Решение по заявлению Славянского межрайонного прокурора о признании незаконным бездействия главы администрации МО Славянский район по решению вопросов местного значения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

                                                                                 Дело № 2-398/11

г.Славянск-на-Кубани.                                                                  13 апреля 2011г.

Славянский городской суд Краснодарского края в составе судьи Мурашева Н.И.,

при секретаре Кузнецовой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Славянского межрайонного прокурора о признании незаконным бездействия главы администрации муниципального образования Славянский район по решению вопросов местного значения в сфере образования и здравоохранения в части недостаточного финансирования коммунальных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Славянский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным заявлением, из содержания которого следует, что прокуратурой проведена проверка законности действий главы муниципального образования Славянский район РАВ при производстве оплаты подведомственными администрации муниципального образования Славянский район учреждениями образования и здравоохранения услуг, поставленных коммунальными организациями. В ходе проверки установлено, что услуги по теплоснабжению муниципальных учреждений образования и здравоохранения на территории Славянского района осуществляет ООО «Теплосети», согласно заключенным договорам. Поставку газа ООО «Теплосети» осуществляет ОАО «Славянскгоргаз». По сведениям ОАО «Славянскгоргаз» на 1.04.2011 года ООО «Теплосети» имеет задолженность перед ОАО «Славянскгоргаз» за поставленный газ в размере 75 000 000 руб., из них: 22 000 000 руб. - задолженность за потребленный газ в 2010 году, а 53 000 000 руб. - за газ, потребленный в 2011 году. ОАО «Славянскгоргаз» с 31.03.2011 производит отключение котельных ООО «Теплосети» из-за задолженности за потребленный газ. В настоящее время отключено 9 котельных, обслуживающих объекты социальной инфраструктуры, а именно: 3 детских сада, 5 школ, Славянский государственный сельскохозяйственный техникум. Часть указанной задолженности возникла по причине неисполнения договорных обязательств по оплате услуг теплоснабжения, оказанными ООО «Теплосети», подведомственными администрации МО Славянский район образовательными учреждениями и учреждениями здравоохранения, в количестве 47 штук. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по содержанию зданий и коммунальных расходов, подведомственных учреждений образования являются расходными обязательствами местного бюджета. В соответствии со ст. 30 и 31 Устава глава МО Славянский район является высшим должностным лицом МО, наделяется данным Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, а именно: осуществляет функции распорядителя бюджетных средств при исполнении местного бюджета; организует и обеспечивает исполнение отдельных государственных полномочий, переданных в ведение органов местного самоуправления муниципального образования Славянский район федеральными законами, законами Краснодарского края. Невыполнение главой МО Славянский район Разумеевым А.В. обязанностей свыше 3 месяцев в период образования задолженности перед ООО «Теплосети» за услуги по теплоснабжению, потребленные образовательными и детскими муниципальными учреждениями, а так же не осуществление полномочий, предусмотренных положениями законов «Об образований» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», является незаконным бездействием. Считает, что бездействие главы администрации МО Славянский район Краснодарского края РАВ может привести к прекращению подачи газа ООО «Теплосети», которое в этом случае будет лишено возможности выполнять условия договоров по поставке тепловой энергии в школы и детские сады района, что является не допустимым. Просит суд признать бездействие главы администрации МО Славянский район по решению вопросов местного значения в сфере образования в части недолжного финансирования коммунальных расходов незаконным, обязать главу администрации МО Славянский район РАВ в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование коммунальных расходов образовательных учреждений и учреждений здравоохранения Славянского района по погашению имеющихся задолженностей перед ООО «Теплосети» по оплате тепловой энергии.

