Определение об осталвении апелляционной жалобы без удовлетворения



Дело Номер обезличен г.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Дата обезличена года Славгородский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Е.Н. Нелиной,

при секретаре ФИО11

с участием прокурора Г.Н. Корнилович,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета ФИО12 на решение мирового судьи судебного участка Номер обезличен ... от Дата обезличена года по гражданскому делу по иску ФИО13 прокурора в интересах ФИО2 к ФИО14, ФИО15 о взыскании недополученного опекунского пособия,

         У С Т А Н О В И Л:

ФИО16 прокурор обратился к мировому судье судебного участка Номер обезличен в интересах ФИО2 с иском к комитету ФИО17, ФИО18 о взыскании недополученного опекунского пособия, указав, что в соответствии с постановлением администрации ... края от Дата обезличена года ФИО4 назначена опекуном над несовершеннолетней ФИО3 Номер обезличен года рождения. Как опекуну ФИО4 было назначено и выплачивалось пособие не содержание ребенка. ФИО19 прокуратурой установлено нарушение прав ФИО2 (ранее ФИО3) при получении пособия, предназначенного для реализации ее прав. А именно, в результате проверки установлено, что право ФИО3 (ФИО2) Е.И. на получение пособия на содержание в размере, не ниже установленного по состоянию на Дата обезличена года, нарушено. По состоянию на 31 декабря 2004 года в соответствии с действующим на указанный период Постановлением РФ №409 (в ред. постановления Правительства РФ от 14 мая 2001 года №374) «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» пособие на ребенка (девочку школьного возраста)  по фактически сложившимся ценам в Алтайском крае составило 41 213 руб. 26 коп. Пособие в Номер обезличен году на содержание ребенка выплачено в размере Номер обезличен руб., исходя из того, что пособие выплачивалось до Дата обезличенаг. –достижения совершеннолетия ФИО3 Следовательно, за Номер обезличен год недоплачено пособие в размере Номер обезличен коп. (Номер обезличен руб.). В связи с отсутствием реального участия субъекта РФ в финансировании расходов на выплату опекунских пособий в размере, соответствующем стандартам, установленным федеральным законодательством, обязанность по выплате недополученных сумм пособия должна быть возложена на финансовый орган субъекта федерации комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрация Алтайского края. В связи с этим прокурор обратился к  мировому судье с иском и просил взыскать с ФИО20 ФИО21 в пользу ФИО2 недополученную в Номер обезличен году сумму опекунского пособия в размере Номер обезличен.

Решением мирового судьи судебного участка Номер обезличен ... от Дата обезличена года иск ФИО22 прокурора в интересах в интересах ФИО2 к ФИО23 о взыскании недополученного опекунского пособия удовлетворен. В иске к комитету ФИО24 отказано. С ФИО25 в пользу в интересах ФИО2 взыскано Номер обезличен коп. недополученного опекунского пособия за Номер обезличен год за счет средств бюджета Алтайского края. С ФИО26 в доход бюджета муниципального образования ФИО27 взыскано Номер обезличен руб. госпошлины.

Не согласившись с решением мирового судьи, ФИО28 обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение мирового судьи отменить и вынести новое решение об отказе ФИО29 прокурору в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что с Дата обезличена года в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ порядок и размер выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну устанавливается законами субъектов РФ, в Алтайском крае он определяется Законом Алтайского края от 31.12.2004 г. № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае». Расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в 2005 году установлены в размере 28080 руб. на одного ребенка в год, то есть на уровне 2004 года. Алтайский край при установлении опекунского пособия в том же размере в 2005 году не нарушил прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как выплаты по опекунскому пособию не стали ниже тех, которые действовали до вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г.

В судебное заседание представитель ответчика - ФИО30 не явился, жалобу просил рассмотреть в  его отсутствие, в соответствии со ст.167 ГПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Представитель ответчика - ФИО31 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы был надлежаще извещен, о причинах неявки суду не сообщил, в соответствии со ст.167 ГПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Представитель третьего лица – ФИО32 в судебное заседание также не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы был надлежаще извещен, в суд поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие. В соответствии со ст.167 ГПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.

      Прокурор ФИО1 в судебном заседании просила оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, считая ее необоснованной пояснила, что в Номер обезличен. было выплачено пособие на девочку в размере Номер обезличен., однако по состоянию на Дата обезличена г. пособие на ребенка -  девочку школьного возраста фактически по сложившимся ценам составляло Номер обезличен коп. Совокупный объем финансирования соответствующих льгот, выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены, необходимо взыскать с ФИО33, в пользу ФИО2 недополученную в Номер обезличен г. сумму опекунского пособия в размере Номер обезличен. Номер обезличен. Решение мирового судьи законно и обоснованно.     

