Решение по заявлению Славянского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ о признании незаконным бездействие администрации МО Славянский район



                                                                                                                            К делу №2-979/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Славянск-на-Кубани                                                          29 октября 2010 года

Славянский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего                                             Диденко Д.Ю.,

при секретаре                                                               Рыбиной Н.С.,

         рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Славянского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования Славянский район,

УСТАНОВИЛ:

Славянский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования Славянский район, согласно которому указал, что Славянской межрайпрокуратурой, в ходе проведения проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности установлено что на территории гор. Славянска - на - Кубани допускается нарушение Федерального Закона «О пожарной безопасности» со стороны администрации МО Славянский район. Так, согласно информации ОГПН по гор. Славянску - на - Кубани, на объекте сбора и хранения твёрдых бытовых отходов (городская свалка), расположенном в двух километрах западнее гор. Славянска - на - Кубани имеются нарушения законодательства в области пожарной безопасности, а именно: отсутствует запас воды, исходя из требуемого расхода для целей наружного пожаротушения и расчётного времени тушения пожара в нарушение требований п.п.9.4, 2.11, 1.1 СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», требований п.4.1 СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности»; отсутствует круговой проезд вокруг свалки; помещение сторожки, расположенное на территории свалки, не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, первичными средствами пожаротушения в нарушение п.108 НПБ-110-03; для размещения первичных средств пожаротушения, немеханизарованного инструмента и пожарного инвентаря на территории свалки отсутствуют пожарные щиты (прил.3 табл.3 п.21 ППБ 01-03). Учитывая малочисленность пожарных частей в населённых пунктах, неисправность пожарных водоисточников значительно увеличивает время тушения пожара, приводит к существенному материальному ущербу, увеличивает вероятность возникновения более тяжких последствий (гибель и травматизм людей на пожарах). Бездействие администрации МО Славянский район в части принятия мер по установке и содержанию противопожарных водоисточников, наличию первичных средств пожаротушения на свалке свидетельствует о нарушении требований ст.19 Федерального закона «О пожарной безопасности», согласно которой к полномочиям органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения. Просит суд, признать бездействие администрации муниципального образования Славянский район в части обеспечения запаса воды, исходя из требуемого расхода воды для целей наружного пожаротушения на территории городской свалки твёрдых бытовых отходов в двух километрах западнее гор. Славянска - на - Кубани, незаконным и обязать администрацию муниципального образования Славянский район устранить нарушения Федерального Законодательства «О пожарной безопасности», обеспечив на свалке твёрдых бытовых отходов в двух километрах западнее гор. Славянска - на - Кубани запас воды, исходя из требуемого расхода воды для целей наружного пожаротушения и расчётного времени тушения пожара в соответствие требованиям п.п.9.4, 2.11, 1.1 СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» требованиям п.4.1 СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности»; обеспечить круговой проезд вокруг свалки; помещение сторожки, расположенное на территории свалки, оборудовать автоматической пожарной сигнализацией, первичными средствами пожаротушения; для размещения первичных средств пожаротушения, немеханизированного инструмента и пожарного инвентаря, на территории свалки разместить пожарные щиты.

В судебном заседании, представители заявителя - Гетманская Я.А. и Тишин М.В. заявленные требования поддержали в полном объёме, просили суд, требования удовлетворить.

