Дело Номер обезличен Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Дата обезличенаг. Славгородский городской суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи О.Г. Костогладовой, при секретаре Н.М. Иванюк, с участием прокурора Р.Ю.Котлярова, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Славгородского межрайонного прокурора в интересах ФИО3 к ОАО «Алтайкрайгазсервис», Управлению социальной защиты населения по г.Славгороду о признании незаконными действий по применению норматива потребления, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию расходов на оплату сжиженного газа, У С Т А Н О В И Л: Прокурор в интересах ФИО3 обратился в суд с иском к ОАО «Алтайкрайгазсервис» и Управлению социальной защиты населения по г.Славгороду о признании незаконными действий по применению норматива потребления на сжиженный газ с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. исходя из 40 кг/чел в год, возложении обязанности по производству перерасчета за спорный период исходя из норматива потребления 5 кг/чел в месяц и выплате суммы компенсации, согласно произведенному перерасчету. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что согласно абз.2 ч. 1 ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые и регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Из ч. 1 ст. 157 ЖК РФ следует, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 13.06.2006г. № 373 2 «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа» нормативы потребления коммунальных услуг в части газоснабжения устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ на основании норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа. В соответствии с п. 4.35 постановления администрации Алтайского края от 19.01.2006г. № 9 «Об утверждении положения о Главном управлении экономики и инвестиций Алтайского края» управление осуществляет государственное регулирование предусмотренных ФЗ от 30 декабря 2004г. № 210- ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», постановлением Правительства РФ от 07.03.1995г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» иными нормативными правовыми актами цен (тарифов), надбавок, наценок. Устанавливает индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса предельные индексы изменения размера граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению. Решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от 25.10.2006г. № 10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» норматив потребления газа для приготовления пищи с использованием газовых плит и подогрев воды для хозяйственных санитарно-гигиенических нужд при отсутствии газового водонагревателя и централизованного горячего водоснабжения установлен в размере 5 кг/чел. в месяц, т.е. 60 кг. в год. Данные нормативы введены в действие с Дата обезличена вместе с тем филиалом «Славгородмежрайгаз» ОАО «Алтайкрайгазсервис» при расчетах с ФИО3 за сжиженный газ в баллонах до Дата обезличенаг. применялся норматив потребления 40 кг/чел в год (для одиноко проживающих), из указанного норматива ФИО3 за 2008г. была начислена и компенсация расходов на оплату услуг по газоснабжению сжиженным газом. В связи с чем прокурор просил признать незаконными действия ОАО «Алтайкрайгазсервис» в лице его Славгородского филиала «Славгородмежрайгаз» по применению в отношении ФИО3 норматива потребления услуг по газоснабжению сжиженным газом 40 кг/чел в год, обязать указанного ответчика произвести перерасчет платы за услуги по газоснабжению сжиженным газом ФИО3 с Дата обезличена года по Дата обезличенаг. исходя из норматива потребления 5 кг/чел в месяц и обязать Управление социальной защиты населения по г. Славгороду выплатить компенсацию ФИО3, согласно произведенному перерасчету. В судебном заседании старший помощник прокурора Котляров Р.Ю. заявленные требования поддержал, ссылаясь на доводы искового заявления. Истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, от нее поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии ФИО3 Представитель ОАО «Алтайкрайгазсервис» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства указанный ответчик был извещен надлежащим образом, о причинах неявки его представителя суд в известность не поставил. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ОАО «Алтайкрайгазсервис». Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по г. Славгороду и Славгородскому району (до изменения названия Управления социальной защиты населения по г.Славгороду) ФИО4 в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований, указывая на обоснованность доводов прокурора. Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему. В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО3, 1933г. рождения, является «Ветераном труда», что подтверждается удостоверением Номер обезличен от Дата обезличена года л.д. 7). Истица проживает в жилом доме, расположенном по адресу: ..., ..., где зарегистрирована по месту жительства л.