о возложении обязанности произвести перерасчет



дела №2-753/10,

№2-754/2010, №2-755/2010, №2-756/2010,

№2-757/2010, №2-763/2010, №2-766/2010,

№2-767/2010, №2-768/2010, №2-777/2010,

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Славгород

16 ноября 2010 года

Славгородский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи             Щербина Е.В.

при секретаре                     Варапаевой Г.А.,

с участием:

истцов Лыщенко ФИО19, Калакайчука ФИО20, Гурского ФИО21, Третьякова ФИО22 Пономарева ФИО23, Булаева ФИО24, Иваненко ФИО25,

представителей ответчика Государственного учреждения «9 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» - Волченко ФИО26 (зам.начальника Государственного учреждения «9 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю»), действующего на основании выданной начальником отряда Н.Л.Косолаповым доверенности №3 от 02.11.2010 года сроком на три года, и Кривенко ФИО27 (главный бухгалтер Государственного учреждения «9 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю»), действующей на основании выданной начальником отряда Н.Л.Косолаповым доверенности №2 от 02.11.2010 года сроком на три года,

    рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по искам Лыщенко ФИО28, Чусовитина ФИО29, Калакайчука ФИО30, Гурского ФИО31, Третьякова ФИО32, Пономарева ФИО33, Мазура ФИО34, Булаева ФИО35, Иваненко ФИО36, Иванова ФИО37 к ГУ «9-й отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» о возложении произвести перерасчет заработной платы,

    У С Т А Н О В И Л:

    Лыщенко А.М. обратился в суд с иском к ГУ 9-й отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю о возложении произвести перерасчет заработной платы. В обоснование иска указал, что состоит с ответчиком в трудовых отношениях, работает в должности водителя пожарного автомобиля. Указал, что на основании приказа ответчика за №30 от 29.03.2010 г. произведен перерасчет заработной платы истца за январь-февраль 2010 года в части установленного Распоряжением Совета Министров РСФСР от 03.01.1972 года №4-р районного коэффициента в размере 20% к должностному окладу в сторону его снижения до 15 %. В связи с чем из заработной платы истца произведено удержание в сумме 1118 руб. 28 коп. После чего с марта 2010 года истцу начисляется и выплачивается заработная плата с учетом 15% районного коэффициента. При этом о существенных изменениях условий труда работодатель в установленном законом порядке истца не предупредил, приказ о перерасчете заработной платы с марта 2010 года по настоящее время не издавал.

    Полагая приказ работодателя, на основании которого произведен перерасчет заработной платы незаконным, противоречащим требованиям нормативных актов федерального уровня, указывая, что поселок Яровое Славгородского горсовета отнесен к категории городов краевого подчинения, просит обязать ответчика произвести перерасчет его заработной платы и начислять и выплачивать ему с 01.01.2010 г. по настоящее время и в последующем районный коэффициент в размере 20% от заработной платы.

С аналогичными исками к ответчику к ГУ «9-й отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» в суд обратились истцы Чусовитин ФИО38, Калакайчук ФИО39, Гурский ФИО40, Третьяков ФИО41, Пономарев ФИО42, Мазур ФИО43, Булаев ФИО44, Иваненко ФИО45, Иванов ФИО46, которые приняты к производству Славгородского городского суда и по ним возбуждены гражданские дела соответственно №2-754/10, №2-755/2010, №2-756/2010, №2-757/2010, №2-763/2010, №2-766/2010, №2-767/2010, №2-768/2010, №2-777/2010.

Определениями суда от 08 ноября 2010 года, 09 ноября 2010 года, 10 ноября 2010 года, 11 ноября 2010 года и 12 ноября 2010 года гражданские дела №2-754/10, №2-755/2010, №2-756/2010, №2-757/2010, №2-763/2010, №2-766/2010, №2-767/2010, №2-768/2010, №2-777/2010 объединены в одно производство с гражданским делом №2-753/2010 по иску Лыщенко ФИО47, с присвоением объединенному делу единого №2-753/2010 года. Также к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика, привлечено Главное управление МЧС России по Алтайскому краю, на права и обязанности которого как на учреждение, через которое осуществляется финансирование ответчика ГУ «9-й отряд федеральной противопожарной службы по <адрес>», может повлиять разрешение спора по данному делу.

