Судебное решение



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дело (...)

г.Славянск-на-Кубани. 9 июня 2010г.

Славянский городской суд Краснодарского края в составе судьи Мурашева Н.И.,

при секретаре Кузнецовой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным заявлением, из содержания которого следует, что в ходе проверки информации, опубликованной в печатном издании «Заря Кубани» (...) от 9.02.2010 по вопросу осуществления сброса сточных вод в водоем, расположенный в г.Славянске-на-Кубани между улицами (...), были выявлены нарушения природоохранного законодательства в деятельности администрации Славянского городского поселения. Водоем площадью 9121 кв.м., а так же городская ливневая канализация, посредством которой осуществляется сброс сточных и дренажных вод в указанный водоем, состоят на балансе администрации Славянского городского поселения Славянского района. Согласно п.2 ч.2 ст.11 Водного кодекса РФ сброс сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование. Таким образом, наличие указанного решения о предоставление водного объекта в пользование является основным условием пользования водным объектом для целей сброса сточных и дренажных вод. У администрации Славянского городского поселения МО Славянский район действующие нормативы допустимого сброса в водный объект и разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект отсутствуют. В связи с выявленными нарушениями природоохранного законодательства, природоохранным прокурором в адрес главы Славянского городского поселения Славянского района 23.03.2010г. вынесено представление об устранении нарушений водного законодательства. Данное представление прокурора было оставлено без удовлетворения. Основным доводом администрации является то, что водоем не используется для целей сброса сточных и дренажных вод, а служит для приема ливневых вод. Данный вывод является ошибочным, т.к. согласно ст.1 Водного кодекса РФ сточные воды - воды, сток которых осуществляется с загрязненной территории. В систему ливневой канализации попадают воды с загрязненной территории (дорог, тротуаров и т.п.). Согласно ст.6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. Просит признать незаконным бездействие администрации Славянского городского поселения МО Славянский район по непринятию мер по соблюдению природоохранного законодательства при сбросе ливневых сточных вод в водный объект. Обязать администрацию устранить допущенные нарушения.

В судебном заседании прокурор Пономарев С.Ю. исковые требования изменил. Просил вместо требования установить нормативы допустимых сбросов веществ ливневых сточных вод, обязать ответчика получить такие нормативы в соответствующем органе Ростехнадзора. В остальной части требования межрайонного прокурора поддержал. Пояснил, что дороги и тротуары являются загрязненными объектами, поэтому должен быть установлен норматив сброса в водоем ливневых стоков. Считает, что городское поселение должно получить разрешение на использование этого водного объекта и на предельно допустимый сброс ливневых стоков. Поскольку ответчик этого не сделал, то необходимо признать его бездействие незаконным. Вопрос затрагивает интересы неопределенного круга лиц, поэтому прокурор вправе заявлять такие требования.

Представитель администрации Славянского городского поселения муниципального образования Славянский район Носань В.Е. возражал против удовлетворения заявленных требований, и пояснил, что водоем является искусственным сооружением. Он был вырыт с целью предотвращения подтопления части территории города в весенние паводки. Было много обращений и жалоб граждан, что затопляются их огороды, поэтому были приняты меры: прорыты ливнестоки, сделаны водоемы. Эти меры дали свои результаты, ситуация исправилась. Утверждение прокурора о том, что дороги и тротуары города загрязнены, поэтому ливнестоки стекают с загрязненной территории, голословны, никаких исследований не проводилось и соответствующих актов суду не представлено. По смыслу Водного кодекса загрязненной территория считается тогда, когда на ней присутствуют радиоактивные или иные вредные вещества. Вокруг водоема нет никаких предприятий, поэтому нет никакой необходимости для установления нормативов сброса вредных веществ. В прошлом году были проведены большие и затратные работы по очищению этого водоема и его берегов, потому что летом он пересыхает и скапливается мусор. Водоем является муниципальной собственностью, поэтому разрешение на его использование может выдавать сама администрация города, а ей такого разрешения ни у кого брать не надо. В ст.209 ГК РФ определено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов третьих лиц.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со ст. 1 Водного кодекса РФ, водный объект - это природный и искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Под сточными водами, согласно п. 19) ст. 1, понимаются воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории, а согласно п. 13) дренажные воды - воды, отвод которых осуществляется дренажными сооружениями для сброса в водные объекты.