ФИО2 в судебном заседании просила решение мирового судьи оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, пояснила что ее опекун в Номер обезличен году недополучил пособие в размере Номер обезличен

        Заслушав прокурора, ФИО2, изучив материалы дела, суд оснований к удовлетворению апелляционной жалобы не находит. При этом суд исходит из следующего.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, постановлением администрации гФИО34 Номер обезличен от Дата обезличена года ФИО4 назначена опекуном над несовершеннолетней ФИО3 Дата обезличена года рождения л.д. Номер обезличен

Как опекуну, ФИО4 было назначено и выплачивалось пособие на содержание ребенка.

ФИО3 Дата обезличенаг. заключила брак с ФИО5 и после заключения брака ей присвоена фамилия ФИО2 л.дНомер обезличен

За Номер обезличен год ФИО4 на содержание ФИО3 было выплачено Номер обезличен

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществления денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве и поступлении в образовательные учреждения в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов утверждается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При этом статьей 5 названного Закона было определено, что расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской федерации, за счет государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.

Право опекуна на получение ежемесячно денежных средств на содержании ребенка было установлено пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 20 июня 1992 года № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции от 14 мая 2001 года. Этим же Постановлением установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Приказом Минобразования России от 19 августа 1999 года № 199 утверждено Положение о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), пунктом 1 которого установлено, что денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря выплачиваются опекунам (попечителям) исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

Наряду с этим право опекуна на получение ежемесячно денежных средств на содержание ребенка было предусмотрено абзацем 2 пункта 5 статьи 150 СК РФ. Выплата указанных денежных средств была предусмотрена в порядке и размере, установленных Правительством РФ. Таким образом, до 1 января 2005 года размер и порядок выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), определялся исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона и являлся расходным обязательством как Российской Федерации, так и субъекта Российской Федерации.

Однако Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статью 150 СК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми с 1 января 2005 года на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации.

Следовательно, с 1 января 2005 года полномочие по установлению размера опекунского пособия предоставлено субъекту Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 153 названного Федерального закона в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

При издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с  принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:

вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

В преамбуле данного Закона установлены цели государственно-правовой охраны основных прав и свобод на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе приведения системы социальной защиты граждан в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Кроме того, статьей 5  Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 24.04.2004 г. № 122-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2005 года) также установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в том числе решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Названные расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Таким образом, нормами вышеназванных Федеральных законов субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать и исполнять за счет собственных доходов выплату денежных средств в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации, при условии, что совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен.

Законом Алтайского края от 28 декабря 2004 года № 65-ЗС размер пособия на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), был установлен в 28 080 руб. В таком же размере пособие выплачивалось и в 2004 году (Закон Алтайского края от 29 декабря 2003 года № 77-ЗС).

Вместе с тем, по состоянию на 31 декабря 2004 года в соответствии с действующим на указанный период Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 г. № 409 (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.05.2001 г. №374) «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пособие на ребенка (девочку школьного возраста) по фактически сложившимся ценам в Алтайском крае составило 41 213 руб. 26 коп., из которых 29 745 руб. 46 коп. – сумма на питание, 11 467 руб. 80 коп. – сумма на одежду и обувь.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ мировой судья обоснованно проверил соответствие социальных гарантий детям, оставшимся без попечения родителей, установленных в 2005 году законами субъекта Российской Федерации, объему этих гарантий, установленных в 2004 году федеральным законодательством, и хотя размер пособия в 2005 году по сравнению с 2004 годом не изменился, однако размер пособия в 28 080 руб., установленный опекунам (попечителям) в 2004 году законом субъекта федерации, не соответствовал действовавшим на тот момент правовым актам, положения которых приведены выше, устанавливающим размер пособия исходя из фактических цен данного региона.

В связи с этим мировой судья обоснованно принял во внимание расчет, представленный прокурором и произведенный с учетом положений указанного выше Постановления и средних цен на товары, сложившихся по официальным статистическим данным в регионе, пришел к верному выводу о том, что недоплата опекунского пособия на ФИО2 за Номер обезличен год составила Номер обезличен коп. (учитывая, что в Номер обезличен году ФИО2 (ранее ФИО3) Дата обезличена исполнилось Номер обезличен лет) и взыскал указанную сумму с ФИО35

Мировой судья полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, дал им надлежащую оценку и, правильно определив подлежащие применению нормы материального права, вынес законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения мирового судьи, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, в данном случае не усматривается. А доводы апелляционной жалобы связаны с неверным толкованием норм материального права, поэтому не могут быть приняты во внимание.

Руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Апелляционную жалобу ФИО36 оставить без удовлетворения.

            Решение мирового судьи судебного участка Номер обезличен ... от Дата обезличена года по гражданскому делу по иску ФИО37 в интересах ФИО2 к ФИО38 о взыскании недополученной суммы опекунского пособи оставить без изменения.

Определение вступает в силу с момента его вынесения.

            Председательствующий Е.Н. Нелина

ВЕРНО

Судья Е.Н. Нелина

Секретарь ФИО39т