Именем Российской Федерации г.Славянск-на-Кубани. 16 июля 2012 года Славянский городской суд Краснодарского края в составе: судьи Финяк О.М., при секретаре Николаенко Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мантулиной И.К. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Славянском районе Краснодарского края об оспаривании отказа в назначении досрочной пенсии по старости, УСТАНОВИЛ: Мантулина И.К. обратилась в суд к Управлению Пенсионного фонда РФ в Славянском районе Краснодарского края с иском об оспаривании отказа в назначении досрочной пенсии по старости. В судебном заседании Мантулина И.К. пояснила, что она обратилась в Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Славянском районе с вопросом о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью. 10 мая 2012 года заседанием Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан было вынесено решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого медицинского стажа 30 лет лечебной деятельности. В качестве оснований отказа комиссия указывает отсутствие требуемого специального медицинского стажа 25 лет в сельской местности, поселках городского типа или 30 лет лечебной деятельности по охране здоровья населения в сельской местности и в городах или только в городах. С данным решением она не согласна. Ее трудовая деятельность началась с 08.09.1975 года по 20.08.1976 года на Славянском экспериментальном тарном заводе учеником сортировщика, стоматологическая поликлиника в товарищество с ограниченной ответственностью «Славянская стоматологическая поликлиника», 19 сентября 1992 года был подписан договор между Администрацией г. Славянска-на-Кубани и Славянской стоматологической поликлиникой, который признает Администрацию г. Славянска-на-Кубани учредителем Славянской стоматологической поликлиники, т.е. будучи переименованным в ТОО Славянская стоматологическая поликлиника, остается бюджетным учреждением. 06 июля 1993 года на основании постановления Главы администрации города Славянска-на-Кубани и Славянского района Краснодарского района (...) от 06 июля 1993 года «О государственной перерегистрации товарищества с ограниченной ответственностью «Стоматологическая поликлиника» в муниципальное предприятие «Стоматологическая поликлиника», при этом 06 июля 1993 года, этим же постановлением зарегистрирован Устав «Стоматологической поликлиники» в котором в разделе 1 п.1.2. указано: «Стоматологическая поликлиника» является муниципальным предприятием, учредителем которого является администрация г. Славянска-на-Кубани и Славянского района, в разделе IV указано: источником формирования имущества являются бюджетные ассигнования денежные и материальные взносы учредителя, исходя из вышеуказанного, данное учреждение коммерческой деятельностью не занималось и оставалось бюджетным учреждением, где учредителем является администрация. Не зависимо от наименования, типа учреждения организации Стоматологическая поликлиника осуществляет лечебную деятельность по охране здоровья населения: федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Просит обязать засчитать ей период работы с 01.11.1999 года по 27.07.2000 года врачем-стоматологом и врачем-стоматологом-терапевтом муниципального предприятия «Славянская стоматологическая поликлиника» в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и решить вопрос о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости. Представитель Управления Пенсионного фонда в Славянском районе Горбачева Т.В. иск не признала и пояснила, что 10.05.2012 года Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ в Славянском районе рассмотрено заявление Мантулиной И.К. о назначении досрочной пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью и вынесено решение (...) об отказе по тем основаниям, что на дату обращения 03.05.2012 года Мантулина И.К. имеет специальный медицинский стаж 29 лет 3 месяца 13 дней. Недостающий для назначения досрочной пенсии по старости специальный стаж 0 лет 8 месяцев 17 дней. Назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью производится на основании пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №173-Ф3 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. При установлении пенсии до 01.01.2002 года применялись нормы Закона РФ от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в РФ». Согласно ст.83 Закона РФ от 20.11.1990 №340-1 списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством РФ по соглашению с Пенсионным фондом РФ. За периоды работы до 01.11.1999 года применялся Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464. Пунктом 2 Постановления от 06.09.1991 № 464 предусмотрено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, засчитываются все виды лечебной и иной по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Период работы с 01.10.1992 по 05.07.1993 в ТОО «Стоматологическая поликлиника» и период работы с 06.07.1993 по 31.10.1999 в предприятии «Стоматологическая поликлиника» были засчитаны в специальный медицинский стаж с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29 01 2004 №2-П по Списку от 06.09.1991 №464, так как он предусматривал организации независимо от их организационно-правовой формы. Период работы с 01.11.1999 года по 27.07.2000 года врачем-стоматологом и врачем-стоматологом-терапевтом Муниципального предприятия «Славянская стоматологическая поликлиника» не принят к зачету в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, т.к. в целях реализации пенсионных прав медицинских работников при подсчете специального стажа периоды работы с 01.11.1999 года по 13.11.2002 года (до вступления в силу постановления Правительства от 29.10. 2002 № 781) оценивается с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П по Списку должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочную пенсию, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066. Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 установлено, что Список должностей и учреждений и Правила исчисления сроков выслуги, утвержденные настоящим постановлением, применяются в отношении лечебной и иной работы по охране здоровья населения, осуществлявшейся в учреждениях здравоохранения. Поскольку государственная перерегистрация предприятия Муниципальное предприятие «Стоматологическая поликлиника» в Муниципальное учреждение «Стоматологическая поликлиника» произведена только 28.07.2000 году, оснований для зачета в специальный медицинский стаж периода работы в Муниципальном предприятии с 01.11.1999 года до 28.07.2000 - даты государственной регистрации, не имеется. Считает, что не имеется основания для удовлетворения заявления Мантулиной И.