д.6,8). Центральное газоснабжение через присоединенную сеть в доме отсутствует, ФИО3 использует сжиженный газ в баллонах, при этом пользуется льготой по оплате коммунальных услуг по газоснабжению как ветеран труда, одиноко проживающая. В заявленный прокурором период времени с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг определение мер социальной поддержки производилось энергоснабжающей организацией Славгородским филиалом ОАО «Алтайкрайгазсервис» - «Славгородмежрайгаз» исходя из норматива потребления 40 кг/чел в год, выплата компенсации мер социальной поддержки в денежном эквиваленте осуществляло Управление социальной защиты населения по г.Славгороду на основании представленных энергоснабжающей организацией реестров. Всего выплачено ФИО3 за период с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. в счет компенсации мер социальной поддержки 390 руб., соответствующие стоимости 20кг. сжиженного газа (50% от стоимости 40кг газа), что подтверждается информацией Славгородского филиала ОАО «Алтайкрайгазсервис» - «Славгородмежрайгаз» Номер обезличен от Дата обезличенаг. л.д.9). Норматив потребления для определения мер социальной поддержки 40 кг/чел в год применялся Славгородским филиалом ОАО «Алтайкрайгазсервис» - «Славгородмежрайгаз» в период с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. на основании решения Славгородского городского собрания депутатов Алтайского края от Дата обезличенаг. Номер обезличен «О нормативах потребления электроэнергии на одного человека в месяц для лиц, имеющих право на меры социальной поддержки и получение жилищно-коммунальных субсидий». Согласно указанному решению Славгородского городского собрания депутатов Алтайского края был установлен норматив потребления сжиженного газа в баллонах и от групповых установок в размере 40 кг. в год для одиноко проживающих, а при составе семьи не более 3-х человек по 25 кг. в год на каждого члена семьи. В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ меры социальной поддержки ветеранов труда и граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона № 5-ФЗ меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Таким образом, с 1 января 2005 года меры социальной поддержки ветеранов труда, финансируемые за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации, устанавливаются субъектами Российской Федерации самостоятельно. Во исполнение приведенных положений федерального законодательства 01.12.2004г. принят Закон Алтайского края №61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», п. 4 ч.1 ст. 3 которого установлены меры социальной поддержки ветеранов труда в виде компенсации 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг. Порядок предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда определяется главой администрации Алтайского края (ч.5 ст.6 Закона № 61-ЗС). Кроме того, с 01 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс РФ, согласно ст. 157 которого нормативы потребления коммунальных услуг подлежали установлению органами местного самоуправления за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, которые устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ. Согласно ст. 4 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» до приведения в соответствие с Жилищным кодексом РФ нормативных актов действующих на территории РФ они подлежат применению постольку, поскольку не противоречат ЖК РФ. Постановлением главы администрации Алтайского края от 01 августа 2006 года № 327, утверждено «Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранов». В Алтайском крае до 1 апреля 2008г. меры социальной поддержки предоставлялись в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23 мая 2006 года, согласно пункту 43 которых, в случае если в жилом помещении проживают потребители, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов предоставляются при оплате коммунальных услуг льготы в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшается на величину скидки. Порядок предоставления мер социальной поддержки (в том числе и ветеранам) на территории Алтайского края был изменен Законом Алтайского края №156-ЗС от 27.12.2007г. «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», который установил, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация) (ст.2). Указанный закон вступил в действие с 01.04.2008г. Таким образом, до 1 апреля 2008г. на территории Алтайского края меры социальной поддержки предоставлялись при оплате коммунальных услуг в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшался на величину скидки, с 01 апреля 2008г. они предоставляются в виде выплаты органом социальной защиты льготополучателю в денежной форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Размер мер социальной поддержки как до 1 апреля 2008г., так и после определяется федеральным законодательством и законодательством субъекта. Согласно постановлению администрации Алтайского края №376 от 29.08.2007г. «О переходе к предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в денежной форме» в г. Славгороде замена натуральных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных отдельным категориям граждан федеральными законами и законами Алтайского края, ежемесячными денежными компенсациями произведена с 01 октября 2007г. