причинение тяжких телесных повреждений, повлекших смерть потерпевшего



                                                                                                        Дело № 1-135/2011 г.

П Р И Г О В О Р

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Славгород                                                        22 июля 2011 г.

    Судья Славгородского городского суда Алтайского края Мозер Л.А.,

    при секретаре                                                                              Шевченко Е.Н.,

    с участием:

    государственного обвинителя -

    помощника Славгородского межрайонного прокурора         Корнилович Г.Н.,

    подсудимого                                                                       Чернышова ФИО13

    адвоката                                                                                       Панькина Д.Г.,

                                                  представившего удостоверение , ордер ,

    представителя потерпевшей                                                      ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению

    Чернышова ФИО14, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> края, гражданина РФ, с образованием неполным средним, холостого, не работающего, военнообязанного, проживающего по адресу: <адрес>, не судимого,

      в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

30 марта 2011 г. подсудимый Чернышов в нетрезвом состоянии пришел домой по адресу: <адрес>, где проживал со своей сожительницей ФИО6 и лег спать.

Около 05 часов этого дня (30 марта 2011 г.) ФИО6 разбудила Чернышова и между ними возникла ссора, в ходе которой ФИО6 выражалась в адрес подсудимого грубой нецензурной бранью.

У Чернышова, раздраженного оскорблениями ФИО6 в его адрес, на почве внезапно возникшей личной неприязни, возник умысел на причинение ей тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека.

После чего, реализуя свой преступный умысел, Чернышов, осознавая противоправный общественно-опасный характер своих действий, предвидя наступление от них преступных последствий в виде причинения ФИО6 тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, и желая их наступления, около 05 часов 30 марта 2011 г., в спальной комнате данного дома нанес ей руками в жизненно-важные органы: не менее 7 ударов в область головы и не менее 3 ударов в область грудной клетки, от которых она упала на пол.

Присев около лежащей на полу ФИО6, подсудимый вновь руками нанес ей не менее 4 ударов в область жизненно-важного органа- головы, не менее 2 ударов в шею и не менее 3 ударов в плечи.

Продолжая реализовывать свой преступный умысел, встав на ноги, Чернышов нанес ей ногой не менее 4 ударов в грудную клетку и живот, являющимися жизненно-важными органами, а также не менее двух ударов по кистям рук.

Своими противоправными умышленными действиями, Чернышов причинил ФИО6 телесные повреждения - в виде тупой закрытой травмы живота, причинившей тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, а именно: разрыв ткани печени по междолевой борозде на верхней поверхности печени, разрыв капсулы и ткани селезенки на верхней поверхности; кровоизлияние в корень брыжейки тонкого кишечника; гемоперитонеум (наличие 2100 мл крови в брюшной полости); кровоподтек на кожном покрове передней брюшной стенки; в виде тупой закрытой травмы грудной клетки, причинившей тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, а именно: полные косопоперечные переломы 2-9 ребер справа между окологрудинной и среднеключичной линиями, полные косопоперечные переломы 3-7,9 ребер справа между заднеподмышечной и лопаточной линиями, полный косопоперечный перелом 10 ребра справа по околопозвоночной линии; полные косопоперечные переломы 2-6 ребер слева между окологрудинной и среднеключичной линиями, полные косопоперечные переломы 3-6,8 ребер слева между заднеподмышечной и лопаточной линиями; кровоизлияние под пристеночную плевру правой и левой плевральных полостей в области переломов ребер; кровоизлияния в прикорневой зоне правого и левого легких, кровоподтек на кожном покрове передней поверхности грудной клетки с кровоизлиянием в мягкие ткани, кровоизлияния в мягкие ткани задней поверхности грудной клетки.

Кроме того, потерпевшей были причинены: закрытая черепно-мозговая травма, причинившая вред здоровью средней тяжести по признаку длительного расстройства здоровья на срок свыше 3-х недель и кровоподтеки, как по отдельности, так и в совокупности, не причинившие вреда здоровью.

После полученных телесных повреждений в этот же день ФИО6 скончалась на месте происшествия в данном доме по адресу: <адрес>.

Смерть потерпевшей наступила от тупой закрытой травмы живота в виде разрыва ткани печени по междолевой борозде на верхней поверхности печени, разрыва капсулы и ткани селезенки на верхней поверхности; кровоизлияния в корень брыжейки тонкого кишечника; гемоперитонеума (наличие 2100 мл крови в брюшной полости); кровоподтека на кожном покрове передней брюшной стенки, приведшей к развитию обильной кровопотери.