К.. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью производится на основании пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №173-Ф3 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда в Славянском районе от 10.05.2012 года следует, что истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости вследствие отсутствия достаточного трудового стажа, необходимого для назначения такой пенсии, поскольку период работы истицы с 01.11.1999 года по 27.07.2000 года врачем-стоматологом и врачем-стоматологом-терапевтом Муниципального предприятия «Славянская стоматологическая поликлиника» не принят к зачету в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. В это период истица работала на предприятии, а не в учреждении здравоохранения. С таким выводом нельзя согласиться. Анализируя нормы законодательства и судебную практику по этой теме, суд приходит к выводу о незаконности отказа Пенсионного фонда в назначении пенсии истице Мантулиной И.К.. Ст. 83 Закона РФ № 340-1 от 20.11.1990г. «О государственных пенсиях в РФ», утратившего силу с 01.01.2002 года, предусматривала утверждение Правительством РФ Списков работ, с учетом которых назначается пенсия. До 01.11.1999 года действовал Список, утвержденный Постановлением Совмина РСФСР № 464 от 06.09.1991 года, в который входили врачи независимо от наименования должности лечебных учреждений всех форм собственности. Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 года был утвержден новый Список, в который вошли работники организаций, созданных в форме учреждений. Поскольку указанное Постановление имело обратную силу, то было применено ответчиком в качестве обоснования при принятии решения от 10.05.2012 года. Истице Мантулиной И.К. было отказано во включении в специальный стаж периода работы с 01.11.1999 года по 27.07.2000 года несмотря на то, что были включены в стаж периоды как предшествующий указанному, так и последовавший за ним. Во все эти периоды истица работала на одном и том же предприятии (учреждении), в одной и той же должности, и занималась одной и той же лечебной деятельностью. Муниципальное предприятие было переименовано в учреждение 19.05.2000 года, а не 27.07.2000 года, что подтверждается записью в трудовой книжке. При переименовании учреждения не менялся ни профиль его деятельности, ни характер и объем трудовой деятельности истицы. Как разъяснил Конституционный Суд РФ в своем Постановлении № 2-П от 29.01.2004 года принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан. В разъяснении Конституционного Суда РФ в Определении № 310-О от 6.12.2001 года указано, что Правительству Российской Федерации предоставлено право по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации утверждать Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги. Из данного Закона не вытекает, что Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения этой категории работников и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет. При осуществлении предоставленных ему полномочий Правительство Российской Федерации не только связано законодательными нормами, регулирующими основные вопросы пенсионного обеспечения за выслугу лет, но и обязано учитывать закрепленные в указанном Законе общие принципы пенсионного обеспечения граждан, в частности принцип его всеобщности, а также предписания статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Таким образом, при решении спора следует исходить из того, что работник, занимавший должность или выполнявший работу, которые предоставляли ему право на досрочное назначения трудовой пенсии по старости, при внесении изменений в законодательство или иные правовые нормы, регулирующие данные правоотношения, должен иметь право выбора между продолжением работы на новых условиях, или переходом на другую должность или предприятие, на которых указанные льготы сохраняются. Кроме того, следует отметить, что ни действовавший на спорный период закон о пенсионном обеспечении, ни действующий в настоящее время закон, регулирующий те же вопросы, не препятствуют назначению истцу досрочной трудовой пенсии. При таких обстоятельствах, исковые требования Мантулиной И.К. должны быть удовлетворены. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Мантулиной И.К. удовлетворить. Признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ в Славянском районе от 10 мая 2012 года в части отказа в назначении Мантулиной И.К. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Славянском районе включить период работы Мантулиной И.К. с 01 ноября 1999 года по 27 июля 2000 года в должности врача-стоматолога и врача-стоматолога-терапевта муниципального предприятия «Славянская стоматологическая поликлиника» в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и решить вопрос о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости с 03 мая 2012 года в порядке, установленном законодательством. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Славянский городской суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме. Решение в окончательной форме вынесено 17 июля 2012 года. Судья - /подпись/ Копия верна: Судья Финяк О.М. «СОГЛАСОВАНО» Судья Финяк О.М. «___»______________2012 года
помощником станочника, сортировщица деталей; с 01.09.1976 года по
24.06.1981 года учеба в Кубанском медицинском Институте Им. Красной армии. С 19.08.1981 года по 30.09.1992 года врач-стоматолог стоматологической поликлиники Славянской ЦРБ; с 01.10.1992 года по 27.07.2000 года врач-стоматолог ТОО «Славянской стоматологической поликлиники» Муниципального предприятия «Стоматологическая поликлиника». С 28.07.2000 года по 29.02.2004 года врач-стоматолог-терапевт Муниципального учреждения «Стоматологическая поликлиника» Славянской ЦРБ. С 01.03.2004 года по настоящее время врач-стоматолог-терапевт Муниципального учреждения «Стоматологическая поликлиника», Муниципального автономного учреждения «Стоматологическая поликлиника» муниципального образования Славянский район. Из вышеперечисленного видно, что ее трудовая деятельность начиная с 19.08.1981 года не менялась и проходила на одном предприятии. Постановлением № 607 от 10 сентября 1992 года была произведена первая перерегистрация из медицинского учреждения Славянская