Решение по иску Славянского межрайонного прокурора в интересах Диденко Р.А. к Администрации МО Славянский район об обязании предоставитбь жилье лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

                                                         Дело № 2- 1062/2012

г.Славянск-на-Кубани.                                     22 октября 2012г.

Славянский городской суд Краснодарского края в составе судьи Мурашева Н.И.,

с участием прокурора Чаленко Т.И.,

при секретаре Павловой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Славянского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования Славянский район в интересах Диденко Р.А. об обязании предоставить жилье лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

УСТАНОВИЛ:

Славянский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным заявлением, из содержания которого следует, что Славянской межрайонной прокуратурой согласно заданию прокуратуры Краснодарского края проведена проверка исполнения законодательства о защите личных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, финансировании и целевом расходовании средств, направляемых на полное государственное обеспечение воспитанников и выпускников детских домов и интернатов, на их содержание в семьях опекунов (попечителей) и приемных родителей.В ходе проверки установлено, что Диденко Р.А. поставлен на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в службу по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условии администрации муниципального образования Славянский район для получения жилья В настоящее время Диденко Р.А. состоит в списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, в том числе в отдельном списке «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа, не имеющие закрепленного жилья».Однако, до настоящего времени жилое помещение Диденко Р.А. не предоставлено. В соответствии с действующим законодательством у администрации МО Славянский район возникла обязанность по предоставлению Диденко Р.А. жилого помещения по договору социального найма на территории Славянского района площадью не ниже установленных социальных норм и отвечающего санитарным и техническим требованиям применительно к данному населенному пункту. Просит суд обязать администрацию муниципального образования Славянский район, устранить нарушенные права Диденко Р.А. путем возложения на администрацию МО Славянский район обязанности предоставить ему жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм и отвечающего санитарным и техническим требованиям, применительно к данному населенному пункту.

В судебном заседании прокурор Чаленко Т.И. просила заявленные требования удовлетворить.

Диденко Р.А. в судебном заседании просил удовлетворить заявленные требования Славянского межрайонного прокурора.

Представитель администрации МО Славянский район Дзятко Г.Н. и представитель управления по вопросам семьи и детства Курячая Г.А. иск признали.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан может быть подано прокурором в случае, обращения к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов, социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Судом установлено, что 27 февраля 2002 года Диденко Р.А. приобрел статус, оставшегося без попечения родителей, так как его мать находилась в местах лишения свободы и решением Славянского городского суда от 3 декабря 2005 года лишена родительских прав, а сведения об отце в свидетельстве о рождении, записаны со слов матери. В настоящее время Диденко Р.А. зарегистрирован по адресу: (...), и не имеет закрепленной жилой площади.

Постановлением главы муниципального образования Славянский район Гончарова В.И. № 3558 от 23 октября 2006 года Диденко Р.А. принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включен в список лиц, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений, с 2 сентября 2006 года.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2009 №250-0-11 установлено, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно ч.6 ст.5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 № 148-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» указанным категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.07.2009 № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма. Пунктом 1.3. Порядка установлено, что функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края (далее - органы местногосамоуправления) в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями.

Согласно пункту 1.3. указанного Порядка, функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края (далее органы местного самоуправления) в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями.

Законом Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления образований Краснодарского края (в том числе муниципального образования Славянский район) наделяются отдельными государственными полномочиями согласно приложению к настоящему Закону по решению ряда вопросов, в том числе предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно п. 2 ст. 2 указанного выше Закона Краснодарского края от 03.06.2009 N 148-КЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, имевшие статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обеспечиваются дополнительными гарантиями прав на имущество и жилое помещение путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

В соответствии с ч. 5 ст. 5 того же закона, приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма лицам, указанной категории, осуществляются за счет краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.

Главным распорядителем бюджетных средств краевого бюджета является департамент семейной политики Краснодарского края. В соответствии с Положением, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 29 декабря 2007 года № 1265, департамент семейной политики Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области опеки, попечительства и семейной политики в Краснодарском крае. В соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края департамент семейной политики Краснодарского края обеспечивает финансирование органов местного самоуправления, реализующих переданные государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в муниципальных образованиях края.

Из правового смысла вышеприведенных норм следует, что денежные средства на приобретение жилья для указанной категории лиц, предусматриваются и выделяются за счет краевого бюджета, а процесс приобретения жилья и его предоставление гражданам осуществляется непосредственно органами местного самоуправления.

Суд приходит к выводу о том, что не предоставление Диденко Р.А. жилого помещения, в независимости от причин, препятствующих в предоставлении ему жилья, нарушает гарантированное ему законом право, быть обеспеченным жильем вне очереди.

При таких обстоятельствах заявленные требования Славянского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                               РЕШИЛ:

Обязать администрацию муниципального образования Славянский район обеспечить Диденко Р.А. жилым помещением по договору социального найма не ниже установленных социальных норм и отвечающим санитарным и техническим требованиям, применительно к данному населенному пункту, по мере поступления средств из бюджета соответствующего уровня на соответствующие цели, с учетом даты принятия Диденко Р.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Славянский городской суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме вынесено 23 октября 2012 года.

Копия верна: Судья                                          Н.И.Мурашев

СОГЛАСОВАНО

Судья                                          Н.И.Мурашев