Дело Номер обезличен г. П Р И Г О В О Р г. Славгород 29 апреля 2010 г. Судья Славгородского городского суда Алтайского края Мозер Л.А., при секретаре Шевченко Е.В., с участием: государственного обвинителя - помощника Славгородского межрайонного прокурора Лиманских Р.А., подсудимого Голованова В.Д., защитника адвоката Немцова А.З., представившего удостоверение Номер обезличен, ордер Номер обезличен Номер обезличен потерпевшей ФИО4, представителей потерпевших ФИО6, ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении Голованова ФИО19, Дата обезличена ..., гражданина Российской Федерации, с образованием средне-профессиональным, женатого, не работающего, не военнообязанного, проживающего по адресу: Алтайский край, ... обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.264 УК РФ (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 г.№162-ФЗ), У С Т А Н О В И Л: Дата обезличена часов в Славгородском районе Алтайского края, подсудимый Голованов, управляя на основании путевого листа технически исправным автопоездом в составе автоцистерны <данные изъяты>, государственный регистрационный знак (далее -гос. рег. знак) В Номер обезличен 22, принадлежащих <данные изъяты>», и находящихся в аренде у <данные изъяты> г. <данные изъяты> следовал по автотрассе <данные изъяты> в сторону г. Славгорода по горизонтальной для двух направлений движения проезжей части с мерзлым асфальтным покрытием. При этом Голованов, управлял автомобилем, находясь в утомленном состоянии, чем нарушил требования пункта 2.7 Правил дорожного движения РФ (далее ПДД РФ), утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 (в редакции Постановления правительства РФ от 28.02.2006 г. № 109), согласно которому: «Водителю запрещается: управлять транспортным средством …. в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения …». В это же время, по вышеуказанной автодороге, во встречном для Голованова направлении, со стороны г. Славгорода в сторону с. Табуны, двигался технически исправный грузопассажирский фургон Номер обезличен 22, под управлением ФИО12 Кроме ФИО12, в салоне автомобиля Номер обезличен, находились пассажиры: ФИО11, ФИО4, ФИО10, ФИО9 и ФИО8 Около 07 часов этого дня, на участке проезжей части автодороги ..., расположенном на расстоянии ... водитель автопоезда подсудимый Голованов, находившийся в утомленном состоянии, проявил преступную небрежность, а именно, не предвидя возможности наступления общественно опасных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия, уснув за рулем, потерял контроль над управлением транспортным средством, и в нарушение положений и требований пункта 1.4 ПДД РФ, согласно которому: «На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств»; пункта 9.1 ПДД РФ, в соответствии с которым: «Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой или знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения, считается половина ширины проезжей части, расположенной слева, не считая местных уширение проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств)»; части 1 пункта 8.1 ПДД РФ, требующего: «Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При этом маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения»; пункта 9.10 ПДД РФ, указывающего: «Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения», части 1 пункта 10.1 ПДД РФ, согласно которому: «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил…», а также требований части 1 пункта 1.5 ПДД РФ, согласно которому: «Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда», выехал на полосу встречного движения и совершил столкновение с грузопассажирским фургоном ГАЗ 2705 «Газель», гос. рег. знак Т 799 ЕК rus 22., управляемым ФИО12 В ходе произошедшего дорожно-транспортного происшествия, водителем грузопассажирского фургона Номер обезличен, - ФИО12, получены следующие телесные повреждения, повлекшие наступление смерти: Открытая черепно-мозговая травма: линейный перелом костей свода и основания черепа, кровоизлияния под мягкой мозговой оболочкой по всем поверхностям обоих полушарий головного мозга и мозжечка на фоне которого очаг ушиба вещества головного мозга левой височной доли, кровоизлияния в желудочки головного мозга, кровоизлияния в подкорковые ядра и в стволовую часть головного мозга, кровоизлияние в мягкие ткани головы в теменно-височной области слева, ссадина в теменной области с распространением на левую височную область, на