Дело № 2- 459- 2010 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ г. Славгородский городской суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Гайдар Е.В. при секретаре Самокрутовой В.А. с участием прокурора Утевой О.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Славгородского межрайонного прокурора в интересах Данько Александра Александровича и Данько Зинаиды Яковлевны к ОАО « Алтайкрайэнерго и Управлению социальной защиты населения по г. Славгороду, Славгородскому району о признании незаконными действия по применению норматива потребления услуг по электроснабжению, возложении обязанности по производству перерасчета и компенсации расходов на оплату электроэнергии, У С Т А Н О В И Л: Славгородский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Данько А.А. и Данько З.Я. к ОАО «Алтайкрайэнерго», управлению социальной защиты населения по г.Славгороду и Славгородскому району о признании незаконными действия по применению норматива потребления услуг по электроснабжению, возложении обязанности по производству перерасчета и компенсации расходов на оплату электроэнергии. В обоснование иска указал, что в нарушение положений ст. 157 ЖК РФ, согласно которой нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению утверждаются органами государственной власти субъектов РФ, при расчете мер социальной поддержки Данько А.А. и Данько З.Я. за потребленную электроэнергию применялся норматив потребления 37 кВт/ч в месяц, установленный решением Славгородского городского Собрания депутатов от 22 февраля 2005 года №23 «О нормативах потребления электроэнергии на одного человека в месяц для лиц, имеющих право на меры социальной поддержки и получение жилищно-коммунальных субсидий». Между тем, нормативы потребления электроэнергии в Алтайском крае утверждены решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25 октября 2006 года № 10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» и введены в действие с 01.01.2007 г. Незаконное применение ответчиком норматива потребления по электроснабжению в размере 37 кВт/ч привело к необоснованному уменьшению размера денежной компенсации оплаты коммунальных услуг по электроснабжению, предусмотренной законодательством. В связи с этим прокурор просил признать незаконными действия ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Славгородские межрайонные электрические сети» по применению норматива потребления электроэнергии 37 кВт/ч в месяц для предоставления мер социальной поддержки в отношении истцов Данько А.А. и Данько З.Я. за период соответственно с 01 ноября 2008 г. по 31.09. 2009 г. и с 01 июня 2008 г. по 31.09. 2009 г.; обязать ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице филиала «Славгородские межрайонные электрические сети» произвести истцу перерасчет истцам за указанный период платы за услуги по электроснабжению исходя из норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25 октября 2006 года № 10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению»; обязать ОАО « Алтай крайэнерго» в лице его филиала « Славгородские межрайонные электрические сети» выплатить истцам денежную компенсацию недополученной скидки по оплате услуг по электроснабжению, полученную в результате перерасчета; обязать управление социальной защиты населения по г.Славгороду выплатить истцам сумму компенсации за указанный период согласно произведенному перерасчету оплаты электроснабжения. В судебном заседании прокурор заявленные исковые требования поддержал. Истцы Данько З.Я. и Данько А.А. в судебное заседание не явились. В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца. Представитель ответчика ОАО «Алтайкрайэнерго» Брайко В.В. в судебном заседании иск не признала, ссылаясь на то, что нормативы потребления, установленные решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006г. №10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета, и не могут применяться для определения мер социальной поддержки, на что указывалось в разъяснениях Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края и Главалтайсоцзащиты. Филиалом «Славгородские межрайонные электрические сети» ОАО «Алтайкрайэнерго» применялся норматив потребления электроэнергии на одного человека в месяц 37 кВт/ч, установленный решением Славгородского городского собрания депутатов Алтайского края от 22.02.2005г. №23 для определения мер социальной поддержки и получения жилищно-коммунальных субсидий, поскольку в Алтайском крае нормативы потребления электроэнергии для определения мер социальной поддержки не установлены. В сентябре 2009 года данное решение Славгородским городским собранием депутатов Алтайского края было отменено, и для определения мер социальной поддержки с сентября 2009 года по тем абонентам, по которым имелись все необходимые сведения, стали применяться нормативы, установленные решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006г. №10. Представитель управления социальной защиты населения по г. Славгороду и Славгородскому району в судебное заседание не явился. В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие данного ответчика. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению. В судебном заседании установлено, что Данько А.А. и Данько З.Я. имеют удостоверения «Ветеран труда Алтайского края», дающие право на льготы по оплате коммунальных услуг Данько З.Я. с июня 2008 г., а Данько А.А.- с ноября 2008 (л.д.8-9). Данько З.Я. и Данько А.А. проживают и зарегистрированы в жилом помещении по адресу: Алтайский край, г.Славгород, мкр. 3, д.12 кв. 93, состав семьи три человека, в квартире три комнаты, не имеют зарегистрированной стационарной электроплиты. (л.