В судебном заседании прокурор Сагайдаков Г.Г. исковые требования поддержал, пояснив, что в Славянскую межрайонную прокуратуру обратились ООО «Теплосети» и ОАО «Славянскгоргаз» с заявлением о ненадлежащем финансировании, вследствие чего образовалась задолженность ООО «Теплосети» перед ОАО «Славянскгоргаз». Ранее между данными организациями был заключен договор на поставку газа, но срок договора истек 1.01.2011 года. Новый договор ОАО «Славянскгоргаз» отказывается заключать с ООО «Теплосети», так как у ООО «Теплосети» постоянно есть задолженность перед ОАО «Славянскгоргаз». Генеральный директор ООО «Теплосети» Лубенец пояснил, что причиной этого является убыточность предприятия. Учредителем муниципальных образовательных и детских учреждений, являющихся потребителями поставляемой тепловой энергии, является структурное подразделение администрации МО Славянский район. ООО «Теплосети» является межпоселенческим предприятием. В связи с чем «Славянскгоргаз» отключил 9 котельных, обслуживающих объекты социальной инфраструктуры, а именно три детских сада, 5 школ и Славянский сельхозтехникум. С учетом изложенного прокурор обратился в суд о признании бездействий главы администрации МО Славянский район незаконными. Из предъявленных к оплате в январе-марте 2011 года ООО «Теплосети» учреждениям образования и здравоохранения 28 356 000 руб., оплачено всего лишь 13 751 200 руб., при этом ООО «Теплосети» данным учреждениям выставило к оплате за потребленные услуги по теплоснабжению за март 2011 г сумму в размере 12 000 000 руб. Срок рассмотрения представления 30 суток, поэтому прокуратура обратилась с заявлением в суд. Договор на поставку газа не продлен, так как имеется задолженность 40 000 000 руб., в свою очередь ОАО «Славянскгоргаз» имеет задолженность перед «Регионгаз». Данные учреждения финансируются за счет субсидирования, они направляют заявку в администрацию и администрация субсидирует их. Глава района как распорядитель, должен обеспечить финансирование, должен четко исполнять планирование бюджетных средств.

Представитель администрации МО Славянский район Карпусенко О.В. заявленные требования не признала, пояснила, что учреждение является бюджетным, в соответствии с ФЗ № 83 учреждения образования субсидируются из бюджета администрации, но они самостоятельны в расходовании средств. В иске указано, что отключено сейчас 9 котельных из-за отсутствия договоров. Проблема по оплате счетов есть, это бюджетные средства. Ранее финансировались учреждения по смете расходов и доходов, а сейчас по субсидиям. В любом случае администрация погашает долги и в крайнем случае это будет сентябрь месяц. Глава не распоряжается средствами сам, все идет через финансовый орган - финансовое управление администрации. Администрация не оспаривает факт задолженности, однако с ее размером не согласна. Школа № 15 является государственной и ими не финансируется. На каком основании не заключается договор между ООО «Теплосети» и ОАО «Славянскгоргаз» неизвестно. Субсидирование проводится так: сначала утверждаются денежные средства, а потом они подтверждаются. Муниципальные учреждения, в соответствии с Уставом, финансируются из бюджетных средств и не бюджетных средств, на сегодняшний день образовательные учреждения могут оказывать платные услуги и сказать, что они полностью финансируются за счет бюджета нельзя. Доход сейчас ниже чем расходная часть, если главу обяжут произвести эти выплаты, то образуются другие задолженности. Обязательства будут выполняться по мере возможности. Считает, что выводы прокурора необоснованны. В ст. 30 Устава муниципального образования Славянский район установлен перечень полномочий главы МО Славянский район, сбор налогов в перечень полномочий главы не входит. Глава не является главным распорядителем бюджетных средств по отношению к учреждениям образования и Славянским межрайонным прокурором не предоставлено доказательств того, что по вине бюджетных средств ООО «Теплосети» имеет задолженность перед ОАО «Славянскгоргаз» в размере 75 000 000 руб., и именно из-за задержек оплаты бюджетными учреждениями счетов происходит отключение котельных ООО «Теплосети».