          Подсудимый Чернышов в судебном заседании виновным себя в совершении инкриминируемого ему преступления признал полностью и, воспользовавшись ст.51 Конституции РФ, от дачи показаний отказался. В соответствии с п.3 ч.1 ст.276 УПК РФ в суде были оглашены его показания данные при производстве предварительного расследования.

          На предварительном следствии подсудимый, будучи допрошенным в качестве подозреваемого и обвиняемого с участием адвоката пояснил, что проживал он совместно с сожительницей ФИО6 в своем доме по адресу: <адрес>. Они оба злоупотребляли спиртным, на почве чего ссорились и «иногда» он причинял ей телесные повреждения. Ночью ДД.ММ.ГГГГ он пришел домой пьяным и лег спать, но около 05 часов утра его разбудила ФИО6, учинила ссору, стала предъявлять к нему «претензии», при этом оскорбляла его грубой нецензурной бранью. Нецензурная брань в его адрес, разозлила его и он решил ФИО6 побить, при этом, не желая убить. Здесь же в спальне он нанес ФИО6, которая какого-либо сопротивления не оказывала, руками не менее семи ударов в область головы и не менее трех ударов в область грудной клетки. Потерпевшая упала на пол лицом вверх. Он сел «на корточки» возле неё и кулаком ударил её не менее четырех раз в голову, несколько раз в шею и плечи. Поднявшись с полу, он нанес ей ногами не менее четырех ударов в грудную клетку и живот. Он также ногами наступал на кисти рук потерпевшей. Прекратив избивать потерпевшую, он увидел, что она «не подает признаков жизни», вместе с тем, он «не проверил» жива она или мертва. После этого он, закрыв на запоры входную дверь, ушел из дома и о совершенном сообщил своим сестре и брату, а далее заявил в милицию (л.д.48-50,76-78).

    После оглашения данных показаний подсудимого, последний подтвердил их достоверность.

           Суд, исследовав материалы предварительного расследования и судебного следствия, считает вину подсудимого в совершении инкриминируемого ему деяния, полностью доказанной, как его признательными показаниями, так и показаниями представителя потерпевшего, свидетелей, а также объективными доказательствами.

     Так, представитель потерпевшей ФИО6 ФИО7 в суде пояснила, что погибшая ФИО6 приходится ей родной сестрой и единственным близким родственником. После смерти мужа и сына сестра потеряла жилью, «пристрастилась к спиртному». «Последние около 5 лет» она сожительствовала с подсудимым Чернышовым, с которым вместе злоупотребляла спиртным. В силу того, что сестра и Чернышов вели «недостойный» образ жизни и на просьбы изменить свое поведение не реагировали, она редко бывала у них. При этом, она знает, что Чернышов часто «по пьянке» избивал сестру, причинял ей «серьезные» телесные повреждения, по сестра не обращалась - ни за медицинской помощью, ни в милицию. По своему характеру сестра была не агрессивным человеком, однако в состоянии алкогольного опьянения она могла стать инициатором словесной ссоры, могла оскорбить нецензурно. Но применить в отношении кого-либо физическую силу, в связи с возрастом и болезненным состоянием, она не могла. О том, что сестра умерла от избиения её Чернышовым, она узнала только через неделю после случившегося.

     Свидетель сотрудник милиции ФИО8 показал в суде, что он, как старший оперуполномоченный уголовного розыска, 30 марта 2011 г. осуществлял проверку по факту гибели ФИО6 В совершении указанного преступления подозревался ее сожитель подсудимый Чернышов, который позвонил в ОВД по г. Славгороду и сообщил об указанном факте. Он, в соответствии со ст. 142 УПК РФ, принял явку с повинной от Чернышова, в которой последний добровольно сообщил о том, что около 05 часов 30.03.2011 г. в доме по адресу: <адрес>, в ходе ссоры с ФИО6 нанес ей множество ударов руками и ногами в область головы, грудной клетки, живот, а также иные части тела.

          Свидетель ФИО9 на предварительном следствии пояснила, что её брат Чернышов ФИО15 последние годы сожительствовал, совместно злоупотребляя спиртным, с ФИО6, которая была значительно старше его по возрасту. Брат в пьяном состоянии ранее неоднократно избивал ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ около 05 час. 40 мин. брат ФИО16 сообщил ей, что он избил ФИО6, отчего она умерла. Такие заявления он делал и ранее неоднократно, поэтому его словам она не придала значения, но утром узнала о случившемся (л.д.32-35).

