РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело № 2-100/11
г.Славянск-на-Кубани. 17 февраля 2011г.
Славянский городской суд Краснодарского края в составе судьи Мурашева Н.И.,
при секретаре Кузнецовой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Землянской Ярославы Борисовны и Землянского Дмитрия Михайловича к Управлению социальной защиты населения в Славянском районе, Департаменту социальной защиты населения Краснодарского края и Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на меры социальной поддержки в связи с воздействием последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; обязании принять соответствующие документы для включения в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; о выдаче удостоверений граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне,
УСТАНОВИЛ:
Землянская Я.Б. и Землянский Д.М. обратились в суд с указанным иском, из содержания которого следует, что ими 14 сентября 2010 года были поданы заявления в Управление социальной защиты населения в Славянском районе о выдаче удостоверений, подтверждающих льготы пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. 1.02.2010г. они получили отказ. Считают отказ необоснованным, поскольку они проживали в населенном пункте, подвергшемся радиационному воздействию, ими были представлены удостоверения, подтверждающие льготы, выданные в р.Казахстан, справки, подтверждающие дозу облучения до 35 бэр. В период с 1964 года по 1990 год на Семипалатинском полигоне было произведено 338 ядерных испытаний, что составляет 68,4 % от полного числа ядерных испытаний за этот период. Просят суд признать за ними право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством РФ, как граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне свыше 25 сЗв (Бэр), а так же просят обязать Управление социальной защиты населения в Славянском районе Департамента социальной защиты населения Краснодарского края принять соответствующие документы необходимые для выдачи удостоверений граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и направить их в Департамент социальной защиты населения Краснодарского края для включения истцов в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий после получения от Департамента социальной защиты населения Краснодарского края соответствующих документов выдать удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
В судебном заседании истцы Землянская Я.Б. и Землянский Д.М. свои требования поддержали. Землянская Я.Б. пояснила, что они имеют право в соответствии с законодательством РФ на получение мер социальной поддержки со стороны государства, как лица, подвергшиеся радиоактивному облучению вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Источником данного права является Закон № 2-ФЗ от 10.01.2002 года, в статье 2 которого предусмотрен перечень мер социальной поддержки гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (Бэр). Статья 15 Конвенции о ядерной безопасности содержит прямой запрет на получение человеком доз излучения, превышающих установленные национальным законодательством дозовые пределы. В соответствии со ст. 2 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», определены льготы и компенсации гражданам, получившим в периоды радиационного воздействия суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (Бэр). В определении Конституционного суда РФ № 1084-О-О от 2512.2008 года отражен именно их город Усть-Каменогорск. Постановление Конституционного суда РФ № 7-II от 11 марта 1996 года указывает, что сам факт проживания на территории загрязненной радиоактивными веществами доказывает факт причинения вреда здоровью. Считает, что они предоставили необходимые документы, подтверждающие право на льготы подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, справки, а так же выданные им удостоверения, подтверждающие проживание в зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население до 35 бэр. Ядерные испытания проводились на территории одной из союзных Республик СССР. Россия, являясь правопреемником СССР, должна признавать вред, причиненный вследствие ядерных испытаний, и ответственность за причинение такого вреда не заканчивается в связи с распадом СССР. Последнее ядерное испытание было произведено в октябре 1989 года. В период с 1964 года по 1989 год на Семипалатинском полигоне было произведено 338 ядерных испытаний, это 68,4 % от полного числа испытаний. Просит суд удовлетворить их требования.
Представитель ответчика Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в судебное заседание не явился. Суд, с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело без участия представителя ответчика, поскольку он неоднократно уведомлялся о рассмотрении дела по факсу, по почте, по электронной почте, в том числе и о судебном заседании 17.02.2011г., что подтверждается соответствующими документами. В судебном заседании принимает участия представитель Краснодарского краевого управления МЧС. Суд считает, что ответчик надлежащим образом уведомлен о слушании дела, но ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявил.
Представитель Управления социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Славянском районе и Департамента социальной защиты населения Краснодарского края Маташова Т.Ю. возражала против удовлетворения заявленных требований. Из возражений следует, что в соответствии со ст. 1 ФЗ от 10 января 2002 года № 2-ФЗ гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а так же детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим ФЗ. Отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством РФ. В подтверждение статуса этим гражданам выдаются удостоверения. Предоставленные истцами документы были рассмотрены на комиссии по рассмотрению документов граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Комиссией было принято решение отказать, поскольку предоставленные документы не соответствуют требованиям п. 2 Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Город Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан, где проживали истцы, не включен в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне бывшей Казахской ССР, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15 марта 1995 года № 356-р. Периоды проживания Землянского Д.М. и Землянской Я.Б. не соответствуют периоду проживания, указанному в п. 2 Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Поскольку международных договоров между РФ и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не существует, нет законных оснований для применения при рассмотрении дела норм права иностранного государства, Республики Казахстан, на территории РФ.