    В судебном заседании истцы Лыщенко А.М., Калакайчук О.Н., Гурский В.В., Третьяков С.И. Пономарев В.В., Булаев С.В., Иваненко Е.П. на иске настаивают.

Истцы Чусовитин ФИО48, Мазур ФИО49 и Иванов ФИО50, а также представитель 3-го лица Главного управления МЧС России по Алтайскому краю, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. От истцов Чусовитина С.П., Мазура М.Е. и Иванова А.В. поступили адресованные суду заявления о рассмотрении дела в их отсутствие (т.2, л.д.№66; т.10, л.д.№58; т.8, л.д.№78).

Учитывая положения ст.167 ГПК РФ, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле, в том числе и ответчика, суд разрешает дело в отсутствие неявившихся.

Представители ответчика Государственного учреждения «9 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» - Волченко Ю.М. и Кривенко Г.А. исковые требования истца не признали. Пояснили, что до января 20010 года при начислении заработной платы работникам Государственного учреждения «9 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» (во всех его организационно-правовых формах и наименованиях, существовавших ранее) в г.Яровое Алтайского края применялся районный коэффициент равный 20% от заработной платы в соответствии с приказом МЧС РФ №508 от 28.08.2008 года. С января 2010 года при начислении заработной платы для определения размера подлежащего применению районного коэффициента применяется приказ МЧС РФ №545 от 22.09.2009 года, в котором г.Яровое не указан в списках районов, где может применяться районный коэффициент в размере 20%, и именно поэтому применяется коэффициент равный 15% от размера заработной платы. Указали, что Государственное учреждение «9 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» является самостоятельным юридическим лицом, однако не имеет собственных финансовых средств и финансируется из Главного управления МЧС РФ по Алтайскому краю. На основании приказа МЧС №545 с 01.01.2010 года финансирование Государственное учреждение «9 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» было уменьшено на выплату заработной платы в размере 5% от размера заработной платы работников, что и составляет разницу между ранее выплачиваемым размером районного коэффициента (20%) и выплачиваемым в настоящее время (15%). Полагают, что правовые основания для выплаты работникам 58-й пожарной части федеральной противопожарной службы государственного учреждения «9 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю», расположенной в г.Яровое, отсутствуют по той причине, что на федеральном уровне единый районный коэффициент не установлен, а в соответствии с действующим законодательством органам государственной власти субъектов РФ органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно устанавливать районный коэффициент в размере, превышающем размер, определенный на федеральном уровне, лишь в случаях оплаты труда работников учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов. В работникам 58-й пожарной 58-й пожарной части федеральной противопожарной службы государственного учреждения «9 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю», расположенной в г.Яровое, установленный субъектом РФ районный коэффициент применяться не может лишь потому, что учредителем Отряда является Министерство РФ по делам гражданской обороны и ликвидации последствий стихийных бедствий, в связи с чем и оплата труда работников системы МЧС финансируется из федерального бюджета на основании соответствующих приказов МЧС. Таким, применяемым с 01.01.2010 года, приказом является приказ МЧС №545 от 22.09.2009 года. П.9 указанного приказа, определяющий населенные пункты, где для начисления заработной платы работникам системы МЧС применяется районный коэффициент в размере 1,20, г.Яровое отсутствует, в связи с чем указанный населенный пункт отнесен к указанным в п.10, согласно которому размер районного коэффициента к должностному окладу составляет 1,15 (данная позиция ответчика отражена и в письменном отзыве на исковые требования истцов – т.1, л.д.№8).

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее:

На территории города Славгорода зарегистрировано и осуществляет свою деятельность Государственное учреждение «9-й отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю», деятельность которого регламентируется «Положением «О государственном учреждении «9-й отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю», утвержденным 20.02.2009 года начальником Главного управления МЧС России по Алтайскому краю (т.1, л.д.№35-39).