д. 11-12). В период со дня возникновения право на льготу и по 31 августа 2009 г. по оплате потребленной истцом электроэнергии энергоснабжающей организацией производилось определение мер социальной поддержки от величины т норматива -37 кВт/ч. с передачей сведений в управление социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району, которое на основании Постановления администрации Алтайского края от 29.08.2007г. № 376 с 01.10.2007г. осуществляет выплату компенсации мер социальной поддержки в денежном эквиваленте по представленным энергоснабжающей организацией реестрам. Выплата управлением социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району компенсаций за потребленную электроэнергию производится ежемесячно. При этом в текущем месяце выплачивается компенсация по оплате, произведенной в предыдущем месяце. С сентября 2009 года стали применяться нормативы, установленные решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006г. №10. Норматив потребления для определения мер социальной поддержки 37 кВт/ч. применялся филиалом «Славгородские межрайонные электрические сети» ОАО «Алтайкрайэнерго» на основании решения Славгородского городского собрания депутатов Алтайского края от 22.02.2005г. №23 «О нормативах потребления электроэнергии на одного человека в месяц для лиц, имеющих право на меры социальной поддержки и получение жилищно-коммунальных субсидий». В силу положений ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) меры социальной поддержки ветеранов труда и граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона № 5-ФЗ меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Таким образом, с 1 января 2005 года меры социальной поддержки ветеранов труда, финансируемые за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации, устанавливаются субъектами Российской Федерации самостоятельно. Во исполнение приведенных положений федерального законодательства 03 декабря 2004 года принят Закон Алтайского края № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов». Согласно ст. 3 данного Закона (в ред. Закона Алтайского от 08.05.2008 № 37-ЗС) ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия – в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). В редакции, действовавшей до принятия Закона Алтайского края от 08.05.2008 № 37-ЗС, предусматривалась льгота в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия – в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Порядок предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда определяется главой администрации Алтайского края (ч.5 ст.6 Закона № 61-ЗС). В целях реализации Закона Алтайского края № 61-ЗС Постановлением главы администрации Алтайского края от 01 августа 2006 года № 327 утверждено Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранов. Пунктом 19 Положения (в редакции, действовавшей до 29.02.2008г., распространявшейся на правоотношения, возникшие до 01.01.2008г.) было предусмотрено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг осуществляются организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги и осуществляющими сбор платежей за оказанные услуги по месту жительства гражданина, на основании произведенных ими расчетов. В Алтайском крае до 1 апреля 2008 года меры социальной поддержки предоставлялись в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 306 от 23 мая 2006 года, согласно пункту 43 которых в случае, если в жилом помещении проживают потребители, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов предоставляются при оплате коммунальных услуг льготы в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшается на величину скидки. Порядок предоставления мер социальной поддержки (в том числе и ветеранам) на территории Алтайского края был изменен Законом Алтайского края №156-ЗС от 27.12.2007г. «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», который установил, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация) (ст.2). Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона (п.7 ст. 4). Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - организации-поставщики услуг) (п.8 ст. 4). Указанный закон вступил в действие с 01.04.2008г. Порядок определения размера денежных компенсаций и их выплаты регламентирован постановлением Администрации края от 1 апреля 2008 года № 126 "Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае". Согласно указанным Правилам компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначается органом социальной защиты населения, который формирует реестр получателей компенсации. В соответствии с п.15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Пункт 16 названных Правил устанавливает, что денежный эквивалент мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг, определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента. Таким образом, до 1 апреля 2008 года на территории Алтайского края меры социальной поддержки предоставлялись при оплате коммунальных услуг в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшался на величину скидки, с 01 апреля 2008 года они предоставляются в виде выплаты органом социальной защиты льготополучателю в денежной форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Размер мер социальной поддержки как до 1 апреля 2008 года, так и после определяется федеральным законодательством и законодательством субъекта. В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию (п. 1). Согласно данным Правилам "норматив потребления коммунальных услуг" - это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. Согласно п. 4 Правил нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, т.е. органами государственной власти субъекта РФ в отношении потребления электроснабжения. Исходя из положений жилищного законодательства, суд приходит к выводу о том, что к полномочиям органов местного самоуправления не отнесено право на утверждение нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению. Нормативы потребления электрической энергии на территории Алтайского края установлены Решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25 октября 2006 года № 10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению». Каких-либо иных нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению, разработанных специально для расчета компенсации (льгот) по оплате за коммунальные услуги, на уровне субъекта не разработано и в установленном законом порядке не принято. При этом не имеют значения ссылки представителей ответчиков на разъяснительные письма Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края и Главалтайсоцзащиты о неприменении утвержденных Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края нормативов потребления коммунальных услуг при определении мер социальной поддержки. Данные письма носят не нормативный характер, содержащиеся в них разъяснения противоречат законодательству Российской Федерации и Алтайского края. Поскольку другие нормативы потребления коммунальных услуг, кроме установленных решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006 г. №10, в Алтайском крае в установленном законом порядке не приняты, а меры социальной поддержки ветеранам труда согласно закону Алтайского края № 61-ЗС должны предоставляться в пределах норматива потребления, при предоставлении таких мер социальной поддержки следует руководствоваться решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006г. №10. Применение нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления, в