Представитель администрации МО Славянский район - Курпусенко О.В., с заявленными требования не согласна, потому как согласно п.10 Правил пожарной безопасности в РФ, утверждённых приказом МЧС России №313 от 18.06.2003 года (ППБ-01-03) установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Согласно выписке управления муниципальным имуществом и земельным отношениям №18-3405/10-01-03 от 19.10.2010 года, в реестре муниципальной собственности МО Славянский район, объект сбора и хранения твёрдых бытовых отходов (городская свалка) и помещение сторожки, расположенные в двух километрах западнее от гор. Славянска - на - Кубани, не числятся. На основании ст.50 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в России» в собственности поселений могут находиться объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров. В собственности муниципальных районов может находиться имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Если у муниципального образования возникает право собственности на имущество, не предусмотренное данной статьёй, то оно либо подлежит перепрофилированию (то есть изменяется его целевое назначение), либо, отчуждается. На основании ст.12 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» захоронение отходов на рерриториях городских и сельских поселений, запрещается, следовательно, объекты сбора и хранения твёрдых бытовых отходов (свалки) не могут находиться в собственности ни поселений Славянского района, ни МО Славянский район. Пунктом 94 ППБ-10-03 установлено, что поддержание в постоянной готовности искусственных водоёмов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населённых пунктах - на органы местного самоуправления). Эта обязанность возлагается при наличии на территории объекта или вблизи его естественных или искусственных водоисточников (реки, озёра, бассейны, градирни). Прокурором не представлено доказательств тому, что около объекта «городская свалка» имеются естественные или искусственные водоисточники. Пункт 9 ч.1 ст.14 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закрепляет в качестве вопроса местного значения поселения обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения. В перечень полномочий районов вопросы организации обеспечения мер пожарной безопасности, не входят. Решением сороковой сессии Совета Славянского городского поселения от 30.09.2008 года ... утверждены границы населённого пункта гор. Славянска - на - Кубани и решением сорок девятой сессии от 29.04.2009 года ... в указанное решение внесены изменения, таким образом, по состоянию на сегодняшний день объект «городская свалка» входит в границы Славянского городского поселения. Просит суд, требования Славянского межрайонного прокурора, оставить без удовлетворения.

Представители отдела государственного пожарного надзора гор. Славянска - на - Кубани и Славянского района Данилов А.А., и 15 ОФПС по Краснодарскому краю Несходимов С.Л. суду подтвердили, что нарушения законодательства в области пожарной безопасности доказаны и продолжаются на протяжении длительного времени, что неизбежно влечёт дополнительные затраты на тушение пожара на объекте (городская свалка), которая ежегодно горит, а были случаи, что и несколько раз в год, а для тушения пожара задействованы все пожарные расчёты, которые за водой для тушения пожара ездят за семьсот метров от свалки и в случае возгорания в гор. Славянске - на - Кубани во время тушения пожара на городской свалке какого-нибудь крупного объекта в гор. Славянске - на - Кубани, пожарные расчёты физически будут не в состоянии оперативно отреагировать на вызов о пожаре в черте города, таким образом, налицо человеческие жертвы, которые также могут иметь место в случае токсических отравлений дымом, который является результатом горения городской свалки.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела в их совокупности, находит заявленные Славянским межрайонным прокурором требования, подлежащими полному удовлетворению по следующим основаниям.

Правилами пожарной безопасности в РФ п.94 ППБ 01-03, утверждённые приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям от 18.06.2003 года №313 предусмотрено, что поддержание в постоянной готовности искусственных водоёмов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается в населённых пунктах на органы местного самоуправления.

В соответствие ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    На основании ч.1 ст.68 ГПК РФ, в случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

На неоднократные предложения суда, адресованные представителю администрации МО Славянский район предоставить сведения о принадлежности объекта для сбора и хранения твёрдых бытовых отходов (городская свалка), последний суду данные сведения, не предоставил. Напротив, за подписью главы Славянского городского поселения Славянского района, сообщение, за номером 01-27/4326 от 12.08.2010 года, адресованное заместителю Славянского межрайонного прокурора указывает, что объект для сбора и хранения твёрдых бытовых отходов (городская свалка) находится в ведении муниципального образования Славянский район, кроме того, данный факт подтверждается муниципальными контрактами ... от 02 марта 2009 года, без номера от 03 апреля 2009 года, без номера от 13 апреля 2009 года, ... от 12 апреля 2010 года и договором на оказание услуг ... от 31 августа 2010 года, заключёнными между администрацией муниципального образования Славянский район, ООО «Экологический полигон» и МУП «Полигон», соответственно, согласно которым предметом указанных контрактов и договора является то, что исполнитель обязуется оказать заказчику услуги, которые выражаются в содержании и обустройстве площадки, которая будет в дальнейшем использована для утилизации мусора в границах муниципального образования Славянский район, расположенная в двух километрах западнее гор. Славянска - на - Кубани, что в свою очередь является доказательством тому, что именно у администрации муниципального образования Славянский район находится в ведении и распоряжении спорный объект - городская свалка, расположенная в двух километрах западнее гор. Славянска - на - Кубани.