         Свидетели ФИО10 и ФИО11 пояснили в стадии предварительного расследования, что 20 мая 2011 г. они участвовали в качестве понятых при производстве проверки показаний на месте Чернышова ФИО17 Перед началом следственного действия ей и второй понятой, а также Чернышову были разъяснены права и обязанности. На предложение следователя, указать место и обстоятельства совершения преступления, Чернышов привел в дом по адресу: <адрес> и далее в спальню. Находясь в спальной комнате, он подробно изложил события (демонстрируя свои действия на манекене), произошедшие с его слов около 05 часов 30.03.2011года. При этом он пояснял, что был разбужен ФИО6, которая беспричинно стала его оскорблять нецензурно, что его «разозлило» и он стал избивать её кулаками по голове и грудной клетке. Когда же она упала от его ударов и находилась в положении лежа лицом вверх, он вначале присел и бил её кулаками по голове, шее и грудной клетке, потом встал и наносил удары ногами в область живота и грудной клетки. В ходе проведения данного следственного действия проводилось фотографирования, составлялся протокол. В протоколе все участники «проверки» расписывались (л.д. 36-39,40-43).

        Объективно вина подсудимого в совершении преступления подтверждается следующими процессуальными документами:

       протоколом осмотра места происшествия от 30.03.2011 г., которым зафиксированы обстановка в <адрес>, факты нахождения в нем трупа ФИО6 и осмотра последней (л.д. 3-14);

        протоколом явки с повинной, из которого следует, что подсудимый Чернышов добровольно и собственноручно сообщил о том, что в ходе ссоры с ФИО6, около 05 часов 30.03.2011 г. находясь в доме по адресу: <адрес>, он причинил последней телесные повреждения, от которых она умерла (л.д. 44);

          протоколом проверки показаний Чернышова на месте от 20.05.2011 г., согласно которому, подсудимый добровольно в присутствии незаинтересованных граждан ФИО10 и ФИО11, изложил обстоятельства совершения преступления (л.д. 53-59);

заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлено, что в результате преступных действий Чернышова ФИО18 потерпевшей ФИО6 были причинены телесные повреждения - в виде тупой закрытой травмы живота, причинившей тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, а именно: разрыв ткани печени по междолевой борозде на верхней поверхности печени, разрыв капсулы и ткани селезенки на верхней поверхности; кровоизлияние в корень брыжейки тонкого кишечника; гемоперитонеум (наличие 2100 мл крови в брюшной полости); кровоподтек на кожном покрове передней брюшной стенки; в виде тупой закрытой травмы грудной клетки, причинившей тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, а именно: полные косопоперечные переломы 2-9 ребер справа между окологрудинной и среднеключичной линиями, полные косопоперечные переломы 3-7,9 ребер справа между заднеподмышечной и лопаточной линиями, полный косопоперечный перелом 10 ребра справа по околопозвоночной линии; полные косопоперечные переломы 2-6 ребер слева между окологрудинной и среднеключичной линиями, полные косопоперечные переломы 3-6,8 ребер слева между заднеподмышечной и лопаточной линиями; кровоизлияние под пристеночную плевру правой и левой плевральных полостей в области переломов ребер; кровоизлияния в прикорневой зоне правого и левого легких, кровоподтек на кожном покрове передней поверхности грудной клетки с кровоизлиянием в мягкие ткани, кровоизлияния в мягкие ткани задней поверхности грудной клетки; а также в виде закрытой черепно-мозговая травмы, причинившей вред здоровью средней тяжести по признаку длительного расстройства здоровья на срок свыше 3-х недель и кровоподтеков, как по отдельности, так и в совокупности, не причинивших вреда здоровью.

Смерть ФИО6 наступила от закрытой травмы живота в виде разрыва ткани печени по междолевой борозде на верхней поверхности печени, разрыва капсулы и ткани селезенки на верхней поверхности; кровоизлияния в корень брыжейки тонкого кишечника; гемоперитонеума (наличие 2100 мл крови в брюшной полости); кровоподтека на кожном покрове передней брюшной стенки, приведшей к развитию обильной кровопотери.

Из данного заключения также следует, что тупая закрытая травма живота не может быть получена при падении потерпевшей с высоты собственного роста и после получения которой совершение потерпевшей активных действий не исключено; образование тупой закрытой травма грудной клетки при падении потерпевшей с высоты собственного роста и ударе о твердые тупые предметы –исключено, а совершение активных действий после получения данной травмы маловероятно; время получения указанных телесных повреждений и время наступления смерти потерпевшей соответствуют дате события преступления, то есть 30.03.2011г. (л.д. 113-124);

Действия подсудимого Чернышова правильно квалифицированы ч. 4 ст. 111 УК РФ, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.

