АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Дело № 11-46/11г. г.Славянск-на-Кубани 05 июля 2011 года Славянский городской суд Краснодарского края в составе: судьи Финяк О.М., при секретаре Николаенко Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Пугач А.А. на решение мирового судьи судебного участка № 86 по г. Славянску-на-Кубани от 20 мая 2011 года по иску ООО «Теплосети» к Марковой М.И., Пугач А.А. о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию, УСТАНОВИЛ: 20 мая 2011 года мировой судья судебного участка № 86 по г.Славянску-на-Кубани рассмотрел гражданское дело по иску ООО «Теплосети» к Марковой М.И., Пугач А.А. о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию. Обжалуемым решением исковые требования ООО «Теплосети» удовлетворены, с Марковой М.И. и Пугач А.А. в пользу ООО «Теплосети» взыскана солидарно сумма в размере 31219 рублей 88 копеек. С Марковой М.И. и Пугач А.А. в доход государства солидарно взыскана государственная пошлина в размере 899 рублей 78 копеек. Пугач А.А. подала апелляционную жалобу на указанное решение, в которой указала, что решение суда принято по неполно исследованным обстоятельствам дела и не отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ. Просит решение мирового судьи отменить и принять новое решение. В судебном заседании представитель Пугач А.А. - Красильникова Н.В. подержала заявленные требования и пояснила, что по смыслу п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, если закон не предусматривает применения цен (тарифов), устанавливаемых или регулируемых уполномоченными на то государственными органами. Пунктом 59 Основ ценообразования предусмотрено осуществление регулирующим органом дифференциации тарифов на тепловую энергию по группам потребителей (покупателей). На основании ч. 4 ст. 154 ЖК РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление. Согласно ч.2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги установленным органами государственной власти РФ, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом. В соответствии с ч. 3 ст. 19 ФЗ от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством РФ с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с указанным Федеральным законом. Потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в жилищном секторе в соответствии с пп. 17 ст. 2 данного Из приведенных норм следует, что плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений рассчитывается по тарифам с учетом надбавок к тарифам для потребителей, т.е. в том же размере, что и для исполнителей коммунальных услуг. Данная позиция указанна в Определениях Верховного суда РФ от 15 июля 2010 г. N ГКПИЮ-510, от 05.03 2009г. № КАС09-43. Также данная позиция обозначена и в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного суда от 9 июня 2009г. №525/09, от 27 июля 2010г. №3779/10. Данные определения и постановления имеют прямое указание для применения при расчетах оплаты за отопление гражданами тарифов утвержденных для населения. Судом данная позиция не исследована, так как истец представил в суд тарифы на тепловую энергию, утвержденные приказом РЭК - ДциТ КК для юридических лиц, а не для населения, что противоречит Законодательству РФ и Определениям Верховного суда РФ и Постановления Президиума Высшего Арбитражного суда. Так же выводы суда о возможности определения задолженности за период с 29.10.2009 года по 01.12.2009 года расчетным способом в связи с отсутствием нормативного документа по установлению норматива ошибочен и противоречит постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306 « Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», на которое ссылается суд. В Арбитражном суде есть практика, что граждане должны платить по тарифам для населения, а тарифы для населения были установлены в 2004 году. Поэтому они берут расчеты по тарифам 2004 года. Арбитражным решением сказано, что тарифы РЭК применять нельзя. Просит решение мирового судьи отменить и принять новое решение. Представитель Пугач А.А. по доверенности - Маркова М.И. поддержала доводы апелляционной жалобы, просит решение мирового судьи отменить и принять новое решение. Представитель ООО «Теплосети» Баровская Т.Н. в судебном заседании пояснила, что ООО «Теплосети» с апелляционной жалобой Пугач А.А. не согласно, считает решение мирового судьи законным и обоснованным. В соответствии со ст. 544 ГК РФ, 157 ЖК РФ, раздела 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям коммерческих приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. При подаче искового заявления расчет предъявленной к ответчику суммы за отопление в период с 29.10.2009 года по 01.12.2009 года произведен по нормативам потребления тепловой энергии (0,1966 Гкал./кв.