Именем Российской Федерации г. Славянск-на-Кубани 20 марта 2012 года Славянский городской суд Краснодарского края в составе: председательствующего Радионова А.А. при секретаре Килиной Г.Л. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Токарева АВ о признании незаконными действия и бездействия заместителя Славянского межрайонного прокурора Танчик А.Е., УСТАНОВИЛ: Токарев А.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действия и бездействия прокурора Танчик А.Е., в котором указал, что должностные лица судья Славянского городского суда Мурашев Н.И., главные врачи Славянской ЦРБ Судариков А.А. и Зиборова И.В. допустили незаконное вмешательство в его право на уважение личной жизни. 29.11.2011 он обратился за правовой защитой в Славянскую межрайонную прокуратуру с заявлением о проведении прокурорской проверки законности и обоснованности действий упомянутых должностных лиц. 11.12.2011 ему стало известно о том, что заместитель Славянского межрайонного прокурора Танчик А.Е. 07.12.2011 направил указанное заявление в Департамент здравоохранения Краснодарского края без разъяснения мотивов принятого решения. В результате его заявление в установленный законом срок прокурором не рассмотрено, никаких мер прокурорского реагирования не принято, письменного ответа на поставленные в заявлении вопросы не дано, его право не восстановлено. Считает, что в обстоятельствах данного дела прокурор допустил незаконное действие, выразившееся в произвольном направлении заявления на рассмотрение в другой орган, а также незаконное бездействие, выразившееся в не рассмотрении заявления по существу, так как ст.12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено, что обращения граждан рассматриваются в федеральном органе исполнительной власти в течение тридцати дней с даты поступления. В данном случае по истечении тридцати дней со дня регистрации заявление прокурором не рассмотрено, ему не дан письменный ответ по существу поставленных в нем вопросов, меры прокурорского реагирования, направленный на восстановление его нарушенного права не приняты. Нарушен Федеральный закон «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 № 2202-ФЗ, которым прокурору предоставлены широкие полномочия по осуществлению надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Отсюда следует, что уклонившись от надлежащего рассмотрения заявления по фактам незаконного вмешательства должностных лиц в право заявителя на уважение его личной жизни, прокурор не исполнил обязанности, возложенные на него законом. Данные выводы подтверждает и ответ руководителя Департамента здравоохранения Краснодарского края, полученный им 10.03.2012, из которого следует, что департамент не уполномочен рассматривать направленное Славянской межрайонной прокуратурой обращение заявителя. Просит суд признать действие заместителя Славянского межрайонного прокурора Танчик А.Е., выразившееся в направлении обращения заявителя в другой орган, незаконным. Признать бездействие заместителя Славянского межрайонного прокурора Танчик А.Е., выразившееся В судебное заседание Токарев А.В., надлежаще уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, направив в суд ходатайство об отложении судебного заседания в связи с необходимостью истребования письменного отзыва Славянской межрайонной прокуратуры на его заявление и предоставлении ему возможности ознакомиться с ним и подготовиться к судебному разбирательству. Рассмотрев данное ходатайство, суд не находит оснований для его удовлетворения, в связи с чем в соответствии с ч.2 ст. 257 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии Токарева А.В. В судебном заседании заместитель Славянского межрайонного прокурора Жуков Д.Г. возражал против удовлетворения заявленных требований Токарева А.В. и пояснил, что его обращение было правильно направлено в департамент здравоохранения Краснодарского края, так как органы прокуратуры не компетентны проверять соблюдение врачебной тайны. Кроме того, на основании п. 4.2 Положения о департаменте здравоохранения Краснодарского края, утвержденного постановлением Главы администрации Краснодарского края № 91 от 15.02.2008 «О департаменте здравоохранения Краснодарского края», департамент в пределах своей компетенции имеет право осуществлять контроль за правильным применением законодательства Российской Федерации и Краснодарского края в области охраны здоровья граждан на территории Краснодарского края. Суд, выслушав заместителя прокурора, исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, 29.11.2011 Токарев А.В. обратился в Славянскую межрайонную прокуратуру с заявлением о проведении прокурорской проверки действий должностных лиц МУ «Славянская ЦРБ», а именно: главных врачей Сударикова А.А. и Зиборовой И.В. В соответствии с п.2 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, при этом органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. 07.12.2011 заместителем Славянского межрайонного прокурора Танчик А.Е. указанное обращение Токарева А.