Согласно п.п.1.3, 1.5, 1.6 и 1.7 «Положения «О государственном учреждении «9-й отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» отряд (далее Отряд) создан в форме слияния Отряда Государственной противопожарной службы №9 Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по алтайскому краю (г.Славгород), Отряда Государственной противопожарной службы №40 Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю (Табунский район), и Пожарной части Государственной противопожарной службы №2 Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по алтайскому краю (г.Яровое). Учредителем Отряда является Министерство Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС России) (п.1.3). Руководство деятельностью Отряда осуществляет лавное управление МЧС России по Алтайскому краю (п.1.5). Отряд является юридическим лицом в форме государственного учреждения, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и иные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде и арбитражном суде, имеет печать со своим наименованием с изображением Государственного герба РФ, иные печати и штампы, самостоятельный баланс, открываемые в органах казначейства и других банковских учреждениях счета. Юридический адрес Отряда: <адрес>

Из п.1.1, 1.2, 1.3, 1.4 утвержденного 01.04.2009 года начальником ГУ«9-й отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» «Типового Положения 58-й пожарной части федеральной противопожарной службы государственного учреждения «9 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» (т.1, л.д.№82-87) следует, что 58-я пожарная часть федеральной противопожарной службы (сокращенно - 58 ПЧ ФПС 9 ОФПС по Алтайскому краю, далее – 58 ПЧ) является структурным подразделением ГУ«9-й отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» (п.п.1.1 и 1.2), не является юридическим лицом (п.1.4). Адрес местонахождения 58 ПЧ: 658837, <адрес>, (п.1.2).

Положением «Об оплате труда работников ГУ«9-й отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» определено, что оплата труда работников учреждения включает: 1) должностные оклады (оклады); 2) выплаты компенсационного характера (следующего вида: работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; за работу в местностях с особыми климатическими условиями; за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных условий; за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами); 3) выплаты стимулирующего характера.

Лыщенко ФИО51ДД.ММ.ГГГГ - в должности водителя пожарного автомобиля на основании приказа л/с от ДД.ММ.ГГГГ по личному составу, трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается и записью в трудовой книжке серии от ДД.ММ.ГГГГ на его имя – т.№1, л.д.), Чусовитин ФИО52ДД.ММ.ГГГГ - в должности начальника караула на основании приказа л/с от ДД.ММ.ГГГГ по личному составу, трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ Калакайчук ФИО53ДД.ММ.ГГГГ - в должности водителя автомобиля (пожарного) на основании приказа л/с от ДД.ММ.ГГГГ по личному составу, трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ – т), Гурский ФИО54ДД.ММ.ГГГГ - в должности пожарного на основании приказа л/с от ДД.ММ.ГГГГ по личному составу, трудового договора б/н от ДД.ММ.ГГГГ – т.№3, л.д., 56), Третьяков ФИО55ДД.ММ.ГГГГ - в должности водителя пожарного автомобиля на основании приказа л/с от ДД.ММ.ГГГГ по личному составу, трудового договора б/н от ДД.ММ.ГГГГ – т), Пономарев ФИО56ДД.ММ.ГГГГ - в должности водителя автомобиля (пожарного) на основании приказа л/с от ДД.ММ.ГГГГ по личному составу – т.№5, л.д.), Мазур ФИО57ДД.ММ.ГГГГ - в должности заместителя начальника Отряда, начальника 58 ПЧ на основании приказа -нс от ДД.ММ.ГГГГ, контракта о службе от ДД.ММ.ГГГГ – т), Булаев ФИО58ДД.ММ.ГГГГ - в должности командира отделения на основании приказа л/с от ДД.ММ.ГГГГ по личному составу, трудового договора б/н от ДД.ММ.ГГГГ – т), Иваненко ФИО59ДД.ММ.ГГГГ - в должности водителя автомобиля (пожарного) на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ по личному составу, трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ – т.№7, л.д., 14), Иванов ФИО60ДД.ММ.ГГГГ - в должности водителя пожарного автомобиля на основании приказа л/с от ДД.ММ.ГГГГ по личному составу, трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается и записью в трудовой книжке серии от ДД.ММ.ГГГГ на его имя – т) являются работниками 58-й пожарной части федеральной противопожарной службы Государственного учреждения «9 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю».