левую ушную раковину и на левую половину лица. Закрытая травма грудной клетки: полные косопоперечные сгибательные переломы 6-10 ребер слева между окологрудинной и среднеключичными линиями с кровоизлиянием под пристеночную плевру, полные косопоперечные и разгибательные переломы 8-10 ребер слева по среднеподмышечной линии с кровоизлиянием под пристеночную плевру; кровоизлияние в мягкие такни передней поверхности грудной клетки между окологрудинными линиями в проекции 5-12 ребер, ссадина на передней поверхности грудной клетки по срединной линии в проекции 7-го ребра. Закрытая травма живота: разрыв ткани печени, разрыв селезенки, кровоизлияния в ворота правой и левой почек, гемоперитонеум (наличие 700 мл крови в брюшной полости). Тупая травма левой верхней конечности: открытые переломы диафизов лучевой и локтевой костей в нижней трети с кровоизлиянием в мягкие ткани и рваной раной на кожном покрове в проекции перелома. Тупая травма правой нижней конечности: открытый перелом диафиза большеберцовой кости в верхней трети с кровоизлиянием в мягкие ткани, с кровоподтеком на кожном покрове передней поверхности голени и ушибленной раной на кожном покрове голени в проекции перелома. Ссадины: на задней поверхности правого предплечья в нижней трети с распространением на тыльную поверхность кисти и тыльную поверхность 2-5 пальцев, на переднебоковых поверхностях левого плеча, на тыльной поверхности 2-5 пальцев левой кисти. Кровоподтек /1/ на переднебоковых поверхностях левой голени на фоне которого осаднение кожного покрова. Все вышеописанные телесные повреждения являются совокупной травмой, которая причинила тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Смерть ФИО12 наступила от открытой черепно-мозговой травмы в виде перелома костей свода и основания черепа с ушибом вещества головного мозга с кровоизлиянием под мягкую мозговую оболочку и в стволовую часть головного мозга. Пассажиром ФИО11 в ходе произошедшего ДТП, получены следующие телесные повреждения, повлекшие наступление смерти: Открытая черепно-мозговая травма: фрагментарно - оскольчатый перелом костей свода и основания черепа, кровоизлияния под мягкой мозговой оболочкой по всем поверхностям обоих полушарий головного мозга и мозжечка на фоне которого на передне - верхней поверхности правой лобной доли очаг ушиба и размозжения вещества головного мозга; кровоизлияния в желудочки головного мозга, кровоизлияния в подкорковые ядра и в стволовую часть головного мозга, кровоподтек в лобной области по центру, в проекции перелома, на фоне которого ушибленная рана, закрытый перелом костей носа с кровоподтеком на кожном покрове спинки носа, кровоподтеки: /1/ на верхнем и нижнем веках правого глаза, /1/ на верхнем и нижнем веках левого глаза, /1/ в лобно-теменно-височной области слева с распространением на левую ушную раковину, /1/ на левой щеке, кровоизлияние в слизистую верхней губы. Тупая травма грудной клетки в виде полных косопоперечных закрытых разгибательных переломов 3-6 ребер справа по заднеподмышечной линии с кровоизлиянием под пристеночную плевру. Тупая закрытая травма живота в виде разрыва ткани печени с развитием гемоперитонеума (наличие крови в брюшной полости 150 мл). Тупая травма левой верхней конечности в виде закрытых полных поперечных переломов диафизов локтевой и лучевой костей в нижней трети с кровоизлиянием в мягкие ткани и кровоподтеком на кожном покрове задней поверхности левого предплечья в проекции перелома. Все вышеперечисленные повреждения являются совокупной травмой, которая причинила тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Смерть ФИО11 наступила от открытой черепно-мозговой травмы в виде переломов костей свода и основания черепа с ушибом вещества головного мозга с кровоизлиянием под мягкую мозговую оболочку. Пассажиру ФИО4 в ходе произошедшего ДТП, причинены следующие телесные повреждения: сочетанная травма. Тупая травма грудной клетки в виде закрытого переломов 2-8 ребер слева с повреждением левого легкого и с развитием пневмоторакса слева (наличие воздуха в левой плевральной полости). Тупая травма правой нижней конечности в виде открытого оскольчатого перелома диафиза бедренной кости в нижней трети с раной на кожном покрове бедра в проекции перелома. Данные телесные повреждения являются совокупной травмой, которая причинила тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Подсудимый Голованов в судебном заседании вину