Представитель заинтересованного лица ООО «Теплосети» Баровская Т.Н. требования прокурора признала и пояснила, что в настоящее время договорных отношений между ООО «Теплосети» и ОАО «Славянскгоргаз» нет. Спор сейчас находится в Арбитражном суде, так как ООО «Теплосети» подали в декабре заявление о понуждении к заключению договора. Третьей стороной по делу привлечен «Регионгаз». На сегодня между «Регионгаз» и ОАО «Славянскгоргаз» рассматривается вопрос и поэтому спор по делу между ОАО «Славянскгоргаз» и ООО «Теплосети» приостановлен. В связи с отключением котельных прекращена подача тепла. На 1 января 2011 года сумма задолженности была зафиксирована на 15 млн. руб. Имеются соответствующие Правила постановки газа, которыми установлен порядок прекращения подачи газа, данный порядок был нарушен. Одной из причин задолженности ООО «Теплосети» перед ООО «Славянскгоргаз» является недостаточное субсидирование расходов учреждений здравоохранения и образования района на теплоснабжение, хотя большую задолженность имеют и физические лица и другие организации.

Представитель Управления образованием администрации МО Славянский район Горностаев С.Д. признал, что задолженность по оплате есть вследствие недостаточного субсидирования со стороны администрации муниципального образования.

Представитель ОАО Славянскгоргаз» Вечканов И.В. пояснил, что в 2010 г между ООО «Теплосети» и ОАО «Славянскгоргаз» был заключен договор. Теплосети оплату производили не в полном объеме. На конец 2010 года задолженность составляла около 20 млн. руб., а сейчас уже около 70 млн. рублей. Были совещания, на которых постоянно обсуждалась данная проблема. Глава администрации давал начальнику финансового управления ПВП задание, чтобы обязательства были выполнены. Было предложение найти других поставщиков вместо ОАО «Славянскгоргаз». Сети у них находятся в собственности, а в плане поставки газа, его объеме - они не добытчики. Договор на транспортировку газа в настоящее время имеется только с ОАО «Славянскгоргаз», но может быть заключен и с другим поставщиком, т.к. собственником газа является Регионгаз. Порядок прекращения поставки газа не был нарушен, все были уведомлены в установленном порядке, а причиной является длительное не выполнение обязанностей по оплате за поставленный газ и отсутствие договора на поставку. Иск прокурора правомерен, администрация взяла на себя обязательства, были составлены протоколы совещаний, но обязательства не выполняются. Из-за сложившейся ситуации ОАО «Славянскгоргаз» может быть объявлен банкротом, что приведет к полной остановке всех котельных.

Начальник бюджетного отдела финансового управления администрации МО Славянский район Волоцкая Н.А. пояснила, что задолженность не администрации, а бюджета. Администрация не является главным распорядителем средств, у них есть главные распорядители средств по отраслям и там свои главы. Есть годовой план, согласно которому распоряжаются средствами, главных распорядителей восемь. Глава в процессе не участвует, это возложено на финансовое управление. Субсидии направляются на управление образованием, а они дальше. Когда не хватает средств, в первую очередь по плану заработная плата. За пополнение бюджета отвечает много структур. Распределение по передаче денежных средств глава не подписывает. Бюджет принимается следующим образом: подготавливает таблицу финансовое управление, затем ее предлагают депутатам, утверждают на Совете, деньги поступают кому-то больше, кому-то меньше. Причиной недостаточного субсидирования является невыполнение доходной части бюджета.

Суд, выслушав стороны, представителей заинтересованных лиц, исследовав представленные документы, находит требования Славянского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что после изменения порядка финансирования бюджетных учреждений образования и здравоохранения, установленного федеральным законодательством, принята многоступенчатая схема оплаты этих учреждений за потребленную тепловую энергию: из бюджета муниципального образования Славянский район выделяются субсидии на покрытие затрат муниципальных учреждений на коммунальные услуги, которые направляются в распоряжение этих учреждений. Те в свою очередь производят оплату стоимости услуг по теплоснабжению ООО «Теплосети», которое из этих средств оплачивает стоимость потребленного газа ОАО «Славянскгоргаз», который покупает газ в ОАО «Краснодаррегионгаз». При задержке субсидирования со стороны органа местного самоуправления, задолженности каждого из участников такой схемы перед контрагентами возрастают до такого размера, когда возникает угроза невозможности обеспечения предоставления услуг вследствие отсутствия средств.