Из материалов дела следует, что в период до марта 2010 года (включая январь и февраль 2010 года) Лыщенко ФИО61, Чусовитину ФИО62, Гурскому ФИО63, Третьякову ФИО64, Пономареву ФИО65, Булаеву ФИО66, Иваненко ФИО67, Иванову ФИО68, а также Калакайчуку ФИО69 (в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) заработная плата, помимо иных производимых к ней доплат, за работу в 58-й пожарной части федеральной противопожарной службы государственного учреждения «9 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» выплачивалась в размере, включающем компенсационную доплату за работу в местностях с особыми климатическими условиями – районный коэффициент в размере 20% к должностному окладу (что подтверждается выданными работодателем ГУ«9-й отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» справками от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ – т.1, л.д.; т.2, л.д.; т.3, л.д.; т.4, л.д.; т.5, л.д.; т.6, л.д.; т.7, л.д.; т.8, л.д.; т.9, л.д.).

29 марта 2010 года начальником Государственного учреждения «9 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» со ссылкой на ст.316 ТК РФ и приказ МСЧ РФ от ДД.ММ.ГГГГ был вынесен приказ л/с, согласно которому бухгалтерии Отряда приказано произвести перерасчет начисления районного коэффициента за январь-февраль 2010 года по сотрудникам и работникам 58-й пожарной части федеральной противопожарной службы государственного учреждения «9 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» с уменьшением районного коэффициента к должностному окладу с 1,20 до размера 1,15.

На основании указанного приказа л/с от ДД.ММ.ГГГГ в марте 2010 года за период был произведен перерасчет размера заработной платы работников Лыщенко ФИО70, Чусовитина ФИО71, Гурского ФИО72, Третьякова ФИО73, Пономарева ФИО74, Булаева ФИО75, Иваненко ФИО76, Иванова ФИО77 за период с ДД.ММ.ГГГГ, а работника Калакайчука ФИО78 - за период с ДД.ММ.ГГГГ, с уменьшением районного коэффициента с 20% до 15% к должностному окладу, после чего соответствующие перерасчету суммы за период январь-февраль 2010 года были удержаны из их заработной платы. Указанным работникам с марта 2010 года, а Мазуру ФИО79 – с ДД.ММ.ГГГГ, компенсационная доплата за работу в местностях с особыми климатическими условиями - районный коэффициент начисляется в размере 15% (т.е. в размере 1,15) к должностному окладу (что подтверждается выданными работодателем ГУ«9-й отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» справками от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ – т.1, л.д.; т.2, л.д.; т.3, л.д.; т.4, л.д.; т.5, л.д.; т.6, л.д.; т.7, л.д.; т.8, л.д.; т.9, л.д.; т.10, л.д.).

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства, как в отдельности, так и в их совокупности, суд пришел к следующему:

В соответствии со ст.7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 19.12.1966 года, подписанного СССР и вступившего в силу 03.10.1976 года (обязательного для Российской Федерации как правопреемника СССР по международным договорам), участвующие в Пакте государства признают право каждого на вознаграждение и справедливую заработную плату и на равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия.

Аналогично Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на полное вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч.3 ст.37).

Пленум Верховного суда РФ в п.8 своего Постановления от 17.03.2004 года за №2 «О применении судами Российской федерации Трудового кодекса РФ» разъяснил о том, что при разрешении трудовых споров судам следует иметь в виду, что в соответствии со ст.11 ТК РФ нормы этого Кодекса подлежат обязательному применению всеми работодателями (юридическими или физическими лицами) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и распространяются на всех работников, находящихся в трудовых отношениях с работодателем.