в инкриминируемом преступлении признал полностью. При этом он указал, что об обстоятельствах совершенного с его участием дорожно-транспортного происшествия он пояснить ничего не может. Момента столкновения с встречной «<данные изъяты> он не помнит. Вместе с тем, он согласен с материалами дела, с тем, что его автомобиль выехал на полосу встречного движения, что послужило причиной автотранспортного происшествия и что привело к гибели ФИО4 Г. 0. и ФИО11, к причинению тяжкого вреда здоровью ФИО4 Вина подсудимого ФИО7, кроме его признания, полностью подтверждается совокупностью следующих, собранных на предварительном следствии и исследованных в судебном заседании, доказательств. Так, потерпевшая ФИО4, пояснила в судебном заседании, что Дата обезличена года на автомобиле «<данные изъяты> под управлением её сына ФИО12, они, а также их знакомые ФИО8, ФИО10, ФИО9 ФИО11 поехали в с.... Она сидела за спиной водителя, то есть сына, момент столкновения не видела, пришла в сознание только в реанимации Славгородской ЦРБ. Представитель потерпевшей ФИО6 в судебном заседании пояснил, что очевидцем случившейся автоаварии 26 февраля 2009 года, в котором погибла его жена ФИО11, он не был. Прибыв на место происшествия, увидел «искареженный» автомобиль «<данные изъяты> и около лесопосадки, автомобиль <данные изъяты>». Представитель потерпевшего ФИО5 пояснил в суде, что о случившейся Дата обезличена года автомобильной аварии, в которой погиб его сын - ФИО12 и пострадала супруга – ФИО4, он узнал по телефону и сразу поехал на место ДТП. На месте справа на обочине по ходу движения в ... он увидел автомобиль «<данные изъяты>» с сильнейшими повреждениями, и автомобиль «<данные изъяты>», находившийся на этой же стороне около лесопосадки. Как он понял, автомобиль «<данные изъяты> следуя на большой скорости, выехал на встречную полосу и столкнулся с «<данные изъяты> Свидетель ФИО10 пояснила в суде, что в утреннее время Дата обезличена г. она, в числе других, на автомобиле под управлением ФИО12 следовали в <данные изъяты> «на торговлю». Она сидела возле двери кабины автомобиля. При этом она смотрела на дорогу и видела, что они двигались по своей правой полосе, неожиданно им навстречу, на их полосу, выехал автомобиль <данные изъяты>». Испугавшись, она закрыла глаза. Вместе с тем поняла, что ФИО12 сделал рывок вправо, приняв удар на свою сторону и, избежав лобового столкновения. Всё произошло очень быстро. Был «сильнейший» удар. «Очнувшись», она попыталась вытащить из автомобиля ФИО12, но у неё ничего не получилось. Она по телефону попросила вызвать «скорую помощь» и милицию. Свидетеля ФИО9 пояснила в суде, что <данные изъяты> часов следуя на автомобиле «<данные изъяты> в с.<данные изъяты> «на торговлю», она сидела с закрытыми глазами во втором ряду справа около двери. Столкновения не видела. «Очнулась», когда автомобиль уже стоял в кювете. Сразу она подумала, что они просто слетели с трассы, нашла свою обувь и вышла из автомобиля. Как она потом поняла, их автомобиль «<данные изъяты>», которым управлял ФИО12, «снёс» с дороги автомобиль «<данные изъяты>». Свидетель ФИО8 пояснила в судебном заседании, что Дата обезличена часов на автомобиле «Газель» под управлением ФИО12 они выехали в с.Табуны. Сидела она рядом с водителем, в пути она увидела автомобиль «<данные изъяты> который ехал навстречу «по своей стороне». Однако «вдруг» резко стал двигаться на их сторону. ФИО12 успел только вывернуть руль вправо, избежав лобового столкновения. Свидетель ФИО13 в суде пояснил, что проживая в с. <данные изъяты>, а работая в <данные изъяты> по г. Славгороду, Славгородскому району, Дата обезличена часов на своем личном автомобиле он ехал из дома на работу. Не доезжая до г. ... он увидел последствия автодорожного происшествия. На левой обочине в направлении г. Славгорода, перпендикулярно проезжей части находился «сильно» разрушенный грузопассажирский фургон марки «<данные изъяты> белого цвета. Передней частью фургон был направлен в сторону проезжей части. В кювете с левой стороны в направлении г. Славгорода находилась автоцистерна «<данные изъяты> с прицепом – цистерной, с которой, как он понял, столкнулся грузопассажирский фургон «<данные изъяты> Там же сотрудники «скорой помощи» оказывали помощь пострадавшим. В салоне искореженного автомобиля <данные изъяты>» находились тела двух людей (парня и женщины). В автомобиле <данные изъяты> была деформирована кабина