РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
№ 2-414/2011
12 апреля 2011 года г. Славянск-на-Кубани
Славянский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Ярового А.В.,
при секретаре Ветютневой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Агафонова Д.В. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Славянском районе Краснодарского края о признании права на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности,
установил:
истец Агафонов Д.В. предъявил в Славянский районный суд иск к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Славянском районе Краснодарского края о признании права на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, указав в своём исковом заявлении, что он (истец) осуществлял лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения более 30 лет, что подтверждается записями в его трудовой книжке. Вся его лечебная деятельность проходила в городах. 07 февраля 2011 года он (истец) обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных граждан ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Славянском районе Краснодарского края в назначении досрочной пенсии ему (истцу) отказано ( протокол №10/17 от 10.02.2011 года). При оценке его (истца) пенсионных прав ответчик включил в льготный медицинский стаж следующие периоды его работы:
с 02.10.1989 по 18.03.2002(с учетом льготного порядка исчисления 1 год за 1 год 6 мес);
с 15.04.2002 по 09.10.2003 (с учетом льготного порядка исчисления 1 год за 1 год 6 мес);
с 06.11.2003 по 01.09.2006 (календарно);
с 02.10.2006 по 12.06.2007 (с учетом льготного порядка исчисления 1 год за 1 год 6 месяцев);
с 13.06.2007г. по 16.06.2007 (календарно);
с 17.06.2007 по 15.08.2007 (с учетом льготного порядка исчисления 1 год за 1 год 6 мес.);
с 15.09.2007 по 02.09.2008 (календарно);
с 03.09.2008 по 10.11.2008 (работа по совместительству, с учетом льготного порядка исчисления 1 год за 1 год 6 месяцев);
с 11.11.2008 по 23.12.2008 (календарно);
с 24.12.2008 по 31.12.2008 (работа по совместительству, с учетом льготного порядка исчисления 1 год за 1 год 6 мес.);
с 01.01.2009 по 19.11.2009 (календарно);
с 11.01.2010 по 31.12.2010 (календарно).
Всего по состоянию на 31.12.2010 года, по подсчётам ответчика, 28 лет 03 мес. 20 дней; вся медицинская деятельность проходила в городской местности. За исключенном периодов отпусков без сохранения заработной платы с 19.03.2002 по 14.04.2002 и с 18.09.2006 по 01.10.2006, которые согласно Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости от 11.07.2002г. № 516 не могут быть засчитаны в специальный медицинский стаж для назначения досрочной трудовой пенсии. В данной части он согласен с решением ответчика.
Этим же решением в специальный стаж работы в связи с лечебной деятельностью не включены следующие периоды:
периоды службы в Вооружённых Силах СССР по призыву на офицерских должностях:
с 31.08.1987 по 11.03.1989 (1 год 06 мес. 11 дней) в должности врача отряда;
с 12.03.1989 по 14.08.1989 (0 лет 5 мес. 3 дня) в должности начальника медицинской службы-начальника медицинского пункта, которые подтверждаются военным билетом ГН №023391 от 06.09.1989 и справкой №2/338 от 28.10.2010, выданной отделом по городу Славянску – на- Кубани и Славянскому району военного комиссариата Краснодарского края.
По мнению ответчика, эти периоды не могут быть засчитаны ему ( истцу), так как Списки должностей и учреждений, установленных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, а также Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 указанные должности и учреждения - не содержат. В данной части с решением ответчика он не согласен.
Такое решение ответчика является, по его ( истца) мнению незаконным по следующим основаниям. В соответствии с п. п. 20, п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: … лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки профессий и должностей, наименование учреждений и Правила исчисления периодов работы для назначения пенсии утверждаются Постановлениями Правительства РФ (Совмина РСФСР, Совмина СССР).
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18 - 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Таким образом, к каждому периоду работы, по выбору пенсионера, может быть применено как ныне действующее законодательство, так и законодательство, которое действовало в спорный период работы. При этом законодательство может применяться комбинировано, т.е. к одному периоду - законодательство, действующее во время спорного периода работы, к другому периоды - ныне действующее законодательство.
