Дело Номер обезличен г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Дата обезличена г. г. Славгород Славгородский городской суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Гайдар Е.В. при секретаре Самокрутовой В.А. с участием прокурора Утевой О.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Славгородского межрайонного прокурора в интересах ФИО3 об оспаривании действий органа местного самоуправления, У С Т А Н О В И Л: Славгородский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах ФИО3 об оспаривании действий органа местного самоуправления. В обоснование заявления указал, что ФИО3 является ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы, и в соответствии с действующим законодательством имеет право на улучшение жилищных условий. Однако решением жилищной комиссии администрации г.Славгорода от 29 марта 2010 г. ФИО3 отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилой площади в связи с намеренным ухудшением своих жилищных условий. Решение комиссии мотивировано тем, что ФИО3 13.11.2006 г. продал принадлежащий ему жилой дом. С данным решением жилищной комиссии прокурор не согласен и просит признать его незаконным. При этом указывает, что ФИО3 дом продан в ноябре 2006 г. в связи с невозможностью по состоянию здоровья в нем жить, т.к. он является неблагоустроенным. Кроме того, возраст ФИО3 86 лет, наличие 2 группы инвалидности являются объективными обстоятельствами, свидетельствующими о невозможности содержания частного дома и проживания в таком доме. Причиной продажи дома послужил именно данный факт, а не намерение приобретения права состоять в качестве нуждающегося в жилом помещении. Целью постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий является именно предоставление благоустроенного жилого помещения. Такая мера социальной поддержки как предоставление жилого помещения по договору социального найма им не использовалась. Отказ в постановке ФИО3 в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий без учета данных обстоятельств, является, по мнению прокурора, является необоснованным, т.к. признак намеренного ухудшения жилищных условий отсутствует. На основании изложенного, прокурор просит признать незаконными действия администрации г. Славгорода Алтайского края, выразившиеся в отказе поставить на учет ФИО3 в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному ст. 53 ЖК РФ. В судебном заседании прокурор заявленные требования уточнил и просил признать незаконными действия администрации г. Славгорода Алтайского края, выразившиеся в отказе поставить на учет ФИО3 в качестве нуждающегося в жилом помещении по основанию, предусмотренному ст. 53 ЖК РФ, возложить обязанность устранить допущенное нарушение. Заявитель ФИО3 в судебном заседании заявление поддержал и указал, что в собственности его супруги был жилой дом по адресу: г. Славгород, ул. Космонавтов, 142. Данный дом был приобретен на средства сына, который перевез их с супругой из Казахстана. В 2006 г. данный дом был продан, т.к. им с супругой в силу преклонного возраста и состояния здоровья стало трудно жить в неблагоустроенном доме. В настоящее время он и супруга снимают квартиру у постороннего лица, за наем жилья уплачивают деньги ежемесячно. Никогда ранее им жилье местная администрация не предоставляла. Представитель администрации г. Славгорода в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен. В соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие данного лица. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что ФИО3 является ветераном Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг., инвалидом(л.д.9). ФИО3 проживает в г. Славгороде Алтайского края, ..., состав семьи два человека: он и супруга ФИО4 Жилое помещение занимают на основании договора коммерческого найма. ФИО3 и его супруга в настоящее время не имеют жилого помещения на праве собственности(л.д.18, 27-28), а также не имеет права пользования жилым помещении на основании договора социального найма. Ранее администрацией г. Славгорода ему жилое помещение не предоставлялось. Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются объяснениями заявителя, а также материалами учетного дела ФИО3(л.д.16-41). Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. № 714 « Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Согласно пп.3 п. 1 ст. 15 Федерального Закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ « О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны предоставляется такая мера социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления на основании заявлений данных граждан( ст. 52 ЖК РФ). Законом Алтайского края « О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» осуществляется органами местного самоуправления поселений. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти ( ст. 51 ЖК РФ). В связи с тем, что ФИО3 не является нанимателем и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственником или членом семьи собственника жилого помещения, он является нуждающимся в жилом помещении. 26 июня 2009 г. ФИО3 обратился в администрацию г. Славгорода с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении(л.д.17). Решением жилищной комиссии администрации г. Славгорода от 29 марта 2010 г. ФИО3 отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании ст. 53 ЖК РФ по причине продажи ФИО3 в 2006 г. принадлежащего ему на праве собственности дома, т.е. в связи с намеренным ухудшением жилищных условий (л.д. 34-38). Вышеуказанное решение является незаконным. Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О « Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации», по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий( бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения и совершили оспариваемые действия( бездействие). Таким образом, обязанность доказать, что ФИО3 в 2006 г. распорядился принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, возлагается на администрацию г. Славгорода. Администрация г. Славгорода соответствующих доказательств суду не представила. Из объяснений ФИО3 в судебном заседании следует, что такой цели он не преследовал. В ноябре 2006 г. он продал дом в г. Славгороде в связи с невозможностью по состоянию здоровья в нем проживать, т.к. дом является неблагоустроенным. Принимая во внимание вышеизложенное, в соответствии с требованиями ст.258 ГПК РФ, заявление прокурора следует удовлетворить. Признать незаконными действия администрации г. Славгорода, выразившиеся в отказе поставить на учет ФИО3 в качестве нуждающегося в жилом помещении. Обязать администрацию г. Славгорода устранить допущенное нарушение, поставив ФИО3 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Славгородского межрайонного прокурора в интересах ФИО3 об оспаривании действий органа местного самоуправления удовлетворить. Признать незаконными действия администрации г. Славгорода, выразившиеся в отказе поставить ФИО3 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Обязать администрацию г. Славгорода устранить допущенное нарушение, поставив ФИО3 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Славгородский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято Дата обезличена г. Судья- Е.В. Гайдар