рулевое колесо. В этом автомобиле сидел один окровавленный мужчина, как он понял –водитель, все тело которого было зажато между сиденьем и передней приборной панелью с рулевым колесом. Водитель был в сознании и произошедшее объяснил тем, что он уснул за рулем. Далее он позвонил в МЧС и сообщил о ДТП. Прибывшие сотрудники МЧС извлекли пострадавшего водителя автомобиля <данные изъяты> из кабины и он был отправлен в больницу. Осматривая место аварии он увидел, что между а/м «<данные изъяты>» разбросаны сумки с вещами, многочисленные обломки и части автомобилей. Левое переднее колесо автомобиля <данные изъяты> было оторвано и находилось в кювете в снегу позади автомобиля, то есть за прицепом. Проезжая часть в месте ДТП была очищена от снега. В момент его приезда на место ДТП на улице было светло, видимость нормальная. Из того, что он увидел и пояснений водителя автомобиля <данные изъяты> он понял, что водитель автопоезда <данные изъяты> двигавшийся со стороны с. Табуны в направлении г. Славгорода, уснул за рулем. В связи с чем, он потерял контроль над управлением автомобилем и выехал на полосу встречного движения, по которой в тот момент двигался автомобиль «<данные изъяты> и совершил с ним столкновение. Свидетель ФИО14 пояснила в суде, что её муж ФИО7 Дата обезличена минут уехал «в рейс». Ночью он позвонил и сказал, что у него всё нормально, он в пути. Утром Дата обезличена года ей сообщили, что её муж попал в аварию. Кроме того, она указала, что в автоколонне, где работал муж, «очень напряжённый график» работы водителей, её муж мог в течение трёх месяцев работать без выходных. Свидетели ФИО16 и ФИО15 указали на предварительном следствии, что Дата обезличена часов они участвовали в качестве понятых в следственном действии - проведении осмотра места дорожно-транспортного происшествия. Следователь, разъяснил им порядок проведения осмотра места происшествия, их права и обязанности. В их присутствии делались соответствующие замеры, и производилось изъятие обнаруженных следов и объектов. Из обстановки наблюдавшейся на месте происшествия, было очевидно, что на осматриваемом участке автодороги произошло столкновение транспортных средств, а именно автопоезда состоящего из автоцистерны «<данные изъяты> и прицепа – цистерны, с грузопассажирским фургоном марки «<данные изъяты> Как они поняли водитель «<данные изъяты>» уснул за рулём, и столкнулся с «<данные изъяты> Удар был «угловой», то есть «водитель в водителя», в результате чего, автомобиль «<данные изъяты>» развернуло, а автомобиль «<данные изъяты> ушёл в «лесопосадку». Вышеуказанные автомобили находились на месте ДТП в поврежденном состоянии. При этом, грузопассажирский фургон марки «<данные изъяты>» находился на правой обочине при определении направления как со стороны г. Славгород в сторону с. ... перпендикулярно проезжей части, и передней частью направлен в сторону дороги. Автопоезд <данные изъяты>», также находился за пределами проезжей части в кювете с правой стороны, возле лесопосадки. Автомобиль <данные изъяты>» белого цвета был сильно поврежден. Левая боковая сторона конструкции кузова а/м <данные изъяты>», вместе с задними дверцами грузового отсека, были деформированы, загнуты, и находились позади автомобиля, образуя при этом единую линию с правой боковой стороной кузова данного автомобиля. Передняя часть автомобиля <данные изъяты>» была также «сильно» разбита, а именно деформирована декоративная решетка радиатора, смята крышка капота, левое переднее крыло полностью деформировано и вмято в двигательный отсек, который был разрушен, передние осветительные приборы с левой стороны автомобиля разбиты. На момент осмотра в салоне автомобиля «<данные изъяты> были обнаружены два трупа. Труп молодого парня и труп женщины. В автопоезде «<данные изъяты> была деформирована кабина, лобовое стекло выбито и находилось на поверхности снега у передней части автомобиля, рулевое колесо автомобиля сильно деформировано, приборная панель автомобиля разбита и вмята внутрь кабины к сиденьям, левое переднее колесо было обнаружено в правом кювете. На рулевом колесе, приборной панели и облицовке кабины с правой стороны имелись следы похожие на кровь. Передние фары автомобиля разбиты. «Все…» записывалось следователем в протокол. По окончании осмотра, следователь прочитал протокол вслух. В протоколе «все» было записано верно и они подписали его. Кроме того, к протоколу осмотра места происшествия, следователем была приложена схема, правильность составления которой они также заверили своими подписями, (т.1,л.