РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации № 2-539/2011 г. Славянск-на-Кубани 20 мая 2011 года Славянский районный суд Краснодарского края в составе: Судьи Антощук Ю.В., при секретаре Салминой Н.Н., с участием старшего помощника Славянского межрайонного прокурора Фомченко Э.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Славянского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконными бездействий администрации Ачуевского сельского поселения Славянского района, УСТАНОВИЛ: Славянский межрайонный прокурор обратился в Славянский районный суд в интересах неопределённого круга лиц с заявлением о признании незаконными бездействий администрации Ачуевского сельского поселения Славянского района. В судебном заседании старший помощник Славянского межрайонного прокурора Фомченко Э.В. подержал заявленные требования и пояснил, что Славянской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства на территории Ачуевского сельского поселения Славянского района. В ходе проверки береговой полосы Азовского моря в границах пос. Ачуево установлено, что в нарушение требований Водного кодекса РФ, в прибрежной полосе на расстоянии 15-25 метров от уреза воды вблизи базы отдыха «Ровесник» расположено действующее общественное кладбище. Вдоль береговой линии установлено железобетонное ограждение, предназначенное для защиты от размывания территории кладбища. Однако, в связи с нарушением указанной конструкции штормовыми явлениями данное сооружение не выполняет защитных функций целостность ограждения по периметру кладбища частично разрушено. Таким образом, в нарушение п.п. 2.2, 2.4, 7.9. 7.10 СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования в размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного значения», территория кладбища подвержена постоянному подтоплению, и на её территории обнаружены места складирования мусора и ритуальных принадлежностей. Кладбище является объектом, имеющим особое эпидемиологическое значение, на котором ежемесячно должны проводиться работы по дератизации (обработке от грызунов), однако, в нарушение п.п. 2.3, 2.4, 2.5 СП 3.5.3.1129-02 «Дератизация. Санитарно-эпидемиологические требования к проведению детаризации», указанные работы на территории пос. Ачуево не проводятся. В результате бездействия администрации Ачуевского сельского поселения Славянского района по устранению нарушений природоохранного законодательства нарушаются конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, здоровья и охраняемые законом интересы неопределённого круга лиц. Просит признать незаконными бездействия администрации Ачуевского сельского поселения МО Славянский район, выразившееся в неисполнении требований природоохранного законодательства; запретить администрации Ачуевскому сельскому поселению МО Славянский район осуществление деятельности по захоронению умерших граждан на территории общественного кладбища, расположенного на побережье Азовского моря пос. Ачуево; обязать администрацию Ачуевского сельского поселения МО Славянский район осуществлять захоронение умерших граждан в соответствии с требованиями действующего законодательства; обязать провести на существующем кладбище все работы требуемые санитарным нормам по устранению допущенных нарушений. Представитель Администрации Ачуевского сельского поселения Славянского района по доверенности – Михайлова М.В. в судебном заседании пояснила, что в настоящее время на кладбище, расположенном на побережье Азовского моря пос. Ачуево не осуществляется захоронение умерших, производится лишь подзахоронение. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает заявление Славянского межрайонного прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению. Из материалов дела следует, что администрацией Ачуевского сельского поселения Славянского района нарушены нормы СанПиНа. Согласно п.п. 2.2, Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 № 35 "О введении в действие СанПиН 2.1.1279-03" (вместе с "СанПиН 2.1.1279-03. 2.1. Коммунальная гигиена. Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. Санитарные правила и нормы", не разрешается размещать кладбища на территориях: - первого и второго поясов зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения и минеральных источников; - первой зоны санитарной охраны курортов; - с выходом на поверхность закарстованных, сильнотрещиноватых пород и в местах выклинивания водоносных горизонтов; - со стоянием грунтовых вод менее двух метров от поверхности земли при наиболее высоком их стоянии, а также на затапливаемых, подверженным оползням и обвалам, заболоченных; - на берегах озёр, рек и других открытых водоёмов, используемых населением для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей. На основании п. 2.4 вышеуказанного Постановления Главного санитарного врача РФ, участок, отводимый под кладбище, должен удовлетворять следующим требованиям: - иметь уклон в сторону, противоположенную от населённого пункта, открытых водоёмов, а также при использовании населением грунтовых вод для хозяйственно-питьевых и бытовых целей; - не затопляться при паводках; - иметь уровень стояния грунтовых вод не менее чем в 2,5 м от поверхности земли при максимальном стоянии грунтовых вод. При уровне выше 2,5 м от поверхности земли участок может быть использован лишь для размещения кладбища для погребения после кремации; - иметь сухую, пористую почву (супесчаную, песчаную) на глубине 1,5 м и ниже, с влажностью почвы в пределах 6 - 18%. На основании п.п. 7.9, 7.10, 7.11 вышеуказанного Постановления Главного санитарного врача РФ, на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения предусматривается зона зелёных насаждений шириной не менее 20 метров, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твёрдое покрытие (асфальтирование, бетонирование). Вывоз мусора должен осуществляться по мере накопления на городские и поселковые свалки по договору со специализированными организациями. Кроме того, ежемесячные работы по дератизации (обработке от грызунов) на территории пос. Ачуево не проводятся, в нарушение п.п. 2.3, 2.4, 2.5 СП 3.5.3.1129-02 «Дератизация. Санитарно-эпидемиологические требования к проведению детаризации», указанные. Данные нарушения подтверждаются справкой о соблюдении гигиенических требований по размещению, устройству и содержанию кладбища на территории Ачуевского сельского поселения Славянского района <...> от <...>, представленной Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Славянском, Красноармейском, Калининском районах. Согласно ч. 1, 8, 15 ст. 65 Водного кодекса РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьёв, каналов, озёр, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров. В границах водоохранных зон запрещается размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ. На основании ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. В соответствие п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 27 Водного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов. При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать незаконными бездействия администрации Ачуевского сельского поселения Муниципального образования Славянский район, выразившееся в неисполнении требований природоохранного законодательства. На основании изложенного, руководствуясь статьями ст. 254 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Славянского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконными бездействий администрации Ачуевского сельского поселения Славянского района - удовлетворить. Признать незаконными бездействия администрации Ачуевского сельского поселения Муниципального образования Славянский район, выразившееся в неисполнении требований природоохранного законодательства. Запретить администрации Ачуевскому сельскому поселению Муниципального образования Славянский район осуществление деятельности по захоронению умерших граждан на территории общественного кладбища, расположенного по побережье Азовского моря пос. Ачуево. Обязать администрацию Ачуевского сельского поселения Муниципального образования Славянский район осуществлять захоронение умерших граждан в соответствии с требованиями действующего законодательства. Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Славянский районный суд Краснодарского края в течение десяти дней со дня вынесения решения. Судья –