Представитель Департамента социальной защиты населения Краснодарского края Безвердева О.Н., и представитель Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю Левинская Н.П. исковые требования не признали по тем же основаниям.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В судебном заседании установлено, что Землянской Я.Б. и Землянскому Д.М. в соответствии с законом Республики Казахстан № 1787-ХII от 18.12.1992 года, выданы удостоверения, подтверждающие право на льготы пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне серии ВК № 153836 от 6.03.1996 года и серии ВК № 604675 от 27.02.1997 года, которые также подтверждают проживание истцов в зоне повышенного радиационного воздействия в г. Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области в период с 31.01.1975 года - по 31.12.1990 года и с 27.10.1980 года по 31.12.1990 года каждым из истцов соответственно. Из справок № 20705, выданной Землянской Я.Б., и № 20704, выданной Землянскому Д.М. от 10.04.2007 года, следует согласно Закону Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» от 18.12.1992 года место проживания в Восточно-Казахстанской области городе Усть-Каменогорске в период с 27.10.1980 года по 31.12.1990 года и в период с 31.01.1975 года по 31.12.1990 года относится к зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия населения от 7,0 до 35,0 Бэр в период ядерных испытаний с 1949 года по 1990 год.
В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ № 2-ФЗ от 10.01.2002 года «О социальных гарантиях граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения больше 5 сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 5 названного закона гражданам, получившим суммарную накопленную) эффективную дозу облучения больше 5 сЗв (бэр) выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления.
В соответствии со ст. 26 ФЗ РФ от 9.01.1996 года № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх установленных указанным федеральным законом основных пределов доз. Ст. 9 предусматривается максимально допустимая средняя годовая эффективная доза облучения на территории РФ в результате использования источников ионизирующего облучения.
В Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне утвержденный Правительством РФ от 15.03.1995 года № 356-р в редакции распоряжения Правительства РФ от 8.02.2002 года № 156-р, город Усть-Каменогорск (бывшей КазССР) не включен.
Однако названные обстоятельства не могут служить основанием для отказа истцам в признании права на меры социальной поддержки, поскольку в период жизни в Казахской ССР, являвшейся в указанные в иске периоды союзной республикой одного государства - СССР - наравне с РСФСР, истцы получили дозу радиоактивного облучения, опасного для здоровья.
Согласно ст. 22 ФЗ от 9 января 1996 года «О радиационной безопасности населения» граждане имеют право на радиационную безопасность. Этому праву корреспондирует обязанность организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, обеспечивать выполнение мероприятий по защите населения от радиационных аварий и их последствий (статья 20 Закона). В случае нарушения указанного права гражданам гарантируется предоставление мер социальной защиты, т.е. возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и понесенных ими убытков (статьи 25-26 Закона). То, что в указанные периоды государство не обеспечило безопасность населения близлежащих к Семипалатинскому полигону населенных пунктов при проведении ядерных испытаний, является общеизвестным фактом, подтвержденным, в том числе, принятием соответствующих законом и Казахстаном и Россией.
Возражения представителей ответчиков о том, что законодательство Казахстана не может применяться на территории России, и представленные истцами справки республики Казахстан не могут служить доказательством в суде, суд принять не может. В соответствии с ч. 4 ст. 71 ГПК РФ документ, полученный в иностранном государстве, признает письменным доказательством в суде, если не опровергается его подлинность и он легализован в установленном порядке. А согласно ч. 5 той же статьи, иностранные официальные документы признаются в суде письменными доказательствами без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором РФ.
Статьей 13 Конвенции стран СНГ от 22.01.1993 года «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» определено, что «документы, которые на территории одной из Договаривающих сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территории других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов». Конвенция ратифицирована Федеральным законом РФ от 4 августа 1994 года № 16-ФЗ в соответствии с положением ст. 6 ФЗ РФ «О международных договорах
Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.10.2003 года № 5 установлено, что правила действующего международного договора РФ, согласие на обязательность которого было принято в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении закона РФ.
Вопросы о том, могут ли граждане РФ получать удостоверения единого образца и соответствующие льготы и компенсации в связи с событиями на Семипалатинском полигоне в случаях, если они проживали в населенных пунктах, не включенных в Перечень, утверждаемый Правительством РФ и в периоды после 1963г., были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ не один раз.
Так, в п. 4 Определения Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 N 404-О "По запросу Калининградской областной Думы о проверке конституционности подпункта "б" пункта 3 Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" указано, что признание за гражданами, подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, права на возмещение вреда здоровью свидетельствует о принятии государством на себя обязанности по возмещению такого вреда, в том числе в виде предоставления мер социальной поддержки. Соответственно, и механизм исполнения государством своей обязанности не должен быть таковым, чтобы им ограничивались права этих граждан или сужался круг лиц, уже признанных законом в качестве получателей этих мер.
Иное означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение, и которые, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в этой сфере.
В Определении Конституционного суда РФ № 1084-О-О от 25 декабря 2008 года указан город Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области, где в результате проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне граждане получили суммарную эффективную дозу облучения более 5 и 25 сЗв (бэр).
Период проживания истцов в местности, подвергшейся воздействию радиации, не соответствует периоду, указанному в п. 2 Правил выдачи удостоверений и указанному выше Закону.
Однако в Определении Конституционного Суда РФ от 14.12.1999 N 197-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ХВА на нарушение его права на возмещение вреда статьями 1 и 5 Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" указано, что из содержания Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", являющегося специальным законом, следует, что законодатель в данном случае предусмотрел меры социальной защиты для тех, кто проживал в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации специальный перечень, только в 1949 - 1963 годах, т.е. в определенный период, последовавший за проведением ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (28 августа 1949 года и 7 августа 1962 года), и не распространил соответствующие нормы на тех, кто проживал в этих населенных пунктах позже.
Между тем согласно статье 22 Федерального закона от 9 января 1996 года "О радиационной безопасности населения" граждане имеют право на радиационную безопасность. Этому праву корреспондирует обязанность организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, обеспечивать выполнение мероприятий по защите населения от радиационных аварий и их последствий (статья 20 Закона). В случае нарушения указанного права гражданам гарантируется предоставление мер социальной защиты, т.е. возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и понесенных ими убытков (статьи 25 - 26 Закона).
Исходя из статьи 2 Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", в силу которой гражданам, проживавшим в населенном пункте Чаган Семипалатинской области в 1949 - 1963 годах и получившим в этот период суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 бэр, предоставляются определенные льготы и компенсации, в системном истолковании со статьей 26 Федерального закона "О радиационной безопасности населения", суды общей юрисдикции вправе решить вопрос о предоставлении льгот и компенсаций лицам, чьи права на радиационную безопасность, а также на возмещение ущерба вследствие радиационных аварий оказались нарушенными.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым применить Федеральный закон «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» в системном толковании с ФЗ «О радиационной безопасности населения», а так же ст. 42 Конституции РФ, предусматривающих право граждан РФ на благоприятную окружающую среду, радиационную безопасность и возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью в результате воздействия радиоактивного излучения. Поскольку вред, причиненный экологической катастрофой, является неисчислимым, само проживание на территории, подвергшейся радиационному воздействию загрязнения, подтверждает причинение вреда здоровью граждан, проживающих на этих территориях.
С учетом установленного законодательством РФ порядка выдачи удостоверений единого образца и предоставления соответствующих льгот, суд приходит к выводу о необходимости распределения обязанностей ответчиков по восстановлению нарушенных прав истцов на предусмотренные законом компенсационные меры. Судом установлено, что заявления и необходимые документы от истцов должно принять Управление социальной защиты населения в Славянском районе и передать в Департамент социальной защиты населения Краснодарского края, который в свою очередь должен включить истцов в соответствующий реестр и направить документы в МЧС для выдачи удостоверений единого образца.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Землянской Ярославой Борисовной и Землянским Дмитрием Михайловичем право на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации № 2-ФЗ от 10.01.2002г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» как за гражданами, подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне свыше 25 сЗв (Бэр).
Обязать Управление социальной защиты населения в Славянском районе Департамента социальной защиты населения Краснодарского края принять от Землянской Ярославы Борисовны и Землянского Дмитрия Михайловича соответствующие документы, необходимые для выдачи удостоверений граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и направить их в Департамент социальной защиты населения Краснодарского края для включения истцов в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Обязать Департамент социальной защиты населения Краснодарского края после получения от Управления социальной защиты населения в Славянском районе документов, необходимых для выдачи удостоверений гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включить Землянскую Ярославу Борисовну и Землянского Дмитрий Михайловича в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и направить соответствующие документы Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий после получения от Департамента социальной защиты населения Краснодарского края соответствующих документов выдать Землянской Ярославе Борисовне и Землянскому Дмитрию Михайловичу удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Славянский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме вынесено 18 февраля 2011г.
Судья -