д.111-112, 109-110). Свидетель ФИО17 (начальник службы безопасности дорожного движения ОАО «<данные изъяты>) на предварительном следствии указал, что шофер данной автоколонны Голованов выехал Дата обезличена. в командировку в г. ... на автопоезде за молоком. Перед выездом в рейс проверялось техническое состояние транспортного средства. Автопоезд находился в исправном состоянии, о чем была сделана отметка в путевом листе. Водитель Голованов прошел медицинский осмотр и по его результатам был допущен к управлению автопоездом. О случившейся автоаварии и её последствиях он узнал «в тот же день утром». Охарактеризовать Голованова он может как дисциплинированного и исполнительного работника, ранее «ни в какие ДТП Голованов не попадал», (т.1л.д. 123). Объективными доказательствами вины подсудимого в совершении указанного преступления, являются следующие процессуальные документы, имеющиеся в деле и исследованные в суде. Протокол осмотра места происшествия от Дата обезличена, со схемой и фототаблица к нему, из которого следует, что осмотрено место дорожно-транспортного происшествия с фиксацией расположения транспортных средств, (т.1,л.д.13-29). Заключение Номер обезличен Дата обезличена года, согласно которому на трупе ФИО11 обнаружены: открытая черепно-мозговая травма: фрагментарно - оскольчатый перелом костей свода и основания черепа, кровоизлияния под мягкой мозговой оболочкой по всем поверхностям обоих полушарий головного мозга и мозжечка на фоне которого на передне-верхней поверхности правой лобной доли очаг ушиба и размозжения вещества головного мозга; кровоизлияния в желудочки головного мозга, кровоизлияния в подкорковые ядра и в стволовую часть головного мозга, кровоподтек в лобной области по центру, в проекции перелома, на фоне которого ушибленная рана, закрытый перелом костей носа с кровоподтеком на кожном покрове спинки носа, кровоподтеки: /1/ на верхнем и нижнем веках правого глаза, /1/ на верхнем и нижнем веках левого глаза, /1/ в лобно-теменно-височной области слева с распространением на левую ушную раковину, /1/ на левой щеке, кровоизлияние в слизистую верхней губы. Тупая травма грудной клетки в виде полных косопоперечных закрытых разгибательных переломов 3-6 ребер справа по заднеподмышечной линии с кровоизлиянием под пристеночную плевру. Тупая закрытая травма живота в виде разрыва ткани печени с развитием гемоперитонеума (наличие крови в брюшной полости 150 мл). Тупая травма левой верхней конечности в виде закрытых полных поперечных переломов диафизов локтевой и лучевой костей в нижней трети с кровоизлиянием в мягкие ткани и кровоподтеком на кожном покрове задней поверхности левого предплечья в проекции перелома. Все вышеперечисленные повреждения являются совокупной травмой, которая причинила тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, образовались от ударов о твердые тупые предметы, каковыми могли быть детали салона движущегося автомобиля при его столкновении с другим транспортным средством в условиях дорожно-транспортного происшествия непосредственно перед наступлением смерти, что подтверждается характером вышеуказанных повреждений и темно-красным цветом кровоизлияний под мягкую мозговую оболочку головного мозга и в мягкие ткани. Смерть ФИО11 наступила от открытой черепно-мозговой травмы в виде переломов костей свода и основания черепа с ушибом вещества головного мозга с кровоизлиянием под мягкую мозговую оболочку, что подтверждает наличие повреждений, указанных в п.1,(т.1л.д.134-138). Заключение эксперта №Номер обезличен от Дата обезличена в отношении трупа ФИО12 Согласно данному заключению на трупе ФИО12 обнаружены: открытая черепно-мозговая травма: линейный перелом костей свода и основания черепа, кровоизлияния под мягкой мозговой оболочкой по всем поверхностям обоих полушарий головного мозга и мозжечка на фоне которого очаг ушиба вещества головного мозга левой височной доли, кровоизлияния в желудочки головного мозга, кровоизлияния в подкорковые ядра и в стволовую часть головного мозга, кровоизлияние в мягкие ткани головы в теменно-височной области слева, ссадина в теменной области с распространением на левую височную область, на левую ушную раковину и на левую половину лица. Закрытая травма грудной клетки: полные косопоперечные сгибательные переломы 6-10 ребер