признании незаконным отказа в выплате мер социальной поддержки



Дело № 2 - 775/2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 декабря 2010 года Славгородский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи         Костогладовой О.Г.,

при секретаре              Иванюк Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тютюнниковой <данные изъяты> к Краевому государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования <данные изъяты> об оспаривании отказа в предоставлении мер социальной поддержки,

                   У С Т А Н О В И Л:

            Тютюнникова С.В. обратилась в суд с иском к Краевому государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования <данные изъяты> (сокращенное название КГОУ СПО <данные изъяты>) с иском об оспаривании отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В обоснование иска указала, что она относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучается по очной форме в КГОУ СПО <данные изъяты> и в соответствии с Федеральным законом №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на получение мер социальной поддержки. Такие меры ответчиком ей предоставлялись. По достижения ею возраста <данные изъяты> лет, ответчик прекратил производить выплаты, руководствуясь действовавшей на тот момент редакцией Федерального закона №159-ФЗ. Федеральным законом №315-ФЗ от 17.12.2009г. в Федеральный закон №159-ФЗ были внесены изменения, согласно которым меры социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей с 01.01.2010г. предоставляются в период обучения по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования за все время пребывания в учреждении (независимо от возраста). В связи с чем истица обратилась к ответчику с заявлением о возобновлении ей соответствующих выплат, но получила устный отказ. Считает отказ ответчика в восстановлении ей выплат незаконным, учитывая то, что ее обучение в данном учреждении, которое началось в ДД.ММ.ГГГГ., не прекращалось и продолжается в настоящее время, и она продолжает относиться к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

            В связи с чем истица просила признать незаконным отказ ответчика в восстановлении ей в соответствии с Федеральным законом №159-ФЗ выплат с 01.01.2010г., обязать ответчика восстановить все соответствующие выплаты с указанной даты.

Определением судьи к участию в деле в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика были привлечены: <данные изъяты> и учредитель КГОУ СПО <данные изъяты> - <данные изъяты>.

В ходе рассмотрения дела истица исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы искового заявления, просила признать незаконным отказ ответчика в предоставлении ей мер социальной поддержки с 01.01.2010г. и обязать ответчика предоставлять. меры социальной поддержки с указанной даты в соответствии с Федеральным законом №159-ФЗ.

Представитель КГОУ СПО <данные изъяты> Фриауф О.Н. в судебном заседании иск Тютюнниковой С.В. не признала, ссылаясь на то, что истица утратила право на полное государственное обеспечение 01.08.2008г., когда достигла возраста <данные изъяты> лет. В соответствии с действующей редакцией Федерального закона №159-ФЗ меры социальной поддержки по указанной причине ей предоставляться не могут, т.к. данный закон обратной силы не имеет, что было разъяснено в письме Министерства образования и науки РФ, опубликованном в Российской газете от 01.04.2010г.

Представители третьих лиц - Комитета <данные изъяты> и Управления <данные изъяты> в судебное заседание не явились. От указанных третьих лиц поступили заявления о рассмотрении дела в отсутствие их представителей. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд приступил к рассмотрению дела в отсутствие представителей третьих лиц.

В письменном отзыве на иск Тютюнниковой С.В. Комитет <данные изъяты> просил исключить его из числа лиц, участвующих в деле, ссылаясь на то, что он не является главным распорядителем средств краевого бюджета, выделяемых КГОУ СПО <данные изъяты> (главным распорядителем средств бюджета субъекта в данном случае является Управление <данные изъяты> ), кроме того, по мнению Комитета, иск Тютюнниковой С.В. не подлежит удовлетворению исходя из того, что изменения, внесенные в Федеральный закон №159-ФЗ Федеральным законом №315-ФЗ вступили в силу с 01.01.2010г.. Закон Алтайского края №72-ЗС от 31.12.2004г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» в действующей редакции от 07.05.2010г. предусматривает сохранение права на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае достижения ими 23 лет до окончания обучения в образовательном учреждении, данная норма распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2010г.