Факт задолженности администрации муниципального образования Славянский район по субсидированию учреждений образования и здравоохранения сторонами не оспаривается. Однако ссылка представителя администрации и финансового управления на недостаточность пополнения доходной части бюджета, по мнению суда, не обоснованна.

В соответствии с Уставом Муниципального образования Славянский район, принятого решением совета МО Славянский район Краснодарского края № 2 от 4.12.2008 года, глава администрации является высшим должностным лицом муниципального образования, наделен полномочиями по решению вопросов местного значения, а именно: осуществляет функции распорядителя бюджетных средств при исполнении местного бюджета; организует и обеспечивает исполнение отдельных государственных полномочий, переданных в ведение органов местного самоуправления МО Славянский район федеральными законами, законами Краснодарского края. В соответствии со ст. 34 Устава администрация разрабатывает проект местного бюджета, исполняет местный бюджет, составляет отчет о его исполнении; исполняет расходные обязательства МО Славянский район, предоставляет межбюджетные трансферты из местного бюджета; осуществляет выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального образования Славянский район, за счет средств бюджета муниципального образования Славянский район.

Пунктом 2 ст. 120 ГК РФ предусмотрено, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Судом установлено, что учредителем учреждений образования и здравоохранения, указанных в заявлении прокурора, является администрации МО «Славянский район. То, что в этот список попали учреждения, финансируемые из федерального бюджета, не меняет ситуацию.

Ч. 4 ст. 51 ФЗ от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривает, что органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных учреждений, а так же от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленным федеральным законом.

В соответствии со ст. 15 ч. 1 п. 11 ФЗ от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

Согласно п. 4 ст. 31 ФЗ РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. Согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 29 того же Закона полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по содержанию зданий и коммунальных расходов подведомственных учреждений образования являются расходными обязательствами местного бюджета.

Из представленной представителем администрации МО Славянский район справки заместителя главы муниципального образования Славянский район начальника финансового управления ПВП № 503/11-11 от 12.04.2011 года следует, что бюджетом МО Славянский район на 2011 год, утвержденный решением 48 сессии Совета МО Славянский район 30.11.2010 года № 9, предусмотрено на отрасль «Образование» 735 229 400 руб., на «Здравоохранение» 146 513 300 руб. Утверждено на 2011 год доходов - 1 190 163 500 руб., за первый квартал поступило 248 461 100 руб.

Ссылка представителя администрации на то, что глава администрации не собирает налоги и не отвечает за недостаточное пополнение доходной части бюджета, по мнению суда, необоснованна, поскольку при такой позиции функции главы администрации сводятся только к распределению поступивших в бюджет средств, чем на практике занимается начальник финансового управления. Ответственность главы администрации за содержание зданий и сооружений указанных учреждений и обеспечение их нормальной деятельности, предусмотренная федеральными законами, предопределяет в том числе и обязанность по изысканию для этого необходимых средств.

Общеизвестны объективные трудности пополнения бюджетов всех уровней, связанные с кризисом и другими обстоятельствами, однако суду не представлено доказательств того, что главой администрации предприняты все возможные меры для исправления сложившейся ситуации, которая может привести к непредсказуемым последствиям. В материалах дела отсутствуют сведения о том, что главой администрации вопрос о перераспределении средств местного бюджета в целях устранения последствий недостаточного субсидирования бюджетных учреждений передавался на рассмотрения Совета муниципального образования или сессии депутатов и получил в этом отказ.

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку недостаточное субсидирование муниципальных учреждений следует признать как незаконную бездеятельность органа местного самоуправления.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие главы администрации муниципального образования Славянский район по решению вопросов местного значения в сфере образования в части недостаточного финансирования коммунальных расходов.

Обязать главу администрациимуниципального образования Славянский район в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить финансирование коммунальных расходов образовательных учреждений и учреждений здравоохранения Славянского района по погашению имеющейся у них задолженности перед ООО «Теплосети» по оплате тепловой энергии по состоянию на 1 апреля 2011г. в сумме 14 604 800 рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Славянский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме вынесено 15 апреля 2011г.

Судья -