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г. определяют норматив потребления коммунальных услуг как единую величину, определяющую месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных приборов учета. Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению на территории Алтайского края установлены Решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25 октября 2006 года № 10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению», согласно которому для приготовления пищи с использованием газовых плит и подогрев, воды для хозяйственных санитарно-гигиенических нужд при отсутствии газового водонагревателя и централизованного горячего водоснабжения установлен норматив потребления 5 кг/чел в месяц, который подлежал применению с 01 января 2007 года. Согласно Положению о Главном Управлении экономики и инвестиций Алтайского края, утвержденному Постановлением Администрации края от 19.01.2006г. №9 Управление является органом исполнительной власти Алтайского края. Пунктом 4.35 Положения предусмотрено, что Управление осуществляет государственное регулирование предусмотренных Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", иными нормативными правовыми актами цен (тарифов), надбавок, наценок, устанавливает индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению. Следовательно, решение от 25 октября 2006 года № 10, установившее нормативы потребления коммунальных услуг, принято Управлением в пределах его компетенции и соответствует требованиям ст.157 ЖК РФ. Поскольку другие нормативы потребления коммунальных услуг, кроме установленных решением №10 Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, в Алтайском крае в установленном законом порядке не приняты, а меры социальной поддержки ветеранам труда согласно закону Алтайского края № 61-ЗС должны предоставляться в пределах норматива потребления, при предоставлении таких мер социальной поддержки следует руководствоваться решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006г. №10. Применение нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления, в том числе решением Славгородского городского Собрания депутатов от 22.02.2005г., недопустимо учитывая то, что данные органы с 01.01.2005г. не правомочны принимать такие решения. Применением ОАО «Алтайкрайгазсервис» в лице его филиала «Славгородмежрайгаз» в отношении ФИО3 норматива потребления услуг по газоснабжению сжиженным газом с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. 40 кг/чел в год, вместо норматива, установленного Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края - 5кг/чел в месяц нарушены права ФИО3, в связи с чем данные действия следует признать незаконными. Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, действующий порядок определения мер социальной поддержки, требования прокурора о возложении на ОАО «Алтайкрайгазсервис» в лице его филиала «Славгородмежрайгаз» обязанности по перерасчету ФИО3 денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по газоснабжению сжиженным газом с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг., исходя из норматива потребления 5 кг/чел в месяц и возложении обязанности на Управление социальной защиты населения по г.Славгороду и Славгородскому району по выплате ФИО3 денежной компенсации согласно произведенному перерасчету являются обоснованными. С учетом изложенного иск прокурора в интересах ФИО3 подлежит удовлетворению в полном объеме. По результатам рассмотрения дела в соответствии со ст.103 ГПК РФ в доход местного бюджета с ОАО «Алтайкрайгазсервис» надлежит взыскать 200 руб. государственной пошлины, с Управления социальной защиты населения по г.Славгороду и Славгородскому району 100 руб. государственной пошлины. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Славгородского межрайонного прокурора в интересах ФИО3 удовлетворить. Признать незаконными действия ОАО «Алтайкрайгазсервис» в лице Славгородского филиала «Славгородмежрайгаз» по применению норматива потребления услуг по газоснабжению 40 кг. сжиженного газа на человека в год в отношении ФИО3 с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. Обязать ОАО «Алтайкрайгазсервис» в лице Славгородского филиала «Славгородмежрайгаз» произвести перерасчет платы за услуги по газоснабжению сжиженным газом ФИО3 с Дата обезличена года по Дата обезличенаг. исходя из норматива потребления 5 кг. сжиженного газа на человека в месяц. Обязать Управление социальной защиты населения по г. Славгороду и Славгородскому району выплатить ФИО3 сумму компенсации за период с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. согласно произведенному перерасчету оплаты газоснабжения сжиженным газом, исходя из норматива потребления 5 кг. сжиженного газа на человека в месяц. Взыскать с ОАО «Алтайкрайгазсервис» в доход местного бюджета 200 руб. государственной пошлины. Взыскать с Управления социальной защиты населения по г. Славгороду и Славгородскому району в доход местного бюджета 100 руб. государственной пошлины. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Славгородский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения. Дата составления мотивированного решения – Дата обезличенаг. Судья: О.Г.Костогладова