слева между окологрудинной и среднеключичными линиями с кровоизлиянием под пристеночную плевру, полные косопоперечные и разгибательные переломы 8-10 ребер слева по среднеподмышечной линии с кровоизлиянием под пристеночную плевру; кровоизлияние в мягкие такни передней поверхности грудной клетки между окологрудинными линиями в проекции 5-12 ребер, ссадина на передней поверхности грудной клетки по срединной линии в проекции 7-го ребра. Закрытая травма живота: разрыв ткани печени, разрыв селезенки, кровоизлияния в ворота правой и левой почек, гемоперитонеум (наличие 700 мл крови в брюшной полости). Тупая травма левой верхней конечности: открытые переломы диафизов лучевой и локтевой костей в нижней трети с кровоизлиянием в мягкие ткани и рваной раной на кожном покрове в проекции перелома. Тупая травма правой нижней конечности: открытый перелом диафиза большеберцовой кости в верхней трети с кровоизлиянием в мягкие ткани, с кровоподтеком на кожном покрове передней поверхности голени и ушибленной раной на кожном покрове голени в проекции перелома. Ссадины: на задней поверхности правого предплечья в нижней трети с распространением на тыльную поверхность кисти и тыльную поверхность 2-5 пальцев, на переднебоковых поверхностях левого плеча, на тыльной поверхности 2-5 пальцев левой кисти. Кровоподтек /1/ на переднебоковых поверхностях левой голени на фоне которого осаднение кожного покрова. Все вышеописанные телесные повреждения являются совокупной травмой, которая причинила тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, образовались от ударов о твердые тупые предметы, каковыми могли быть детали салона движущегося автомобиля при его столкновении с другим транспортным средством в условиях дорожно-транспортного происшествия непосредственно перед наступлением смерти, что подтверждается характером вышеуказанных повреждений и темно-красным цветом кровоизлияний под мягкую мозговую оболочку головного мозга и в мягкие ткани. Смерть ФИО12 наступила от открытой черепно-мозговой травмы в виде перелома костей свода и основания черепа с ушибом вещества головного мозга с кровоизлиянием под мягкую мозговую оболочку и в стволовую часть головного мозга, что подтверждает наличие повреждений указанных в п.1. При судебно – химических исследованиях крови, а также желчи и мочи от трупа ФИО12 этиловый спирт, алкалоиды опия (морфин, кодеин), героин – не обнаружены (Акты судебно-химического исследования № Номер обезличен-о от Дата обезличена года), (т.1,л.д.148-152). Заключение эксперта №Номер обезличен от Дата обезличена, из которого следует, что у ФИО4 обнаружены: сочетанная травма; тупая травма грудной клетки в виде закрытого переломов 2-8 ребер слева с повреждением левого легкого и с развитием пневмоторакса слева (наличие воздуха в левой плевральной полости); тупая травма правой нижней конечности в виде открытого оскольчатого перелома диафиза бедренной кости в нижней трети с раной на кожном покрове бедра в проекции перелома. Данные телесные повреждения являются совокупной травмой, которая причинила тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, возникли от ударов о твердые тупые предметы, каковыми могли быть детали салона движущегося автомобиля при его столкновении с другим транспортным средством в условиях дорожно-транспортного происшествия незадолго до поступления в стационар и могли быть получены 26.02.09 года, (т.1л.д.244-245). Заключение эксперта №Номер обезличен от Дата обезличена, которым установлен следующий механизм столкновения упомянутых автомобилей: - движение транспортных средств во встречном направлении; - далее, выполнение маневра поворота налево водителем автомобиля КАМАЗ-532150 рег. знак В 187 КУ 22 с прицепом СЗАП 8357 рег. знак 4526 22 и выезд его на полосу проезжей части, предназначенной для встречного движения, с пересечением траектории движения автомобиля ГАЗ – 2705 «Газель» рег. знак Т 799 ЕК 22; после чего происходит контактирование передней левой части переднего бампера, левой части кабины и левого переднего колеса автомобиля <данные изъяты> с передней левой частью автомобиля <данные изъяты> под углом около 155 градусов между продольными осями транспортных средств, внедрением транспортных средств друг в друга, при котором происходит деформация смятия, разрыв, нарушение целостности и разрушение деталей и узлов транспортных средств, при этом взаимодействие носит блокирующий эксцентрический удар, при