Судом установлено, что воды указанного в заявлении прокурора водоема не используется в промышленных или бытовых целях. Вокруг водоема отсутствуют какие-либо дренажные сооружения или оборудованные ливнестоки, направленные в водоем. Этот водоем, как и несколько других подобных водоемов в городе, является искусственным сооружением, созданным с целью аккумулирования подпочвенных вод для предотвращения подтопления в весенние паводки территории, находящейся в плавневой зоне.

Утверждение прокурора о том, что ливнестоки в водоем осуществляются с загрязненной территории, не является обоснованным. Суду не представлено документов, подтверждающих проведение каких-либо исследований прилегающих к водоему территорий на предмет их загрязнения, и прокурором не заявлено о проведении таких исследований. Водным кодексом не дано разъяснения понятия загрязненной территории. Законом № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено (ст.1), что загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 2.10.2002г. № 830 «Об утверждении положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота», под загрязненной территорией понимаются земли, загрязненные радиоактивными веществами, нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлическими и другими токсичными химическими веществами, биологическими веществами и микроорганизмами свыше предельно допустимых концентраций в пределах веществ (микроорганизмов), включая земли, на которых в результате радиоактивного, химического или биогенного загрязнения не обеспечивается производство продукции, соответствующей требованиям, установленным законодательством РФ.

Исходя из такого определения нельзя сделать вывод о том, что загрязняющие вещества в опасной концентрации находятся на улицах города Славянска-на-Кубани, не имеющего на своей территории действующих предприятий или производств, производящих такие вещества или допускающих опасные отходы, которые попадают на прилегающие к водоему территории, а затем вместе с дождевыми стоками попадают в водоем и загрязняют его до опасной концентрации. В связи с отсутствием промышленной или другой экономической деятельности с использованием водоема, требования прокурора о необходимости установления нормативов допустимых сбросов веществ и необходимости получения разрешения на предельно допустимый сброс веществ ливневых сточных вод, не являются обоснованными, поскольку такие сбросы не осуществляются. Даже при выполнении указанных требований прокурора об установлении нормативов остается неясным, каким образом администрация города сможет обеспечить соблюдение нормативов во время затяжных дождей, поскольку сброс воды, каких-либо жидких отходов или иных веществ в водоем она не осуществляет.

Доводы прокуратуры о том, что ответчику необходимо получить разрешение на пользование водным объектом в целях сброса сточных вод являются также необоснованными, так как согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов третьих лиц. Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности Славянского городского поселения Славянского района от 23.04.2010г. (...), водоем площадью 9121 кв.м., между улицами (...), состоит на балансе администрации Славянского городского поселения Славянского городского поселения на основании Закона Краснодарского края от 28.07.2006 № 1072-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Славянский район, между вновь образованным городским, сельскими поселениями и муниципальным образованием Славянский район, в состав которого они входят».

В заявлении прокурора отсутствуют данные о том, что действиями или бездействием администрации городского поселения нарушаются права граждан на доступ к водоему, что имеются жалобы жителей на нарушение законодательства об охране природы при пользовании этим водоемом, что имеются факты гибели рыбы или птиц на территории водоема вследствие воздействия вредных веществ. В представленных материалах отсутствует экземпляр газеты «Заря Кубани», на который ссылается межрайонный прокурор в заявлении, а ходатайство о его истребовании не заявлено.

При таких обстоятельствах требования прокурора не могут быть удовлетворены.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по непринятию мер по соблюдению природоохранного законодательства при сбросе ливневых сточных вод в водоем, расположенный в г.Славянске-на-Кубани между улицами (...); обязать главу Славянского городского поселения Славянского района Краснодарского края получить разрешение в установленном законодательством порядке о предоставлении указанного водного объекта для сброса ливневых сточных вод; получить в установленном законодательством порядке нормативы допустимых сбросов ливневых сточных вод в указанный водный объект; получить разрешение в установленном законодательством порядке на предельно допустимый (нормативный) сброс загрязняющих веществ в составе ливневых сточных вод в указанный водный объект; обеспечить соблюдение нормативов допустимого сброса веществ при сбросе ливневых сточных вод в указанный водный объект, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Славянский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме вынесено 10 июня 2010г.

Судья -

СПРАВКА

Решение вступило в законную силу 29.07.2010 г.