В спорный период времени - с 31.08.1987 по 11.03.1989 и с 12.03.1989 по 14.08.1989, действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», которое действовало до 1 октября 1993 года.
Пунктом 1 указанного Положения установлено:
1. Учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностям работа в которых дает право на пенсию за выслугу лег, засчитываются: служба в составе Вооруженных Сил СССР...
Пунктом 4 указанного положения установлено: время работы, указанной в пунктах 1-3 настоящего Положения засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановление, приходится на работу в учреждениях, организациях в должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и в партизанских отрядах, а также в войсках и органах, указанных в подпункте «г» пункта 1 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности независимо от этого условия.
Таким образом, к периодам работы до 1 октября 1993 года должен быть применён, по его (истца) мнению, действующий в спорном периоде нормативный Акт - Постановление № 1397, в соответствии с которым служба в составе Вооруженных Сил СССР с 31.08.1987 по 11.03.1989 и с 12.03.1989 по 14.08.1989, подлежит включению в медицинский стаж в календарном исчислении без ограничений общей продолжительности.
Применение ответчиком к спорным периодам Положений и Правил, установленных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463, а также Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 – является, по его ( истца) мнению, ошибочным.
Правовые позиции о включении в стаж периодов службы в составе Вооруженных Сил СССР изложены в Определении Верховного суда РФ от 25 июля 2008 года№2-В08-7.
Расчёт стажа по состоянию на 31 декабря 2010 года: 28 лет 03 мес. 20 дней - периоды, включённые ответчиком.
Периоды работы, подлежащие включению:
с 31.08.1987 по 11.03.1989 - 1 год 06 мес. 11 дней
с 12.03.1989 по 14.08.1989 - 0 лет 5 мес. 3 дня
28 лет 03 мес. 20 дней + 1 год 06 мес. 11 дней - 0 лет 5 мес. 3 дня = 30 лет 3 месяца 3 дня.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ: «Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии),. ..но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии)». Он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии 07.02.2011 года после возникновения права на досрочную пенсию. Поэтому он (истец) просит суд признать Решение ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Славянском районе Краснодарского края (протокол № 10/17 от 10 февраля 2011 года) об отказе в назначении досрочной пенсии - незаконным.
Признать право на включение в стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии по старости, в соответствии с п. 20 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации», службу в составе Вооруженных Сил СССР
- с 31.08.1987 по 11.03.1989 - 1 год 06 мес. 11 дней;
- с 12.03.1989 по 14.08.1989 - 0 лет 5 мес. 3 дня.
Обязать ответчика назначить ему ( истцу) пенсию со дня обращения с соответствующим заявлением, но не ранее дня возникновения права на пенсию - то есть с 07 февраля 2011 года и понесённые им по делу судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме трёх тысяч рублей.
В судебное заседание истец Агафонов Д.В. не явился несмотря на надлежащее уведомление о дне, времени и месте рассмотрения дела. В своем исковом заявлении истец просит суд рассмотреть дело в его отсутствие, но с участием его представителя по доверенности Агафоновой О.Т.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, но с участием его представителя по доверенности Агафоновой О.Т.
Представитель истца по доверенности Агафонова О.Т. в судебном заседании отказалась от взыскания с ответчика в пользу истца судебных расходов в сумме 3000 рублей, а в остальной части иска полностью поддержала исковые требования истца и просила суд удовлетворить иск.