котором возникают угловые ускорения, что приводит в свою очередь к резкому изменению скорости движения и развороту транспортных средств против часовой стрелки, затем после прекращения взаимодействия происходит процесс отбрасывания и перемещение автомобиля <данные изъяты> на правую по ходу его движения обочину до полной остановки, при этом происходит деформация, отрыв и отброс кузовных деталей и предметов, находящихся в салоне автомобиля <данные изъяты> – <данные изъяты>, а также происходит процесс отбрасывания и перемещения автомобиля <данные изъяты> с <данные изъяты> на правую обочину и правый кювет (по направлению движения автомобиля <данные изъяты>), при этом на правой обочине происходит отрыв и падение левого переднего колеса от автомобиля <данные изъяты> и дальнейшее движение автомобиля <данные изъяты> без переднего колеса по правому кювету до полной остановки. Согласно выводам данной экспертизы - место столкновения автомобилей <данные изъяты> рег. знак В <данные изъяты> находится на половине проезжей части, предназначенной для движения в направлении от г. Славгорода к с. ... то есть полосе движения автомобиля Номер обезличен «<данные изъяты>» рег. знак Номер обезличен Номер обезличент.1л.д.208-216). Заключение эксперта №Номер обезличен от Дата обезличена, которым установлено, что в задаваемой дорожно-транспортной ситуации водитель автомобиля <данные изъяты> с прицепом <данные изъяты> должен был руководствоваться требованиями пунктов 1.4 совместно с 9.1, 8.1 часть 1, 9.10 и 10.1 часть 1, а водитель автомобиля Номер обезличен должен был руководствоваться требованиями пункта 10.1 часть 2 Правил дорожного движения, (т.1л.д. 227-228). Действия подсудимого Голованова квалифицируются судом ч.3 ст.264 УК РФ (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 г.№162-ФЗ), как нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, а также повлекшее по неосторожности смерть двух лиц. Подсудимый, управляя автомобилем, нарушил указанные в описательной части приговора пункты Правил дорожного движения РФ, а именно пункт 2.7, пункт 1.4, пункт 9.1, часть 1 пункта 8.1, пункт 9.10, часть 1 пункта 10.1, часть 1 пункта 1.5, что повлекло последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека, а также смерть двух лиц. Причинение смерти ФИО12, ФИО11 и тяжкого вреда здоровью ФИО4 находится в прямой причинно-следственной связи с противоправными действиями подсудимого ФИО7. Согласно заключению комиссии экспертов Номер обезличен Дата обезличена, Голованов каким-либо хроническим временным, или иным психическим расстройством на момент инкриминируемого ему деяния не страдал и не был лишен возможности в полной мере осознавать фактический характер, общественную опасность своих действий и руководить ими. Он также не находился в каком-либо временном болезненном состоянии психической деятельности. После перенесенной в результате дорожно-транспортного происшествия Дата обезличена г. черепно-мозговой травмы у Голованова развилась ретро-антероградная амнезия, выявляются признаки иного психического расстройства в виде органического эмоционально-лабильного астенического расстройства сложного генеза с психоорганическим синдромом I ст. (F 06.00). По психическому состоянию в настоящее время Голованов может осознавать фактический характер своих действий и руководить ими, правильно понимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них показания; в применении принудительных мер медицинского характера он не нуждается. Может наблюдаться и лечится у врача-психиатра на общих основаниях, (т.2л.д.50-51). В судебном заседаний подсудимый вел себя адекватно судебно-следственной обстановке, отвечал на вопросы, в связи с чем, выводы экспертов, изложенные в заключении, суд признает обоснованными, а подсудимого вменяемым. Разрешая вопрос о назначении наказания подсудимому, суд, исходит из требований ч. 2 ст. 43 УК РФ, в соответствии с которыми при назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи. Кроме того, наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения им нового преступления. В результате преступных действий Голованова погибло два человека, а одному причинен тяжкий вред здоровью. Исходя из тяжести последствий противоправных действий подсудимого, невосполнимости причиненного преступлением вреда, связанного со смертью ФИО12 и ФИО11, суд считает необходимым наказание подсудимому назначить в виде реального лишения