В соответствии со ст.129 ТК РФ под заработной платой (оплатой труда работника) понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Под окладом (должностным окладом) понимается фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы является минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Из положений ст.315 ТК РФ следует, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Суд соглашается с доводом представителей ответчика о том, что при начислении заработной платы в силу отсутствия принятых на федеральном уровне нормативно-правовых актов подлежат применению ранее принятые акты, определяющие размер районного коэффициента. Между тем, суд полагает необоснованным довод представителей ответчика о том, что в силу отсутствия соответствующего акта Правительства РФ обязательным к применению подлежит приказ МСЧ РФ №545 от 22.09.2009 года, согласно п.8 которого размер районного коэффициента равный 1,20 установлен лишь для Славгородского района (включая г.Славгород), а отсутствие в списке территорий г.Яровое предполагает необходимость отнесения его к определенным в п.9 районам, для которых размер районного коэффициента указанным приказом установлен в размере 1,15.

Действительно, из положений ст.316 ТК РФ следует, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Положения ст.ст.10-11 Закона РФ от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в ред. от 24.07.2009) также как и положения ст.316 ТК РФ определяют, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Между тем, с момента введения в действие ТК РФ и указанного Закона по настоящее время размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы в отношении работников расположенных в г.Яровое организаций, предприятий и учреждений, Правительством РФ не устанавливался.

Указанное позволяет сделать вывод о том, что применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате работников предприятий, учреждений и организаций г.Яровое должно осуществляться в соответствии с правилами, установленными ранее принятыми нормативными правовыми актами.

Суд руководствуется нормами законодательства СССР в части, не противоречащей ТК РФ, поскольку принятый Государственной думой ФС РФ 21.12.2001 года и вступивший в силу с 1 февраля 2002 года Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ в ст.423 содержит положение о том, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с указанным Трудовым кодексом, в части, не противоречащей указанному Кодексу применяются законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года №2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств».

Ст.129 ТК РФ, ст.149 ТК РФ определяют, что при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Ч.2 ст.146, ст.148 ТК РФ также определяют, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере; оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах, не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Таким образом, из приведенных норм Трудового кодекса РФ следует, что районный коэффициент к должностному окладу является составной частью оплаты труда и по своему характеру относится не к стимулирующим выплатам за достижение определенных результатов работы, а к гарантиям и компенсациям, предоставляемым за работу в особых климатических условиях.

Положения указанных норм позволяют сделать вывод о то, что в них закреплено императивное предписание работодателю производить в повышенном размере оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, и не установлено запрета повышать размер оплаты труда указанных работников путем применения районного коэффициента к заработной плате на основании соответствующего нормативного правового акта.

Такими нормативными правовыми актами в настоящее время являются действующие Распоряжение Совета Министров РСФСР от 03.01.1972 №4-р и Распоряжение Исполнительного комитета Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся от 20 января 1975 г. №39-р, согласно которым на основании письма Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Министерства финансов СССР от 10 января 1975 года №13-117 «О повышении районного коэффициента», с 1 января 1975 года в городах Алейске и Славгороде на всех предприятиях, в организациях и учреждениях коэффициент к заработной плате рабочих и служащих был введен в размере 1,20 вместо действующего до этого коэффициента в размере 1,15.

Указанными нормативными правовыми актами был установлен повышенный размер оплаты труда в особых климатических условиях для работников всех предприятий, организаций и учреждений г.Славгорода Алтайского края.

В судебном заседании установлено, что пос.Яровое до 1993 года территориально входил в г.Славгород и являлся населенным пунктом, расположенным на территории административно-территориального образования город Славгород Алтайского края.

Из материалов дела следует, что на 11-й сессии двадцать первого созыва Славгородского городского Совета народных депутатов от 25.08.1992 года был разрешен вопрос о выделении пос.Яровое в самостоятельную административную единицу краевого подчинения (т.1, л.д.№88-90).

Указом Президиума Верховного Совета РФ от 30.03.1993 года №4709 «Об отнесении рабочего поселка Яровое к городам краевого подчинения» рабочий поселок Яровое Славгородского городского Совета был отнесен к категории городов краевого подчинения, что послужило основанием для принятия на заседании 12-й сессии двадцать первого созыва Славгородского городского Совета народных депутатов от 08.04.1993 года (на основании решений сессий Яровского поселкового, Славгородского городского и Алтайского краевого Совета народных депутатов в связи с отнесением поселка Яровое к категории городов краевого подчинения на основании Указа Президиума Верховного Совета РФ от 30.03.1993 года №4709) решения о внесении изменений в состав Славгородского городского Совета с передачей расположенных в бывшем поселке Яровое избирательных округов с №61 по №81 и с №84 по №98 (от которых ранее на округах поселка Яровое было избрано 35-ть депутатов) в Яровской городской Совет (т.1, л.д.).