В письменном отзыве на иск Управление <данные изъяты> указало, что Федеральным законом №315-ФЗ, которым были внесены изменения в Федеральный закон №159-ФЗ, не предусмотрено что закон имеет обратную силу на случай достижения гражданами возраста 23 лет, соответственно эти граждане, достигшие возраста 23 лет до вступления в законную силу указанного закона, не могут претендовать на получение дополнительных гарантий, предусмотренных законом.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей - сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации).

Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа определены Федеральным законом от 21.12.1996г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В ходе судебного разбирательства установлено, что Тютюнникова С.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ В свидетельстве о ее рождении данные об отце записаны со слов матери. Мать истицы умерла, актовая запись о ее смерти составлена ДД.ММ.ГГГГ <адрес>. В связи с чем, Тютюнникова С.В. относится к категории граждан из числа детей-сирот, что подтверждается справкой Комитета администрации <адрес> района Алтайского края по образованию от ДД.ММ.ГГГГ

С ДД.ММ.ГГГГ. истица обучается по очной форме в КГОУ СПО <данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ ей предоставлен академический отпуск, что подтверждается справкой ответчика от ДД.ММ.ГГГГ , пояснениями представителя ответчика.

Согласно справке КГОУ СПО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и пояснений представителя ответчика выплата пособия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Тютюнниковой С.В. в соответствии с Федеральным законом №159-ФЗ производилась КГОУ СПО «<данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ., и была прекращена в связи с достижением истицей возраста <данные изъяты> лет.

Федеральный закон от 21.12.1996г. №159-ФЗ, действовавший до 01.01.2010г. в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, предусматривал предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей полное государственное обеспечение, а именно - предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости; обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте восемнадцати лет и старше, но не более чем до двадцати трех лет имели право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях (ст.1 закона).

Федеральным законом от 17.12.2009 N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части уточнения механизмов и условий предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки» в ст.1 Федерального закона №159-ФЗ были внесены изменения, согласно которым в настоящее время предусмотрено полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшимися без попечения родителей профессионального образования, а именно - предоставление, обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях.

     То есть Федеральным законом №315-ФЗ были отменены возрастные ограничения, предусмотренные ранее Федеральным законом №159-ФЗ для предоставления полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке при получении детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшимися без попечения родителей, профессионального образования.

В части указанных изменений Федеральный закон №315-ФЗ вступил в силу с 1 января 2010г. (ст.3 закона).

Установлено, что на заявление истицы о предоставлении ей с 01.01.2010г. мер социальной поддержки в соответствии с действующей редакцией Федерального закона №159-ФЗ, ответчик ответил отказом. Отказ ответчика в предоставлении истице мер социальной поддержки с 01.01.2010г. суд находит незаконным, при этом исходит из следующего.

Право на получение мер социальной поддержки в виде полного государственного обеспечения, предусмотренного для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, обучающихся по очной форме в государственном или муниципальном учреждении среднего и высшего профессионального образования, возникло у истицы в соответствии с Федеральным законом №159-ФЗ в редакции закона, действовавшей на момент зачисления в образовательное учреждение в 2007г.

Федеральным законом №315-ФЗ от 17.12.2009г. уточнены механизм и условия предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, достигшим возраста 23 лет мер социальной поддержки, которые были установлены Федеральным законом №159-ФЗ от 21.12.1996г. В связи с чем положения Федерального закона №315-ФЗ применяются к правоотношениям, возникшим ранее в соответствии с Федеральным законом №159-ФЗ.

    Поскольку право на получение мер социальной поддержки в виде полного государственного обеспечения в период обучения в КГОУ СПО <данные изъяты> у истицы возникло в ДД.ММ.ГГГГ., и истица продолжает обучение в данном образовательном учреждении, доводы ответчика о том, что Федеральным законом №315-ФЗ обратная сила закона не предусмотрена, в следствие чего он должен применяться к правоотношениям, возникшим с 01.01.2010г., и истица утратила право на получение мер социальной поддержки, являются несостоятельными, как основанные на неправильном толковании закона. При этом разъяснительное письмо Министерства образования и науки РФ, на которое ссылается ответчик в своих возражениях, носит ненормативный характер и в силу несоответствия содержащихся в нем выводов положениям закона, не подлежит применению.