свободы. Смягчающими наказание Голованова обстоятельствами суд признает полное признание вины и раскаяние в содеянном, совершение преступления впервые, положительные характеристики по месту жительства и месту работы, состояние здоровья подсудимого, страдающего психическим расстройством, не исключающим вменяемость. Данные смягчающие обстоятельства суд учитывает при назначении размера наказания. Отягчающие наказание обстоятельства, предусмотренные ст. 63 УК РФ, в отношении ФИО7 судом не установлены. В соответствии с п. «а» ч.1 ст. 58 УК РФ суд назначает Голованову отбывание лишения свободы в колонии-поселении. При этом суд исходит из того, что он как личность не представляет повышенной общественной опасности (ранее ни в чем предосудительном замечен не был, положительно характеризуется, не склонен к употреблению наркотиков и алкоголя, имеет семью, успешно работал). Поэтому для его исправления и предупреждения совершения повторного преступления, достаточно такого вида исправительного учреждения. Разрешая вопрос о заявленном ФИО6 гражданском иске, в соответствии с ч.2 ст.309 УПК РФ суд считает необходимым признать за ним право на удовлетворение гражданского иска и передать вопрос о размере возмещения гражданского иска для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства, так как для его разрешения необходимо привлечение заинтересованных лиц: собственника, владельца автомобиля «КАМАЗ», страховых организаций. Руководствуясь ст. ст. 299, 307- 309 УПК РФ, суд П Р И Г О В О Р И Л: Признать Голованова ФИО20 виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.264 УК РФ (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 г.№162-ФЗ) и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 4 (четыре) года с лишением права управления транспортным средством на срок 3 (три) года, с отбыванием наказания в колонии-поселении. Меру пресечения в виде подписки о невыезде Голованову В.Д., после вступления приговора в законную силу, отменить. По вступлении приговора в законную силу, Голованову ФИО21 самостоятельно следовать к месту отбытия наказания в колонию-поселение по направлению территориального органа уголовно-исполнительной системы. Признать за ФИО22. право на удовлетворение гражданского иск и передать вопрос о размере возмещения гражданского иска для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства. После вступления приговора в законную силу вещественные доказательства: грузопассажирский фургон <данные изъяты> <данные изъяты> 22 изъятый в ходе ОМП Номер обезличен г., оставить у представителя потерпевшего ФИО5, автопоезд в составе автоцистерны <данные изъяты> Номер обезличен Номер обезличен 22 и прицепа – цистерны Номер обезличен гос. рег. знак Номер обезличен Номер обезличен 22, оставить в ОАО «<данные изъяты>»; пакет № 1 с правой блок - фарой от а/м <данные изъяты>» гос. рег. знак Номер обезличен Номер обезличен 22, изъятой в ходе ОМП 26Дата обезличена г., пакет № 2, в котором находятся корпус с отражателем левой фары и лампы габарита а/м <данные изъяты>. рег. знак В Номер обезличен Номер обезличен 22, изъятые в ходе ОМП 26Дата обезличена г., пакет № 3, в котором находятся корпус с отражателем правой фары с лампой ближнего и дальнего света и лампой габарита а/м <данные изъяты> гос. рег. знак Номер обезличен Номер обезличен 22, изъятые в ходе ОМП Дата обезличена г., пакет № 4, с лампой накаливания левого переднего бокового указателя поворота а/м <данные изъяты> гос. рег. знак Номер обезличен Номер обезличен 22, изъятой в ходе ОМП Дата обезличена г. – уничтожить. Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Алтайский краевой суд через Славгородский городской суд в течение 10 суток со дня провозглашения. Осужденный Голованов В.Д. вправе знакомиться с протоколом судебного заседания после его подписания, приносить на него замечания в течение трех суток со дня ознакомления с ним. В случае подачи кассационной жалобы, осужденный вправе участвовать в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции лично; имеет право на обеспечение его помощью адвоката, которое может быть реализовано путем заключения соглашения с адвокатом, либо путем обращения с соответствующим ходатайством о назначении защитника, которое может быть изложено в кассационной жалобе, либо иметь форму самостоятельного заявления, и должно быть подано заблаговременно в суд первой или второй инстанции. Судья Л.А. Мозер Верно: Судья Л.А. Мозер