узнала, что пользовался дачей Ралка С.П.. Д.С.В. дачу при жизни никому не продавал. Денег от продажи дачи она не видела. На дачу приезжала по мере возможности. Ключей от дачи у неё не было, поскольку муж ей сказал, что там будут посторонние мужчины заниматься рыбалкой, и ей ключи не нужны. В 2009 году она приехала на дачу и увидела, что поставлен новый забор. Со слов соседей узнала, что дача продана. Она просит в удовлетворении исковых требований Ралка С.П. отказать в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Баянова Н.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась и пояснила, что, поскольку договоры купли–продажи земельного участка с расположенным на нём жилым домом: между Д.С.В. и П.В.Ю., заключенный в 1999 году; между П.В.Ю. и К.Н.И., заключённый в 2001 году; между К.Н.И. и Ралка С.П., заключённый в 2004 году, отсутствуют, переход права собственности не регистрировался, считает, что указанные сделки – ничтожны. Свидетельские показания относительно совершения сделок и их содержания являются недопустимыми доказательствами.
Представитель ответчика по доверенности Кривков А.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что доводы истца и его представителя о том, что копия государственного акта на право собственности на землю, пожизненного (наследуемого) владения, постоянного (бессрочного) пользования от 25 августа 1993 года, выданная Д.С.В., предоставленного Демьяненко Т.Н. нотариусу, в регистрационную палату и суду, отличается от оригинала, хранящегося в администрации Ачуевского сельского поселения, не соответствуют действительности, поскольку получен он был Демьяненко Т.Н. в установленном законом порядке от организации, в которой хранится. Кроме того, несостоятельным является и утверждение истца о том, что свидетельство о праве собственности является недействительным, поскольку Демьяненко Т.Н. не предоставила регистрирующему органу постановление Ачуевского поселкового Совета № 41 от 25 августа 1993 года. В 1999 году существовал порядок выдачи государственных актов, когда они выдавались на основании постановлений администрации поселкового Совета. Следовательно, он выдан в полном соответствии с действовавшим на тот момент законодательством и является правоустанавливающим документом. Договора купли–продажи между П.В.Ю. и К.Н.И., заключённый в 2001 году; между К.Н.И. и Ралка С.П., заключённый в 2004 году, в установленном законом порядке зарегистрированы не были и правовых последствий за собой не влекут.
Представитель заинтересованного лица – администрации Ачуевского сельского поселения Славянского района Краснодарского края по доверенности Теленьга Е.В. суду пояснила, что с доводами искового заявления согласна, не возражает против признания права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: Краснодарский край, Славянский район, село Ачуево, берег реки Протока, участок № <...>. Все сделки купли–продажи регистрировались в администрации Ачуевского сельского поселения, сведения о собственнике земельного участка вносились в реестр земель Ачуевского сельского поселения. Все постановления администрации сдаются в архи, а постановление за № 41 от 25 августа 1993 года отсутствует. В архиве на государственном хранении находится постановление администрации Ачуевского поселкового Совета Славянского района от 26 августа 1993 года № 41 «О выделении земельного участка для индивидуального жилищного строительства» У.Т.А..
Свидетель Б.А.И. суду пояснил, что с Д.С.В. они были соседями. В 1999 году тот продал дачу, потому что нужны были деньги для строительства дома в пос.Прибрежном Славянского района Краснодарского края. Помимо дачи Д.С.В. продал квартиру и гараж. Он принимал участие, когда Д.С.В. отмечал сделку купли – продажи дачи П.В.Ю.. Дачу продали примерно за 75000–80000 рублей.
Свидетель Л.Н.А. суду пояснил, что у Демьяненко Т.Н. и Д.С.В. была дача в селе Ачуево. Последний раз Демьяненко Т.Н. на даче он видел в 1998 – 1999 году. С Д.С.В. они были друзьями. Когда тот приезжал к нему в гости, то сказал, что свою дачу тот продал. В его присутствии денежные средства были переданы покупателем Д.С.В., а тот отдал их своему сыну. Деньги передавались в долларах США. Кто забирал вещи с дачи, он не видел. После её продажи, он постоянно видел там П.В.Ю., а затем её приобрёл Ралка С.П.. В 2010 году он решил приобрести дачу у Ралка С.П.. По состоянию на 31 июля 2010 года он являлся пользователем дачи, однако, узнав о том, что дача является спорным объектом, передумал.