Нанося ФИО6 в указанной ситуации удары кулаками и ногами в область жизненно-важных органов, Чернышов осознавал, что причиняет здоровью потерпевшей тяжкий вред, опасный для жизни человека, и желал этого, то есть действовал относительно причинения их с прямым умыслом.

При этом, Чернышов не желал наступления смерти потерпевшей ФИО6, но, проявляя необходимую предусмотрительность, должен был, и мог предвидеть в конкретной сложившейся ситуации, что от его действий, направленных на причинение тяжкого вреда здоровью, может наступить смерть потерпевшей. Вина подсудимого в отношении смерти потерпевшей в результате умышленного причинения ей тяжкого вреда здоровью проявлена в форме неосторожности.

Оценивая доказательства вины подсудимого в совершении преступления, суд исходит из приведенных последовательных, согласующихся между собой в существенных деталях показаний подсудимого, представителя потерпевшей, свидетелей, которые подтверждаются и согласуются с объективными доказательствами.

     Судом установлено, что при причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшей, повлекшего по неосторожности её смерть, Чернышов не находился в состоянии аффекта. Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что нецензурная брань со стороны потерпевшей в адрес подсудимого не являла собой психотравмирующую ситуацию. Сразу после содеянного, его действия носили целенаправленный характер, были активными и последовательными, о произошедшем он сохранил воспоминания. На отсутствии аффекта указывает и заключение экспертизы.

     Действия подсудимого были совершены и при отсутствии признаков необходимой обороны. Собранные доказательства и, прежде всего показания самого подсудимого, свидетельствуют о том, что со стороны потерпевшей никаких актов насилия, даже в момент нанесения подсудимым ей ударов, не предпринималось.

    Как следует из заключения эксперта от 19.05 2011 г., Чернышов, как в момент совершения преступления, так и на момент экспертного обследования, находился в состоянии вменяемости, то есть мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. В состоянии аффекта он не находился. В мерах принудительного медицинского характера не нуждается (л.д. 137-139).

          В судебном заседании подсудимый вел себя адекватно судебной обстановке, отвечал на вопросы, поэтому выводы экспертов, изложенные в заключении, суд признает обоснованными, а подсудимого вменяемым.

         Разрешая вопрос о назначении наказания подсудимому, суд, исходя из требований ч.3 ст. 60 УК РФ, учитывает характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного.

         По месту жительства Чернышов характеризуется, как лицо не работающее, злоупотребляющее спиртным, неоднократно подвергавшееся административному наказанию, общающееся с лицами антиобщественной направленности, не состоящее в конфликтах с соседями.

          Подсудимый совершил преступление, относящееся к категории особо тяжких. Преступные действия Чернышова привели к смерти человека, что делает невосполнимым причиненный преступлением вред. Учитывая данное, суд считает необходимым наказание Чернышову назначить в виде реального лишения свободы.

        Обстоятельств отягчающих наказание, предусмотренных ст.63 УК РФ, в отношении Чернышова не установлено.

     Признание вины, раскаяние в содеянном, явку с повинной, активное способствование раскрытию преступления, неправомерное поведение потерпевшей ФИО6, которая в указанной ситуации спровоцировал преступные действия подсудимого, тот факт, что он ранее не судим, суд признает обстоятельствами, смягчающими наказание подсудимого и учитывает их при определении размера наказания и неприменении дополнительного наказания в виде ограничения свободы.

          Наказание Чернышову назначается также с учетом требований ч.1 ст. 62 УК РФ.

                             Руководствуясь ст. 307-309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

            Признать Чернышова ФИО19 виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком 7 (семь) лет с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

            Меру пресечения Чернышову ФИО20 изменить с подписки о невыезде на заключение под стражу; взять его под стражу немедленно в зале суда. Срок наказания Чернышову ФИО21. исчислять с 22 июля 2011 г.

     Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Алтайский краевой суд через Славгородский городской суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным Чернышовым ФИО22 содержащимся под стражей, в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. Осужденный вправе знакомиться с протоколом судебного заседания после его подписания, приносить на него замечания в течение трех суток со дня ознакомления с ним. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе участвовать в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции лично; имеет право на обеспечение его помощью адвоката, которое может быть реализовано путем заключения соглашения с адвокатом, либо путем обращения с соответствующим ходатайством о назначении защитника, которое может быть изложено в кассационной жалобе, либо иметь форму самостоятельного заявления, и должно быть подано заблаговременно в суд первой или второй инстанции.

                    Судья                                                                     Л.А. Мозер