Дело №2-686/201016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 ноября 2010г. Славгородский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи О.Г. Костогладовой,
при секретаре Н.М. Иванюк,
с участием прокурора А.Г. Павловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Славгородского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> и <данные изъяты> о понуждении к совершению действий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты>», <данные изъяты> в лице <данные изъяты> о понуждении к совершению действий, указав, что в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> по Алтайскому краю проведено мероприятие по контролю за соблюдением учреждением в здании школы правил пожарной безопасности. По результатам проверки учреждению было предписано устранить нарушения требований пожарной безопасности: которые заключаются в том, что:
- двери, ведущие в лестничные клетки не оборудованы устройствами для самозакрывания с уплотнителями в притворах (п.3ППБ 01-03, п.6.18 СНиП 21-01-97*);
- притворы дверей, ведущих в лестничные клетки не обеспечены уплотнителями (п.3 ППБ 01-03, п.6.18 СНиП 21-01-97*);
- не исключена окраска ступеней лестничных маршей на путях эвакуации горючей краской (п.53 ППБ 01-03);
- не установлены двери, ведущие в лестничную клетку на 2-ом этаже (п.40 ППБ 01-03);
- не восстановлено остекление световых окон подвального помещения (п.3 ППБ 01-03, п.1.12 СНиП 2.08.02.89).
В ходе проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ на предмет выполнения предписания, установлено, что названные нарушения не устранены. Их наличие создает угрозу жизни и здоровью обучающихся.
Поскольку собственником имущества учреждения является <данные изъяты>, оно несет субсидиарную ответственность по обязательствам <данные изъяты>». В связи с чем прокурор просил обязать <данные изъяты> устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, возложить на <данные изъяты> в лице <данные изъяты> обязанность профинансировать мероприятия по устранению учреждением нарушений законодательства о пожарной безопасности; установить ответчикам срок для устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.
В судебном заседании помощник прокурора Павлова А.Г. отказалась от требований о возложении на <данные изъяты> в лице <данные изъяты> обязанности профинансировать мероприятия по устранению учреждением нарушений законодательства о пожарной безопасности. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в связи с отказом прокурора от данных требований производство по делу в части требований прекращено. В остальной части иска прокурор требования поддержала, ссылаясь на доводы искового заявления и что до настоящего времени нарушения правил пожарной безопасности учреждением не устранены.
Представитель <данные изъяты> Оранская Л.И. (директор учреждения) иск не признала, пояснив, что собственных денежных средств на устранение нарушений пожарной безопасности учреждение не имеет. По предварительным подсчетам на устранение нарушений необходимо около <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. на изготовление, установление и оборудование дверей, ведущих в лестничные клетки, <данные изъяты> руб. на приобретение материала с более высокой пожароустойчивостью, <данные изъяты> руб. на снятие горючей краски со ступеней лестничных маршей на путях эвакуации, <данные изъяты> руб. на остекление световых окон в подвальном помещении), на финансирование которых учреждением подавались заявки в <данные изъяты>, однако средства в полном объеме до сих пор не выделены, в связи с чем нарушения, указанные в предписании органа пожарного надзора, были устранены частично. Финансировать указанные работы обязано <данные изъяты>, поскольку <данные изъяты> предпринимательской деятельностью не занимается, собственных средств не имеет. По поступлению денежных средств учреждение незамедлительно предпримет меры к устранению оставшихся нарушений правил пожарной безопасности, в отношении которых прокурором заявлен иск.
Представитель <данные изъяты> в судебное заседание не явился. Указанный ответчик был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки представителя в судебные заседания суд не известил. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд приступил к рассмотрению дела в отсутствие представителя указанного лица.
Представитель третьего лица <данные изъяты> в судебное заседание не явился, поступила телефонограмма о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В ходе судебного разбирательства установлено, что нежилое здание (школа), расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит <данные изъяты> на праве оперативного управления, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
В указанном здании учреждением осуществляется образовательный процесс, в школе обучается <данные изъяты> учащихся и <данные изъяты> детей посещает группу кратковременного пребывания, штат работников состоит из <данные изъяты> педагогических работников и <данные изъяты> технических работников.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором г.Славгорода и района по пожарному району проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в <данные изъяты>, в здании школы, расположенном по адресу: <адрес>, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности (Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03, СНиП 21-01-97*; СНиП 2.08.02-89; НПБ 110-03), в том числе: двери, ведущие в лестничные клетки не оборудованы устройствами для самозакрывания с уплотнителями в притворах (п.3ППБ 01-03, п.6.18 СНиП 21-01-97*); притворы дверей, ведущих в лестничные клетки не обеспечены уплотнителями (п.3 ППБ 01-03, п.6.18 СНиП 21-01-97*); не исключена окраска ступеней лестничных маршей на путях эвакуации горючей краской (п.53 ППБ 01-03); не установлены двери, ведущие в лестничную клетку на 2-ом этаже (п.40 ППБ 01-03); не восстановлено остекление световых окон подвального помещения (п.3 ППБ 01-03, п.1.12 СНиП 2.08.02.89), а также иные нарушения.
Указанное подтверждается актом № по результатам мероприятия по контролю от ДД.ММ.ГГГГ.