Свидетель К.Н.И. суду пояснил, что в 1998 году П.В.Ю. купил спорную дачу у Д.С.В.. Затем дачу купил он. Деньги за дачу П.В.Ю. отдал лично Д.С.В., а тот передал их своему сыну. Через время Д.С.В. приехал на тракторе и забрал вещи: мебель, батареи. При этом присутствовала и Демьяненко Т.Н.. В 2004 году он продал дачу Ралка С.П..
Свидетель К.Н.Г. суду пояснила, что в настоящее время собственником дачного участка <...>, расположенного по адресу: Краснодарский край, Славянский район, село Ачуево, является Ралка С.П.. С 2002 года она работала заместителем главы администрации Ачуевского сельского поселения по социальным вопросам. До этого с 2000 года хозяином участка был другой человек, но не Д.С.В.. В 1999 году эту дачу продали. В 2002 году она, по долгу службы, обходила эти участки, выписывала предписания. При этом, она устанавливала собственника земельного участка. Им был не Д.С.В.. Фамилию этого человека она не помнит. В администрации велся учет земельных участков, были сведения о человеке, за которым числился этот участок. Именно на этого человека и выдавалось предписание. С Д.С.В. они были соседями. О продаже земельного участка она знала. Об этом ей говорила сама Демьяненко Т.Н..
Свидетель Б.А.А. суду пояснил, что земельным участком № <...> на берегу реки Протока в селе Ачуево в настоящее время пользуется Ралка С.П., который приобрёл дачу у К.Н.И.. Он состоит в дружеских отношениях с Ралка С.П., на его даче бывает часто. Ни Демьяненко Т.Н., ни её родственников он на даче с момента продажи дачи П.В.Ю. не видел.
Свидетель С.А.А. суду пояснил, что приходится свояком Ралка С.П.. Спорная дача принадлежит Ралка С.П. с 2005 года. Ралка С.П. завозил на участок землю, он с Ралка С.П. часто там ловил рыбу. Фамилию человека, у которого Ралка С.П. купил дачу, он не знает. Д.С.В. и членов его семьи он на даче не видел; те приезжали примерно в 2002–2003 году.
Суд, выслушав стороны, их представителей, свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, находит иск Ралка С.П. подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землёй КК–1 от 23 августа 1993 года, выданного на основании постановления главы администрации Ачуевского поселкового Совета № 41 от 23 августа 1993 года, Д.С.В. предоставлено всего 0,0505 га в бессрочное (постоянное) пользование для индивидуального дачного строительства. Второй экземпляр Государственного акта хранится в Славянском комитете по земельным ресурсам.
Факт продажи земельного участка Д.С.В. П.В.Ю. подтверждается справкой администрации Ачуевского сельского поселения Славянского района № 1056/03 от 23 сентября 2010 года и показаниями свидетелей С.А.А., К.Н.Г., К.Н.И., Б.А.И..
К доводам Демьяненко Т.Н. и её представителей о том, что сделка купли–продажи спорного земельного участка с жилым домом между Д.С.В. и П.В.Ю. не заключалась, и собственником спорного имущества являлся её супруг, а все последующие сделки являются ничтожными, суд относится критически, поскольку они опровергаются материалами наследственного дела № 1433 о праве наследования имущества, оставшегося после смерти Д.С.В.. Согласно заявления от 20 декабря 2002 года № 1433–02, поданного нотариусу Валуйской Л.В., Демьяненко Т.Н. изъявила желание вступить в наследство на имущество, оставшееся после смерти Д.С.В., умершего 18 октября 2002 года, состоящее из домовладения и земельного участка в пос.Прибрежном по ул.Дачной, № <...>, автомобиля, автобуса, денежных вкладов, квартиры в г.Краснодаре по ул.Рашпилевской, дом № <...>, кв. № <...>. Земельный участок с домом, расположенные по адресу: Краснодарский край, Славянский район, село Ачуево, участок № <...>, в перечне наследственного имущества отсутствуют. Демьяненко Т.Н. подала заявление за номером 1433-2002 о вступлении в наследство на спорный земельный участок с расположенным на нём жилым домовладением лишь 09 июля 2010 года.Согласно справки администрации Ачуевского сельского поселения Славянского района от 23 сентября 2010 года № 1056/03, в ходе ежегодных уточнений списка пользователей земельными участками на реке Протока было установлено, что на 01 января 1996 года собственником земельного участка № <...> был Д.С.В., на 01 января 2000 года - П.В.Ю., на 01 января 2003 года – К.Н.И., на 01 января 2010 года - Ралка С.П..
Таким образом, суд находит заключение договора купли–продажи земельного участка с жилым домом, расположенных по адресу: Краснодарский край, Славянский район, село Ачуево, берег реки Протока, участок № <...> доказанным, что подтверждается как письменными доказательствами, так показаниями свидетелей.