Таким образом, в соответствии с действующей редакцией Федерального закона №159-ФЗ Тютюнникова С.В. имеет право на получение полного государственного обеспечения с 01.01.2010г. до окончания пребывания в КГОУ СПО <данные изъяты>». Отказ ответчика предоставлять ей указанные меры социальной поддержки не соответствует действующему федеральному законодательству. При этом законодательство субъекта, в случае его не соответствия федеральному законодательству, применению не подлежит.

Кроме того, отказ ответчика в предоставлении истице мер социальной поддержки не соответствует также основным принципам государственной социальной политики и конституционным правам истицы.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Конституционный Суд РФ неоднократно указывал в своих решениях, что закрепленные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, определения от 15 февраля 2005 года N 17-О и от 5 марта 2009 N 376-О-П). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

При этом Конституционный Суд РФ в своих решениях, говоря об общем принципе действия закона во времени, указывает на то, что установление правил действия во времени и по кругу лиц новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, должно осуществляться с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод (Определение от 18 января 2005 года N 7-О).

Непризнание за истицей права на предоставление с 01.01.2010г. мер социальной поддержки в соответствии с действующей редакцией Федерального закона №159-ФЗ, поставило бы истицу в неравное положение с другими лицами, относящимися к той же категории, что и она (гражданам из числа детей-сирот), которые продолжают обучение в учреждениях профессионального образования, но ко дню вступления в силу Федерального закона №315-ФЗ не достигли возраста 23 лет, привело бы к дискриминации, неравенству их перед законом и социальной незащищенности истицы, которая в силу своего социального положения нуждается в защите государства, как и другие лица данной категории.

Таким образом, иск Тютюнниковой С.В. подлежит удовлетворению. Отказ ответчика предоставить истице с 01.01.2010г. меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом №159-ФЗ надлежит признать незаконным, обязав ответчика предоставлять истице указанные меры социальной поддержки, начиная с 01.01.2010г. до окончания пребывания в данном учреждении.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы…

Истицей заявлено ходатайство о возмещении ей судебных расходов, понесенных в размере <данные изъяты> руб., оплаченных адвокату за составление искового заявления. Указанные расходы истицы подтверждаются квитанцией к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, выданному кабинетом адвоката ФИО4, и могут быть в соответствии со ст.ст.88,94 ГПК РФ отнесены к судебным расходам истицы. В связи с чем, учитывая результат рассмотрения дела, ходатайство истицы о возмещении ей судебных расходов надлежит удовлетворить, взыскать с ответчика в пользу истицы в возмещение судебных расходов <данные изъяты> руб.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета (Муниципального образования город Славгород Алтайского края) подлежит взысканию также государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб.

     Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

                       Р Е Ш И Л:

    Иск Тютюнниковой <данные изъяты> удовлетворить.

    Признать незаконным отказ КГОУ СПО <данные изъяты> предоставлять Тютюнниковой <данные изъяты> с 01.01.2010г. меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Обязать КГОУ СПО <данные изъяты> предоставлять Тютюнниковой <данные изъяты> меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», начиная с 01.01.2010г. до окончания пребывания в данном учреждении.

Взыскать с КГОУ СПО <данные изъяты> в пользу Тютюнниковой <данные изъяты> в возмещение судебных расходов <данные изъяты> руб.

    Взыскать с КГОУ СПО <данные изъяты> в доход Муниципального образования город Славгород Алтайского края государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.

     Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Славгородский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения. Дата составления мотивированного решения – 06 декабря 2010г.

Судья:                     О.Г. Костогладова

Решение вступило в законную силу