м) утвержденным решением Совета МО Славянский район от 31.10.2006 г. № 19 «Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение для населения муниципального образования Славянский район», которое отменено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.12.2009 г по делу А-32-11254/2009-51/128-51/766. Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.09.2010 № 6171/10 определена правовая позиция об условиях неприменения в расчетах за тепловую энергию недействующего нормативного акта к периоду, предшествующему признанию судом его незаконным, в соответствии с которой применение такого нормативного акта к данному периоду неправомерно. В названном постановлении указано на обязательность толкования правовых норм, содержащегося в нем, а так же применение данного толкования при рассмотрении аналогичных дел. Предыдущие нормативы на отопление (0,147 Гкал/год) утверждены Решением четырнадцатой сессии совета депутатов г. Славянска-на-Кубани от 15.05.2002 г. № 15 «Об утверждении нормативов потребления на водоснабжение и теплоснабжение в г. Славянске-на-Кубани и Славянском районе», а более ранние нормативы утверждены Распоряжением главы администрации города и района от 14.06.1996 г. № 699-р, но ни один из данных нормативных актов не был опубликован в средствах массовой информации. В связи со сложившейся ситуацией, ввиду того, что ответчиком не оспаривается факт получения тепловой энергии в спорный период с 29.10.2009 года по 01.12.2009 года, когда отсутствовали утвержденные и опубликованные нормативы потребления тепловой энергии, ими произведен расчет предъявленный к оплате, согласно которого нормативы потребления тепловой энергии на отопление должны устанавливаться в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг». В соответствии с таблицей № 7 данного постановления нормируемый удельный расход тепловой энергии для многоквартирного дома ответчика равен 128. Таким образом, определяется часовая тепловая нагрузка на отопление квартиры. Применение вышеуказанных данных при расчете норматива потребления тепловой энергии на отопление подтверждено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.09.2010 г. по делу № А-32-142/2010-4/24-4/392. Пугач А.А. в своей апелляционной жалобе указывает на то, что они предъявили в суд тарифы на тепловую энергию, утверждённые приказом РЭК - ДциТ КК для юридических лиц, а не для населения. Но в соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством РФ, устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, в рамках указанных предельных уровней тарифов. Так тарифы на тепловую энергию для ООО «Теплосети» утверждены: с 01.10.2008 года по 31.12.2008 года приказом РЭК-ДЦиТ КК № 21/2008-Т от 10.10.2008 года; с 01.01.2009 года по 31.12.2009 года приказом РЭК-ДЦиТ КК № 46/2008-Т от 31.12.2008 года; с 01.01.2010 года по 31.12.2010 года приказом РЭК-ДЦиТ КК № 20/2009-Т от 12.11.2009 года; с 01.01.2011 года приказом РЭК-ДЦиТ КК № 29/2010-Т от 26.11.2010 года. Считает, что мировой судья тщательно исследовал материалы гражданского дела, на основании чего было вынесено законное и обоснованное решение. Просит решение мирового судьи от 20.05.2011 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. Как установлено при исследовании доказательств мировой судья правильно применил нормы материального и процессуального права, правильно определил юридически значимые обстоятельства при вынесении решения от 20 мая 2011 года. Мировым судьей и судом апелляционной инстанции было установлено, что с 01 октября 2008 года ООО «Теплосети» осуществляет поставку тепловой энергии для нужд отопления и горячую воду в г. Славянске-на-Кубани и Славянском районе Краснодарского края. Маркова М.И. является абонентом ООО «Теплосети» и проживает в г.Славянске-на-Кубани по (...) Пугач А.А. является собственником данной квартиры. Пугач А.А. и Маркова М.И. не своевременно и не в полном объеме вносили оплату за коммунальные услуги. Задолженность ответчиков перед истцом за поставленную тепловую энергию за период с 29.10.2009 года по 22.03.2011 года согласно уточнённым данным составляет 23495 рублей 44 копейки, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 7494 рубля 52 копейки. В соответствии со ст. 544 ГК РФ, 157 ЖК РФ, раздела 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Пугач А.