Таким образом, в силу того, что отнесение рабочего поселка Яровое к городам краевого подчинения не изменило климатических условий работы работников г.Яровое по сравнению с пос.Яровое, суд приходит к выводу о том, что работникам расположенных в г.Яровое Алтайского края организаций, учреждений и предприятий любой организационно-правовой формы районный коэффициент подлежит начислению в размере 1,20, установленном до присвоения пос.Яровое статуса города Яровое.

При этом суд исходит из того, что районные коэффициенты имеют целью компенсировать дополнительные материальные затраты и физиологическую нагрузку в связи с работой и проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях, и поэтому источник финансирования для оплаты труда правового значения не имеет, поскольку суммы определенных ст.ст.146, 148 ТК РФ расходы (включая районный коэффициент за работу в местностях с особыми климатическими условиями) относятся к обязательным расходам работодателя на оплату труда в полном размере (ст.317 ТК РФ).

Учитывая изложенное, ссылка ответчика об источниках финансирования оплаты труда работников системы МЧС из федерального бюджета как обстоятельство, исключающее начисление районного коэффициента в размере 1,20 для работников ПЧ 58 не состоятельна.

Поскольку согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ (о чем разъяснил и Пленум ВС в п.5 Постановления от 19.12.2003 №23 «О судебном решении»), суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям (т.е. не может разрешить требование, которое не заявлено, либо удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами, к которым рассматриваемое дело не относится), принимая решение в пределах заявленных истцами исковых требований, суд приходит к выводу о том, что иск истцов подлежит удовлетворению в полном объеме.

Поскольку в соответствии со ст.22 и 56 ТК РФ обязанность выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату и, соответственно, задолженность по заработной плате, несет работодатель, учитывая, что заработная плата начисляется работникам за отработанное время, суд приходит к выводу о необходимости возложить на ответчика обязанность произвести работникам перерасчет районного коэффициента за отработанный и оплаченный период (т.е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), а также обязанность в будущем (т.е. начиная с ДД.ММ.ГГГГ) производить начисление заработной платы с учетом районного коэффициента в установленном действующим законодательством размере (т.е. в размере 1,20).

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в размере 200 рублей 00 копеек.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Лыщенко ФИО80, Чусовитина ФИО81, Калакайчука ФИО82, Гурского ФИО83, Третьякова ФИО84, Пономарева ФИО85, Мазура ФИО86, Булаева ФИО87, Иваненко ФИО88, Иванова ФИО89 к государственному учреждению «9-й отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» о возложении произвести перерасчет заработной платы удовлетворить.

Обязать государственное учреждение «9 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» произвести Лыщенко ФИО90, Чусовитину ФИО91, Гурскому ФИО92, Третьякову ФИО93, Пономареву ФИО94, Булаеву ФИО95, Иваненко ФИО96, Иванову ФИО97 перерасчет заработной платы с применением районного коэффициента в размере 1,20 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать государственное учреждение «9 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» произвести Калакайчуку ФИО98 перерасчет заработной платы с применением районного коэффициента в размере 1,20 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать государственное учреждение «9 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» производить Лыщенко ФИО99 Чусовитину ФИО100, Гурскому ФИО101, Третьякову ФИО102, Пономареву ФИО103, Булаеву ФИО104, Иваненко ФИО105, Иванову ФИО106, Калакайчуку ФИО107 и Мазуру ФИО108 начисление заработной платы с применением районного коэффициента в размере 1,20, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с государственного учреждения «9 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 200 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Славгородский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Дата составления мотивированного решения – 20 ноября 2010 года.

Председательствующий:                 Щербина Е.В.

<данные изъяты>

<данные изъяты>