В соответствии с частью 2 статьи 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли–продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно договора купли–продажи земельного участка от 02 мая 2002 года, заключенного между П.В.Ю. и К.Н.И., К.Н.И. приобрёл у П.В.Ю. дачный земельный участок с двухэтажным домом, расположенные по адресу: Краснодарский край, Славянский район, село Ачуево, берег реки Протока, участок № <...>. К.Н.И. передан акт пожизненного пользования землёй. Расчёт по договору произведён полностью.
Согласно договора купли–продажи земельного участка от 17 июля 2006 года, заключённого между К.Н.И. и Ралка С.П., Ралка С.П. приобрёл у К.Н.И. дачный земельный участок с двухэтажным домом, расположенные по адресу: Краснодарский край, Славянский район, село Ачуево, берег реки Протока, участок № <...>. Ралка С.П. передан акт пожизненного пользования землёй, переданный К.Н.И. П.В.Ю.. Расчёт по договору произведён полностью.
В соответствии со статьей 550 ГК РФ, договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Договоры купли–продажи земельного участка и жилого дома от 02 мая 2002 года, заключённый между П.В.Ю. и К.Н.И., от 14 июля 2006 года, заключённый между К.Н.И. и Ралка С.П. составлены в письменной форме и подписаны обеими сторонами.
Указанные договоры купли–продажи земельного участка составлены с соблюдением требований статьи 160 ГК РФ, которая предусматривает подписание документа, выражающего содержание сделки лицом или лицами, совершающими сделку.
Согласно части 1 статьи 454 ГК РФ, по договору купли–продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определённую денежную сумму (цену).
В соответствии со статьей 424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
Факт исполнения Ралка С.П. своих обязательств по договору от 14 июля 2006 года подтверждается самим договором, согласно которого Ралка С.П. полностью рассчитался с К.Н.И..
Обязательства К.Н.И. по указанному договору также исполнены в полном объёме, поскольку в администрации Ачуевского сельского поселения имеются сведения о передаче земельного участка Ралка С.П..
Давая оценку имеющимся доказательствам, суд пришёл к выводу, что исследуемые судом сделки купли-продажи земельного участка с домом совершены в соответствии с действующим законодательством РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 235 ГК РФ, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам.
Согласно части 1 статьи 1110 ГК РФ, при наследовании имущество умершего переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В соответствии статьёй 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, в том числе имущественные права.
Поскольку в судебном заседании договор купли–продажи земельного участка с жилым домом, расположенных по адресу: Краснодарский край, Славянский район, село Ачуево, берег реки Протока, участок № <...> П.В.Ю. признан состоявшимся, указанное имущество не могло входить в наследственную массу, следовательно свидетельство о праве на наследство по закону от 14 июля 2010 года и свидетельства о государственной регистрации права 23–АИ № <...> и 23–АИ № <...>, выданные Демьяненко Т.Н. <...>, являются недействительными.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным свидетельство о праве на наследство по закону от 14 июля 2010 года, выданное Демьяненко Т.Н. на право пожизненно наследуемого владения земельным участком, расположенным <...> с/п Ачуевское берег реки Протока № <...> площадью 505 кв.м, кадастровый номер № 23:27:0101000:10011.
Признать недействительным свидетельство о государственной регистрации права 23-АИ № <...>, выданное 29 июля 2010 года Демьяненко Т.Н. на право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Краснодарский край Славянский район с/п Ачуевское берег реки Протока № <...> площадью 505 кв.м, кадастровый номер № 23:27:0101000:10011.
Признать недействительным свидетельство о государственной регистрации права 23-АИ № <...>, выданное 14 августа 2010 года Демьяненко Т.Н. на право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: Краснодарский край Славянский район с/п Ачуевское берег реки Протока № <...>, общей площадью 44,1 кв.м., кадастровый номер № 23:23-16/017/2010-458.
Признать договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край Славянский район с/п Ачуевское берег реки Протока № <...>, заключенный 14 июля 2006 года между К.Н.И. и Ралка С.П., состоявшимся.
Признать право собственности за Ралка С.П., родившимся <...> в станице <...> на земельный участок №<...> расположенный по адресу: берег реки Протока в селе Ачуево, Краснодарского края, Славянского района с находящимся на нём жилым строением общей площадью 44,1 кв.метр, в том числе жилой площадью 23,0 кв.метра.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Славянский районный суд в десятидневный срок со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья –