31 октября 2011 года Славским районным судом вынесено решение о частичном удовлетворении исковых требований Клопова, о взыскании морального вреда, причиненного в следствии ненадлежащего содержания в ИВС



Дело года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 октября 2011 года г.Славск

Славский районный суд Калининградской области в составе председательствующего: судьи Улька М.В., при секретаре Салиховой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Клопова ФИО2 к ИВС <данные изъяты> Калининградской области, Министерству Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства о взыскании морального вреда

У С Т А Н О В И Л :

Клопов ФИО2. обратился в суд с иском к ИВС <данные изъяты> Калининградской области, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства о взыскании морального вреда, указав, что ДД.ММ.ГГГГ по приговору <данные изъяты> городского суда Калининградской области он был осужден на срок 3 года 6 месяцев лишения свободы по ст.158 ч.3 УК РФ и был взят под стражу в зале суда. Поскольку ИВС при <данные изъяты> был временно закрыт, то его поместили в ИВС при <данные изъяты>, где он содержался в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общей сложности 2 суток. Условия содержания в ИВС не соответствовали требованиям санитарии, гигиены и пожарной безопасности, а именно: в камерах отсутствовали индивидуальные спальные места, отсутствуют скамейки и стол; нет шкафов для хранения гигиенических принадлежностей и продуктов; не оборудованы санузлы, краны с водопроводной водой, бачки с питьевой водой. Посуда моется с нарушением установленных правил. По причине отсутствия в ИВС санпропускника и дезинфекционной камеры санобработка не организована, одежда не подвергается дезкамерной обработке. Стены в камере выполнены «под шубу», а не гладко выкрашены. Вместо бака с водой стоял бак для исправления физиологических нужд, из которого исходила жуткая вонь, которой приходилось дышать; вентиляция отсутствовала. Спать приходилось на голых нарах из-за нехватки спальных принадлежностей; на прогулку не выводили. Указанные условия содержания легли на истца тяжким психологическим грузом, вызывали чувство страха, унижения личности и человеческого достоинства и повлекли за собой нравственные страдания, при которых был причинен моральный вред. Считает, что законность и обоснованность его содержания в ИВС при <адрес> <адрес> не может служить основанием для уменьшения размера компенсации морального вреда. Компенсацию морального вреда, выраженного в причинении глубоких психологических, нравственных страданиях в связи с ненадлежащими условиями содержания в ИВС в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оценивает в размере 7000 рублей. На основании изложенного просит суд взыскать с Управления Федерального казначейства РФ по <адрес> за счет казны РФ в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 7000 рублей.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ допущена замена ответчика ИВС при <адрес> <адрес> на правопреемника –отдел полиции по <адрес> <данные изъяты>

Истец Клопов ФИО8. в судебное заседание не явился в связи с отбыванием наказания в виде лишения свободы. Доводы искового заявления всесторонне доводят до сведения суда позицию истца относительно всех аспектов дела, истец уведомлен о времени и месте судебного заседания и имел достаточное время для реализации своих процессуальных прав по предоставлению письменных объяснений, заявлению ходатайств и отводов, ведению своего дела через представителя. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие истца.

Представители ответчиков - отдела полиции по <данные изъяты>, Министерства Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, дело рассмотрено в их отсутствие.

От ответчика – отдела полиции по <данные изъяты> в суд поступили письменные возражения на исковое заявление, в которых указывают, что Клопов ФИО9 содержался в ИВС одну ночь, с 21 час. ДД.ММ.ГГГГ, а в 09 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ он был этапирован в <адрес>. В ИВС имеются индивидуальные спальные места, задержанные размещались на деревянных нарах; подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются постельным бельем; столы и скамейки действительно отсутствуют в камерах ИВС; подозреваемые и обвиняемые обеспечивались прогулкой в соответствии с законом. Окна вместо стекол действительно выполнены стеклоблоками, однако в результате этого естественная освещенность в камерах не снижена, а соответствует нормальному дневному освещению. В ИВС имеется кухонное помещение, в котором имеются средства подогрева пищи и мытья посуды. Подозреваемым и обвиняемым выдавались средства гигиены, они обеспечивались трех разовым питанием, суточной нормой. В камерах ИВС отсутствуют санузлы.

Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Клопова ФИО10 подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.9 Федерального закона № 103-ФЗ от 15.07.1995г.( в ред.Федеральных законов от 21.07.1998г., от 09.03.2001г. № 25-ФЗ, от 31.12.2002г. № 187-ФЗ, от 30.06.2003г. № 86-ФЗ, от 08.12.2003г. № 161-ФЗ, от 29.06.2004г. № 58-ФЗ,22-ФЗ, от 07.03.2005г. № 15-ФЗ, от 15.04.2006г. № 50-ФЗ, от 05.02.2007г. № 9-ФЗ, от 05.02.2007г. № 10-ФЗ, от 21.07.2007г. № 194-ФЗ, от 24.07.2007г. № 214-ФЗ, от 30.10.2007г. № 241-ФЗ, от 27.09.2009г. № 224-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного суда РФ от 25.10.2001г. № 14-П) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее –ФЗ)изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности (далее, если не требуется соответствующее уточнение –изоляторы временного содержания) предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.

В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу (в ред. Федерального закона от 08.12.2003г. № 161-ФЗ).

Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности (местной милиции) и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете Министерства внутренних дел Российской Федерации. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания, согласно ст.13 ФЗ, в случаях когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца.

Основанием для такого перевода является постановление прокурора, следователя или лица, производящего дознание, либо решение суда.

В соответствии со ст.4 закона N103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Согласно ст.21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

В судебное заседание представлена книга учета лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания (начата ДД.ММ.ГГГГ и окончена ДД.ММ.ГГГГ), а также книга приема-сдачи дежурств изолятора временного содержания (начата ДД.ММ.ГГГГ), из которых следует, что Клопов ФИО11 содержался в ИВС при ОВД <адрес> в период с 21 часа ДД.ММ.ГГГГ до 09 часов ДД.ММ.ГГГГ В графе «за кем числится подозреваемый или обвиняемый» значится «этап <адрес>». Когда Клопов ФИО12 был этапирован в <адрес> из представленных книг не усматривается. Книга учета лиц, содержащихся в ИВС по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ суду не представлена. В возражениях ответчик –отдел полиции <данные изъяты> указал, что Клопов ФИО13 в ИВС содержался одну ночь (с 21 час.ДД.ММ.ГГГГ по 09 час.ДД.ММ.ГГГГ). Однако, Клоповым ФИО14 суду представлено письмо прокурора <адрес> исх. -Ж\10 от ДД.ММ.ГГГГ о результатах рассмотрения его жалобы на неудовлетворительные условия содержания в ИВС, из которого следует, что проведенной прокурором проверкой было установлено, что Клопов ФИО15 содержался в ИВС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Учитывая вышеизложенное, поскольку ответчиком не представлены в полном объеме документы, содержащие сведения о сроке содержания в ИВС Клопова ФИО16 а из представленных истцом документов усматривается, что он содержался в ИВС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд при определении размера компенсации морального вреда учитывает срок содержания в ИВС Клопова ФИО17 указанный в исковом заявлении и установленный в ходе проведенной прокурором <адрес> проверкой (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно ст. 16 указанного Федерального закона, в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее - Правила внутреннего распорядка (в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 № 117-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ).

Из распорядка дня изолятора временного содержания при <данные изъяты> <адрес> усматривается, что лица, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются трёхразовым питанием, а также для них проводится ежедневная прогулка (утром и вечером).

В соответствии со ст. 23 указанного Федерального Закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляет индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

В силу ст. 17 п. 9 указанного Федерального закона подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и в судебных заседаниях.

В результате проведенной в 2010г. прокурором <адрес> проверки по жалобе Клопова ФИО18 на неудовлетворительные условия содержания в ИВС при <данные изъяты>, выявлено, что в нарушение ст.ст.23,24 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» № 103-ФЗ, пунктов 42,45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2005г. № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России СП 12-95, в ИВС не имеет должного набора помещений и оборудования, а именно: отсутствует санпропускник с дезинфекционной камерой; отсутствует медицинский кабинет с изолятором; комната подогрева пищи; кладовая для хранения чистого белья и постельных принадлежностей; комната дежурного; комната хранения одежды наряда; кладовая предметов вещевого имущества для выдачи задержанным; кладовая уборочного инвентаря; санузел для сотрудников. Камеры ИВС не отвечают установленным требованиям, а именно: в камерах отсутствуют индивидуальные спальные места; отсутствуют скамейки и стол; нет шкафов для хранения гигиенических принадлежностей и продуктов; не оборудованы санузлы, краны с водопроводной водой, бачки с питьевой водой. Также установлено, что посуда моется с нарушением установленных правил в двух ваннах, трехгнездовая ванна для мытья посуды отсутствует. По причине отсутствий в ИВС санпропускника и дезинфекционной камеры санитарная обработка задержанных не организована, одежда задержанных не подвергается дезкамерной обработке.

Учитывая, что проверка прокурором <адрес> условий содержания в ИВС при <данные изъяты> <адрес> проводилась в 2010 году, а Клопов ФИО19 содержался в ИВС в феврале 2009г., а также то, что суду не представлено доказательств в подтверждение отсутствия выявленных нарушений в 2009 году, суд полагает, что вышеуказанные нарушения имели место и в 2009 году.

Таким образом, доводы Клопова ФИО20 в исковом заявлении частично подтверждаются результатами проведенной прокуратурой <адрес> проверки условий содержания в ИВС, а также частично письменными возражениями ответчика –отдела полиции <данные изъяты>».

Вместе с тем не нашли своего подтверждения доводы Клопова ФИО21 в части отсутствия вентиляции, не хватки постельных принадлежностей, отсутствия возможности выходить на прогулку.

У суда не вызывает сомнения, что истец, содержась под стражей в ИВС при <данные изъяты> <адрес> в вышеуказанных условиях, испытывал физические и нравственные страдания.

В соответствии ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинён моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные не имущественные права, либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ст. 1069 ГК РФ, за вред, причинённый гражданину государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами, подлежит возмещению и возмещается за счёт собственно казны РФ, казны субъекта или казны муниципального образования.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, принимая во внимание, что

вследствие ненадлежащих условий содержания в ИВС, Клопову ФИО22 были

причинены нравственные страдания, суд считает, что исковые требования Клопова ФИО23 о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению частично.

При определении суммы компенсации суд принимает во внимание время нахождения Клопова ФИО24. в ИВС <адрес>, степень вины ответчика, объективные обстоятельства, влияющие на деятельность ИВС <данные изъяты> <адрес>, правомерность помещения истца в изолятор, характер нравственных страданий истца, принципы разумности и справедливости.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Клопова ФИО25 удовлетворить частично.

Взыскать в счет компенсации морального вреда с Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Клопова ФИО26 500 (пятьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Славский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 02.11.2011 года.

Судья: М.В. Улька