В. направлено в адрес руководителя департамента здравоохранения Краснодарского края для рассмотрения по подведомственности. При этом в качестве основания направления обращения приведена ссылка на п. 3.5 Приказа Генерального прокурора РФ от 17.12.2007, которым утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации (далее - Инструкция). Согласно п.3.5 Инструкции, обращения, подлежащие разрешению другими органами и учреждениями, в 7-дневный срок со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения. Сопроводительное письмо с переадресованием обращений граждан может быть подписано заместителем районного прокурора. В соответствии с п.4.2 Положения о департаменте здравоохранения Краснодарского края, утвержденного постановлением Главы администрации Краснодарского края № 91 от 15.02.2008 «О департаменте здравоохранения Краснодарского края», департамент в пределах своей компетенции имеет право осуществлять контроль за правильным применением законодательства Российской Федерации и Краснодарского края в области охраны здоровья граждан на территории Краснодарского края. Статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в качестве основных принципов охраны здоровья указан принцип соблюдения врачебной тайны. Статьей 13 указанного Федерального закона определено понятие врачебной тайны, установлен запрет на её разглашение и перечислены обстоятельства, при которых допускается предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя. В числе таких обстоятельств приведены запрос суда в связи с судебным разбирательством, обмен информацией медицинскими организациями и другие. Таким образом, суд считает обоснованным направление заместителем Славянского межрайонного прокурора обращения Токарева А.В. для рассмотрения в департамент здравоохранения Краснодарского края. При этом суд отмечает, что требование Инструкции о разъяснении принятого решения заявителю заместителем прокурора выполнено не было, в связи с чем в этой части бездействие заместителя Славянского межрайонного прокурора следует признать незаконным. Ссылка Токарева А.В. на поступивший ему из департамента здравоохранения Краснодарского края ответ от 8.02.2012 № Т-162/12/1 как обстоятельство, исключающее рассмотрение его обращения компетентным органом, не может быть признана обоснованной, так как согласно ответу, в полномочия департамента здравоохранения Краснодарского края не входит проверка запрашиваемой судом информации от МУЗ «Славянская ЦРБ». Из содержания ответа следует, что соответствие действий должностных лиц МУЗ «Славянская ЦРБ» по предоставлению на поступившие запросы информации о состоянии здоровья Токарева А.В. законодательству Российской Федерации и Краснодарского края в области охраны здоровья граждан должностными лицами департамента не проверялось. В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Таким образом, обязанность по устранению допущенных нарушений прав Токарева А.В. должна быть возложена не на Славянского межрайонного прокурора, а на заместителя Славянского межрайонного прокурора Танчик А.Е., в полномочия которого входят действия по разъяснению принятого решения о направлении заявления по подведомственности. Изложенные в заявлении Токарева А.В. требования об обязании Славянского межрайонного прокурора провести прокурорскую проверку законности и обоснованности действий судьи Славянского городского суда Мурашева Н.И. суд считает не подлежащими удовлетворению, так как в соответствии со ст.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры Российской Федерации надзорными полномочиями в отношении судебных органов и их должностных лиц не обладают. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Токарева АВ о признании незаконными действия и бездействия заместителя Славянского межрайонного прокурора Танчик А.Е. удовлетворить частично. Бездействие заместителя Славянского межрайонного прокурора Танчик А.Е. в части неразъяснения принятого решения о направлении заявления Токарева А.В. от 29.11.2011 о проведении прокурорской проверки по подведомственности в департамент здравоохранения Краснодарского края признать незаконным. Обязать заместителя Славянского межрайонного прокурора Танчик А.Е. устранить допущенное нарушение права Токарева А.В. путем разъяснения принятого решения о направлении его заявления от 29.11.2011 о проведении прокурорской проверки по подведомственности в департамент здравоохранения Краснодарского края. В удовлетворении остальной части заявления Токарева А.В. отказать. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Славянский городской суд Краснодарского края в течение месяца со дня вынесения. Справка: Решение вступило в законную силу 20 апреля 2012 года Судья Радионов А.А.
в нерассмотрении обращения заявителя в установленный законом
срок, незаконным. Обязать Славянского межрайонного прокурора Крючкова
А.П. устранить в полном объёме допущенное нарушение закона: рассмотреть заявление по существу; провести прокурорскую проверку законности и
обоснованности действий должностных лиц Мурашева Н.И.,
Сударикова А.А. и Зиборовой И.В. Обязать Славянского межрайонного прокурора Крючкова А.П. устранить в полном объёме допущенное нарушение его права на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, предусмотренное статьёй 13 Конвенции в сочетании со статьёй 8 Конвенции.