Представитель ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Славянском районе Краснодарского края по доверенности Качур Т.М. в судебном заседании иск не признала и суду пояснила, что утверждение истца о незаконности отказа Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 10.02.2011 года в назначении истцу досрочной пенсии не имеет, по её мнению, оснований, так как комиссия действовала в строгом соответствии с действующим пенсионным законодательством. Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, должны строго руководствоваться списками и не вправе выходить за рамки этих списков, расширительно толкуя их. Конституция РФ, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39). Досрочно назначаемая пенсия не обусловлена предусмотренными Конституцией РФ фактами, следовательно, социально- необоснованное расширение круга получателей пенсий на льготных по сравнению с общими правилами основаниях нарушает права других лиц. Недостающий для назначения досрочной пенсии по старости специальный стаж у истца составляет 1 год 8 мес.10 дней. Не может применяться постановление СМ СССР от 17.12.1959г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Постановлением ЦК КПСС, СовМина СССР, ВЦСП от 15.07.1964г. №620 было установлено, что назначение и выплата пенсий за выслугу лет производится работникам здравоохранения, оставивших работу. Периоды службы в армии в должности врача отряда и в должности начальника медицинской службы начальника медицинского пункта не могут быть засчитаны в спецстаж, так как нет документального подтверждения, что отряд, где проходил службу истец, относится к «медицинскому отряду спецназначения»; период службы в должности начальника медслужбы-начальника медпункта нет подтверждения работы по медицинской специальности. Поэтому представитель ответчика просит суд отказать истцу в иске
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, считает, что заявленные истцом исковые требования подлежат удовлетворению, так как они основаны на законе – ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. №173-ФЗ, ст.ст.6,15,17,18,19,55 Конституции РФ, Постановлениях Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года №2-П, №8-П от24.05.2001 года, Определении Конституционного суда РФ от 05.11.2002 года №320-О, Определении Верховного суда РФ от 25.07.2008 года №2-В08-7; Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959г.№1397 « Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», действовавшего до 01.10.1993 года, подтверждены исследованными судом в судебном заседании материалами гражданского дела: копией выписки из протокола от 10.02.2011 года №10/17 заседания комиссии ГУ УПФ РФ в Славянском районе по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан; копией справки № 2/338 военного комиссариата; копией военного билета истца; копией трудовой книжки истца; копиями сообщений, квитанцией об оплате госпошлины; копией доверенности на представителя.
Суд считает необходимым полностью согласиться с доводами истца, изложенными в исковом заявлении и удовлетворить его иск.
В соответствии с ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18 - 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагается правовая определенность и связанная с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Постановлением от 29 января 2004 года № 2-П Конституционного Суда Российской Федерации со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определением от 5 ноября 2002 года № 320-О указано на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Из этих законодательных актов следует, что к каждому периоду работы, по выбору пенсионера, может быть применено как ныне действующее законодательство, так и законодательство, которое действовало в спорный период работы. При этом законодательство может применяться комбинировано, т.е. к одному периоду - законодательство, действующее во время спорного периода работы, к другому периоды - ныне действующее законодательство.
В спорный период времени - с 31.08.1987 по 11.03.1989 и с 12.03.1989 по 14.08.1989, действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», которое действовало до 1 октября 1993 года. Согласно п.1 этого «Положения..» « … врачам и другим работникам здравоохранения в стаж работы по специальности засчитывается служба в составе Вооруженных сил СССР». Время работы, указанной в пунктах 1-3 этого «Положения…» засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим «Постановлением…», приходится на работу в учреждениях, организациях в должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и в партизанских отрядах, а также в войсках и органах, указанных в подпункте «г» пункта 1 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности независимо от этого условия.
Таким образом, по мнению суда, к периодам работы до 1 октября 1993 года должен быть применён действующий в спорном периоде нормативный Акт - Постановление № 1397, в соответствии с которым служба в составе Вооруженных Сил СССР с 31.08.1987 года по 11.03.1989 года и с 12.03.1989 года по 14.08.1989 года подлежит включению в медицинский стаж истца в календарном исчислении без ограничений общей продолжительности.
Применение ответчиком к спорным периодам Положений и Правил, установленных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463, а также Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 – является, по мнению суда, ошибочным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194,198,199 ГПК РФ, суд,
решил:
иск Агафонова Д.В. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Славянском районе о признании права на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности удовлетворить.
Обязать ГУ УПФ РФ в Славянском районе включить в стаж работы Агафонова Д.В., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с врачебной деятельностью, периоды:
с 31.08.1987 года по 11.03.1989 года - 1 год 06 мес. 11 дней;
с 12.03.1989 года по 14.08.1989 года - 0 лет 5 мес. 3 дня.
Обязать ГУ УПФ РФ в Славянском районе назначить Агафонова Д.В. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением врачебной деятельности с 07 февраля 2011 года.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Славянский районный суд в течение десяти дней.
Председательствующий –