Предписанием № по устранению нарушений требований пожарной безопасности, выданным директору <данные изъяты> был установлен срок устранения нарушений – до ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проверки проведенной органами пожарного надзора ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>», установлено, что нарушения требований пожарной безопасности учреждением устранены в полном объеме не были (не выполнены пункты № предписания №), что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ По результатам данной проверки предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений требований пожарной безопасности, выданным директору <данные изъяты>, был установлен срок устранения нарушений – до ДД.ММ.ГГГГ.
Проверкой, проведенной ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что учреждением вновь в полном объеме нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ, не устранены (не выполнены п.№ предписания №).
В ходе судебного разбирательства установлено, что на день рассмотрения дела в здании школы МОУ <данные изъяты> имеются нарушения требований пожарной безопасности: двери, ведущие в лестничные клетки не оборудованы устройствами для самозакрывания с уплотнителями в притворах; притворы дверей, ведущих в лестничные клетки не обеспечены уплотнителями; не исключена окраска ступеней лестничных маршей на путях эвакуации горючей краской; не установлены двери, ведущие в лестничную клетку на 2-ом этаже; не восстановлено остекление световых окон подвального помещения. Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки исполнения требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленным в отношении <данные изъяты>», постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Славгородского района Алтайского края о привлечении учреждения к административной ответственности, пояснениями представителя <данные изъяты> Оранской Л.И.
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
В силу ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Ст. 20 указанного Закона предусматривает, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.
Нормативное регулирование в области пожарной безопасности - установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313, устанавливают требования пожарной безопасности, которые обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (п. 1 ППБ).
Пункт 3 ППБ 01-03 предусматривает, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (п. 3 ППБ).
Пунктом 6.18*(К) СНиП 21-01-97* установлено, что двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа. В зданиях высотой более 15 м указанные двери, кроме квартирных, должны быть глухими или с армированным стеклом. Лестничные клетки, как правило, должны иметь двери с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах. Указанные правила МОУ «Пригородная средняя общеобразовательная школа» нарушены, поскольку двери, ведущие в лестничные клетки, не оборудованы устройствами для самозакрывания с уплотнением в притворах.
В силу п. 53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости). В нарушение данных правил учреждение не устранило окраску горючей краской ступеней лестничных маршей на путях эвакуации.
В соответствии с п.40 ППБ 01-03 в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации В нарушений данных правил в здании школы отсутствуют двери, ведущие в лестничную клетку на 2-м этаже.
В соответствии с п.1.12 СНиП 2.08.02-89 в каждом отсеке подвальных или цокольных этажей (заглубленных более чем на 0,5м.) должно быть не менее двух люков или окон шириной 0,9м. и высотой 1,2м., кроме случаев, оговоренных СНиП II-11-77*. Площадь такого отсека должна быть не более 700 кв.м. В нарушение правил учреждением не восстановлено остекление световых окон подвального помещения.
Нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, которые установлены в деятельности <данные изъяты>», препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Поскольку судом установлено, что в здании школы <данные изъяты> имеются вышеназванные нарушения требований пожарной безопасности, которые до настоящего времени не устранены, суд находит исковые требования прокурора о возложения на учреждение обязанности устранить данные нарушения подлежащими удовлетворению. При этом доводы представителя <данные изъяты>» о том, что спорная обязанность не может быть возложена на учреждение, поскольку финансирование работ должно осуществлять <данные изъяты>, а у самого учреждения собственные денежные средства отсутствуют, являются необоснованными.
Статьей 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны возлагает на руководителей организаций.
Исходя из положений ч. 2 ст. 12 Федерального закона «Об образовании», ст.ст.48, 120 ГК РФ и п. 5 Устава <данные изъяты>, учреждение является юридическим лицом, имеет печать, может иметь самостоятельный баланс, и лицевой счет. Учреждение вправе заключать от своего имени договоры, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести ответственность, быть истцом и ответчиком в суде.
Представленными ответчиком <данные изъяты> доказательствами подтверждается направление им в адрес <данные изъяты> ходатайств (заявок) о финансировании работ по устранению нарушений правил пожарной безопасности. Между тем доказательств тому, что в финансировании было отказано, суду не представлено. В ходе разбирательства дела установлено, что частичное финансирование таких работ из районного бюджета осуществлялось, частично нарушения правил пожарной безопасности учреждением были устранены. В связи с чем, возложение спорной обязанности на учреждение соответствует требованиям закона, иск прокурора подлежит удовлетворению.
В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает, что срок для исполнения спорной обязанности надлежит установить до ДД.ММ.ГГГГ При этом судом приняты к вниманию статус <данные изъяты>», специфика организации образовательного процесса, объем подлежащих выполнению работ, плановая их стоимость.
Учитывая результат рассмотрения дела, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика <данные изъяты> надлежит взыскать в доход местного бюджета <данные изъяты> руб. государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Славгородского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать <данные изъяты> устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании школы, расположенном по адресу: <адрес>, а именно: оборудовать все двери, ведущие в лестничные клетки устройствами для самозакрывания с уплотнителями в притворах; обеспечить притворы дверей, ведущих в лестничные клетки, уплотнителями; исключить на путях эвакуации окраску ступеней лестничных маршей горючей краской; установить двери, ведущие в лестничную клетку на 2-м этаже; восстановить остекление световых окон подвального помещения - в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с <данные изъяты> в доход местного бюджета <данные изъяты> руб. государственной пошлины.
Решением может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Славгородский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения. Дата составления мотивированного решения – 21.11.2010г.
Судья: О.Г. Костогладова
Решение вступило в законную силу