А. не оспаривается факт получения тепловой энергии в спорный период с 29.10.2009 года по 01.12.2009 года, когда отсутствовали утвержденные и опубликованные нормативы потребления тепловой энергии. ООО «Теплосети» произвели два расчета предъявленной к оплате суммы. В первом варианте расчёта нормативный акт, опубликованный 22.06.2004 года в газете «Заря Кубани» в период предшествующий спорному - решение тридцать третьей сессии Совета депутатов города и района от 02.06.2004 года № 5 «Об утверждении экономически обоснованных тарифов на техническое обслуживание жилого фонда, водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, горячее водоснабжение». Норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал) данным нормативным актом не установлен, истец его определяет расчетным путем исходя из утвержденных тарифов. В соответствии с данным расчетом, стоимость отопления общей площади рассчитывается исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление в размере 0,147 Гкал/год, на основании решения четырнадцатой сессии совета депутатов города Славянска-на-Кубани от 15.05.2002 г. № 15 «Об утверждении нормативов потребления на водоснабжение и теплоснабжение в г. Славянске-на-Кубани и Славянском районе», которое не было опубликовано. Во втором варианте расчёта нормативы потребления тепловой Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что мировой судья правильно посчитал возможным определить задолженность за вышеуказанный период вторым способом, поскольку в период с 29.10.2009 года по 01.12.2009 года, нормативы потребления тепловой энергии на отопление, утвержденные органами местного самоуправления, не были опубликованы, и в связи с тем, что единственным нормативным актом предусматривающим порядок (формулу) определения количества тепловой энергии является постановление Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг». За период с 01.12.2009 года по 22.03.2011 года расчет предъявленной к оплате суммы произведен по действующим нормативам отопления 1 кв. м. площади жилых помещений в размере 0,1252 Гкал./кв.м., утвержденным решением Совета Славянского городского поселения Славянского района от 27.11.2009 года № 1. В соответствии с п. 3 данного решения оно вступает в силу со дня его официального опубликования. Опубликовано оно (...) в газете «Заря Кубани» (...)(9959). В доме (...) г. Славянска-на-Кубани 01 марта 2011 года установлен прибор учета тепловой энергии, что подтверждается актом допуска прибора учета в эксплуатацию. В связи с этим расчеты за тепловую энергию в период с 01.03.2011 года по 22.03.2011 года произведены на основании показаний приборов учета. В спорный период тарифы на тепловую энергию устанавливались органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов в соответствии с Федеральным законом РФ от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ». Органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование тарифов на территории Краснодарского края, является региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края. В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 14.04.1995 г. N® 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, в срок, определяемый Правительством РФ, устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, в рамках указанных предельных уровней тарифов. На тепловую энергию для ООО «Теплосети» утверждены следующие тарифы: с 01.10.2008 года по 31.12.2008 года приказом РЭК-ДЦиТ КК № 21/2008-Т от 10.10.2008 года; с 01.01.2009 года по 31.12.2009 года приказом РЭК-ДЦиТ КК № 46/2008-Т от 31.12.2008 года; с 01.01.2010 года по 31.12.2010 года приказом РЭК-ДЦиТ КК № 20/2009-Т от 12.11.2009 года; с 01.01.2011 года приказом РЭК-ДЦиТ КК № 29/2010-Т от 26.11.2010 года. Суд апелляционной инстанции полагает, что доводы представителя ООО «Теплосети» подтверждаются материалами дела, а именно, актом допуска в эксплуатацию узла учёта тепловой энергии у потребителя, расчетами суммы задолженности и пени, тарифами, установленными органами местного самоуправления. Судом не могут быть приняты доводы ответчика, поскольку они противоречат фактическим обстоятельствам дела, исследованным в судебном заседании у мирового судьи и в суде апелляционной инстанции. При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения требований апелляционной жалобы. Руководствуясь ст. 329 ГПК РФ, ОПРЕДЕЛИЛ: Апелляционную жалобу Пугач А.А. на решение мирового судьи судебного участка № 86 по г. Славянску-на-Кубани от 20 мая 2011 года по иску ООО «Теплосети» к Марковой М.И., Пугач А.А. о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию оставить без удовлетворения, а решение мирового судьи - без изменения. Определение суда обжалованию не подлежит и вступает в законную силу с момента вынесения. Судья Славянского горсуда
Федерального закона являются в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений (пп.а); в жилом доме - собственник этого дома или уполномоченное им лицо, предоставляющее коммунальные услуги (пп. б).
энергии на отопление истец предлагает устанавливать в соответствии с
постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306 «Об утверждении
правил установления и определения нормативов потребления коммунальных
услуг». Количество тепловой энергии (Гкал/год) определяется в соответствии с п.14 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. №306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».