Согласно ответу первого заместителя главы муниципального образования Славянский район №3064/10-19-04 от 20.09.2010 года, адресованному заместителю Славянского межрайпрокурора, в целях наведения порядка в обращении с отходами производства и потребления на территории МО Славянский район: произведён отвод земельного участка размером 12 гектар с подъездной дорогой под проектирование и строительство полигона твёрдых бытовых отходов с мусоросортировочным комплексом к юго - западу от садоводческого товарищества «Ивушка» в 2006 году проект согласован с органами Роспотребнадзора, Росприроднадзора, Ростехнадзора; учреждено ООО «Экологический полигон» для освоения данной инвестиционной площадки. Выполнен ряд работ, однако, из - за отсутствия средств, строительство приостановлено, поэтому администрацией муниципального образования Славянский район принято решение организовать предприятие по первичной сортировке отходов.

Судом установлено, что бездействие администрации МО Славянский район в части обеспечения запаса воды, исходя из требуемого расхода воды для целей наружного пожаротушения, а также обеспечения первичными средствами пожаротушения на территории городской свалки твёрдых бытовых отходов в двух километрах западнее гор. Славянска - на - Кубани, имеют место быть, что объективно подтверждается справкой начальника ОГПН гор. Славянска - на - Кубани и Славянского района №23/9.41723 от 10 августа 2010 года, согласно которой, по результатам проверки проведённой совместно со Славянской межрайонной прокуратурой на объекте сбора и хранения твёрдых бытовых отходов (городская свалка), установлено, что на указанном объекте имеются нарушения законодательства в области пожарной безопасности, а именно: отсутствует запас воды, исходя из требуемого расхода воды для целей наружного пожаротушения и расчётного времени тушения пожара с учётом сейсмостойкости п.п.9.4, 2.11 СНиП 2.04.02-84; отсутствует круговой проезд вокруг городской свалки; помещение сторожки, расположенное на территории городской свалки не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией НПБ-110-03; помещение сторожки, расположенное на территории городской свалки не обеспечено первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) п.108 ППБ 01-03; для размещения первичных средств пожаротушения, немеханизированного инструмента и пожарного инвентаря на территории городской свалки отсутствуют пожарные щиты, прил.3 табл.3 п.21 ППБ 01-03.

Таким образом, неисполнение требований пожарной безопасности в границах населённых пунктов со стороны администрации муниципального образования, в случае пожара, может повлечь нарушение прав неопределённого круга лиц.

При таких обстоятельствах, заявленные Славянским межрайонным прокурором требования подлежат полному удовлетворению.

          Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Признать бездействие администрации муниципального образования Славянский район в части обеспечения запаса воды, исходя из требуемого расхода воды для целей наружного пожаротушения на территории городской свалки твёрдых бытовых отходов в двух километрах западнее гор. Славянска - на - Кубани, незаконным и обязать администрацию муниципального образования Славянский район устранить нарушения Федерального Законодательства «О пожарной безопасности», обеспечив на свалке твёрдых бытовых отходов в двух километрах западнее гор. Славянска - на - Кубани запас воды, исходя из требуемого расхода воды для целей наружного пожаротушения и расчётного времени тушения пожара в соответствие требованиям п.п.9.4, 2.11, 1.1 СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» требованиям п.4.1 СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности»; обеспечить круговой проезд вокруг свалки; помещение сторожки, расположенное на территории свалки, оборудовать автоматической пожарной сигнализацией, первичными средствами пожаротушения; для размещения первичных средств пожаротушения, немеханизированного инструмента и пожарного инвентаря, на территории свалки разместить пожарные щиты.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Славянский городской суд Краснодарского края в течение десяти дней со дня вынесения.

Копия верна:

Справка: Решение вступило в законную силу

09 ноября 2010 года

Согласовано: судья Диденко Д.Ю.