том числе решением Славгородского городского Собрания депутатов от 22.02.2005г. № 23, недопустимо, учитывая то, что данные органы с 01.01.2005г. не правомочны принимать такие решения. Кроме того, решением Славгородского городского суда от 13 августа 2009 года, вступившим в законную силу 29 августа 2009 года, решение Славгородского городского Собрания депутатов от 22.02.2005 г. № 23 «О нормативах потребления электроэнергии на одного человека в месяц для лиц, имеющих право на меры социальной поддержки и получение жилищно-коммунальных субсидий» признано недействующим и не подлежащим применению с 01.01.2007 г. Однако перерасчет и выплата недополученной денежной компенсации на оплату расходов по электроснабжению истцу не производились. Исходя из изложенного, сравнив в заявленный прокурором период, размер предоставленных истцу мер социальной поддержки с фактически потребленной им услугой по электроснабжению, суд приходит к выводу о том, что применение ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице филиала «Славгородские межрайонные электрические сети» в отношении истца норматива потребления услуг по электроснабжению в размере 37 кВт./ч нарушает его права, и учитывая то, что применение энергоснабжающей организацией норматива потребления услуги в размере 37 кВт/ч противоречит действующему законодательству РФ и Алтайского края, суд находит требования прокурора о признании незаконными указанных действий ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице филиала «Славгородские межрайонные электрические сети» подлежащими удовлетворению. Принимая во внимание действующий порядок определения мер социальной поддержки, требования прокурора о возложении на ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице филиала «Славгородские межрайонные электрические сети» обязанности по перерасчету денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по электроснабжению истцу Данько А.А. за период с 01 ноября 2008 г. по 31 августа 2009 г. включительно, а Данько З.Я. за период с 01 июня 2008 г. по 31 августа 2009 г. включительно, исходя из норматива потребления услуг по электроснабжению, установленного Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края, являются обоснованными. При этом оснований для перерасчета за сентябрь 2009 г. не имеется, т.к. с сентября 2009 г. вышеуказанный норматив применялся правильно. Требования прокурора о возложении на управление социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району обязанности выплатить истцам недополученную компенсацию денежного эквивалента мер социальной поддержки согласно произведенного ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Славгородские межрайонные электрические сети» перерасчета оплаты за указанный период суд также находит обоснованными, поскольку указанные требования направлены на восстановление нарушенных прав истца на получение мер социальной поддержки в полном объеме. При этом оснований для возложения на ОАО « Алтайкрайэнерго» обязанности произвести выплату денежной компенсации недополученной скидки не имеется, поскольку в установленный период денежную компенсацию производило управление социальной защиты населения. При разрешении заявленных прокурором требований суд также учитывает следующее. Несмотря на то, что Закон Алтайского края №156-ЗС от 27.12.2007г. «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» вступил в действие с 01 апреля 2008 года, на территории г. Славгорода замена натуральных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных отдельным категориям граждан федеральными законами и законами Алтайского края, ежемесячными денежными компенсациями стала производиться на основании Постановления Администрации Алтайского края от 29.08.2007 г. № 376 с 01 октября 2007 года. В соответствии со ст.103 ГПК РФ в доход местного бюджета с ОАО «Алтайкрайэнерго» надлежит взыскать 200 руб. государственной пошлины. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск Славгородского межрайонного прокурора в интересах Данько Александра Александровича и Данько Зинаиды Яковлевны удовлетворить частично. Признать незаконными действия ОАО « Алтайкрайэнерго» в лице его филиала « Славгородские межрайонные электрические сети» по применению норматива потребления электроэнергии 37 кВт/ч в месяц для предоставления мер социальной поддержки в отношении Данько Александра Александровича с 01 ноября 2008 г. по 31 августа 2009 г. включительно, в отношении Данько Зинаиды Яковлевны - за период с 01 июня 2006 г. по 31 августа 2009 г. включительно. Обязать ОАО « Алтайкрайэнерго» в лице его филиала « Славгородские межрайонные электрические сети» произвести Данько Александру Александровичу перерасчет денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате услуг по электроснабжению за период с 01 ноября 2008 г. по 31 августа 2009 г. включительно, исходя из норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006 г. № 10 « Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению». Обязать Управление социальной защиты населения по г. Славгороду и Славгородскому району выплатить Данько Александру Александровичу недополученную сумму компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки за период с 01 ноября 2008 г. по 31 августа 2009 г. включительно согласно произведенному ОАО « Алтайкрайэнерго» в лице его филиала « Славгородский межрайонные электрические сети» перерасчету. Обязать ОАО « Алтайкрайэнерго» в лице его филиала « Славгородские межрайонные электрические сети» произвести Данько Зинаиды Яковлевны перерасчет денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате услуг по электроснабжению за период с 01 июня 2008 г. по 31 августа 2009 г. включительно, исходя из норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006 г. № 10 « Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению». Обязать Управление социальной защиты населения по г. Славгороду и Славгородскому району выплатить Данько Зинаиды Яковлевны недополученную сумму компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки за период с 01 июня 2008 г. по 31 августа 2009 г. включительно согласно произведенному ОАО « Алтайкрайэнерго» в лице его филиала « Славгородский межрайонные электрические сети» перерасчету. В остальной части иска отказать. Взыскать с ОАО « Алтайкрайэнерго» в доход муниципального образования город Славгород государственную пошлину в размере 200 руб. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Славгородский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ г. Судья- Е.В. Гайдар