Решение по заявлению Славянского межрайонного прокурора в интересах РФ о признании незаконным бездействия администрации МО Славянский район в части непринятия муниципальной программы (подпрограммы) по вопросам противодействия коррупции



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

                                                          Дело № 2-1063/2012

г.Славянск-на-Кубани.                                    16 октября 2012г.

Славянский городской суд Краснодарского края в составе судьи Мурашева Н.И.,

с участием прокурора Шаповаловой О.Ю.,

при секретаре Павловой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Славянского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Славянский район в части непринятия муниципальной программы (подпрограммы) по вопросам противодействия коррупции,

УСТАНОВИЛ:

Славянский межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с указанным заявлением, из содержания которого следует, что прокуратурой в августе 2012 года проведена проверка соблюдения администрацией МО Славянский район законодательства о противодействии коррупции в части принятия муниципальной программы (подпрограммы) по вопросам противодействия коррупции. В результате проверки выявлены нарушения требований закона в указанной сфере, допущенные должностными лицами администрации МО Славянского района. В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления в Краснодарском крае в пределах своих полномочий принимают муниципальные антикоррупционные программы. Администрацией МО Славянский район муниципальная программа (подпрограмма) по вопросам противодействия коррупции до настоящего времени не принята. В результате не реализуются должным образом предусмотренные законом меры по противодействию коррупции. Данное обстоятельство свидетельствует о бездействии администрации МО Славянский район в принятии, предусмотренных требованиями действующего законодательства, антикоррупционной программы, что недопустимо.С учетом выявленных нарушений, 22.08.2012 года Славянским межрайонным прокурором внесено представление в адрес и.о. главы администрации муниципального образования Славянский район об устранении выявленных нарушений законодательства о противодействии коррупции и привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.21.09.2012 года в адрес Славянского межрайонного прокурора поступил ответ на вышеуказанное представление, в котором указано что в связи с дефицитом бюджета муниципального образования Славянский район в 2012 году, муниципальная программа по вопросу противодействия коррупции будет разработана в 2013 году. Непринятие муниципальной программы (подпрограммы) по вопросам противодействия коррупции приводит к несоблюдению основных принципов противодействия коррупции, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции» и невозможности реализации органами местного самоуправления полномочий по предупреждению и ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Славянский район в части непринятия муниципальной программы (подпрограммы) по вопросам противодействия коррупции и обязать администрацию МО Славянский район принять муниципальную программу (подпрограмму) по вопросам противодействия коррупции в срок до 1.01.2013 года.

В судебном заседании прокурор Шаповалова О.Ю. просила заявленные требования удовлетворить, пояснив, что в адрес администрации прокуратурой было вынесено соответствующее предписание, но фактически до настоящего времени муниципальная программа по вопросам противодействия коррупции не разработана. Необходимо программу принять сейчас.

Представитель администрации муниципального образования Славянский район Носань В.Е. требования прокурора не признал, пояснил, что в 2011 году приняли бюджет, денежные средства на принятие программы (подпрограммы) по вопросам противодействия коррупции не были запланированы, есть виновные лица, которые должны были за этим следить. Программа будет принята в 2013г.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает заявленные требования Славянского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно требованиям ст.22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор, в случае установления факта нарушения закона органами местного самоуправления имеет право обратиться в суд.

В соответствии с ч.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации полномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. В исковом заявлении прокурор указал, что иск подается в интересах Российской Федерации.

Из представленных материалов следует, что Славянской межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения администрацией МО Славянский район законодательства о противодействии коррупции в части принятия муниципальной программы (подпрограммы) по вопросам коррупции. Прокуратурой были выявлены нарушения, допущенные должностными лицами администрации МО Славянский район при исполнении требований законодательства. Установлено, что администрацией МО Славянский район муниципальная программа (подпрограммы) по вопросам противодействия коррупции до настоящего времени не принята. В результате не реализуются должным образом предусмотренные законом меры по противодействию коррупции.

22 августа 2012 года и.о. главы муниципального образования Славянский район СРИ было направлено Славянским межрайонным прокурором соответствующее представление с требованием принять исчерпывающие меры к устранению нарушений требований законодательства и недопущению их впредь и привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц. 21.09.2012 года первым заместителем главы муниципального образования Славянский район управляющим делами ПСА Славянскому межрайонному прокурору было направлено письмо, в котором указано, что в связи с кадровыми изменениями в администрации муниципального образования Славянский район, лица, ответственные за составление муниципальной программы по вопросам противодействия коррупции уволены, в связи с чем, привлечь их к дисциплинарной ответственности не представляется возможным. Учитывая дефицит бюджета муниципального образования Славянский район в 2012 году, муниципальная программа по вопросу противодействия коррупции администрацией муниципального образования Славянский район будет разработана на 2013 год.

Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 ФЗ основными     направлениями деятельности     государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является, в том числе проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции.

Пунктом 38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено положение закона, согласно которому осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения относится к вопросам местного значения поселения.

Указом Президента РФ от 13.04.2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы» утверждена Национальная стратегия и Национальный план противодействия коррупции на 2010 - 2011 гг.

Одним из основных направлений в соответствии с п.п. «б» п. 8 Национальной стратегии противодействия коррупции на 2010 - 2011 гг. является повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию коррупции.

Согласно ст. 3 Закона Краснодарского края от 23.07.2009 № 1 798 - КЗ «О противодействии коррупции в Краснодарском крае» профилактика коррупции осуществляется органами государственной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления в Краснодарском крае путем применения в пределах их полномочий основных мер, в том числе утверждение антикоррупционных программ.

В соответствии со ст. 9 Закона Краснодарского края от 23.07.2009 № 1798 КЗ      «О      противодействии      коррупции      в      Краснодарском      крае» антикоррупционные программы являются комплексной мерой реализации антикоррупционной политики, обеспечивающей согласованное применение правовых,экономических, образовательных, воспитательных, организационных, информационных и иных мер, направленных на противодействие коррупции.

В ходе судебного заседания нашли свое подтверждение выявленные Славянской межрайонной прокуратурой нарушения должностными лицами администрации муниципального образования Славянский район, выразившиеся в непринятии муниципальной программы (подпрограммы) по вопросам противодействия коррупции, что приводит к несоблюдению принципов, установленных Федеральным законом ФЗ № 273 от 25.12.2008 года «О противодействии коррупции».

Намерение администрации муниципального образования Славянский район начать работу над программой в 2013г., с учетом положений бюджетного законодательства свидетельствует о том, что в этом случае программа заработает только в 2014г., поскольку бюджет на 2013г. закладывается в 2012г.

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку непринятие должностными лицами администрации муниципального образования Славянский район муниципальной программы (подпрограммы) по вопросам противодействия коррупции следует признать как незаконную бездеятельность органа местного самоуправления.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                               РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Славянский район в части непринятия муниципальной программы (подпрограммы) по вопросам противодействия коррупции.

Обязать администрацию муниципального образования Славянский район принять муниципальную программу (подпрограмму) по вопросам противодействия коррупции в срок до 1 января 2013г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Славянский городской суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме вынесено 17 октября 2012 года.

Копия верна: Судья                                          Н.И.Мурашев

СОГЛАСОВАНО

Судья                                          Н.И.Мурашев